ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ,
статья по психологии на тему
ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Владимировна Кузьмичева
педагог-психолог МАОУ «СОШ№2»
г. Заводоуковск Тюменской области
ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ,
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
В I четверти 2012-2013 учебного года психолого-педагогической службой МАОУ «СОШ№2» было проведено исследование уровня актуального развития, мотивационной направленности, эмоционального состояния обучающихся первых классов, цель которого получить информацию об актуальном уровне развития обучающихся первых классов.
При анализе данных диагностики отмечаю, что у обучающихся первых классов требуют развития функции умения действовать по правилу, мелкая моторика, общие интеллектуальные возможности, мотивация учения
Комплектую группы по коррекции мыслительных операций, по развитию социального интеллекта и повышению уровня социализации
Планируя психологическое сопровождение учитываю индивидуальные, возрастные, психологические особенностей обучающихся. Составляю коррекционные программы по преодолению выявленных трудностей. В своей работе использую коррекционно - развивающие программы Д.А. Глазуновой «Психология. Развивающие занятия. 1, 2 класс» и В.Н. Карандашевой, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой «Курс комплексного развития младшего школьника». Программы адаптированы к условиям образовательного учреждения. Данные программы направлены на развитие мыслительных операций, социального интеллекта и предусматривают:
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения. На подготовительном этапе разработана программа коррекционной работы ОУ.
-разработку индивидуальных траекторий развития детей;
- применение различных форм, приёмов, методов коррекции (сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами сказкотерапии, арт-терапии, психодиагностические процедуры, наблюдения и др.)
Психологическое сопровождение включает в себя решение следующих задач:
— выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Эффективность психологического сопровождения выражается в повышении уровня развития готовности к обучению, развитии социального интеллекта, увеличении уровня способности обучающихся действовать по правилу.
Приложение 1
Программа
«Курс комплексного развития младшего школьника»
Общая характеристика программы
Программа разработана В.Н. Карандашевым, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой и адаптирована к условиям образовательного учреждения.
Актуальность программы: Занятия выступают как психологическое сопровождение естественного развития школьников. В личностно ориентированном подходе занятия выступают, как система знаний, направленных на успешную адаптацию и развитие учащихся. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личное самопонимание и развитие учащихся, составляет основной аспект программы.
Цель программы: повышение психологической культуры школьников, их интеллектуальное и личностное развитие.
Основные задачи:
- Первоначальное знакомство с миром психологических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
- Изучение ощущений и восприятия, развитие соответствующих способностей;
- Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
- Изучение памяти, методов и упражнений для её развития;
- Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
- Изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
- Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
- Изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
- Изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.
Участники коррекционной программы: учащиеся 1 классов, имеющие трудности в адаптации к школьному обучению, и трудности в обучении.
Сроки реализации образовательной программы: учебный год
Программа рассчитана на 33 занятия в год (с сентября по май, 1 час в неделю)
Основные виды деятельности:
- Обсуждение
- Практические упражнения
- Игры
- Элементы психологического тренинга.
Предполагаемые результаты:
Для педагога- психолога- эффективность программы выражается достижением поставленных целей и задач
Для обучающихся – эффективность программы выражена положительной динамикой в развитии интеллектуального развития, повышением уровня адаптации к школьному обучению, развитие эмоционального мира обучающихся, развитии эмпатии.
Основные этапы работы
- Подготовительный
- Первичная диагностика
- Коррекция типового плана и содержания работы;
- Реализация коррекционно - развивающих мероприятий;
- Заключительная диагностика
- Оформление результатов работы.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цель | |
1-й год обучения | |||
Что изучает психология(1 час) | |||
1. | Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека. Мир фантазии. | Раскрыть понятия « психология», «чувства» | |
Уроки общения(10 часов) | |||
2. | Жесты. Мимика. | Познакомиться со способами человеческого общения: речевыми, мимикой, жестами | |
3. | Внимательность и наблюдательность по отношению к окружающим людям | Научить, как при помощи наблюдений распознать состояние человека. | |
4. | Законы общения | Научить слушать собеседника | |
5. | Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх, отвращение, радость, горе, гнев | Раскрыть понятие « эмоции» | |
6. | Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения | Познакомить со способами диагностики настроения через цветопись настроения. | |
7 . | Внимание к окружающим. | Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих. | |
8 . | Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности. | Раскрыть понятия «темперамент», «характер», «способности» | |
9. | «Волшебные слова». | Познакомить с группами слов вежливого обращения. | |
10. | Моя семья. | Обсудить культуру поведения и распределения обязанностей в семье | |
11. | Умеем ли мы общаться (обобщение знаний по теме « Уроки общения») | Повторить изученные понятия; отработать практические способы человеческого общения и вежливого обращения. | |
Мышление(4 часа) | |||
12. | Что такое мышление. | Раскрыть понятие «мышление» | |
13. | Образ. Образное мышление | Раскрыть понятия «образ», «образное мышление» | |
14. | Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами | Дополнить знания о понятии «образное мышление», его разновидностях | |
15. | Абстрактное мышление | Раскрыть понятие «абстрактное мышление» | |
Восприятие (10 часов) | |||
16. | Восприятие и ощущение | Закрепление понятия «восприятие», «ощущения» | |
17. | Восприятие величины, формы цвета | Раскрыть приёмы восприятия величины, формы, цвета | |
18. | Восприятие пространства: размер, направление, расстояние | Раскрыть приёмы восприятия пространства | |
19. | Восприятие движения | Раскрыть приёмы восприятия движения | |
20. | Восприятие времени | Раскрыть приёмы восприятия времени | |
21. | Игры на развитие ощущений и восприятия | Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия | |
22. | Кругозор | Раскрыть понятия « иллюзии восприятия» | |
23. | Правила восприятия материала | Раскрыть правила восприятия материала | |
24. | Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности | Закрепить понятие «наблюдательность» | |
25. | Обобщающее занятие по теме « Восприятие» | Закрепить понятия «восприятия», «ощущения» | |
Память (9 часов) | |||
26. | Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учёбе | Раскрыть понятие «память», роль память в жизни человека. | |
27. | Зрительная память | Раскрыть понятие «зрительной память» | |
28. | Запоминание через оживление | Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин | |
29. | Слуховая память. Слуховые представления при запоминании | Раскрыть понятие «слуховая память» | |
30. | Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания | Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем - либо. | |
31. | Двигательная память. Ощущения движения при запоминании | Раскрыть понятие «двигательная память» | |
32. | Осязательная память. Тактильные представления при запоминании | Раскрыть понятие « осязательная память» | |
33. | Обобщающее занятие по теме «Память» | Закрепление знания о видах памяти и способах запоминания. |
Приложение 2
Отрывок занятия «Настроение моё и окружающих»
(программа «Курс комплексного развития младшего школьника»)
Цель: познакомить с соответствием цветовой гаммы состоянию и настроению человека.
Методы: игра, цветопись настроения, арт - терапия
1. Состояния человека
-Сегодня мы познакомимся с состояниями человека. Но вначале я предлагаю отправиться в сказочный лес. Представьте, что мы идём по лесу, изобразите ваше состояние, то, что вы там делаете.
- Идём по лесу. Холодно. Нас окружают высокие непроходимые ели.
- Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
- Сквозь ветви деревьев начинает пробиваться солнышко
- Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
- Вышли на огромную поляну, там много сладких ягод, ярких цветов.
- Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
- Вам захотелось присесть в высокую мягкую траву, отдохнуть.
- Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
2. – У человека много состояний. Какие из них мы с вами испытали, гуляя по лесу? А теперь познакомимся с состояниями человека. Вот они какие - спокойствие, злость, скука, удивление, тревога, восторг. (На доске плакат «Что ты сейчас чувствуешь?»)
- Чем отличается состояние восторга и зависти?
- страх и удивление?
- Каждое состояние выражается мимикой
2. Состояние.
Игра «Изобрази маску». Один человек изображает состояние, а дети в классе отгадывают, что это за состояние (боль, страх, радость, спокойствие, счастье, тревога, неуверенность)
3. (на доске картинки с изображением различных ситуаций)
-Почему все ребята изображённые на картинках улыбаются? Что они чувствуют? Какие слова ребята произносят, когда радуются?
3.Цветопись настроения
-Оказывается каждому настроению соответствует свой цвет
Красный – восторженное
Оранжевый – светлое, приятное
Желтый – радость, веселье.
Зелёный – спокойствие.
Синий – грусть, неуверенность.
Фиолетовый – тревога
Чёрный – уныние
Белый – страх
4. Закрепление.
Рисуем цветик – многоцветик.
- Нарисуйте цветок и раскрасьте его лепестки так, какое у вас было настроение утром, сейчас…….
Литература
- Карандашева В.Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника». Издательство «Учитель»,2010.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». М. Издательство «Генезис», 2012
- Глазунова Д.А. «Психология. Развивающие занятия 1 класс». М. Издательство «Глобус»,2008
- «Справочник педагога- психолога» №0 2011г., № 7 2012г. ЗАО МЦФЭР
Тюменская область Заводоуковский округ Муниципальное автономное образовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2» ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ Елена Владимировна Кузьмичева педагог-психолог МАОУ «СОШ№2» г. Заводоуковск Тюменской области |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексный подход к организации работы специалистов службы сопровождения
В материале описана роль специалистов службы комплексного сопровождения в школе 8 вида....
Макет для создания проекта совместной деятельности специалистов службы сопровождения (логопед, дефектолог, психолог)
Макет может быть использован различными учасиниками образовательного процесса для планирования и реализации совместной проектной деятельности....
Организация различных видов групповой работы и влияние их на готовность специалистов служб сопровождения к профессиональной деятельности
В презентации рассматириваются интересные виды групповой работы для повышения квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей....
Сотрудничество специалистов Службы сопровождения как залог успеха в работе с учащимися, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи
В данной презентации показана модель работы Службы сопровождения в нашей школе. Специалисты этой службы, отвечая каждый за свое направление, успешно работают в тесном сотрудничестве уже не один год....
«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)
Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь, не могут достичь успеха, если они не вза...
Взаимодействие специалистов службы сопровождения в вопросах воспитания и развития обучающихся.
Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых.Согласно ФГОС, главной целью совместной работы пе...