Выступление на семинаре "Психологическое сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта"
материал
В выступлении расказывается как происходит психологическое сопровождение учащихся в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar_2018_g.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое умственная отсталость, было известно ещё в Древней Греции.
Такое психическое недоразвитие греки называли олигофренией, что в переводе означает «малоумие». Умственная отсталость широко распространена во всем мире (1%-3% населения). Около 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую степень. В последние годы отмечают некоторое увеличение количества умственно отсталых, что объясняется ростом общей продолжительности жизни, а также большей выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Имеет значение и более точный, чем прежде, учет олигофренов во многих странах.
Сегодня к олигофрениям относят целую группу заболеваний самой разной этиологии, основным признаком которых является общее психическое недоразвитие.
Такое недоразвитие психики вызывает интеллектуальную недостаточность и проявляется в виде синдрома непрогрессирующего слабоумия. Однако олигофрения характеризуется не только недостаточностью интеллекта. Олигофрены также имеют ряд других симптомов, таких как недоразвитость эмоциональности, восприятия, моторики и внимания.
Признаки, указывающие на олигофрению у детей:
- Неспособность действовать по образцу, либо словесной инструкции;
- Не ситуативное понимание речи;
- Недоразвитие всех видов деятельности (игра, конструирование, рисование и т.д.);
- Недостаточный интерес к окружающему миру, хаотичная активность;
- Отставание сенсорного развития, произвольного внимания;
- Задержка развития речи;
- Преобладает непроизвольное запоминание;
- Недоразвитость волевых процессов, общая безынициативность и апатичность, внушаемость;
- Эмоциональная инфантильность, крайнее проявление эмоций.
- Не могут отвлечься от конкретных второстепенных деталей, не умеют выделять значимые признаки, устанавливать смысловые связи, определять сходство.
- Сравнения, и классификация предметов часто проводится по несущественным признакам.
Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.
Суть школьной психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.
Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения строится по следующим направлениям:
Психолого-педагогическая диагностика;
Коррекционно-развивающая деятельность;
Консультативно-просветительская деятельность
Психологическая диагностика - представляет собой психолого-педагогическое изучение учащихся. Определяется уровень развития ребенка, его потенциал, с целью создания оптимальных условий для обучения.
Надо отметить, что в последние годы состав учащихся с каждым годом набирается сложнее. Трудно подобрать методики для определения уровня развития ребенка (особенно в начальной школе), наиболее эффективным методом диагностики является метод наблюдения за игровой, учебной деятельностью, поведением учащихся в различных ситуациях, общение с ними, педагогами, родителями. Также мы используем опросники, тесты, проективные методики, для тех детей, которые способны выполнить задания.
По результатам обследования составляется психологическое заключение с описанием поведения учащихся в ситуации обследования, особенностей сформированности познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной сферы, межличностных отношений, а также заключение содержит рекомендации педагогам по эффективной организации учебного процесса с данным учащимся. Рекомендации часто озвучиваются при беседе с педагогом
При написании рекомендаций или беседе с педагогом мы стараемся не предлагать полученные результаты «в чистом» виде. Например: по результатам обследования у учащегося выявлена сниженная работоспособность, низкий уровень слухового запоминания, низкий объем памяти, высокий уровень тревожности, низкая самооценка. И МЫ рекомендуем педагогу учебную инструкцию предъявлять дробно, учебный материал предлагать с опорой на нагляднось, зрительное запоминание, тщательно дозировать домашнее задание, избегать ситуации публичного ответа, замечания предъявлять в мягкой, корректной форме.
Хочется отметить, что тесная работа с педагогами, обмен информацией по конкретным детям, существенно помогает в выборе средств и форм оказания помощи школьнику, испытывающему те или иные трудности.
Коррекционно-развивающая деятельность.
По результатам диагностики определяются направления коррекционно- развивающей работы. Занятия проводятся с использованием игровых форм, упражнений, которые направлены не только на коррекцию «западающего» процесса (познавательного или личностного), но и развитие других процессов.
В своей работе мы используем много игровых средств и пособий, разработанных отечественными и зарубежными специалистами.
Одним из таких игровых средств, появившихся в арсенале нашей школы, стал игровой комплект «Пертра» - «Игротека в чемодане» Я не буду сейчас подробно рассказывать о работе с этим материалом, мы можем провести семинар по работе с этим оборудованием.
Помимо комплекта «Пертра» в нашем распоряжении много игровых и развивающих пособий, которые помогают нашим учащимся развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере.
Большую помощь в коррекции эмоциональной сферы оказывает оборудованная сенсорная комната. Она используется как для групповой, так и для индивидуальной работы. Учащиеся с удовольствием ее посещают, называют волшебной, красивой (часто спрашивают: «Мы пойдем в волшебную комнату?»). После ее посещения очень заметна смена настроения, эмоционального состояния у значительной части учащихся.
Хочется отметить, что взаимодействие, которое осуществляется с педагогом в процессе диагностики, продолжает осуществляться и очень необходимо и при коррекционной работе. Здесь важно проследить, как те или иные выбранные формы коррекционной работы влияют на каждого конкретного учащегося, независимо от того осуществляется групповая или индивидуальная работа
При этом взаимодействие с педагогом осуществляется чаще индивидуально, в виде консультаций, где может быть рассмотрен каждый конкретный случай, каждый ребенок или в ходе просветительской работы, если возникает необходимость осветить методы взаимодействия с определенной категорией учащихся или особенности группы учащихся. Мы стараемся привлекать и родителей, замечательно, если родители идут на контакт, понимают значение проводимого, готовы участвовать и что-то изменить в собственном поведении, взаимоотношениях с ребенком. К сожалению, количество таких родителей невелико. Чаще всего родители тактично выслушивают рекомендации, но готовности что - либо изменить, активно поучаствовать не выражено, реже, но встречаются и равнодушные реакции и негативные, есть родители, которые реагируют слишком поздно, когда упущено время и корригировать что-либо или очень сложно или невозможно.
Мы приготовили рекомендации, которыми пользуются наши педагоги при работе.
Рекомендации
1. Старайтесь учитывать трудности адаптационного периода.
2. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
3. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика.
Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
4. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
5. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально,
а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
6. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения
(«молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
7. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников,
грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные
записи в дневнике.
8. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах
ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
9. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка:
темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение,
особенности внимания, двигательная активность и т. д.
Мы стараемся создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом.
Педагогическая дифференциация обучающихся с нарушенным интеллектом....
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики
В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....
Выступление "Характеристика состояния речи обучающегося с нарушением интеллекта"
В материале выступления на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла представлены диагностические данные состояния речи обучающихся с нарушением интел...
Выступление "Особенности психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта)"
В выступлении на общешкольном родительском собрании представлены основные направления и возможности по сопровождению педагогом - психологом обучающихся с нарушеним интеллекта....
Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях ФГОС.
Логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся с...
Выступление на педсовете «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»
тема: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся с нарушениями интеллекта в стратегии реализации современных инновационных подходов»цель: Социально-педагогическая поддержка и приобщение ...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задержкой психического развития
Индивидуальная адаптированная рабочая программа ООО дефектологического сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учётом психофизических особенностей обучающегося с задер...