Выступление на семинаре директоров "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
материал по психологии по теме
Выступление на семинаре директоров "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_direktorov_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_detey_s_ovz.pptx | 205.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».
Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей. В связи с этим особая роль отводится медико – психолого – педагогической диагностике , которая обеспечит своевременное выявление детей с ОВЗ; определит оптимальный педагогический маршрут ; поможет спланировать коррекционные мероприятия и разработать программы коррекционной работы; поможет оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы.
Цель психологического сопровождения: создать в рамках объективно данной ребёнку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения. Работа психолога по сопровождению носит многослойный, многоуровневый характер. Её содержание определяется с учётом специфики и степени трудностей у ребёнка.
Основными принципами психологического сопровождения ребёнка с проблемами в развитии являются: «Всегда на стороне ребёнка, всегда вместе с ребёнком!» Непрерывность сопровождения. Комплексный подход.
Основные этапы процесса психологического сопровождения учащихся . 1 этап. Диагностическое сопровождение учащегося (психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка), установление контакта со всеми участниками сопровождения. Определение модели воспитания, используемой родителями (официальными представителями), и диагностика их личностных характеристик (составление социально-психологической карты семьи).
2 этап. Составление и реализация на основе диагностических данных индивидуальных психолого-педагогических программ, разработка индивидуальных занятий, включающих в себя комплексы упражнений на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Оказание необходимой психологической помощи и поддержки родителям ребенка с ограниченными возможностями (беседы, консультирование). Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми.
Психолого –педагогическое консультирование и просвещение учителей- предметников, классных руководителей, воспитателей и других сотрудников образовательного учреждения. Разработка психолого-педагогических рекомендаций для работы с учащимися, с учетом их индивидуальных и психофизиологических особенностей.
3 этап. Мониторинг результативности и анализ эффективности процесса психологического сопровождения. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеет свои подходы и принципы.
Личностно-ориентированный подход. Обеспечение комфортных, психологически благоприятных и безопасных условий в образовательном учреждении для каждого учащегося, оказание несовершеннолетнему психологической помощи и поддержки с учетом его личностных, возрастных и психофизиологических особенностей.
Гуманно-личностный подход. Формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, формирование и поддержка ситуации успеха.
Деятельностный подход. Оказание психолого-педагогической помощи с учетом ведущего вида деятельности ребенка . Комплексный подход. Психологическое сопровождение школьников с ОВЗ и жизнедеятельности должно осуществляться педагогом-психологом в тесном контакте с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями . В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Использование в психолого-педагогической деятельности с детьми различных методов, позволяет более эффективно проводить коррекционно – развивающую работу. Сказкотерапия , игротерапия , станционные игры, песочная терапия, психогимнастика , релаксация, активная эмоциональная разгрузка, арт-терапия – достаточно универсальные, доступные и широко применяемые в психологической работе с детьми методы, которые позволяют успешно решать задачи психологического сопровождения, диагностической, психолого-педагогической, педагогическо-профилактической, терапевтической и коррекционно-развивающей деятельности.
Основные направления деятельности психолога в рамках сопровождения : Осуществление психологической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики. Помощь в преодолении учебных затруднений. Коррекционно-развивающая работа и психопрофилактическая работа по результатам полученных диагностических данных.
Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска ». Распространение опыты сопровождения учащихся с проблемами в развитии, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Сопровождение ребёнка психологом осуществляется в разных формах : Сопровождение – наблюдение. Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением – наблюдением. Кураторство.
Направления деятельности педагога-психолога Диагностическое направление Коррекционно-развивающая работа Консультационно-просветительское направление
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого .
Психологическое сопровождение процесса обучения включает: диагностику уровня развития детей; индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми психологическое консультирова - ние педагогов, родителей, обучающихся психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся психопрофилактика
Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ: - определение наиболее адекватных путей и средств развивающе-коррекционной работы с ребёнком; - прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития; - реализация собственно психологической развивающе-коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса
1.Информационно-диагностическая работа: Создание банка данных по индивидуальному сопровождению учащихся (по материалам наблюдений, посещения уроков и учебных занятий, бесед с педагогами и родителями); диагностика развития учащихся на разных возрастных этапах (психологический мониторинг); выявление детей «группы риска», требующих усиленного педагогического внимания.
2. Программное сопровождение: групповые коррекционно-развивающие занятия со всеми субъектами образовательного процесса (планово-профилактические); индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (по выявленным проблемам);
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Универсальные учебные действия – в широком смысле, умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле – это совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"
Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек
Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании (выступление на окружном семинаре 19.03.2014 г.)
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....
Выступление на семинаре "Психологическое сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта"
В выступлении расказывается как происходит психологическое сопровождение учащихся в школе...
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»...