Классный час - беседа с медицинским работником и педагогом психологом "Юные мамы" для учащихся 10-11-х классов
классный час (10, 11 класс) на тему

Жукова Ольга Андреевна

В рамках прививания здорового образа жизни, а также воспитанию высоким моральным ценностям, разговор о случаях ранней беременности и её последствиях совсем не лишний в старших классах.  Классный час "Юные мама" при участии педагога -психолога и медицинского работника имеет следующие цели и задачи:

Цель: способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни,  благополучию и счастью в семье.

Задачи:

  • Познакомить студентов с физиологическими, психологическими и социальными проблемами ранней беременности.
  • Формировать умение самостоятельно анализировать проблемные ситуации, которые возникают в подростковом возрасте.
  • Выявить и обсудить причины ранней беременности.
  • Профилактика ранних половых связей и беременности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_mamy.docx57.22 КБ

Предварительный просмотр:

Форма: круглый стол

Цель: способствовать формированию у подростков ценного отношения к здоровому образу жизни,  благополучию и счастью в семье.

Задачи:

  • Познакомить студентов с физиологическими, психологическими и социальными проблемами ранней беременности.
  • Формировать умение самостоятельно анализировать проблемные ситуации, которые возникают в подростковом возрасте.
  • Выявить и обсудить причины ранней беременности.
  • Профилактика ранних половых связей и беременности

Оснащение: мультимедийная установка

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Вступительное слово  

Учитель:  Доброе утро, уважаемые гости! Сегодня мы с вами поговорим о великом предназначении женщины – материнстве и о проблемах, которые связаны с этим предназначением. Каждый из нас знает, что девочка, рожденная на планете Земля, в будущем призвана стать матерью, продолжательницей рода человеческого. Так было, есть и будет. И начать наш классный час хочется словами Пьера Бомарше, обращенными к нашим милым девушкам, 
«Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно».

Ученица читает стихотворение С. Острового (слайд 2)

Есть в природе знак простой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!

Учитель : Действительно, женщина – прекрасное творение природы, она олицетворяет собой начало жизни, любовь, счастье на Земле. А можете ли вы представить себе мать, которая хочет причинить зло своему ребенку? Наверное, нет, ведь нормой для нас матерей, стало бескорыстное самопожертвование во имя своего ребенка. Однако участились случаи, когда матерями становятся совсем еще юные женщины в 13-14 лет, которым впору играть с куклами, а не воспитывать ребенка; участились случаи прерывания беременности юными мамами, а сколько брошенных детей в детских домах, сколько случаев гибели брошенных детей на улице!

«Мама, я беременна…» – растирая сопли и глотая слёзы, дрожащим голосом говорит девочка-школьница. Она еще вчера играла в куклы, а сегодня взрослая жизнь сыграла с ней жестокую шутку. Даже в страшном сне матери не хотели бы видеть своих дочерей в такой ситуации. Но такое случается сплошь и рядом. Почему так происходит? Как уберечься от такой проблемы как ранняя беременность? Попробуем разобраться.

Как известно, хорошо все то, что происходит вовремя. (слайд 4) 
Ранней беременностью (ее еще называют подростковой) принято считать состояние беременности у девочек-подростков 13-18 лет. Именно в этом возрасте у девочки идет гормональная перестройка организма, когда она «уже не девочка, но еще не женщина», Конечно, в некоторых  странах Африки или Азии ранняя, по нашим меркам, беременность может восприниматься обществом вполне нормально, но кто в этих странах придает значение шокирующим показателям детской смертности, в том числе во время родов? В конце концов, в наших, европейских широтах нет острой необходимости пораньше рожать много детей-помощников в сельскохозяйственных работах, например, для возделывания плантаций риса, как это было в древнем Китае. А раннюю беременность девочки-подростка не станут считать благословением небес, как это происходит в некоторых африканских деревнях.

В развитых странах большинство подростковых беременностей являются незапланированными и, как следствие, в 70% случаев заканчиваются абортами, причем на поздних сроках, 15% – выкидышами и только 15% приходится на роды. Почему же сейчас, в наш информационный век, существует проблема ранней беременности? Основная причина – отсутствие или недостаточное половое воспитание подростков. Мало кто всерьез задумывается о последствиях беременности несозревшего организма, а их множество.

Учитель : Принято считать, что трагедия подростковой беременности в том, что весь мир (и в первую очередь родители и общество) отворачивается от юной беременной. Но на самом деле этот "мир" отворачивается от девочки гораздо раньше, и если хотите, беременность часто бывает именно следствием этого, а не причиной. Вот несколько наиболее типичных ситуаций:

"РИСКОВАННОЕ" ПОВЕДЕНИЕ. Часто беременеют девочки, которые "связываются с плохой компанией". Но попадает подросток в такие компании опять же оттого, что, став в семье и обществе одиноким и отвергнутым, начинает, во-первых, искать "понимания" где только можно, а во-вторых, бессознательно выбирать наиболее рискованный (или как еще говорится – суицидально направленный) тип поведения. И девочке, проводящей время в таких компаниях, вроде бы уже и не до сохранения своего здоровья и своей жизни. Поэтому она особо не заботится о последствиях подобного общения…

БЕРЕМЕННОСТЬ "ЗАПЛАНИРОВАННАЯ". Как правило, девочка стремится решить таким способом собственные психологические проблемы. В частности, утвердить собственную ценность (никто меня не любит, ну так я себе ребеночка рожу, он меня будет любить) или выразить протест против безудержной сверхопеки родителей, которые свою дочь, опять же, психологически не слышат (мама, ну как еще доказать тебе, что я уже взрослая и хватит меня воспитывать?) Понятно, что диалог с использованием подобных методов неконструктивен, к тому же факт беременности такой девочки – доказательство не "взрослости", а скорее инфантильности (она еще не повзрослела настолько, чтобы думать о последствиях своих действий и ответственности за них…).

ИЗНАСИЛОВАНИЕ. Надо заметить, что большую часть таких изнасилований совершают не маньяки, а друзья и знакомые (иногда мамины). Но даже если девочка-подросток стала жертвой нападения незнакомца – то опять же, почему она оказалась, к примеру, одна на улице в поздний час? Ее выгнали из дома или она сама сбежала от своего "домашнего уюта"? Или родителям изначально безразлична судьба дочери, и они не обучили ее основам безопасного поведения? К тому же после факта насилия не были приняты необходимые профилактические меры – во многом потому, что девочка так или иначе не смогла рассказать родителям о том, что с ней произошло…

БЕРЕМЕННОСТЬ ПО НЕВЕДЕНИЮ. Нередко даже в наш просвещенный век девочки на самом деле не ведают, что творят. Часто рассчитывают на "более опытного" партнера, особенно если ей 14, а ему аж 16… А будучи предоставлена в этом вопросе сама себе, девочка окажется неспособной подобрать эффективные средства контрацепции, не свяжет с прошедшей близостью сбои в месячных, а увеличение талии сочтет признаком необходимости сесть на диету… Поэтому "упущенные" подростковые беременности – это результат отсутствия качественного, продуманного сексуального воспитания, и в том числе возможности грамотных диалогов на эту тему в семье.

Медсестра : Проблемы здоровья при ранней беременности. 
Основная проблема заключается в том, что тело молодой женщины не готово физически вынашивать ребенка в таком юном возрасте.
Подросток находится в смятении, не знает, прекратить ли беременность или продолжать. Если девочка решается на аборт, она должна понимать, что в последствии, могут возникнуть гинекологические проблемы, вплоть до бесплодия. Если она решает рожать, то подвергнет себя серьезному испытанию, ведь в неокрепшем организме молодой женщины начнут происходить многочисленные сложные изменения, которые способствуют внутриутробному развитию плода, готовят организм к родам и грудному вскармливанию.
Организм беременной женщины начинает накапливать строительный материал для растущего организма: азот (для синтеза белка), жиры (для формирования тканей плода), железо (для образования крови), калий (для работы сердечной мышцы), магний, кобальт, медь. А это все – дополнительная нагрузка на организм будущей матери. Также при беременности значительно усиливается работа сердечно-сосудистой системы, что, в свою очередь, заставляет работать в усиленном режиме печень и почки.

Неподготовленный организм просто может не справиться со столь сложной задачей, как вынашивание и роды здорового ребенка. Вес ниже нормы у младенцев или младенцы с врожденными дефектами – общий печальный результат беременности подростка.

Риск для беременного подростка:

  • анемия (снижение концентрации гемоглобина в крови);
  • гипертония (повышенное артериальное давление);
  • токсикоз;
  • преэклампсия (поздний токсикоз),
  • недостаточное прибавление веса во время беременности (из-за плохого питания, нездорового образа жизни);
  • предлежание плаценты (из-за недостаточного уровня гормонов);
  • выкидыш;
  • преждевременные роды;
  • осложнения в течение родов – непроходимость плода, разрешение кесаревым сечением (из-за клинически узкого таза).
  • недоношенность (чем раньше рождается ребенок, тем выше риск развития проблем со зрением, пищеварением, дыхательной системой, общим развитием организма);
  • маловесность новорожденного (2,5-1,5 кг);
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • большая вероятность искусственного вскармливания (из-за недостаточной мотивации мам-подростков);
  • предрасположенность к отставанию в умственном и физическом развитии.

Педагог-психолог : Психологическая проблема ранней беременности

Не менее важной является и психологическая проблема ранней беременности. Узнав о своем положении, молодые девушки испытывают шок и пребывают в панике. Психологи говорят, что обычной реакцией является чувство вины, гнев и нежелание признать случившееся. Это приводит к опасным последствиям, ведь девочка может остаться без необходимой и своевременной медицинской помощи.

Зачастую, беременным девочкам не с кем поделиться своими переживаниями, они замыкаются в себе, часто бывают подавлены, ощущают вину и страх.
Это неудивительно, ведь происходит резкий переход из детства во взрослую жизнь, девочка сталкивается с первым серьезным решением в своей жизни. Причем принять важное решение нужно ей самой, молодые отцы, обычно, сразу перестают быть «крутыми парнями» и предпочитают уйти в сторону.

Педагог-психолог: Социальная проблема ранней беременности

Даже в самом прогрессивном обществе беременные подростки часто сталкиваются, как минимум, с осуждением. Девочка часто остается один на один со своей проблемой, боится признаться даже родителям. К тому же, чаще ранняя беременность происходит у детей из неблагополучных семей, когда между родителями и детьми нет нормальных отношений, не говоря уже о каком-то воспитании. Кроме того, забеременев, девочка вынуждена бросить школу или совмещать материнство с обучением, что в большинстве случаев нереально. Нехватка образования «ставит крест» на дальнейшей самореализации девочки, у нее практически нет шансов получить хорошую работу, сделать карьеру. Нет хорошей работы – значит, нет достаточного количества денег, что, в свою очередь, толкает молодую мать на преступления. Беззащитность часто приводит к насилию в семье, безысходность подталкивает к алкоголизму и употреблению наркотиков. Такие женщины, зачастую, повторно беременеют, не достигнув и 20 лет. А их дети, в свою очередь, оказываются никому не нужными и пополняют дома малютки.

Если это случилось. Что делать?

Ученица: Таким образом ситуация ранней беременности вполне может быть названа экстремальной (особенно если девочка вынуждена принимать решение в одиночку). И тут, как в случае любой опасности, можно дать четкие рекомендации: что и как следует делать.

1. При подозрении на беременность надеяться, что все рассосется, как известно, бессмысленно. Лучше обратиться к врачу. 
2. Если девочка столкнется с тем, что специалисты к ней в принципе относятся несерьезно, читают мораль, стыдят, унижают и т.п., она вполне может обратиться в один из кризисных центров, где работают по этой проблеме. 
3. Если беременность подтверждена, то судьбу ее следует решать комплексно. Очень полезно выяснить мнения не только гинеколога, но и других специалистов. Но даже самые объективные консультанты все равно наверняка не сойдутся во мнениях! Каждый будет приводить свои аргументы. И задача девочки – все выслушать, а потом взвесить все "за" и "против" и хорошенько подумать самой.
4. При учете всех мнений нужно постараться исключить из "списка экспертов" тех, кто, не являясь профессионалом в данной области, может откровенно "надавить" и заставить принять не самое адекватное решение. Это могут быть подруги, родственники и т.п.

Обсуждение вопроса: «Если это случилось. Что делать?»

(Учитель : Итак, можно подвести итог нашему обсуждению: при благополучном исходе, когда молодые люди готовы к созданию семьи и родители их поддерживают – это заканчивается браком; при менее удачном исходе, когда молодой человек не готов к дальнейшей совместной жизни, а родители поддерживают дочь в желании стать матерью или настаивают на сохранении беременности, то в итоге – мать-одиночка; при ситуации, когда родители и молодой человек против, девушка хочет сохранить беременность, она станет матерью – одиночкой, но уже без поддержки близких; и самым  печальным вариантом ответа на этот вопрос является – аборт.

Стихотворение (читают ученики )

Александр Танский

О неродившемся ребёнке

Я извлечён врачом был острой ложкой
В кровавой жиже.
Я так хотел пожить ещё немножко...
А вдруг бы выжил?
Хотел на свет взглянуть, увидеть небо.
Оно какое?
Зачем я был убит вот так нелепо
Твоей рукою?
Лежу в тазу, размазанный комками
С густою кровью.
А я хотел хоть раз прижаться к маме,
Согреть любовью.
Я знаю, что меня ты не желала –
Я был обузой.
В свои шестнадцать ты ещё не знала
Такого груза.
Ты так хотела с этим парнем слиться –
Любовь безбрежна.
Но знала то, что должен появиться
Я неизбежно.
И вот лежишь ты в освещённом зале
В тиши больницы.
Уж приговор врачи мне подписали –
Мне не родиться.
Лежу в лотке я — крохотный комочек,
Всего пять граммов...
Немой вопрос, застывший между строчек:
ЗА ЧТО ЖЕ,МАМА?!!

Учитель:  Девушка, узнав о своём состоянии, подчас в страхе перед родителями любыми способами  пытается избавиться от беременности, исключить столь нежелательные последствия. А это может привести и к смертельному исходу. А иногда, случается и так, что, выносив ребёнка, нерадивые мамы пытаются избавиться от него всеми путями. Так чаще всего «ненужных» детей оставляют в роддоме или подбрасывают в детдом. Горе раскаявшихся матерей можно видеть в художественной литературе и документальных фильмах. 
Медицинский аборт никогда не гарантирует полной безопасности, что в последствии приводит к большим проблемам в семье, ставив под угрозу  личное счастья девушки. Угрызения совести, нравственное падение, эмоциональная безысходность и, в конце концов, одинокая старость – всё это становится последствием нежелательной беременности в раннем возрасте.

Печальные истории маленьких мам

Юные мамы. Непростые истории маленьких женщин

юная мама

История Алисы: «Я стала мамой в пятнадцать…».

Алиса вышла из кабинета в просторный коридор. Она никак не могла согреться после ультразвука, как будто живот еще был покрыт вязким прозрачным гелем. Перед глазами стояла картинка с монитора — нечеткое изображение ее ребенка. Она хотела посидеть, перевести дух, но времени не было — девочка опаздывала в школу…

«Ненужная» жизнь

Таким юным будущим мамам, как Алиса, врачи не советуют делать аборт: слишком велик риск того, что ребенок, который был ошибкой, станет первым и последним.

Многие девочки, опасаясь последующих осложнений, все — таки вынашивают малышей, зная, что после родов никогда не возьмут их на руки. Молодые мамы сами подписывают разрешение на то, чтобы их детей усыновили.

Но трудный путь длиной в девять месяцев проходят далеко не все.

И очереди на аборты растут — прежде всего из — за страха. Одни боятся родительского гнева. Другие стремятся всеми силами удержать «любимого», который, узнав о нешуточных последствиях своих действий, решил притвориться случайным прохожим. Третьи не хотят ловить на округлившейся фигуре косые взгляды.

Можно ли осуждать девочек, которые вряд ли даже понимают, что боль внизу живота — это последний «крик» неродившегося человечка?

К тому же зачастую подросткам даже не с кем поговорить о том, что их волнует в период полового созревания. Взрослые как будто боятся услышать от них «личные» вопросы и надеются, что сыновьям и дочкам, чтобы во всем разобраться, хватит уроков анатомии.

Нередко получается, что за стеснение родителей дети платят своими судьбами. А запретность темы делает для девочек очевидным то, что с ребенком им домой лучше не возвращаться. И чаще всего они, увы, правы.

«Не знаю, как, но мама сразу догадалась, что я беременна, — рассказывает Алиса. — Она долго молчала, а потом схватила со стола тарелку и бросила ее на пол, так что осколки поцарапали мне ноги. Она кричала, что я ее опозорила, что она в девятом классе и думать о мужчинах не смела. И что если я немедленно не избавлюсь от ребенка, она не желает меня больше знать»…

Но Алиса не поехала в больницу, где мамин знакомый врач должен был за полчаса решить ее «маленькую проблему». Девочка собрала кое — что из одежды в школьный рюкзак и долго стояла в подъезде, прислушиваясь к своим ощущениям. Она пыталась уловить движение жизни, которую носила в себе уже восемь недель.

Алиса понимала, что, кроме нее, этот ребенок никому не нужен: ни ее однокласснику, который уже месяц с ней даже не здоровался, ни тем более матери, прекрасно знающей, каково это — воспитывать детей без мужчины. Но именно из — за этой несправедливости девочка не могла позволить врачу забрать у нее эту «ненужную» жизнь. Там, на грязной лестничной клетке, Алиса приняла первое взрослое решение — сохранить малыша.

«Это — мой сынок»

Некоторое время Алиса жила у подруги, родители которой пожалели молодую маму, но для себя решили, что будут внимательнее следить за своей дочерью.

Школу девочка решила не бросать, и Она знала: академический отпуск ей не дадут. Однако как бы ни было трудно беременной по шесть часов в день сидеть за партой, гораздо сложнее ей давалось общение с ровесниками и учителями. Первые сторонились ее, как будто она внезапно повзрослела на два десятка лет. Вторые — беззастенчиво ее обсуждали в присутствии других учеников, которые не стеснялись передавать сказанное по цепочке. Девочка сжимала кулаки, но продолжала ходить на уроки.

Даже когда по утрам ее стала мучить тошнота, она вежливо поднимала руку и тихонько выходила из класса, чтобы спустя пять минут вернуться побледневшей и растрепанной и продолжить внимательно слушать учителя.

Иногда насмешники доводили Алису до тихих истерик. К сожалению, в школе не было уголка, где она могла поплакать в одиночестве. Поэтому она отворачивалась к окну и изо всех сил пыталась сдержать слезы. И у нее получалось — до того дня, когда на урок пришли родители отца ее будущего ребенка…

Нетрудно было догадаться, от кого отличница Алиса ждет малыша. К слову, психологи утверждают, что именно такие девочки становятся самыми заботливыми несовершеннолетними мамами. Они же чаще всего позволяют ребенку появиться на свет. Но именно им, воспитанным консервативными родителями, сложнее пережить то, что выпало на долю Алисы.

Узнав, что их сына наградили «лаврами» отца, отказавшегося от ответственности, родители футболиста Игоря решили перед всем классом «разоблачить дрянную девчонку», которая испортила их мальчику репутацию. Пока учительница не вывела пару из кабинета, они успели обозвать Алису шлюхой и потребовали ее исключения из школы за непристойное поведение.

Всем было весело, и только будущая мама сидела молча и плакала. Она пыталась понять, как долго будет платить за единственную ошибку…

Алисе помогла мама, которой понадобилась неделя, чтобы смириться с положением дочки и попросить ее вернуться домой. «Вместе вырастим», — крепко обняла она свою девочку.

Так же сильно мама Алисы сжимала ее руку, когда спустя несколько месяцев наблюдала за родами дочери. Как обычно бывает у несовершеннолетних мам, сын Алисы родился абсолютно здоровым.

Молодая и взрослая мамы с трудом дождались, когда Алиса окончит школу и сможет найти работу. Маленькому Вадюше уже исполнилось два. Те, кто не видел, как Алиса вынашивала малыша, называют ее заботливой старшей сестрой. В ответ она гордо отвечает: «Это мой сынок».

Но никому, даже маме, она не рассказала, что почувствовала когда — то, выйдя из холодного подъезда в неизвестность.

В Колумбии девушка, у которой после окончания школы еще нет детей, вызывает недоумение. А самой юной местной маме всего девять лет. Во многих европейских странах несовершеннолетние родители получают ежемесячное пособие в 600 евро. У нас беременные школьницы, решившие сохранить ребенка, надеются прежде всего на семью. Но не всем везет так, как Алисе…

История Евгении

…Евгении сейчас шестнадцать. Школу она не закончила — после родов пришлось пойти работать. Днем она моет посуду в столовой, а вечером возвращается в бабушкину крохотную квартиру, где ее ждет маленькая Анечка.

За смену Женя перемывает несколько сотен тарелок. Работа идет легко — мысли молодой мамы заняты доченькой, за которой в это время присматривает Анечкина прабабушка.

Если бы три года назад Евгения думала о будущем, она вряд ли представила бы себе такую картину. Но судьба решила за нее. Впрочем, можно ли назвать судьбой двух мужчин, которые подкараулили ее осенью в темном подъезде? Женя настолько испугалась, что не смогла даже позвать на помощь, а потом — вспомнить нападавших. Она до сих пор силится представить их лица, но перед глазами всплывает только грязный пол, который она часто видит в кошмарах.

Рассказать о нападении Жене было некому. Ее мама умерла от цирроза печени, а отец отбывал очередной срок за воровство. Девочка жила с бабушкой, которая вряд ли смогла бы справиться с мыслью, что ее внучку изнасиловали.

Когда Женя поняла, что ждет ребенка, отчаяние переполнило сосуд ее переживаний. От слез ей больше не становилось легче, и она решила прекратить цепочку испытаний.

По крыше пятиэтажного бабушкиного дома гулял ветер. Женя подошла к краю и посмотрела вниз. Она никогда не боялась высоты, и тогда ей просто хотелось, чтобы боль прекратилась. А потом… на крышу стал медленно опускаться первый снег.

«Я, вдруг поняла, что могу больше никогда этого не увидеть, — вспоминает Евгения. — А могу родить ребенка и дать ему все, чего не было у меня».

Женя рассказала обо всем бабушке. К ее удивлению, пожилая женщина как будто уже знала о том, что произошло. Она пообещала помогать внучке, какое бы решение девочка ни приняла. Правда, со временем здоровье стало подводить пожилую женщину. И все чаще она видит внучку и правнучку в больнице, когда те ее навещают. А врачи лишь удивляются, насколько ответственной может быть несовершеннолетняя девочка. Но Евгения — не исключение.

История Наташи

Беременность шестнадцатилетней Наташи не была для нее неожиданностью, но стала неприятным сюрпризом для ее женатого «парня» Олега Викторовича. Разумеется, говоря девочке, что от развода его удерживают только дети, тридцатипятилетний кавалер лукавил. Увы, Наташа поняла это уже после того, как он сменил номер телефона, а в женской консультации ей сказали, что аборт на поздних сроках считается убийством.

Родители плакали, кричали и клялись найти того, кто опозорил их дочь. Но, как и Наташе, им этого сделать не удалось. И тогда они… начали готовиться к рождению внука.

Экзамены Наташа сдавала на восьмом месяце беременности, а ее одноклассницы, округлив глаза, показывали своим родителям ее фото в школьном альбоме. Сама молодая мама, глядя на них, шутила: «По крайней мере, я могу не надевать каблуки на выпускной».

О своих чувствах Наташа в период беременности говорила мало. Пока ее подруги бегали на дискотеки, она гуляла в парке одна. Зато когда родился малыш, четырехкилограммовый богатырь с мамиными глазами, она держала на руках завернутый в пеленки живой сверточек и, забыв обо всех потерянных возможностях, плакала от счастья.

О чем вы думаете, когда видите беременную школьницу или юную маму с коляской? Я — о том, что материнство — это радость в любом возрасте. Однако чтобы несовершеннолетние девочки не считали его наказанием за свою ошибку, чтобы и у них росли не потерянные, а счастливые дети, нам нужно посмотреть на юных мам по — другому. Как на женщин, заслуживающих уважения и, как никто другой, нуждающихся в нашей поддержке..

Хотелось бы закончить наш классный час словами Авроры Дюпен «Мы не можем вырвать из нашей жизни ни одной страницы, но можем бросить в огонь всю книгу.»

Литература:

1. Байер К. Шейнберг Л., Здоровый образ жизни: Пер с англ. – М: Мир.1997
2.  
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М .: Рос. педагенство,1996.
3. 
Ижевский П.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.10-11 классы, М. Просвещение, 2001
4. 
Собкин В.С., Кузнецова Н.И. Российские подростки 90-х: движение в зону риска: Аналитический доклад – М., 2000.
5. 
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний 9-11 класс М. издательство АТС 1999
6. 
ШептенкоП.А. Роль родителей в подготовке молодежи к семейной жизни .– Барнаул.1988
7. сайт 
www.sympaty.net  – Красивая и Успешная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нужна ли математика медицинскому работнику?

Доклад подтверждает важность и нужность математики людям всех специальностей, в том числе  и медицинскому работнику,...

"Я забыть никогда не смогу" (Подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны посвящается...)

Внеклассное мероприятие-экскурс в прошлое «Я забыть никогда не смогу…» разработано в соавторстве с Сарычевой Е. Ю. (заместителем директора по ВР) и Сидоровой О. В. (педагогом - организатором), ...

"Я забыть никогда не смогу" (Подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны посвящается...) (презентация, часть 1)

Мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию - экскурс в прошлое "Я забыть никогда не смогу..." создана в соавторстве с Сарычевой Е. Ю. и Сидоровой О. В....

"Я забыть никогда не смогу..." (Подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны посвящается...) (презентация, часть 2)

Мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию - экскурс в прошлое "Я забыть никогда не смогу..." создана в соавторстве с Сарычевой Е. Ю. и Сидоровой О. В....

Интегрированный урок математики и биологии в 5 классе с привлечением медицинского работника "Измерение углов. Сколиоз позвоночника".

Цели интегрированного урока математики и биологии в 5 классе   "Измерение углов. Сколиоз позвоночника" предусматривают: закрепление умений пользоваться транспортиром для измерения углов, формиров...

Классный час-беседа для учащихся 5 класса "Мир, в котором мне тепло"

Классный час-беседа для учащихся 5 класса "Мир, в котором мне тепло"...