"Проект "Юный психолог", как инструмент для личностного роста подростков с ОВЗ".
методическая разработка по психологии
Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся 9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегрированных уроках по психологии и информатике.
Подростковый возраст является периодом кризиса развития личности, поиска личной идентичности характеризуется обострением внутренних конфликтов.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями испытывают в это время особые сложности.
Если учащиеся смогут вербализовать переживаемые психологические проблемы так, как они воспринимают их сами и проведут самостоятельную работу в сети по поиску информации для их решения, сформулировав рекомендации для себя и гипотетического ровесника с похожими проблемами, это станет эффективным инструментом решения их внутренних противоречий.
В ходе работы учащиеся с ТНР должны осознать, словесно сформулировать переживаемые психологические проблемы и самостоятельно найти инструменты для их преодоления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 25.01 КБ |
Презентация | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Школьный проект
«Юный психолог»
Руководители: Пономарева А.А.,
Герасимова О.И.
Санкт-Петербург
Проект «Юный психолог» представляет собой индивидуальную, творческую межпредметную проектную деятельность учащихся 9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегрированных уроках по психологии и информатике.
Актуальность проекта состоит в том, что подростковый возраст является периодом кризиса развития личности, поиска личной идентичности характеризуется обострением внутренних конфликтов.
Психическое развитие в подростковом возрасте характеризуется обострением противоречий между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни – появления новых психических качеств.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями испытывают в это время особые сложности, связанные со своеобразием развития эмоционально-волевой сферы личности, типичным для данной категории – инфантилизм, задержка формирования личностных структур и др., кроме того, в силу речевого дефекта им трудно вербализовать свои внутренние конфликты и переживания, что важно для их успешного проживания и психологического благополучия личности.
Все эти факторы могут выступать, как источники психологических проблем подростка.
Цель проекта: Помочь учащимся с ТНР осознать, словесно сформулировать переживаемые психологические проблемы и самостоятельно найти инструменты для их преодоления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
- Диагностика психологических проблем учащихся
- Формирование умения соотносить свои эмоциональные переживания с жизненной ситуацией, вербализировать их; самопознание.
- Коррекция эмоциональных проблем и улучшение психоэмоционального статуса учащихся.
- Формирование компьютерной грамотности учащихся – работа в сети Интернет, создание презентации Power point.
- Развитие чувства эмпатии, сопереживания, желания помочь другим людям.
- Повышение самооценки учащихся за счет создания и распространения качественного продукта – психологической презентации.
Гипотеза проекта: Если учащиеся смогут вербализовать переживаемые психологические проблемы так, как они воспринимают их сами и проведут самостоятельную работу в сети по поиску информации для их решения, сформулировав рекомендации для себя и гипотетического ровесника с похожими проблемами, это станет эффективным инструментом решения их внутренних противоречий.
Ожидаемые результаты работы по проекту:
Деятельность по данному проекту будет способствовать разрешению проблем эмоционального и социального развития учащихся.
Оценка результативности работы.
Т.к. содержание проекта индивидуализировано и направлено на самостоятельную проработку учащимися проблемных вопросов, предполагается субъективная самооценка учащимися итогов работы на основе личного восприятия. По окончании работы по проекту рекомендуется провести анкетирование учащихся с помощью листа обратной связи (приложение 1), а также оценить их настроение и самочувствие используя методику экспертного наблюдения (приложение 2).
Описание проектной деятельности и этапы работы:
Работа ведется на уроках информатики после изучения учащимися темы создание презентаций Power point.
- этап: Введение в проект. Педагог –психолог проводит анкетирование по стандартизированной методике Л.А. Регуш «Психологические проблемы подростков». Обсуждается понятие «психологическая проблема».
- этап: Учащимся предлагается выбрать наиболее актуальную, касающуюся их жизни психологическую проблему из предложенного перечня, либо предложить собственную.
- этап: Самостоятельный поиск информации по проблеме в сети Интернет, в. т. ч. – содержание и суть проблемы, опыт других людей, советы психологов по ее преодолению.
- этап: Используя полученную на предыдущем этапе информацию учащиеся создают презентации на соответствующую выбранной проблеме тему, содержащие описание проблемы, советы и рекомендации для ровесников, имеющих схожую проблему. Необходимо сформулировать личные выводы.
- этап: Выступление с презентацией перед одноклассниками и учащимися других классов.* **
- этап: Размещение презентации в сети Интернет. *
*Участие детей в 5 и 6 этапе является сугубо добровольным, т.к. мысль о публичном выступлении перед другими людьми не должна мешать выбрать действительно личную, переживаемую, «реальную» проблему. При желании учащийся может показать презентацию психологу индивидуально и при необходимости получить консультацию.
** В отличие от учебных проектов, в данной работе необходимым условием эффективности является безоценочность суждений, отсутствие критики. Каждое выступление является самоценным и одобряемым, что обговаривается в начале работы. На данном этапе участникам предлагается поощрять друг друга (например – апплодисменты).
Содержание презентации учащегося:
- титульный слайд – название
- информация об авторе
- суть выбранной психологической проблемы
- почему я выбрал эту тему
- цель данной презентации
- что о проблеме говорят психологи
- что о проблеме говорят другие люди
- мои советы и рекомендации ровеснику с похожей проблемой
- мои личные выводы после изучения собранной информации
к каждому слайду нужно подобрать иллюстрации
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Всего часов | В том числе | |
Теоретич. | Практич. | |||
1 | Введение в проект. Выбор темы проекта. (проблемы) | 1-2 | 0,5 | 0,5-1,5 |
2 | Поиск теоретического и практического материала для презентации в Сети. | 2-3 (вт.ч. во внеурочное время) | 0,5 | 3,5 |
3 | Создание презентации. | 2-3 (вт.ч. во внеурочное время) | 0,5 | 2,5 |
4 | Демонстрация проектной работы, рефлексия. | 1-2 | 0 | 1-2 |
Итого: | 6-10 |
Литература:
- Л.А. Регуш «Психологические проблемы подростков» стандартизированная методика. СПб, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012
- Регуш Л.А. Жизненные проблемы как индикатор влияния социума
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., Издательство Владос, 2001.
- Хрестоматия: Возрастная психология. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М., Издательский центр «Академия», 2008
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Юный психолог» - индивидуальная, творческая межпредметная проектная деятельность учащихся 9-10 классов с тяжелыми нарушениями речи на интегрированных уроках по психологии и информатике.
Актуальность проекта - подростковый возраст является периодом кризиса развития личности. Психическое развитие в подростковом возрасте характеризуется обострением противоречий между уже сформированными психическими свойствами и требованиями повседневной жизни – появления новых психических качеств.
проблемы ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Детям с тяжелыми нарушениями речи, в силу дефекта ,трудно вербализовать свои внутренние конфликты и переживания, что важно для их успешного проживания и психологического благополучия личности.
Гипотеза проекта : Если учащиеся смогут вербализовать переживаемые психологические проблемы так, как они воспринимают их сами и проведут самостоятельную работу в сети по поиску информации для их решения, сформулировав рекомендации для себя и гипотетического ровесника с похожими проблемами, это станет эффективным инструментом решения их внутренних противоречий.
Цель проекта : Помочь учащимся с ТНР осознать, словесно сформулировать переживаемые психологические проблемы и самостоятельно найти инструменты для их преодоления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Описание проектной деятельности и этапы работы: Введение в проект. Анкетирование: « Психологические проблемы подростков». Обсуждается понятие «психологическая проблема». Ф ормулирование проблемы. Самостоятельный поиск информации по проблеме в сети Интернет. Создание презентации. Выступление с презентацией Размещение презентации в сети Интернет.
Ожидаемые результаты работы по проекту: Деятельность по данному проекту будет способствовать разрешению проблем эмоционального и социального развития учащихся.
Оценка результативности работы. Содержание проекта индивидуализировано и направлено на самостоятельную проработку учащимися проблемных вопросов, предполагается субъективная самооценка учащимися итогов работы на основе личного восприятия.
Содержание презентации учащегося: титульный слайд – название информация об авторе суть выбранной психологической проблемы почему я выбрал эту тему цель данной презентации что о проблеме говорят психологи что о проблеме говорят другие люди мои советы и рекомендации ровеснику с похожей проблемой мои личные выводы после изучения собранной информации
Спасибо за внимание! Желаю вам творческих и профессиональных успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как условие личностного роста учащихся
Творческая работа педагога - обобщение опыта использования метода проектов при изучении химии....
Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)
Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и способствующего их дальн...
КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ И ИХ ПОДГОТОВКИ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ И ДИАЛОГУ КУЛЬТУР
Возможности клуба интернациональной дружбы для личностного роста учащихся и приобщению их к диалогу культур...
Занятия (план+презентация) по РП "Сопровождение личностного роста детей и подростков"
Представлены варианты проведения занятия в рамках рабочей программы "Сопровождение личностного роста детей и подростков". Данная программа имеет профилактическую и коррекционную напра...
Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога
Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...
«Тренинг личностного роста для подростков»
Содержание Тест «Самооценка» …………………………………………………&helli...
«Тренинг личностного роста для подростков»
Содержание Тест «Самооценка» . 3 Задание 1. «Что значит «Я»? «Я» бывают разные!» 5 Задание 2. «Я – реальное, «Я» – и...