Кружок "Юный психолог".
рабочая программа по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ БГО ООШ №11 _______________ А.В.Карякина | Согласовано Зам. директора по УВР ________________ Н.А.Пищугина | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_____ от ______________ Руководитель ШМО ________________________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЙ ПСИХОЛОГ»
Педагог-психолог: Строкова Т.В.
г. Борисоглебск
2013
Пояснительная записка.
Кружок «Юного психолога» – это курс для учащихся 6-9 классов, разработанный с учётом интересов, потребностей и особенностей подросткового возраста. Ученики получают знания и навыки практической психологии, необходимые для успешной и благополучной жизни, независимо от их будущей профессии.
Занятия проводятся в интересной форме, теоретические знания тут же тренируемся применять на практике с помощью психологических игр, тренинговых упражнений, диагностики и тестирования.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся гуманистического мировоззрения и психологической культуры.
Задачи курса:
- формирование у учащихся системы научных психологических понятий;
- овладение некоторыми методами психологии;
- формирование умения обобщать психологические факты и делать выводы;
- формирование навыков общения;
- способствовать собственному самоопределению учащихся;
- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, развитию, творчеству, активности, психологической культуре, познанию, здоровью.
Программа включает в себя наиболее актуальные на сегодняшний день темы:
- использование психологических знаний в повседневной жизни,
- эффективное общение, язык жестов, конфликтология,
- управление собственными эмоциями,
- характер, темперамент и прочие особенности личности,
- развитие памяти, внимания, мышления и воображения, что очень важно для учёбы в школе,
- самопознание, саморазвитие.
Таким образом, кружок «Юного психолога» позволяет в увлекательной форме овладеть чрезвычайно полезными знаниями и навыками практической психологии, благодаря которым подростки становятся более успешными в учёбе и общении, в целом повышается качество их жизни в настоящем и будущем.
Программа рассчитана на 34 часа при условии проведения 1 занятия в неделю и состоит из лекционно-практических и практических занятий.
Виды занятий:
Лекционно-практические — предназначены для овладения учащимися и осмысления ими на научном уровне основного содержания психологической науки.
Практические — проводятся в форме упражнений, тестов, тренингов и предназначены для овладения учащимися навыками решения задач, связанных с психологией; для полного проявления личности каждого учащегося, необходимого для их самосознания и саморазвития.
Ключевые идеи курса.
1. Каждый человек обладает безусловной ценностью и представляет собой уникальную личность.
2. Основную роль в становлении личности играет ее собственная активность.
3. Цель развития человека — гармоничная личность.
4. Цель развития достижима через самопознание и самосовершенствование.
Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися тестовых работ. Правильные ответы сообщаются учащимся, и на основании этого они имеют возможность оценить себя сами. Кроме того, учащиеся выполнят ряд творческих работ, результаты которых обсуждаются в группах. Таким образом, контроль ориентирован на само- и взаимоконтроль.
Тематическое планирование занятий кружка «Юный психолог».
№ | Тема | Кол-во часов | Тема занятий. | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Что такое психология? | 4 | Общая характеристика психологии как науки. | 1 | |
(ПЗ) Знакомство друг с другом и психологией. | 1 | ||||
Методы психологии. | 1 | ||||
Использование психологических знаний в жизни. | 1 | ||||
2 | Человек как личность. Темперамент. | 11 | Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность. | 1 | |
Структура личности. | 1 | ||||
Индивидуальная характеристика личности. | 1 | ||||
Типы темперамента. Диагностика. | 2 | ||||
(ПЗ) Познание своего внутреннего мира. Определение темперамента. | 2 | ||||
Характер и личность. | 1 | ||||
(ПЗ) Уверенность как свойство характера. | 1 | ||||
Развитие личности в онтогенезе. | 2 | ||||
3 | Эмоции и чувства. | 5 | Роль эмоций в жизни человека. Виды эмоций. | 2 | |
Эмоции и личность. Диагностика эмоций человека. | 1 | ||||
(ПЗ) Эмоциональная регуляция и снятие напряжения. | 2 | ||||
4 | Познавательные процессы | 8 | Ощущение и восприятие. Демонстрация иллюзий восприятия. | 2 | |
Мышление и воображение. Типы мышления. | 2 | ||||
Внимание. Методы диагностики и тренировки внимания. | 2 | ||||
Память. Методы диагностики и тренировки памяти. | 2 | ||||
5 | Межличностное взаимодействие. | 4 | Основные функции общения. Понятие и виды общения. | 1 | |
Вербальное и невербальное общение | 1 | ||||
Понятие дистанции между общающимися. | 1 | ||||
(ПЗ) Конфликты и компромиссы. | 1 | ||||
6 | Подведение итогов. | 2 | Самопознание. | 1 | |
Диагностика результативности. | 1 | ||||
Итого | 34 | 34 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Андреева Г.М. Социальная психология. - Москва: «Аспект Пресс», 1999.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. - Екатеринбург: «Литур», 2001.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - Москва: «Астрель», 2008.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - Москва: «Астрель», 2008.
- ГодфруаЖ. Что такое психология: В 2-х т. Т.1-2. М., 1992.
- Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию. - Москва: «Академия», 2003.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Психология общения. - СПб: «Питер», 2002.
- Майерс Д. Социальная психология. - СПб: «Питер», 2000.
- Петровский А.В. Введение в психологию. - Москва: «Академия», 1996.
- Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1964.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. - Москва: «Прогресс», 1994.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - Москва, 2005.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. - СПб: «Питер», 2001.
- Фромм Э. Иметь или Быть. - Москва: «АСТ», 2000.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - Москва: ИГ «Прогресс», «Ювента», 2000.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: «Питер», 2000.
- Чалдини Р. Психология влияния. - СПб: «Питер», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология личности. Советы психолога.
Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....
Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»
Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...
Научно-практическая конференция по психологии на тему"Психология проведения сестринских манипуляций"
....
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"
Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...