Выступление на окружном семинаре "Система организации СРП для детей с ОВЗ. Этапы работы СРП"
методическая разработка по психологии на тему
Выступление на окружном семинаре "Система организации СРП для детей с ОВЗ. Этапы работы СРП"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_organizatsii_srp_dlya_detey_s_ovz.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления «Система организации Служба ранней помощи детям с ОВЗ в территориальном отделении «Переделкино». Этапы работы Службы ранней помощи»
Подготовила: старший методист ТО «Переделкино»,
педагог-психолог Долгова А.Г.
Модель Службы ранней помощи в ТО Переделкино сформировалась не спонтаннно и имеет свою историю. В Центре более 10 лет функционировала система психолого-педагогического сопровождения, обучения и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста в компенсирующих группах ( 3 дошкольные группы) и классах КРО (1 и 2 класс). Данная модель работы позволяла обеспечить преемственность сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах образования ( дошкольный – школьный). В связи с решением задач обеспечения доступности дошкольного образования с 2013 г. вместо классов в Центре начали свою работу еще 2 дошкольные группы компенсирующей направленности и 1 группа общеобразовательная. В 2014-2015 уч.году Центр впервые начал работу в новых формах дошкольного образования – были набраны 2 группы кратковременного пребывания как для детей с ОВЗ, так и для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. Часть детей, продолжили посещение групп СРП в этом году, часть детей перешли в дошкольное отделение нашего Центра, некоторые перешли в дошкольные отделения других образовательных комплексов. Деятельность данных групп позволило плавно подготовить детей к посещению групп полного дня. Создание Службы ранней помощи в этом учебном году расширяет возможности помощи семье в вопросе адаптации их детей к образовательным требованиям. Создание данных групп будет способствовать осуществлению преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в дошкольном учреждении.
Изменения, происходящие в системе образования последние десятилетия повлияли на изменение подходов к системе Раннего вмешательства, которые основываются на:
- формировании новых концептуальных рамок, объединяющих ранее разобщенные сектора и области знаний, такие как медицина, образование, социальные науки, и, в особенности, психология;
- переходе от форм вмешательства, направленных на ребенка и устранение недуга, к вовлечению семьи, местного сообщества и других, связанных с развитием ребенка систем;
- включение в целевую группу не только детей с явными или установленными признаками нарушения развития, но также детей с риском их возникновения. При этом речь идет не только о риске, связанном с наличием специфического диагноза или биологическом риске, но и социальном риске, связанном со средой развития или окружением, как, например, депривация или недостаточная стимуляция, пренебрежение родительскими обязанностями, насилие, и др.
- переходе к функциональной классификации, в частности, Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), рекомендованной ВОЗ (2001). Важно отметить, что МКФ уходит от констатирования нарушений к описанию влияния этих нарушений на активность индивида и его участие в жизни общества
Основания для разработки системы ранней помощи Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
«необходимо создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе»
Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Поручение Президента РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года
е) представить в установленном порядке предложения: «…о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам…»
В соответствии с Временным положением о группе кратковременного пребывания (СРП) (Приказ ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» от 31.08.2015 г. №79 «Об утверждении Временного положения о группе кратковременного пребывания (службе ранней помощи)» определены критерии для включения детей раннего возраста в программу СРП. Это дети:
- с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с установленной инвалидностью, имеющие:
нарушения структуры организма
нарушения функций организма
ограничения активности и/или участия в социальных ситуациях
- Дети из группы биологического риска
- Дети из группы социального риска
В территориальных отделениях могут функционировать различные формы групп Службы ранней помощи:
Бюджетные группы СРП для детей:
- в возрасте от 1г.6 мес. до 7 лет
- не посещающие ДОУ
- постоянно зарегистрированы по месту жительства в г.Москве
- имеющие ОВЗ, либо риск появления таких ограничений.
Внебюджетные группы СРП – создаются для семей с детьми, которые не подходят под критерии выделенные для бюджетных групп
Этапы организации деятельности Службы ранней помощи
I этап: Подготовительный этап
- оценка ресурса Центра для реализации программ СРП ( материально-техническая, кадровая, программно-методическая)
- информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи , проведение рекламной компании с использованием ресурса Муниципалитета, Поликлиник с целью привлечения семей в группы Службы ранней помощи (день открытых дверей, рекламные буклеты, объявления в Поликлинике, Управе, Муниципалитете), информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
- консультирование семей с детьми, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении при обращении в Центр ( на ППконсилиуме, по телефону)
II этап Основной этап
Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи
- первичный прием семьи с ребенком проводит педагог-психолог
- обследование детей на Психолого-педагогическом консилиуме
Зачисление детей и их семей в Службу ранней помощи, подключение междициплинарной команды к сопровождению семьи и ребенка. На данном этапе основным является деятельность междисциплинарной команды, которая разрабатывает индивидуальную программу сопровождения совместно с родителями, ее реализует, отслеживает ее эффективность, проводя систематический мониторинг уровня развития ребенка и при необходимости вносит корректировки в программу сопровождения.
III Аналитический этап
В конце года происходит анализ мониторинга, проводимого в течении года. Совместно с семьей обсуждаются варианты дальнейшего сопровождения в Центре, либо возможности перехода в другие образовательные организации.
- Посещение ППконсилиума с целью оценки динамики развития ребенка независимыми экспертами, принимается решение о дальнейшем маршруте сопровождения ребенка и его семьи
- направление ребенка на ЦПМПК, с целью определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка
Даже при переходе ребенка в иные образовательные организации, Центр предлагает семье ресурс для дальнейшего сопровождения в виде консультаций, индивидуальных занятий со специалистами
Критериями оценки результатов работы будут:
1. уровень предоставленной помощи ребенку и семье (показатели: степень удовлетворенности родителей предоставленной помощью, динамика в развитии ребенка);
2. уровень квалификации специалистов в области Ранней помощи
3. количество детей, переведенных в группы полного дня, школы
4. наличие научно-методических материалов, обеспечивающих функционирование службы ранней помощи детям и семье
Система может быть организована только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это необходимо для своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, организации непрерывного междисциплинарного сопровождения ребенка и семьи, обеспечения возможности для интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУКОВОДСТВУ ИГРОЙ
Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывае...
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...
Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"
Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"...
Выступление на окружном семинаре "Сенсорные игры как способ развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья"
Выступление на тему :"Включение сенсорных игр в логопедические занятия при работе с детьми I -II уровня речевого развития"...
Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"
В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании (выступление на окружном семинаре 19.03.2014 г.)
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Выступление на окружной конференции 2022 "Создание специальных условий для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ"
Рассматриваются специальные условия для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...