Выступление на окружной конференции 2022 "Создание специальных условий для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ"
материал

Копысова Нина Викторовна

Рассматриваются специальные условия для познавательно-речевого развития детей с ОВЗ в МДОАУ ЦРР д/с "Фантазия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Копысова Н.В. – учитель-логопед

Цицулина О.М. – педагог-психолог

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»

г. Пыть-Ях

СОЗДАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В МДОАУ ЦРР-д/с «ФАНТАЗИЯ»

Аннотация. В статье представлено обобщение опыта работы дошкольной образовательной организации по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Отражены специфика создания развивающей предметно-пространственной среды, планирование педагогической деятельности, интеграция в работе специалистов, организация совместной работы с родителями. Данные особенности работы способствуют полноценному познавательно-речевому развитию дошкольников.

Ключевые слова: познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, инновационные технологии, проектная деятельность, интеграция.

Индекс УДК

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Основная цель речевого развития дошкольников - это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Речь развивается на основе ознакомления с окружающим миром, в процессе предметной деятельности. Поэтому так велика взаимосвязь познавательной активности  и речевого развития дошкольника, особенно с ОВЗ.

В этом учебном году образовательную организацию посещают  22 ребенка с ОВЗ, в том числе 3 ребенка-инвалида с ОВЗ. Они осваивают адаптированную образовательную программу (АОП) для детей с задержкой психического развития, АОП для детей с тяжелыми нарушениями речи  и 1 ребенок осваивает программу для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Из них 12 детей посещают группы общеразвивающей направленности в рамках полной инклюзии, 10 детей - комбинированные группы.

В детском саду «Фантазия» созданы условия для полноценного познавательно-речевого развития детей. Одним из условий  является создание  развивающей предметно-пространственной среды. В каждой группе организован речевой уголок, в котором имеются пособия для развития всех сторон устной речи детей: предметные и сюжетные картинки, различные виды игр (настольно-печатные, дидактические, игры-драматизации), картотеки словесных игр, пособия для развития фонематических процессов и автоматизации звуков, оборудование для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, а также разнообразный материал для развития мелкой моторики рук. В театральном уголке имеются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр бибабо. Неотъемлемой частью речевого уголка является книжный уголок, который в каждой группе расположен в спокойном, хорошо освещенном, доступном для детей месте. На полках книжного уголка размещены книги, репродукции картин известных художников. В старших и подготовительных группах выбираются книги с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя. Отведено место для книг энциклопедического характера[4].

Речь дошкольников развивается в процессе различных видов детской деятельности, в режимных моментах. Поэтому в календарно-тематическом планировании воспитателей на это обращается особое внимание.

Так, в утренние часы приоритетной деятельностью, создающей эмоциональный настрой на содержательное речевое общение, активизацию пассивного и активного словаря воспитанников является ритуал утреннего приветствия. Большое внимание уделяется проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, которые воспитатели проводят как в структуре непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Дети дошкольного возраста  особенно любознательны, поэтому педагоги стараются поддерживать их познавательный интерес.

Удовлетворяя потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях окружающей действительности, педагоги способствуют расширению и обогащению их словарного запаса, который является фундаментом речевого развития.

Для уточнения, расширения и активизации словарного запаса детей педагоги используют большое разнообразие речевых игр: дидактические, игры-драматизации, различные виды лото, словесные игры с музыкальным сопровождением и без него[1].

Особое влияние на познавательно-речевое развитие оказывают беседы. Принимая в них участие, у детей обогащается и активизируется словарный запас, они учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать своё мнение и чувства, у них расширяются представления о явлениях окружающего мира, о мире людей и вещей, созданных их руками.

Универсальным средством познавательно-речевого развития  дошкольников является прогулка. Во время наблюдений в природе обогащается чувственный опыт ребенка, который является основой эмоционально-оценочной лексики, уточняются и дополняются сведения об окружающем мире. Труд в природе, сюжетно-ролевые игры способствуют формированию коммуникативных навыков, развитию познавательного интереса, а также межличностных отношений со взрослыми и сверстниками[5].

Для повышения интереса к речевым играм, развития аналитико-синтетической деятельности, мыслительных операций в старшем дошкольном возрасте педагоги используют различные головоломки, ребусы, учат отгадывать и самостоятельно составлять загадки.

Особый интерес у детей и педагогов вызывает изготовление лэпбуков. Эта инновационная технология, имеющая множество достоинств. Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку, содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию: это и кармашки с загадками, пословицами; вращающиеся круги для подбора нужной картинки; открывающиеся окошки для отгадывания загадок; движущиеся детали и фигуры; бумажные поделки для закрепления полученной информации. Лэпбуки создаются руками педагогов, детей и родителей и имеют определенную тематику. Они активно используются не только воспитателями, но и коррекционными педагогами: учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителем-дефектологом.

Одной из задач речевого развития дошкольников является развитие диалогической речи. Развитию диалога способствуют беседы с детьми, игры-инсценировки, ситуативные разговоры, речевые проблемные ситуации, речевые коммуникативные игры. Интересным приемом развития диалогической речи является детское интервьюирование.

Для организации сюжетно-ролевых игр, знакомящих дошкольников с различными профессиями и позволяющих обыгрывать бытовые и социальные ситуации, возникающие в жизни, обеспечивая детскую активность, самостоятельность, самовыражение, создана игровая комната.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируют навыки монологической речи. Овладение монологической речью - необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения[5]. Для развития монологической речи педагоги применяют в своей работе метод наглядного моделирования: схемы для составления описательных рассказов, мнемокарточки, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Огромный потенциал для познавательно-речевого развития представляет художественно-эстетическая деятельность. Изобразительное искусство, музыка и театр – не только источник развития всех сторон речи детей, но и уникальное средство познания и воспитания, помогающее почувствовать красоту родного языка, развивающее образность речи, стимулирующее усвоение языка и вызывающее желание делиться впечатлениями[2]. Для этого в детском саду оборудованы музыкальный зал, театральная студия и кабинет изобразительной деятельности. На музыкальных занятиях у детей развивают слуховое восприятие, формируют чувство ритма, как базовые составляющие речевой деятельности. Для этого музыкальный руководитель использует как классические методики, так и методику Карла Орфа, очень полюбившуюся детям. На занятиях по изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) уточняются и закрепляются знания детей о цвете, форме, величине предметов, свойствах материалов, происходит обогащение словаря детей эмоционально-оценочной лексикой. Дети учатся не только видеть и создавать красивое, но и выражать свои чувства словами.

Театрализованная деятельность является и любимой и важной для дошкольников.  В процессе театрализованной деятельности ребенок может примерить на себя любую социальную роль. Основную часть занятия составляют игры-драматизации, способствующие развитию выразительности движений и речи. Театрализованная деятельность способствует активизации словарного запаса детей, формированию звуковой культуры речи, её интонационной выразительности, развитию диалогической и монологической речи. Она помогает приобрести опыт преодоления себя, своих комплексов, познать свои возможности, развить эмоциональную сферу,  снять зажатость в общении. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Эффективным средством познавательно-речевого развития детей в детском саду является организация выставок и музеев. С целью расширения познавательных способностей детей, представления о многообразии окружающего мира, развития проектно-исследовательских умений, развития речи и коммуникативных навыков в каждой возрастной группе педагоги совместно с детьми и родителями создают свои мини-выставки и музеи. Темы выставок определяются исходя из интересов детей и темы месяца. Огромной популярностью пользуется «Музей дружбы», в котором представлены экспонаты по темам проекта «Мы, как дольки апельсина, все дружны и неделимы».

В этом учебном году в образовательной организации успешно реализуется дополнительная образовательная программа технической направленности ИнженерикУМ по использованию современного образовательного конструктора UARO. В набор образовательного конструктора UARO входят крупные, яркие детали, болты и гайки разного размера, которые можно прикручивать как руками, так и с помощью отвертки. Помимо навыков конструирования, дети приобретают навык программирования, используя для этого доску и блок кодирования. В учебно-методическом комплексе ИнженерикУМ все предусмотрено для удобной организации работы детей с ОВЗ и педагогов: лоточки для деталей; подставки для образца; карты сборки, адаптированные для всех категорий детей с ОВЗ, имеющие контур и пронумерованные; технологические карты для педагогов, в которых представлена готовая модель и необходимые для нее детали; разработаны конспекты занятий, которые можно корректировать по мере необходимости. Рабочее место ребенка оснащено ковриком с контуром, что позволяет сконцентрировать внимание ребенка во время работы. Конструктивная деятельность максимально активизирует познавательный интерес и познавательную активность дошкольника с ОВЗ, развивает инициативу, творческие способности и мелкую моторику. Является мощным средством речевого развития.

С целью повышения эффективности работы по познавательно-речевому развитию дошкольников используется интегративный подход в работе педагогов[3]. Так, одну и ту же словесную игру каждый педагог может использовать для решения конкретных задач образовательной области. Например, музыкальный руководитель – для развития чувства ритма, высоты и силы голоса, развития слухового восприятия; руководитель по физической культуре – для развития координации и точности движений; воспитатель – для расширения словарного запаса, развития и активизации познавательной деятельности; воспитатель по изобразительной деятельности – для развития образного восприятия и рисования по представлению; воспитатель по театрализованной деятельности – для развития мимики, эмоций; педагог-психолог – для развития эмоционального интеллекта, развития внимания и памяти. Таким образом, на одном речевом материале решается целый ряд образовательных задач. Необходимым условием интегративного подхода является единое тематическое планирование и ведение «Журнала взаимодействия педагогов». Только объединив усилия можно добиться одной общей цели.

Необходимым условием успешного познавательно-речевого развития детей в детском саду является организация работы с родителями.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития детей, приобщение их к совместной деятельности, осуществляется через индивидуальные беседы, показ открытых занятий, организацию семейных клубов, оформление информационных стендов для родителей в возрастных группах.

В комбинированных группах еженедельно оформляются советы специалистов по темам недели, в которых родителям предлагаются игры, развлечения и книги для чтения с детьми.

Таким образом, целенаправленная работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды, тщательное планирование педагогической деятельности, интеграция в работе специалистов и организация совместной работы с родителями способствуют полноценному речевому развитию дошкольников, что станет залогом успешного обучения их в школе.

Список литературы

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  2. Дрижирук, Н. М. Речевое развитие детей дошкольного возраста в образовательном пространстве детского сада: методический альбом / Н. М. Дрижирук, С. Н. Марчук, Т. П. Сысуева. – Санкт-Петербург : ГБУ ИМЦ Красносельского района  Санкт-Петербурга, 2019. – 114 с.
  3. Комарова, Т. С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. – Москва : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. – 162 с.
  4. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – Москва : Просвещение, 2001. – 89 с.
  5. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. –  Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"

Выступление на окружном семинаре "Организация специальных образовательных условий для детей с ОВЗ"...

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза

Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, Круглова И.В. - директ...

Выступление на окружной конференции

В выступлении тезисно сформулированы особенности обучения детей с задержкой психического развития...

Специальные условия организации образовательного процесса для детей с нарушениями зрения и слуха

Здесь описаны специальные условия, которые создаются в образовательных организациях для комфортного пребывания и полноценного развития детей с нарушениями слуха и зрения....

Выступление на окружной конференции (статья) 2023 на тему: " Социализация и развитие детей с ОВЗ в системе оказания ранней помощи"

Представлены вариативные формы получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, не посещающими ДОО...

Выступление на окружной конференции с докладом "Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ в ДОО", 2020

Представлен опыт работы по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО....