Юный психолог
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему
Главное отличие нового ФГОС – ориентация на развитие личности школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход. Поэтому основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основные акценты нового стандарта:
Чему учить? (обновление содержание)
Ради чего учить? (ценности образования)
Как учить? (обновление средств обучение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_psiholog.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа №49» г. Абаза
Утверждаю: Согласовано:
Директор Зам. директора по
школы__________/Комф Н.В./ УВР_________/Сипкина И.Ф./
«_____»_________2015г. «_____»________2015г.
Рабочая программа
психолого-педагогического сопровождения
ФГОС
«Юный психолог»»
для обучающихся 5,6 класса
Молоковой Жанны Викторовны
Педагог-психолог, I категория
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Главное отличие нового ФГОС – ориентация на развитие личности школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. В основу стандарта заложен системно – деятельностный подход. Поэтому основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Основные акценты нового стандарта:
Чему учить? (обновление содержание)
Ради чего учить? (ценности образования)
Как учить? (обновление средств обучение).
Как научить ученика универсальным учебным действиям, научить учиться, т.е. сформировать способность у ученика к саморазвитию и самосовершенствованию (ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности)? Как развивать у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы? Эти вопросы актуальны для современной школы.
Формирование приемов мышления непосредственно отвечает на один из важнейших вопросов, стоящих перед школой - «как научить детей разумно учиться», «как развить их мотивационно -учебную деятельность».
Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы учащихся должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные опосредованные формы памяти, должны быть сформированы предпосылки к переходу на уровень абстрактного мышления, необходимо обеспечить достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.
Сейчас младшие подростки находятся в возрасте, когда происходит формирование самосознания, становление самооценки, расширение коммуникативной сферы. Также в этот период интенсивно развивается восприятие, внимание, память и мышление. Развитие личности младшего подростка ускоряется и усложняется, при этом естественно возникновение трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Самооценка, которая начинает формироваться в этом возрасте, определяет поведение подростка в обществе. Для формирования адекватной самооценки необходимо:
- научиться принимать себя,
- осознать свою индивидуальность,
- почувствовать себя уверенным и успешным.
Актуальность и новизна программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС «Юный психолог» заключается в содержании программы , которая охватывает весьма широкий круг вопросов. Учитывая возрастные особенности учащихся (10 -11лет), в занятиях используются игровые моменты, дающие возможность межличностного взаимодействия. Умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. На личном опыте дети приобретают навыки и умения понимать свои чувства и свое эмоциональное состояние, а также видят, что дружеское расположение друг к другу улучшают отношения между людьми.
Цель программы: создание условий для осознания учащимися необходимости саморазвития, а также способствующих повышению уровня мотивационно -учебной деятельности посредством познания себя, психических процессов и окружающего мира.
Задачи:
1 Поддерживать и развивать познавательную активность младших подростков.
2. Дать учащимся представление о внутреннем мире человека, о его положении в социуме.
3. Способствовать развитию процессов самопознания, саморазвития, самовоспитания.
4. Развивать творческие способности ,
5. Формировать у обучающихся приемы и способы познавательной, учебной, коммуникативной и других видов деятельности.
Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС «Юный психолог» рассчитана на 13 занятий в объеме 34 часов.
Занятия проходят 1 раз в неделю. Длительность занятий - 45 минут.
Работа осуществляется с помощью ситуативно-ролевых, развивающих игр, упражнений с игровыми элементами, психотерапевтических приемов (вербализация, визуализация, обратная связь, сказкотерапевтические средства), группового обсуждения, дискуссий, беседы, диагностики психических процессов, психогимнастических упражнений, направленных на снижение эмоционального напряжения и раскрепощение обучающихся.
2. Содержание тем программы
I. Введение в психологию
1. Знакомая незнакомка (1 час).
Что изучает психология. Мозг и психика.
2. Методы психологии (2 часа)
Самонаблюдение. Объективное наблюдение. Экспериментальный метод. Естественный эксперимент. Метод тестов. Клуб «Три С».
3. Эволюционное развитие психики (2 часа)
Рефлексы. Элементарная сенсорная психика. Перцептивная психика. Инстинкты. Навыки. Возникновение сознания.
4. Развитие психики ребенка (2 часа)
Возрастные периоды развития психики ребенка. Сензетивные периоды. Роль наследственности, среды воспитания в развитии психики ребенка. Воспитание и самовоспитание. Клуб «Три С».
II. Познавательная деятельность личности
5. Ощущения и восприятие ( 3 часа)
Понятие об ощущениях и восприятии. Чувствительность и пороги. Познавательная роль ощущений и восприятий. Сенсорная депривация. Компенсация. Эмоциональный тон и взаимодействие ощущений. Адаптация. Виды восприятий. Апперцепция и установка. Когнитивный диссонанс. Клкб «Три С».
6. Память (3 часа)
Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека. Качества, виды памяти. Память и личность. Произвольное, осмысленное, механическое, кратковременное и долговременное запоминание. Воспроизведение. Ассоциации. Забывание. Клуб «Три С».
7. Воображение и мышление (4 часа)
Понятие о воображении и мышлении. Представления и их виды. Процессы аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Анализ и синтез. Сравнение. Абстрагирование, обобщение, понятие.
Решение мыслительных задач и творческая деятельность личности. Проблемная ситуация и задача. Эвристическая мыслительная деятельность. Коллективное творчество. Мыслительная деятельность, речь и личность. Клуб «Три С».
8. Внимание (3 часа)
Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Виды. Основные свойства внимания. Внимательность и наблюдательность как черты личности. Клуб «Три С».
III. Личность и ее индивидуальные особенности
9. Личность и ее проявления (3 часа)
Понятие о личности и структуре. Устойчивость и изменчивость личности. Личность и общество. Социальные роли. Личность и общение.
10. Направленность и способности личности (3 часа)
Потребности. Интересы. Склонности. Способности. Способности и выбор профессии.
11. Эмоциональный мир личности (4 часа)
Понятие об эмоциях и чувствах. Стресс и фрустрация. Физиологические основы эмоций. Внешние выражения эмоций. Классификация эмоций. Индивидуальные различия в эмоциональной жизни. Виды эмоциональных состояний. Аффекты и страсти.
12. Характер и темперамент личности (3 часа)
Понятие о характере. Волевые черты характера. Характер и темперамент. Клуб «Три С»,
13. Заключительное (1 час)
Подведение итогов. Ученики о занятиях психологии.
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | Методы работы | |
Лекций | Практик | ||||
I. | Введение в психологию | 7 | 2 | 5 | |
1. | Знакомая незнакомка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, лекция, упражнение с игровыми элементами, обратная связь |
2. | Методы психологии | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, лекция, упражнение с игровыми элементами, визуализация, обратная связь, психогимнастика |
3. | Эволюционное развитие психики | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, лекция, дискуссия, вербализация, визуализация, обратная связь |
4. | Развитие психики ребенка | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, лекция, групповое обсуждение, ситуационно-ролевая игра, обратная связь |
II. | Познавательная деятельность личности | 13 | 4,5 | 8,5 | |
5. | Ощущения и восприятие | 3 | 1 | 2 | Беседа, лекция, ситуационно-ролевая игра, диагностика, вербализация, визуализация, обратная связь |
6. | Память | 3 | 1 | 2 | Беседа, лекция, упражнение с игровыми элементами, диагностика, вербализация, визуализация, обратная связь |
7. | Воображение и мышление | 4 | 1,5 | 2,5 | Беседа, лекция, групповое обсуждение, упражнение с игровыми элементами, диагностика, вербализация, обратная связь |
8. | Внимание | 3 | 1 | 2 | Беседа, лекция, дискуссия, групповое обсуждение, вербализация, диагностика, упражнение с игровыси элементами, обратная связь |
III. | Личность и ее индивидуальные особенности | 15 | 5 | 9 | |
9. | Личность и ее проявления | 3 | 1 | 2 | Беседа, лекция, дискуссия, визуализация, ситуационно-ролевая игра, психогимнастика, обратная связь |
10. | Направленность и способность и личности | 3 | 1 | 2 | Беседа, лекция, групповое обсуждение, вербализация, игровое упражнение, психогимнастика, диагностика, обратная связь |
11. | Эмоциональный мир личности | 4 | 1,5 | 2,5 | Беседа, лекция, ситуационно-ролевая игра, упражнение с игровыми элементами, визуализация, диагностика, психогимнастика, обратная связь |
12. | Характер и темперамент | 3 | 1 | 2 | Беседа, лекция, ситуационно-ролевая игра, психогимнастика, диагностика, визуализация, обратная связь |
13 | Заключительное | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповое обсуждение, вербализация, визуализация, упражнение с игровыми элементами, обратная связь |
Итого: | 34 | 11,5 | 22,5 |
4. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 5-6 классов к концу занятий по данной программе. Предполагается, что обучающиеся:
1. Сформируют знания об эмоциональном мире человека и способах управления им; осознают свои характерные особенности и предпочтения.
2. Поверят в свою уникальность и неповторимость; преодолеют эмоциональные проблемы.
3. Разовьют коммуникативные навыки, научатся замечать индивидуальные особенности других людей.
4. Сформируют внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.
Сроки проведения занятий.
Занятия по программе психолого-педагогического сопровождения ФГОС «Юный психолог» для обучающихся 5-6 классов следует проводить в течение года , начиная с сентября месяца.
Литература
1. Батаршев А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев – М.: Изд-во Центр ВЛАДОС, 2003. – 248с.
2. Григорьева Е.В. Психология общения: Методическое пособие для учителей средних школ / Е.В.Григорьева. – Н. Новгород, 1994. – 55с.
3. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004.
4. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Учебно-методическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков. — М., 1994.
5. Камардина Г.Г. Психологические трудности общения: основы психотехнологии: Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. - 52 с.
6. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
7. Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов // Вестник практической психологии образования. 2009. №2. – C. 85-95.
8. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.
Список
Учащихся , посещающих ВУД ФГОС ООО
Класс | Название объединения курса | № п/п | Список учащихся |
5г | Кружок «Юный психолог» | 1. | Беляева Юлиана |
2. | Богданов Сергей | ||
3. | Волохина Алиса | ||
4. | Гамидов Али | ||
5. | Долженко Матвей | ||
6. | Ехомов Руслан | ||
7. | Зажигаева Олеся | ||
8. | Затула Никита | ||
9. | Зырянов Дима | ||
10. | Козырева Настя | ||
11. | Коптев Богдан | ||
12. | Мальцев Данил | ||
13. | Науман Коля | ||
14. | Новикова Арина | ||
15. | Пашкевич Даша | ||
16. | Петрова Даша | ||
17. | Полякова Света | ||
18. | Склярова Таня | ||
19. | Токмашева Марина | ||
20. | Тургунеков Степан | ||
21. | Шавров Захар | ||
22. | Шестаков Андрей |
Список
Учащихся , посещающих ВУД ФГОС ООО
класс | Название объединения курса | № п/п | Список учащихся |
6в | Кружок «Юный психолог» | 1. | Ампилогова Лена |
2. | Бабарыкина Настя | ||
3. | Дельвер Илья | ||
4. | Дыкса Максим | ||
5. | Евсеев Данил | ||
6. | ЗамотинКмрилл | ||
7. | Игнатко Данил | ||
8. | Кокояков Тимофей | ||
9. | Кошикова Даша | ||
10. | Кудимов Валера | ||
11. | Логунов Матвей | ||
12. | Матвеев Паша | ||
13. | Муратов Гоша | ||
14. | Нефедов Миша | ||
15. | Ринас Сергей | ||
16. | Родионов Данил | ||
17. | Свяженин Данил | ||
18. | Смирнов Дима | ||
19. | Смирнова Лена | ||
20. | Тиунова Маша | ||
21. | Яковлева Вика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Кружок "Юный психолог".
Программа кружка....
"Проект "Юный психолог", как инструмент для личностного роста подростков с ОВЗ".
Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся 9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегриро...
Классный час - беседа с медицинским работником и педагогом психологом "Юные мамы" для учащихся 10-11-х классов
В рамках прививания здорового образа жизни, а также воспитанию высоким моральным ценностям, разговор о случаях ранней беременности и её последствиях совсем не лишний в старших классах. Классный ...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Программа клуба "Юный психолог"
Знакомство с психологией, ее законами и природой предполагает заманчивые перспективы более глубокого понимания себя и других. Программа клуба «Юный психо...