ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ,
статья по психологии на тему

Елена Владимировна Кузьмичева

ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Кузьмичева

педагог-психолог МАОУ  «СОШ№2»

г. Заводоуковск  Тюменской области

ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ,

 Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В I четверти 2012-2013 учебного года психолого-педагогической службой МАОУ «СОШ№2»  было проведено исследование уровня актуального развития, мотивационной направленности, эмоционального состояния обучающихся первых классов,  цель которого получить информацию  об  актуальном уровне развития обучающихся первых  классов.

При анализе данных диагностики  отмечаю, что  у обучающихся первых классов требуют развития функции умения действовать по правилу, мелкая моторика,  общие интеллектуальные возможности, мотивация учения

 Комплектую группы по  коррекции мыслительных операций,  по развитию социального интеллекта и повышению уровня социализации  

Планируя  психологическое сопровождение учитываю  индивидуальные, возрастные, психологические особенностей обучающихся. Составляю  коррекционные  программы по преодолению выявленных трудностей.  В своей работе использую коррекционно - развивающие программы Д.А. Глазуновой  «Психология. Развивающие занятия. 1, 2 класс»  и В.Н. Карандашевой, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой  «Курс комплексного развития младшего школьника». Программы адаптированы к условиям образовательного учреждения. Данные программы направлены  на развитие мыслительных операций, социального интеллекта и предусматривают:

- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения. На подготовительном этапе разработана программа коррекционной работы ОУ.  

-разработку  индивидуальных траекторий развития  детей;

- применение различных форм, приёмов, методов коррекции  (сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занятия с элементами сказкотерапии, арт-терапии, психодиагностические процедуры, наблюдения и др.)

         Психологическое сопровождение включает в себя решение следующих задач:

— выбор оптимальных для развития ребёнка  коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

—  организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

—  развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

—   социальную   защиту   ребёнка   в   случаях   неблагоприятных   условий   жизни   при психотравмирующих обстоятельствах.

Эффективность психологического сопровождения  выражается в повышении уровня развития готовности к обучению, развитии социального интеллекта, увеличении уровня способности обучающихся действовать по правилу.

Приложение 1

Программа
    «Курс комплексного развития младшего школьника»

Общая характеристика программы

Программа разработана  В.Н. Карандашевым, А.С. Лисянской, Т.А. Крыловой и адаптирована   к условиям образовательного учреждения.

Актуальность программы: Занятия выступают как психологическое сопровождение естественного развития школьников. В личностно ориентированном подходе занятия выступают, как система знаний, направленных на успешную адаптацию  и развитие учащихся. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личное самопонимание и развитие учащихся, составляет основной аспект программы.

Цель программы:  повышение психологической культуры школьников, их интеллектуальное и личностное развитие.

Основные задачи:

  • Первоначальное знакомство с миром психологических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
  • Изучение ощущений и восприятия, развитие соответствующих способностей;
  • Изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
  • Изучение памяти, методов и упражнений для её развития;
  • Изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
  • Изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
  • Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их  развития;
  • Изучение эмоциональных явлений на уроках психологии, упражнений на понимание эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
  • Изучение проблем общения на уроках психологии, упражнений речевого и неречевого общения.

Участники  коррекционной программы: учащиеся 1 классов, имеющие трудности в адаптации к школьному обучению, и трудности в обучении.

Сроки реализации образовательной программы:  учебный год

Программа рассчитана на 33 занятия в год (с сентября по май, 1 час в неделю)

Основные виды деятельности:

  • Обсуждение
  • Практические упражнения
  • Игры
  • Элементы психологического тренинга.

Предполагаемые результаты:

Для педагога-  психолога- эффективность программы выражается достижением поставленных целей и задач

Для обучающихся – эффективность программы выражена положительной динамикой в развитии интеллектуального развития, повышением уровня адаптации к школьному обучению, развитие эмоционального мира обучающихся, развитии эмпатии.

Основные этапы работы

  • Подготовительный
  • Первичная диагностика
  • Коррекция типового плана и содержания работы;
  • Реализация коррекционно - развивающих мероприятий;
  • Заключительная диагностика
  • Оформление результатов работы.

Тематическое планирование

Тема

Цель

1-й год обучения

Что изучает психология(1 час)

1.

Что изучает психология. Психология как наука о внутреннем мире человека. Мир фантазии.

Раскрыть понятия « психология», «чувства»

Уроки общения(10 часов)

2.

Жесты. Мимика.

Познакомиться со способами человеческого общения: речевыми, мимикой, жестами

3.

Внимательность и наблюдательность по отношению к окружающим людям

Научить, как при помощи наблюдений распознать состояние человека.

4.

Законы общения

Научить слушать собеседника

5.

Эмоции. Виды эмоций и их проявление в поведении человека. Удивление, страх,  отвращение, радость, горе, гнев

Раскрыть понятие « эмоции»

6.

Настроение моё и окружающих. Цветопись настроения

Познакомить со способами диагностики настроения через цветопись настроения.

7 .

Внимание к окружающим.

Познакомить с приёмами оценивания поступков своих и окружающих.

8 .

Индивидуальные особенности человека. Темперамент. Характер. Способности.

Раскрыть понятия «темперамент», «характер», «способности»

9.

«Волшебные слова».

Познакомить с группами слов вежливого обращения.

10.

Моя семья.

Обсудить культуру поведения и распределения обязанностей в семье

11.

Умеем ли мы общаться (обобщение знаний по теме « Уроки общения»)

Повторить изученные понятия; отработать практические способы человеческого общения и вежливого обращения.

Мышление(4 часа)

12.

Что такое мышление.

Раскрыть понятие «мышление»

13.

Образ. Образное мышление

Раскрыть понятия «образ», «образное мышление»

14.

Образное мышление со зрительными, слуховыми, осязательными образами

Дополнить знания о понятии «образное мышление», его разновидностях

15.

Абстрактное мышление

Раскрыть понятие «абстрактное мышление»

Восприятие (10 часов)

16.

Восприятие и ощущение

Закрепление понятия «восприятие», «ощущения»

17.

Восприятие величины, формы цвета

Раскрыть приёмы восприятия величины, формы, цвета

18.

Восприятие пространства: размер, направление, расстояние

Раскрыть приёмы восприятия пространства

19.

Восприятие движения

Раскрыть приёмы восприятия движения

20.

Восприятие времени

Раскрыть приёмы восприятия времени

21.

Игры на развитие ощущений и восприятия

Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия

22.

Кругозор

Раскрыть понятия « иллюзии восприятия»

23.

Правила восприятия материала

Раскрыть правила восприятия материала

24.

Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности

Закрепить понятие «наблюдательность»

25.

Обобщающее занятие по теме

« Восприятие»

Закрепить понятия «восприятия», «ощущения»

Память (9 часов)

26.

Что такое память. Роль памяти в жизни человека и в учёбе

Раскрыть понятие «память», роль память в жизни человека.

27.

Зрительная память

Раскрыть понятие «зрительной память»

28.

Запоминание через оживление

Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин

29.

Слуховая память. Слуховые представления при запоминании

Раскрыть понятие  «слуховая память»

30.

Сравнение  предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания

Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем - либо.

31.

Двигательная память. Ощущения движения при запоминании

Раскрыть понятие «двигательная память»

32.

Осязательная память. Тактильные представления при запоминании

Раскрыть понятие

« осязательная память»

33.

Обобщающее занятие по теме «Память»

Закрепление знания о видах памяти и способах запоминания.

Приложение 2

Отрывок занятия «Настроение моё и окружающих»

(программа «Курс комплексного развития младшего школьника»)

Цель: познакомить с соответствием цветовой гаммы состоянию и настроению человека.

Методы: игра, цветопись настроения, арт - терапия

1. Состояния человека

-Сегодня  мы познакомимся с состояниями человека. Но вначале я предлагаю отправиться в сказочный лес. Представьте, что мы идём по лесу, изобразите ваше состояние,  то, что вы там делаете.

  • Идём по лесу. Холодно. Нас окружают высокие непроходимые ели.
  • Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
  • Сквозь ветви деревьев начинает пробиваться солнышко
  • Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
  • Вышли на огромную поляну, там много сладких ягод, ярких цветов.
  • Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?
  • Вам захотелось присесть в высокую мягкую траву, отдохнуть.
  • Какое у вас настроение и состояние, какие краски вас окружают?

2. – У человека много состояний. Какие из них мы с вами испытали, гуляя по лесу?  А теперь познакомимся с состояниями человека. Вот они какие - спокойствие, злость, скука, удивление, тревога, восторг. (На доске плакат  «Что ты  сейчас чувствуешь?»)

- Чем отличается  состояние восторга и зависти?

- страх и удивление?

- Каждое состояние выражается мимикой

   2. Состояние.

Игра «Изобрази маску». Один человек изображает состояние, а дети в классе отгадывают, что это за состояние (боль, страх, радость, спокойствие, счастье, тревога, неуверенность)

3. (на доске картинки с изображением различных ситуаций)

-Почему все ребята изображённые на картинках улыбаются? Что они чувствуют? Какие слова ребята произносят, когда радуются?

3.Цветопись настроения

-Оказывается каждому настроению соответствует свой цвет

Красный – восторженное

Оранжевый – светлое, приятное

Желтый – радость, веселье.

Зелёный – спокойствие.

Синий – грусть, неуверенность.

Фиолетовый – тревога

Чёрный – уныние

Белый – страх

4. Закрепление.

Рисуем цветик – многоцветик.

- Нарисуйте цветок и раскрасьте его лепестки так, какое у вас было настроение утром, сейчас…….

Литература

  1. Карандашева В.Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника». Издательство «Учитель»,2010.
  2. Хухлаева О.В.   «Тропинка к своему Я». М. Издательство «Генезис», 2012
  3. Глазунова Д.А. «Психология. Развивающие занятия 1 класс». М.  Издательство «Глобус»,2008
  4. «Справочник педагога- психолога» №0 2011г., № 7 2012г.  ЗАО МЦФЭР

Тюменская область

Заводоуковский округ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №2»

ОПЫТ ОКАЗАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Елена Владимировна Кузьмичева

педагог-психолог МАОУ  «СОШ№2»

г. Заводоуковск  Тюменской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексный подход к организации работы специалистов службы сопровождения

В материале описана роль специалистов службы комплексного сопровождения в школе 8 вида....

Макет для создания проекта совместной деятельности специалистов службы сопровождения (логопед, дефектолог, психолог)

Макет может быть использован различными учасиниками образовательного процесса для планирования и реализации совместной проектной деятельности....

Организация различных видов групповой работы и влияние их на готовность специалистов служб сопровождения к профессиональной деятельности

В презентации рассматириваются интересные виды групповой работы для повышения квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей....

Сотрудничество специалистов Службы сопровождения как залог успеха в работе с учащимися, нуждающимися в коррекционно-развивающей помощи

В данной презентации показана модель работы Службы сопровождения в нашей школе. Специалисты этой службы, отвечая каждый за свое направление, успешно работают в тесном сотрудничестве уже не один год....

«Взаимодействие специалистов Службы сопровождения в условиях общеобразовательной школы» (из опыта работы педагога-психолога)

Многолетний опыт показывает, что специалисты Службы сопровождения, несмотря на добросовестное неравнодушное отношение к проблемам детей и желание помочь,  не могут достичь успеха, если они не вза...

Взаимодействие специалистов службы сопровождения в вопросах воспитания и развития обучающихся.

Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых.Согласно ФГОС,  главной целью совместной работы пе...