Выступление на семинаре "Психологическое сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта"
материал

В выступлении расказывается как происходит психологическое сопровождение учащихся в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar_2018_g.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

   Что такое умственная отсталость, было известно ещё в Древней Греции.

Такое психическое недоразвитие греки называли олигофренией, что в переводе означает «малоумие». Умственная отсталость широко распространена во всем мире (1%-3% населения). Около 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую степень. В последние годы отмечают некоторое увеличение количества умственно отсталых, что объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Имеет значение и более точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.

    Сегодня к олигофрениям относят целую группу заболеваний самой разной этиологии, основным признаком которых является общее психическое недоразвитие.

Такое недоразвитие психики вызывает интеллектуальную недостаточность и проявляется в виде синдрома непрогрессирующего слабоумия. Однако олигофрения характеризуется не только недостаточностью интеллекта. Олигофрены также имеют ряд других симптомов, таких как недоразвитость эмоциональности, восприятия, моторики и внимания.

Признаки, указывающие на олигофрению у детей:

  • Неспособность действовать по образцу, либо словесной инструкции;
  • Не ситуативное понимание речи;
  • Недоразвитие всех видов деятельности (игра, конструирование, рисование и т.д.);
  • Недостаточный интерес к окружающему миру, хаотичная активность;
  • Отставание сенсорного развития, произвольного внимания;
  • Задержка развития речи;
  • Преобладает непроизвольное запоминание;
  • Недоразвитость волевых процессов, общая безынициативность и апатичность, внушаемость;
  • Эмоциональная инфантильность, крайнее проявление эмоций.
  • Не могут отвлечься от конкретных второстепенных деталей, не умеют выделять значимые признаки, устанавливать смысловые связи, определять сходство.
  • Сравнения, и классификация предметов часто проводится по несущественным признакам.

   Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.   

   Суть школьной психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.

   Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

      Деятельность психолога в рамках сопровождения строится по следующим направлениям:

Психолого-педагогическая диагностика;

Коррекционно-развивающая деятельность;

Консультативно-просветительская деятельность

    Психологическая диагностика - представляет собой психолого-педагогическое изучение учащихся. Определяется уровень развития ребенка, его потенциал, с целью создания оптимальных условий для обучения.  

   Надо отметить, что в последние годы состав учащихся с каждым годом набирается сложнее. Трудно подобрать методики для определения уровня развития ребенка (особенно в начальной школе), наиболее эффективным методом диагностики является метод наблюдения за игровой, учебной деятельностью, поведением учащихся в различных ситуациях, общение с ними, педагогами, родителями.  Также мы используем опросники, тесты, проективные методики, для тех детей, которые способны выполнить задания.

    По результатам обследования составляется психологическое заключение  с описанием поведения учащихся в ситуации обследования, особенностей сформированности познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной сферы, межличностных отношений, а также заключение содержит рекомендации педагогам по эффективной организации учебного   процесса с данным учащимся. Рекомендации часто озвучиваются при беседе с педагогом

   При написании рекомендаций или беседе с педагогом мы стараемся не предлагать полученные результаты «в чистом» виде. Например: по результатам обследования у учащегося выявлена сниженная работоспособность, низкий уровень слухового запоминания, низкий объем памяти, высокий уровень тревожности, низкая самооценка. И МЫ  рекомендуем педагогу учебную инструкцию предъявлять дробно, учебный материал предлагать с опорой на нагляднось, зрительное запоминание, тщательно дозировать домашнее задание, избегать ситуации публичного ответа, замечания предъявлять в мягкой, корректной форме.

  Хочется отметить, что  тесная работа с педагогами, обмен информацией по конкретным детям, существенно помогает в выборе средств и форм оказания помощи школьнику, испытывающему те или иные трудности.

Коррекционно-развивающая деятельность. 

По результатам диагностики определяются направления коррекционно- развивающей работы. Занятия проводятся с использованием игровых форм, упражнений, которые направлены не только на коррекцию «западающего» процесса (познавательного или личностного), но и развитие других процессов.

В своей работе мы используем много игровых средств и пособий, разработанных отечественными и зарубежными специалистами.

Одним из таких игровых средств, появившихся в арсенале нашей школы, стал игровой комплект «Пертра» - «Игротека в чемодане» Я не буду сейчас подробно рассказывать о работе с этим материалом, мы можем провести семинар по работе с этим оборудованием.

Помимо комплекта «Пертра» в нашем распоряжении много игровых и развивающих пособий, которые помогают нашим учащимся развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере.

   Большую помощь в коррекции эмоциональной сферы оказывает оборудованная сенсорная комната. Она используется как для групповой, так и для индивидуальной работы. Учащиеся с удовольствием ее посещают, называют волшебной, красивой (часто спрашивают: «Мы пойдем в волшебную комнату?»). После ее посещения очень заметна смена настроения, эмоционального   состояния у значительной части учащихся.

Хочется отметить, что взаимодействие, которое осуществляется с педагогом в процессе диагностики,  продолжает осуществляться и очень необходимо  и при коррекционной работе. Здесь важно проследить, как те или иные выбранные формы коррекционной работы влияют на каждого конкретного учащегося, независимо от того осуществляется групповая или индивидуальная работа

   При этом взаимодействие с педагогом осуществляется чаще индивидуально, в виде консультаций, где может быть рассмотрен каждый конкретный случай, каждый ребенок или в ходе просветительской работы, если возникает необходимость осветить методы взаимодействия с определенной категорией учащихся или особенности группы учащихся. Мы стараемся привлекать и родителей, замечательно, если родители идут на контакт, понимают значение проводимого, готовы участвовать и что-то изменить в собственном поведении, взаимоотношениях с ребенком. К сожалению, количество таких родителей невелико. Чаще всего родители тактично выслушивают рекомендации, но готовности что - либо изменить, активно поучаствовать не выражено, реже, но встречаются и равнодушные реакции и негативные, есть родители, которые реагируют слишком поздно, когда упущено время и корригировать что-либо или очень сложно или невозможно.  

   Мы приготовили рекомендации, которыми пользуются наши педагоги при работе.

Рекомендации

1. Старайтесь учитывать трудности адаптационного периода.

2. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

3. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика.

Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

4. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

5. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально,

а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

6. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения

(«молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

7. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников,

грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные

записи в дневнике.

8. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах

ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

9. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка:

темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение,

особенности внимания, двигательная активность и т. д.

Мы стараемся создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Вопросы?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом.

Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом....

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Выступление "Характеристика состояния речи обучающегося с нарушением интеллекта"

В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла  представлены диагностические данные состояния речи обучающихся с нарушением интел...

Выступление "Особенности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)"

В выступлении на общешкольном родительском собрании представлены основные направления  и возможности по сопровождению педагогом - психологом обучающихся с нарушеним интеллекта....

Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях ФГОС.

Логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся с...

Выступление на педсовете «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»

тема: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»цель: Социально-педагогическая поддержка и приобщение ...

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития

Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...