Выступление на окружном семинаре "Система организации СРП для детей с ОВЗ. Этапы работы СРП"
методическая разработка по психологии на тему

Долгова Анна Геннадьевна

Выступление на окружном семинаре "Система организации СРП для детей с ОВЗ. Этапы работы СРП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_organizatsii_srp_dlya_detey_s_ovz.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления «Система организации Служба ранней помощи детям с ОВЗ в территориальном отделении «Переделкино». Этапы работы Службы ранней помощи»

Подготовила: старший методист ТО «Переделкино»,

педагог-психолог Долгова А.Г.

        Модель Службы ранней помощи в ТО Переделкино сформировалась не спонтаннно и имеет свою историю. В Центре более 10 лет функционировала система  психолого-педагогического сопровождения, обучения и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста в компенсирующих группах ( 3 дошкольные группы) и классах КРО (1 и 2 класс). Данная модель работы позволяла обеспечить преемственность сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах образования ( дошкольный – школьный).  В связи с решением задач обеспечения доступности дошкольного образования с 2013 г.  вместо классов в Центре начали свою работу еще 2 дошкольные группы компенсирующей направленности и 1 группа общеобразовательная. В 2014-2015 уч.году Центр впервые начал работу в новых формах дошкольного образования – были набраны 2 группы кратковременного пребывания как для детей с ОВЗ, так и для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. Часть детей, продолжили посещение групп СРП в этом году, часть детей перешли в дошкольное отделение нашего Центра, некоторые перешли в дошкольные отделения других образовательных комплексов. Деятельность данных групп позволило плавно подготовить детей к посещению групп полного дня. Создание Службы ранней помощи в этом учебном году расширяет возможности помощи семье в вопросе адаптации их детей к образовательным требованиям. Создание данных групп будет способствовать осуществлению преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в дошкольном учреждении.

        Изменения, происходящие в системе образования последние десятилетия повлияли на изменение подходов к системе Раннего вмешательства, которые  основываются на:

- формировании новых концептуальных рамок, объединяющих ранее разобщенные сектора и области знаний, такие как медицина, образование, социальные науки, и, в особенности, психология;

- переходе от форм вмешательства, направленных на ребенка и устранение недуга, к вовлечению семьи, местного сообщества и других, связанных с развитием ребенка систем;

- включение в целевую группу не только детей с явными или установленными признаками нарушения развития, но также детей с риском их возникновения. При этом речь идет не только о риске, связанном с наличием специфического диагноза или биологическом риске, но и социальном риске, связанном со средой развития или окружением, как, например, депривация или недостаточная стимуляция, пренебрежение родительскими обязанностями, насилие, и др.

- переходе к функциональной классификации, в частности, Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), рекомендованной ВОЗ (2001). Важно отметить, что МКФ уходит от констатирования нарушений к описанию влияния этих нарушений на активность индивида и его участие в жизни общества

Основания для разработки системы ранней помощи Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

«необходимо создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе»

Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; Часть 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

        Поручение Президента РФ от 18 апреля 2013 года по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта на тему «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года

е) представить в установленном порядке предложения: «…о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам…»

В соответствии с Временным положением о группе кратковременного пребывания (СРП) (Приказ  ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие» от 31.08.2015 г. №79  «Об утверждении Временного положения о группе кратковременного пребывания (службе ранней помощи)» определены критерии для  включения детей раннего возраста в программу СРП. Это дети:

- с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с установленной инвалидностью, имеющие:

 нарушения структуры организма

 нарушения функций организма

 ограничения активности и/или участия в социальных ситуациях

- Дети из группы биологического риска

- Дети из группы социального риска

В территориальных отделениях могут функционировать различные формы групп Службы ранней помощи:

Бюджетные группы СРП для детей:

- в возрасте от 1г.6 мес. до 7 лет

- не посещающие ДОУ

- постоянно зарегистрированы по месту жительства в г.Москве

- имеющие ОВЗ, либо риск появления таких ограничений.

Внебюджетные группы СРП – создаются для семей с детьми, которые не подходят под критерии выделенные для бюджетных групп

Этапы организации деятельности Службы ранней помощи

 I этап: Подготовительный этап

- оценка ресурса Центра для реализации программ СРП ( материально-техническая, кадровая, программно-методическая)

- информирование населения об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи ,  проведение рекламной компании с использованием ресурса Муниципалитета, Поликлиник с целью привлечения семей в группы Службы ранней помощи (день открытых дверей, рекламные буклеты, объявления в Поликлинике, Управе, Муниципалитете), информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

 - консультирование семей с детьми, которые нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении при обращении в Центр ( на ППконсилиуме, по телефону)

II этап Основной этап

Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи

- первичный прием семьи с ребенком  проводит педагог-психолог  

-  обследование детей на Психолого-педагогическом консилиуме

Зачисление детей и их семей в Службу ранней помощи, подключение междициплинарной команды к сопровождению семьи и ребенка. На данном этапе основным является деятельность междисциплинарной команды, которая разрабатывает индивидуальную программу сопровождения совместно с родителями, ее реализует, отслеживает ее эффективность, проводя систематический мониторинг уровня развития ребенка и при необходимости вносит корректировки в программу сопровождения.

                 

III Аналитический этап

В конце года происходит анализ мониторинга, проводимого  в течении года. Совместно с семьей обсуждаются варианты дальнейшего сопровождения в Центре, либо возможности перехода в другие образовательные организации.

- Посещение ППконсилиума с целью оценки динамики развития ребенка независимыми экспертами, принимается решение о дальнейшем маршруте сопровождения ребенка и его семьи

- направление ребенка на ЦПМПК, с целью определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка

Даже при переходе ребенка в иные образовательные организации, Центр предлагает семье ресурс для дальнейшего сопровождения в виде консультаций, индивидуальных занятий со специалистами  

Критериями оценки результатов работы будут:

1.   уровень предоставленной помощи ребенку и семье (показатели: степень удовлетворенности родителей предоставленной помощью,  динамика в развитии ребенка);

2.     уровень  квалификации специалистов в области Ранней помощи

3.     количество детей, переведенных в группы полного дня, школы

4. наличие научно-методических материалов, обеспечивающих функционирование службы ранней помощи детям и семье

Система может быть организована только на основе межведомственного сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это необходимо для своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, организации непрерывного междисциплинарного сопровождения ребенка и семьи, обеспечения возможности для интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУКОВОДСТВУ ИГРОЙ

Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывае...

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"...

Выступление на окружном семинаре "Сенсорные игры как способ развития и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья"

Выступление на тему :"Включение сенсорных игр в логопедические занятия  при работе с детьми I -II уровня речевого развития"...

Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"

В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...

Выступление на окружной конференции 2022 "Создание специальных условий для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ"

Рассматриваются специальные условия для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"...