комплексный подход к организации работы специалистов службы сопровождения
консультация по теме

Луговская Ольга Авенеровна

В материале описана роль специалистов службы комплексного сопровождения в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_avtosokhranennyy.docx176.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Сокола

                                     «Решает судьбу личности в последнем счете не дефект

                                   сам по себе, а  его социальные последствия, его социально-

                                  психологическая реализация»

                                                                                                 Л.В. Выготский

    Организация учебно –воспитательного процесса в 10- 11 классах с углубленной трудовой подготовкой в условиях специальной (коррекционной) школы  VIII вида.

                                               Заместитель директора МОУ «Специальная (коррекционная)  

                                                общеобразовательная школа VIII вида» г.Сокола

                                               Луговская Ольга Авенеровна

Подготовка к получению лицензии. 

Проанализировав социальный заказ, который осветила в своем выступлении директор школы Галина Васильевна Страбыкина, коллектив школы  на педагогическом совете пришли к решению  открытия на базе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»  10 -11 классов с углубленной трудовой подготовкой, с  обучением специальности на базе школьных мастерских.

В современных образовательных условиях ни одна деятельность не осуществляется без Лицензии,  поэтому  мы  начали подготовку  к получению ЛИЦЕНЗИИ  на право ведения образовательной деятельности по профессиональной подготовке.

Для этого первоначально должны определиться с выбором профиля обучения.

Выбор профиля обучения. 

При выборе профиля углубленной трудовой подготовки нами  использовался «Перечень показанных и противопоказанных видов труда  для инвалидов с различной патологией» (Москва, 1996), в котором предлагаются виды работ, учитывающие структуру дефекта.

В процессе трудовой подготовки в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе выделяется 3 этапа: пропедевтический (1- 4 классы), период общей трудовой подготовки (5 – 9 классы), углубленное профессиональное обучение (10 -11 класс). На базе наших школьных мастерских  идет обучение столярному и швейному делу  ( 4 – 9 классы), поэтому, соблюдая преемственность этапов профессионально –трудового обучения, учитывая потребности и возможности  города, школа выбрала 3 профиля профессиональной подготовки:

  • Профессии «Швея»  швейного профиля
  •  Профессии «Столяр» столярно –плотничного профиля
  • Профессии «Плотник» столярно –плотничного профиля

             2.2.Подготовка материально- технической базы мастерских.

Анализ  оборудования школьных мастерских  нашей школы показал, что материально –техническая база мастерских удовлетворяет условиям углубленной трудовой подготовки и профильному обучению. В настоящее время обучение в швейных мастерских ведется на промышленных швейных  машинах,  приобретена новая современная  многофункциональная  швейная  пятиниточная машина «ТУРИКАЛ» промышленный утюг с парогенератором, промышленный оверлок, промышленный  полуавтомат петельный, ножницы раскройные, распарыватель , спецприспособление для намотки брючной тесьмы ,. набор лекал, пробойник , щетка металлическая( для расчесывания меха) , киянка ,  иглы ручные,

средства малой механизации( набор лапок), а также  музыкальный  центр ,видеомагнитофон , телевизор.

В столярных мастерских  для обучения профессиям «Плотник», «Столяр» имеется большой набор станков:  заточный, шлифовальный, сверлильный , столярный , машина фрезерная , ручная сверлильная,  шлифовальная универсальная, деревообрабатывающая (пильно –фуговально- сверлильно –фрезерный станок), инструменты для разметки (рулетка, уровень, складной метр, угольник,   ерунок, малка, отволока, скоба, рейсмус, угольник- ценроискатель, циркуль, нутромер, уровень с отвесом, штангенциркуль, микрометр.

Инструмент для тески: - топор

Инструмент для пиления: - двухручная поперечная пила, ножовка широкая, ножовка узкая, ножовка с обушком, лучковая пила, разводка простая, универсальная ,ручная дисковая пила,

Инструмент для строгания: -   шерхебель, рубанок  деревянный, рубанок металлический, фуганок,   полуфуганок,  цинубель, горбач, зензубель,   галтель, фальцгебель ,                                                  

 шпунтубель,электрорубанок

Инструмент для долбления: - долото, стамеска

Инструмент для сверления: - коловорот, бурав, дрель, сверла,

а также  чемоданы плотника .

В настоящее время швейные и столярные мастерские представляют комплекс современного оборудования, необходимого для организации профессионального

Кадровое обеспечение

Важным для организации профессиональной подготовки был вопрос о квалификации педагогов. Учитель швейного дела Савельева Надежда Владимировна., которой пришлось начинать эту работу, имеет высшее образование по специальности инженер –технолог швейного производства,  учитель швейного дела Чистотина Надежда Леонидовна, также имеет высшее образование, она мастер  производственного обучения .Вместе с тем, все 4 педагогов профессионально –трудового обучения прошли обучение на  коррекционных курсах  ВИРО, курсы  повышения квалификации, написали и защитили индивидуальные творческие проекты. На сегодняшний день – это квалифицированные кадры, умеющие правильно организовать процесс обучения старшеклассников.

  1. Создание нормативно –правовой базы.

Для успешного решения вопроса « Профессиональное  обучение старшеклассников в условиях специальной (коррекционной)  общеобразовательной школы VIII вида» необходима нормативно –правовая база.  

  Анализ нормативно –правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения  по начальному профессиональному обучению показал необходимость изучения  ряда  документов.

Одним  из нормативных документов федерального уровня является:

  • «Перечень профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений  - письмо Министерства образования и науки  Российской Федерации                 № 03/ 1508 от 21 июня 2006 года

В пояснительной записке к этому письму сказано, что главная задача профессиональной подготовки – обеспечение социальной защищенности выпускников школ за счет получения ими профессиональных знаний и умений, социальная адаптация и сознательный выбор будущей профессии с учетом реальных потребностей рынка труда.

 Профессии, включенные в перечень, отбирались с учетом следующих требований:

                                 -они должны быть интересны для обучающихся и включать обучение

                                  навыкам     полезным и в   повседневной жизни и быту,

                               -востребованы на рынке труда,

                              -не сопряжены с вредными и опасными условиями труда.

                Изучая  этот Перечень, мы ещё раз подтвердили правильность выбранных профилей обучения: ведь  навыки шитья и умение пилить нужны в быту , а в условиях города Сокола есть возможности применить свою профессию на предприятиях города.

Перечень является нормативным  документом  федерального уровня и составлен  на основе Общероссийского классификатора  профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)

 Целесообразно проводить профессиональную подготовку с выходом  на уровень 2 или 3 разряда единого тарифно- квалификационного справочника.  

  •  «Единый тарифно –квалификационный справочник работ и профессий рабочих»  

 Для профессии «Столяр», «Плотник» был необходим Единый  тарифно –квалификационный справочник выпуск 3 - «Перечень профессий: строительные, монтажные, ремонтно- строительные», в котором даны характеристики работ по 2 разряду «Столяра» (№408) и «Плотника» (№364) определено,  что должен знать работник данного разряда, перечислены примеры работ данного разряда.

Для профессии «Швея» требовался другой Единый тарифно –квалификационный справочник - «Профессии швейного производства» -выпуск 2 (№86).

Согласно этих документов, профессии «Столяр» присвоен код 18874, профессии «Плотник» код 16671, профессии «Швея» код- 19601, причем строго определено время обучения: для получения профессии «Плотник» необходимо время для обучения 500 часов,  профессии «Столяра» - 816 часов, профессии «Швеи» -600 часов.

Учитывая контингент наших детей,  период обучения осуществляется  два года..

Следующим  важных документов для профессионального обучения является

  • «Модель рабочего плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям», утвержденная Министерством образования РФ, являющаяся приложением к приказу № 407 от 21.10.1994 « О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям».

Данная модель предполагает распределение часов учебной нагрузки производственного обучения по профессиям  «Швея», «Столяр», «Плотник». Модель состоит их следующих курсов:

Экономический курс – составляет 3% от общего количества часов

Общетехнический курс (основной) и состоит из сочетания предметов:

-материаловедение

-черчение

-общая технология производства

- охрана труда

Специальный курс (практическое производственное обучение)

Специализация ( резерв времени на производственную практику) – 10 -14%

Консультации и квалификационный экзамен.

Наши первые планы строго следовали предложенной модели  и  учебные часы распределены следующим образом: (например)

Рабочий  учебный план для профессиональной подготовки по рабочей профессии «Столяр»

Курсы, предметы

1 год обучения

2 год обучения

Федеральный компонент содержания обучения. Экономический курс

18

Общетехнический (общеотраслевой) курс

-материаловедение

34

34

-   общая технология производства

102

102

-черчение

32

32

-охрана труда

34

Специальный курс

-практическое (производственное) обучение

562

562

Консультации

Квалификационный экзамен

20

6

20

6

Итого

748

816

Трудовая практика (в днях)

30

Резерв учебного времени

12

80

Сегодня, наши учебные рабочие планы по профессии более адаптированы к условия школьного обучения, т.к. предусматривают срок обучения, структуру учебного года, годовой календарный график работы школы, структуру специального курса, количество часов на каждую дисциплину, шестидневную рабочую неделю и хотя Модель сохранена, распределение по годам, полугодиям удачна, т.к. расчет часов более лабилен. (вариант  прилагается)

Распределение учебной нагрузки производственного обучения по профессии «Швея»

Всего

часов

Разделы

Х класс

Итого

Х I  класс

итого

Полугодия

Четверти

I

II

III

IV

П

I

II

III

IV

П

Количество  недель

Количество  недель

 16

44

2

2

2

4

32

44

16

2

9

7

9

9

2

1.Профессиональная подготовка

2

2

40

2

4

32

44

68

1.Общепрофессиональный цикл

18

2

2

2

50

50

1.1.материаловедение

18

2

2

32

9

1.2.основы рыночной экономики

1

9

9

1.3.охрана труда

1

9

1496

2.Профессиональный цикл

730

24

22

22

22

766

14

2.1.Основы проектирования швейных изделий. Специальный рисунок

14

36

2.2.оборудование

18

1

18

18

2.3.основы конструирования швейных изделий

18

238

2.4.технология швейного производства

136

3

3

3

3

102

1190

2.5.производственное обучение

544

19

19

19

19

646

1564

Итого

748

24

24

24

24

816

6

Экзамен

6

Содержание образования  определяется образовательной программой, утвержденной на заседании педагогического совета. Образовательные программы с учетом их уровня и направленности  включают в себя учебный план и   программы учебных курсов, предметов.

Учебный план для 10 -11 классов с углубленной трудовой подготовкой  разрабатывался на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 №29 /2065-п).

(Все предметы  учебного плана представлены учебными рабочими программами, утвержденными решением педагогического совета.)

Курс «Деловое письмо» направлен на закрепление знаний, полученных в  9классе, на дальнейшее развитие коммуникативных навыков учащихся, на приобретение знаний практического плана по  написанию заявлений на прием на работу, заполнению бланков при приеме на работу, знакомство с трудовым договором и обучение его заполнению. Во всей его многогранности и полноте.

 Структура программы сохраняет основные подходы, заложенные в программе 5 -9 классов (работа над техникой чтения, понимание прочитанного произведения).  Развитие связной речи предполагает работу по закреплению знаний о закономерностях построения монологических высказываний и отработка речевых умений в устной форме.

Курс «Чтение и развитие речи» направлен на ознакомление обучающихся с произведениями русских и зарубежных классиков, знакомство с различными жанрами литературы, совершенствование навыка чтения и умений полноценно воспринимать литературное произведение.

                                    Курс «Математика» с элементами экономики направлен на закрепление

                                 знаний,  полученных в 9классе и на получение знаний по экономике,

                                обучение решению   экономических задач, встречаемых в быту, в практике  

                                  повседневной жизни.

                                    Курс «Обществознание» позволяет понять взаимоотношения в обществе,

                                   дает знания основного законы страны – Конституции.

                                  Курс «История родного края» позволяет обобщить и завершить систему

                                    исторических знаний, представить историю малой родины, культуру её

                                  народов, их связи с общей историей и судьбой России.  

                                   Курс «Этика и психология семейной жизни» направлен на развитие

                                 социального опыта старшеклассников,   а также

                                  когнитивной и эмоциональной сферы

                                  обучающихся.  Уроки этики- это практикум по жизневедению, принятие

                                  правил социального общения и поведения обучающихся

                                  с ограниченными возможностями развития

                                 Курс «Социально-бытовой ориентировки» продолжает комплексное

                                 решение коррекции  личностного развития  выпускников, практически

                                готовит их к самостоятельной жизни.

Курс «Физическая культура» основной задачей считает укрепление здоровья, закаливание организма, коррекцию общего физического развития, поддержание устойчивой физической работоспособности.

Таким образом, введение учебных курсов направлено на подготовку старшеклассников к жизни в современном обществе,  адаптируют их к работе в условиях современного производства на предприятиях города.)

В  связи с выбранными профессиями, в учебный план школы решением педагогического совета  за счет часов школьного компонента  введены следующие курсы:

  • Социально –бытовая ориентировка
  • Естествознание
  • Черчение

На данные курсы нами были разработаны учебные  рабочие программы

Программы разрабатывались на основе учебной  программы средней (полной) общеобразовательной школы     с учетом специфических трудностей обучающихся.

Курс «Естествознание» в специальном образовательном учреждении VIII вида является конечным звеном формирования естествоведческих знаний, основы которых заложены у учащихся младшего и среднего звена.

Овладение элементарными естественнонаучными знаниями, заложенное в курсе «Природоведения» (5 класс), «Естествознание» (6 -9 класс), «География» (6-9 класс), находит свое отражение в курсе «Естествознание» (10-11 класс). Построенная по концентрическому  принципу программа, в старшем звене дает новые сведения о естественных науках (химии, физике, экологии),   показывает обучающимся старшеклассникам области применения данных наук в повседневной жизни, практике. Как показывает практика, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, после окончания 9 класса практически не имеют представления о таких важных науках как физика, химия, экология, хотя на уроках профессионально- трудовой подготовки , при изучении свойств древесины, видов тканей постоянно сталкиваются с элементарными понятиями свойств веществ и их применении, а на уроках социально –бытовой ориентировки, изучая моющие средства, также говорят о применении химии в повседневной жизни. Учитывая этот факт, на базе 10 -11 классов с углубленной трудовой подготовкой, в учебный план введен курс «Естествознание».  Программа данного курса включает разделы и темы, изучение которых имеет практическое значение и применение.

Черчение, как самостоятельный предмет введено из-за необходимости дать старшеклассникам знания об эскизах деталей,о техническом рисунке, чертежах,  конструкторской документации, чертежных инструментах, видах чертежей и их применении в столярно- плотничном деле.

Таким образом все введенные нами предметы должны  быть ориентированы на получение профессии и для профессионального обучения.

В соответствии с санитарно –гигиеническими нормами длительность учебной недели не превышает 36 часов.

Подбор учебно- методической литературы

 Сложной задачей, полностью нерешенной и на сегодняшний день является отсутствие учебников для старшеклассников. Министерством образования  и науки Российской Федерации выпущены только :

  • Учебник А.Н. Переплетов «Столярное дело для 10 -11 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида, Москва, издательство ВЛАДОС, 2005 год, имеющий гриф «Допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации»
  • Рабочая тетрадь «Столярное дело», автор А.Н. Переплетов, Москва, издательство ВЛАДОС, 2005 год,  «Допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации»

Нами были приобретены учебники для начального профессионального образования:

  • Швея. Портной легкой женской одежды. –Учебное пособие для учащихся  профессионально – технических лицеев и училищ, авторТ.О.Бердник., издательство Феникс, Ростов –на –Дону, 2005 г, соответствует государственному образовательному стандарту, утвержденному Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
  • Швея. Портной: лабораторный практикум по технологии пошива одежды. –Учебное пособие для учащихся профессионально – технических лицеев и училищ. –автор Ковалева А.Ф, издательство Феникс, Ростов –на –Дону,2005 г.,  соответствует государственному образовательному стандарту, утвержденному
  • Швея. Портной легкого женского платья. –Комплект

инструкционно- методических  карт по производственному обучению.- автор пособия –. Е.В. Бровина, издательство Феникс, Ростов –на –Дону,2005 г.,  соответствует  требованиям государственного  образовательного  стандарта начального профессионального образования.

  • Производственное обучение портных по пошиву легкого платья.- Учебное пособие для начального профессионального образования. –автор Иконникова Г.А., Москва, издательство «Академия», 2006 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования.
  • Столярные и плотничные работы -  автор Л. Н. Крейдлин,   Москва, издательство «Высшая школа», 2000г., одобрен                 Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для профессионально- технических заведений
  • Универсальный справочник столяра.– учебное пособие для начального профессионального обучения.- автор –составитель Соломатина Н.В., Москва, издательство Эксмо, 2004г.

Одним из условий для получения лицензии и обучения профессии является организация производственной практики на предприятии.

С этой целью администрацией школы заключены  договоры  с предприятиями о прохождении  выпускниками производственной практики.

В условиях г.Сокола швейные производства представлены обществом с ограниченной ответственностью  « Сокольский швейник»,  обществом с ограниченной ответственностью «Русский воин» с ними и были заключены  договоры.

В городе много частных предприятий по деревообработке. Для обучения профессии «Столяр», «Плотник»  договоры  на прохождение практики заключены с  частными предпринимателями  «Мебель»,  деревообрабатывающим предприятием ,обществом с ограниченной ответственностью «Лестехно». Организовано наставничество   на рабочем месте, назначены  мастера, ответственные  за организацию работы старшеклассников.

Локальные акты школы.

Следующим моментом в  нашей работе было внесение изменений в Устав школы, разработка новых локальных актов. Были разработаны и приняты на педагогическом совете следующие локальные акты:

  • Положение о классах с углубленной трудовой подготовкой
  • Положение о порядке приёма учащихся в 10 класс муниципального образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».
  • Положение о школьной экзаменационной комиссии ;
  • Положение о промежуточной аттестации
  • Положение об  аттестации  по трудовому обучению
  • Положение о квалификационном экзамене
  • Положение о производственной практике
  • Положение об учебной рабочей программе
  • Положение о дневнике производственной практики

Получение Лицензии.

На основании проделанной работы, для получения ЛИЦЕНЗИИ составлено заявление в отдел лицензирования, представлены документы перечисленные ранее:

  • материально- техническая база углубленного трудового обучения
  •  кадровое обеспечение учебно –воспитательного процесса
  •  учебно –методическое  оснащение учебных  программ

 Лицензионная комиссия Департамента образования выехала в школу  и на основании представленных документов  выдала Лицензию на право ведения образовательной деятельности  с углубленной трудовой подготовкой по специальностям «Швея», «Столяр», «Плотник»

Процедура аккредитации.

При аккредитации программ углубленной трудовой подготовки с присвоением квалификационного разряда по профессиям «Швея», «Столяр», «Плотник»  замечаний по процедуре обучения нет. Программа аккредитована.

Работа по выполнению Стандарта.

На основании Методического письма от 19.06.03. № 27 /2932 -6 , локального акта школы, прием  обучающихся в 10 -11 классы проводится на основании заявления родителей ( законных представителей), решения педагогического совета о необходимости и целесообразности продления срока пребывания в школе по каждому обучающемуся персонально. Решением консилиума определяются возможности обучающихся с учетом рекомендаций о показаниях условий труда и психофизических особенностях  детей. Учитывая желания детей и предложенные профили, обучающиеся объединяются в учебные группы по профилю углубленной трудовой подготовки. Наполняемость групп – 6 человек.

Согласно статьи 28 п.11 Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание  образования определяется основной  профессиональной образовательной программой  начального профессионального образования, которая обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом  образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

        В определении содержания трудового обучения  нами учтены учебные программы начального профессионального образования ( в нашем случае ПУ №10 г.Сокола), для  предоставления возможности выпускникам в дальнейшем продолжить обучение в профессиональных училищах.

       После получения Лицензии,  были составлены  рабочие программы  производственного обучения.  

За основу  был взят Стандарт Российской Федерации по начальному профессиональному образованию. По профессии «Столяр, Плотник» - Стандарт –   ОСТ 9 ПО 02.22.4 -2001- согласован 19.04.2001 № 28-14 /488, а по профессии «Швея»- ОСТ 9 ПО 02.32.22 -2002- утвержден 10.12.2002.

Стандарт начального профессионального образования – документ обязательного исполнения  и выполнения. Он состоит из:

  • Пояснительная записка, в которой дано разъяснение  по федеральному компоненту образования по профессии. В структуре федерального компонента содержания образования выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения. Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения.
  • Профессиональной характеристики (назначения профессии, квалификации.)
  • Содержательных параметров профессиональной деятельности, которые подразделяются на практические основы профессиональной деятельности и теоретические основы профессиональной деятельности.

 Решением педагогического совета утверждены рабочие программы производственного обучения.

               Исходя из этих рабочих программ  составлялось тематическое планирование по                

              профессиональному обучению.

             

 Тематическое планирование             10 к л а с с

Номер и тема урока

Вопросы

темы.

Техника безопасности

вид коррекционной помощи

Образовательный минимум

                                3 четверть

1.Характерные отличия пороков древесины от дефектов. Классификация пороков.

Правила безопасности в работе с инструментом

обучающая

Знать: отличия пороков древесины от дефектов.

2.Правила эксплуатации деревообрабатывающих станков. Прижимное и направляющее устройства.

Правила эксплуатации деревообрабатывающих станков.

обучающая

Знать: прижимное и направляющее устройства.

11.Организация производства. Хозяйственный расчет

Материальная ответственность

обучающая

направляющая

Знать: принципы хозрасчета

14. Рабочая поза станочника и подсобного рабочего, их действия, синхронность, обязанности

Правила безопасности при работе

обучающая

Знать: рабочая поза станочника

29. Самофинансирование. Доход предприятия. Хозрасчетный доход

обучающая

направляющая

Знать: доход предприятия

Тематическое планирование  объединило Рабочий план по профессии, требования Единого тарифно –квалификационного справочника и, наконец, государственный Стандарт начального профессионального образования.

Сегодня тематическое планирование наших учителей профессионально- трудового обучения  капитальный труд, прошедший через практику и подтвержденный временем.

Одним из требований проведения профессионального обучения является ведение  2 журналов – классного  журнала и  журнала производственного обучения,  в классный журнал записываются  уроки в соответствии с тематическим планированием, а в журнале производственного обучения  делаются записи о прохождении производственной практики .    

Содержание и организация образовательного процесса по профессиональному образованию  ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении уровня трудовой подготовки.  Программа  обучения  состоит из разделов :

  • материаловедение  - который знакомит обучающихся со свойствами и особенностями изучаемых материалов, определяющих спектр применения в быту, производстве.
  •   общая технология-   где обучающиеся изучают научные основы технологии производства в объеме ,необходимом для получения специальности. Они знакомятся со способами обработки материалов, получают сведения об устройстве и принципах действия станков и машин, об операциях, выполняемых на этих станках и правилах их эксплуатации, углубляют знания и практические умения и навыки по выполнению практических работ.
  • производственное обучение  - участие обучающихся в производительном труде . В мастерских и на производстве ребята последовательно изучают приемы и способы выполнения работ. При этом сложность изделия возрастает т.к., обучающиеся должны  освоить наиболее характерные сочетания приемов и операций, овладеть современными способами выполнения профессиональных работ.

На каждое  изделие, выполняемое обучающимися,   педагоги составляют технологические карты пооперационного контроля, с указанием нормы времени.

Карты пооперационного контроля

                                (например) «Обработка наволочки с клапаном»

        Норма времени- 2 часа.

Для закрепления знаний, учителя используют тесты:

                Подберите к форме выреза горловины, подходящую подкройную обтачку.

                                       

              1.                                     2.                                     3.                                    4.                                    5

Ответы:   1 -                           4-

                 

                2 -                          5-

                 3-

Производственная практика.

Для успешного профессионального обучения , в рабочие учебные программы  включена производственная практика, на основании заключенных договоров, на предприятии.

Производственная практика осуществляется через :

  • выполнение заказов предприятия  на базе школьных мастерских
  •  а также непосредственно на производстве  через наставничество  на рабочем месте.

             Работая на предприятии , выпускники учатся работе в бригаде, выполнению на  

             потоке  определенного элемента изделия. У них формируется ответственность за  

          часть общей работы.

            Работая в школьных мастерских, где условия более привычны, ребята стараются

          выполнить  норму работы, т.к. первоначально не всем удавалось справиться с

         нормой выработки, а ведь оплата труда, как известно,  идет от выработки. Надо

         сказать, что к концу обучения, все  выпускники справились  с нормами труда.

           Для наблюдения за работой  старшеклассников в условиях производства, обучающимися   ведутся дневники производственной практики, в которых руководитель практики записывает инструктаж по технике безопасности, а обучающиеся  описывают выполненную  работу ,  составляют  отчет по практике, а   руководитель  практики  оценивает её результативность.  Ведение дневников является обязательным для каждого обучающегося 10 -11 классов. Дневник представляется на экзамен по трудовому обучению экзаменационной комиссии.

Согласно статьи 15 п.4 Закона Российской Федерации «Об образовании» , в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

 Итоговая аттестация  и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении   образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и  квалификации, важный  период в работе школы.

На основании Письма Министерства образования РФ от 14.03.2001 № 29/ 1448 -6          

« Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» нами был составлен План подготовки обучающихся 11 класса к проведению аттестации по трудовому обучению, который включает  в себя:

  • Разработку  Положения о конфликтной комиссии по вопросам аттестации по трудовому обучению.
  • Составление и утверждение графика консультаций
  • Составление и утверждение  расписания экзаменов
  • Составление и утверждение  состава экзаменационных комиссий .

Экзамен по трудовому обучению проводит экзаменационная комиссия в составе: председателя (директор школы) , заместителя председателя ( заместитель директора по учебной работе), членов комиссии (учителя трудового обучения).

Квалификационный экзамен принимает комиссия, составленная из представителей предприятия или учреждения начального профессионального образования, с обязательным включением в нее учителя трудового обучения и одного из членов администрации (директора или его заместителя. В нашем случае это был  мастер производства ООО « Сокольский швейник» и  мастер производственного  обучения профессионального училища №10.

  • Подготовка соответствующих приказов по экзаменам и комиссиям.

Начиная с марта месяца, нами проведено  6 педагогических советов,  на которых одним из пунктов рассматривались вопросы аттестации по трудовому обучению:

  • Об утверждении сроков и форм проведения  квалификационной работы по профессии «Швея», «Столяр».»Плотник» в 11 классе, экзамена по трудовому обучению с углубленной трудовой подготовкой.
  • Об утверждении состава экзаменационной комиссии по проведению квалификационного экзамена.
  • Об утверждении состава экзаменационной комиссии по проведению экзамена по трудовому обучению с углубленной трудовой подготовкой
  • Об изучении нормативных документов по аттестации по трудовому обучению
  • О допуске обучающихся 11 класса к аттестации  по трудовому обучению             ( допустить к аттестации  по трудовому обучению обучающихся 11 класса успешно освоивших специальную (коррекционную) общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью с углубленной трудовой подготовкой и имеющих положительные отметки по всем предметам учебного плана)

При проведении последнего педсовета, хочется обратить внимание на правильное оформление решения педсовета:

  • О выпуске обучающихся 11 класса и выдаче документов об образовании   -   ----

           - считать окончившими школу ….Ф.И.О. выпускника

   - вручить «Свидетельства об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида»… Ф.И.О. выпускников

- вручить квалификационные свидетельства с присвоением II квалификационного разряда по профессии “Швея»…. Ф.И.О. выпускников, сдавших квалификационный экзамен по данному профилю

 -вручить квалификационные свидетельства с присвоением III квалификационного разряда по профессии «Столяр»… Ф.И.О. выпускников, сдавших квалификационный экзамен по данному профилю

                            - организовать вручение свидетельств …. (Число и место вручения).

 Подготовка к итоговой аттестации затрагивает всех участников образовательного процесса :

--педагогов

--выпускников

--родителей ( законных представителей).

С обучающимися (выпускниками) проведены классные часы: «О режиме дня во время подготовки к экзаменам»,  ознакомлены с Рекомендациями по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (под роспись).

Кроме этого обучающимися написаны  заявления   на имя директора школы « Прошу засчитать результаты квалификационного экзамена за результаты экзамена по трудовому обучению с углубленной трудовой подготовкой».

 Родители ( законные представители) на классном родительском собрании познакомились

с Рекомендациями по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (под роспись).

Проведена работа с педагогическим коллективом. На заседании  школьного методического объединения  обсужден  экзаменационного материала . В экзаменационный материал вошли   теоретические вопросы (из Стандарта по начальному профессиональному образованию РФ) по следующим темам:

  • Материаловедение
  • Оборудование
  • Конструирование
  • Технология

а также экзаменационные билеты  по практической части экзамена  подготовленные учителями профессионально –трудового обучения.

Оформление экзаменационного материала:

Принят                                                                                                               Утверждаю

Педагогическим советом                                                                      Директор школы

Протокол №  от------

                                        Экзаменационный  материал

по  трудовому обучению  профессии «Швея»  для итоговой аттестации обучающихся 11 класса МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Сокола.

экзаменационные билеты составлены:

Ф.И.О. учителей профессионально –трудового обучения

Экспертиза проведена экспертной комиссией

Протокол №     от__________

Экзаменационный материал утверждается Управлением образования.

Согласно Рекомендациям по порядку  проведения  экзаменов по трудовому обучению, выпускники наряду с выпускными экзаменами по трудовому обучению сдают квалификационный экзамен на тарифный разряд.

 Эти два экзамена имеют различный состав комиссий, различное  назначение. Проведение первого экзамена ( по трудовому обучению)  дает право на выдачу документа (Свидетельства об окончании специальной  (коррекционной) школыVIII вида)  Его получают все выпускники, успешно освоившие программу, имеющие положительные отметки и сдавшие экзамен по трудовому обучению,  а проведение квалификационного экзамена – дает право на выдачу свидетельства о присвоении квалификационного разряда по профессии. Это свидетельство получают только те выпускники, которые успешно сдали квалификационный экзамен.

Экзамен по трудовому обучению состоит из 2 частей_

-теоретическая проверка знаний

- практическая экзаменационная (квалификационная) работа на разряд.

Обе части экзамена являются  равноправными и обязательными.

Учитывая особенности психофизического развития детей и важность оценки подготовленности выпускников к самостоятельной работе, оценка знаний проводится  в форме собеседования членов комиссии с каждым учеником. Задача собеседования заключается в том, чтобы выявить не только уровень теоретических знаний, умений и навыков выпускников, их дальнейшие планы, но и определить их способность общаться со взрослыми. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы  , назначении и устройстве инструментов, о  свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы.

В соответствии с  требованиями  Рекомендаций по порядку проведению экзамена по трудовому обучению   выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, на экзамене обучающиеся выполняют  квалификационную работу.  На каждую  квалификационную работу делается «Заключение  о выполнении выпускной практической квалификационной работе». Все заключения подписаны членами комиссии.

 Далее проходит  собеседование.

   На экзамене  члены  экзаменационной комиссии  имеют возможности познакомиться с итоговыми  практическими изделиями  выпускников, дневником  производственной практики.

Результаты экзамена по трудовому обучению  и квалификационного экзамена оформляются протоколами.

Таким образом, на основании заключения на квалификационную работу, результатов собеседования, производственной характеристики  были составляются  2 протокола экзамена. На основании протокола  об успешной сдачи квалификационного экзамена  выпускникам выданы Свидетельства о присвоении квалификационного разряда. (На основании поданных обучающимися заявлений,  администрация школы  подает заявку в ГУ Управление материально- технического обеспечения учреждений образования  о выдаче Свидетельства  о присвоении квалификационного разряда. Данное свидетельство является равноценным свидетельству, выдаваемому профессиональными училищами).

При подведении итогов экзамена, выпускникам выдается и производственная характеристика. 

 ИТАК:   в Методических рекомендациях  предложено проведение по трудовому обучению  2-х  экзаменов:

- по трудовому обучению

( экзаменационные билеты  и практическая работа)

- квалификационный экзамен

( проверка теоретических знаний, квалификационная работа по норме времени, квалификационное заключение, производственная характеристика,  )

Проведение экзамена по трудовому обучению дает право на выдачу Свидетельства об окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проведение квалификационного экзамена дает право на выдачу Свидетельства о присвоении квалификационного разряда.

Выпускникам, которым не присваивается квалификационный разряд , выдается Свидетельство об окончании специальной (коррекционной) школы VIII вида и производственная характеристика с перечнем работ, которые они могут выполнить самостоятельно.

Нами выбран совмещенный вариант проведения аттестации по трудовому обучению. На основании заявлений выпускников директор издает  приказ  о разрешении засчитать результаты квалификационного экзамена за  экзамен по трудовому обучению ,но  даже если проводится совмещенный экзамен , то протоколов все равно пишется 2:  протокол оценки учебно –трудовой деятельности за период углубленной трудовой подготовки и  протокол квалификационного экзамена о присвоении квалификационного разряда.

Первый выпуск обучающихся.

В 10 класс в 2006 году было зачислено  8 обучающихся. 13 июня 2008 года закончили школу и получили квалификационные свидетельства  с присвоением 2 квалификационного разряда по профессии «Швея» - 4 человека, «Столяр», «Плотник» - 4 человека.

           

Результаты трудоустройства выпускников.

По окончании школы:

  • 2  выпускницы  работают по профессии  «Швея» на ООО « Сокольский швейник»
  • 1 – продолжает обучение в профессиональном училище   №10 , осуществляя  дальнейшее образование по профессии «Швея»
  • 1 – трудоустроена на предприятии города

                                                                 

  •  2 выпускника  работают по профессии «Столяр» у Частного предпринимателя   на деревообрабатывающем предприятии
  • 1 продолжает обучение в Кадниковском  сельско – хозяйственном колледже получая специальность  тракторист – бульдозерист.
  • 1 – трудоустроен на керамическом заводе

Возможность продолжения обучения в училище и техникуме явилась хорошим стимулом для девятиклассников, повысился социальный статус школы.

Итак:  75 % выпускников работают и учатся по полученной профессии.

 Постшкольный период.

Администрация школы поддерживает связь с предприятиями, где работают наши выпускники.

Так, в  декабре 2008 года социальным педагогом проведен мониторинг постшкольной адаптации выпускников к условиям производства.  

На 01.01.2009 из 8 выпускников продолжают работать  - 6 человек, 2 –продолжают учебу. Встречи и беседы с родителями ( законными представителями), беседы с мастерами предприятий, где работают наши выпускники,  показывают, что выпускники адаптированы к современному рынку труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к организации работы по повышению квалификации педагогов, подготовке их к введению ФГОС ООО

Описан опыт апробации комплексного подхода к повышению квалификации педагогов в 2012-2013 учебном году, осуществлённом на базе Окружного методического центра  ЮАО города Москвы под руководством М...

Комплексный подход к организации работы по повышению квалификации педагогов, подготовке их к введению ФГОС ООО

Представлено описание опыта апробации комплексного подхода к повышению квалификации педагогов в 2012-2013 учебном году. Площадкой по апробации стал Южный округ города Москвы, занятия проходили на базе...

Комплексный подход к организации методической работы и психологического сопровождения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Единый государственный экзамен стал реальностью. Новая форма итоговой аттестации успешно решает такие проблемы как: объективная оценка качества образовательной подготовки выпускников, обеспечение прее...

Организация различных видов групповой работы и влияние их на готовность специалистов служб сопровождения к профессиональной деятельности

В презентации рассматириваются интересные виды групповой работы для повышения квалификации специалистов служб сопровождения замещающих семей....

Методические разработка "Повышение эффективности межведомственного взаимодействия ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных организаций"

Методические разработка "Повышение эффективности межведомственного взаимодействия  ТПМПК со специалистами служб сопровождения образовательных организаций"...

Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".

В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...

Выступление на педагогическом совете по теме «Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся»

Тема: « Направления работы специалистов службы сопровождения и классных руководителей по формированию личности обучающихся с умственной отсталостью»...