Статья на тему: "Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья "
статья по психологии (5 класс) на тему
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Педагогическая классификация Категория лиц с ограниченными возможностями:
•глухие;
•слабослышащие;
•позднооглохшие;
•незрячие;
•слабовидящие;
•лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
•лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
•лица с нарушением интеллекта;
•дети с задержкой психического развития;
•лица с тяжелыми нарушениями речи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_detey_s_ogr.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Педагогическая классификация Категория лиц с ограниченными возможностями:
•слабослышащие;
•позднооглохшие;
•незрячие;
•слабовидящие;
•лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
•лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
•лица с нарушением интеллекта;
•дети с задержкой психического развития;
•лица с тяжелыми нарушениями речи;
Общие закономерности аномального (отклоняющегося) развития
• замедленное и ограниченное восприятие;
• недостатки развития моторики;
• недостатки речевого развития;
• недостатки развития мыслительной деятельности;
• недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная
• активность;
• пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире,
• межличностных отношениях;
• недостатки в развитии личности
Алгоритм 1. Определение 2. Причины возникновения 3. Характеристика 4. Возможности развития
Задержанное психическое развитие
Задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.
Причины ЗПРМинимальные органические повреждения; Функциональная недостаточность ЦНС; Длительные хронические соматические заболевания; Длительная социально-культурная депривация; Влияние стрессовых психотравмирующих факторов.
Для детей с ЗПР характерно: • Не зрелость эмоционально-волевой сферы; • Недостаточное развитие внимания, памяти, мышления; • Отставание в речевом развитие; • Недоразвитие познавательной деятельности;
• Ограниченность представлений; • Малая интеллектуальная направленность; • Преобладание игровых интересов; • Низкая продуктивная деятельность; • Импульсивность действий.
Классификация детей с ЗПР ( . . )классификация К С Лебединской Различают четыре основных варианта ЗПР: ϖЗПР конституционального происхождения; ϖЗПР соматогенного происхождения; ϖЗПР психогенного происхождения; ϖЗПР церебрально-органического генеза.
ЗПР конституционального происхождения Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Инфантилизм – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Гармонический инфантилизм – это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Психофизический инфантилизм - это психическое и физическое отставание в целом.
Особенности Дети отличаются уже внешне: ( Более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста. Отставание в развитии эмоциональ- ной сферы: (Яркость эмоций; (Неустойчивость и лабильность; (Легкие переходы от смеха к слезам и наоборот.
ЗПР соматогенного происхождения Связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Плохое соматогенное состояние отражается на развитии ЦНС, задерживает ее созревание.
Соматические заболевания Например: • Тяжелые аллергические заболевания; • Заболевания пищеварительной системы; • Сердечно-сосудистая недостаточность; • Хроническое воспаление легких; • Заболевание почек и т.д.
ЗПР психогенного происхождения Связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является неблагоприятной ситуацией воспитания.
Безнадзорность приводит к: •Психической неустойчивости; •Импульсивности; •Взрывчатости; •Безынициативности; •Отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к: • Искаженной, ослабленной личности
-ЗПР церебрально органического происхождения Встречается чаще, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.
Причины Причины – патологические ситуации беременности и родов: ♣Родовые травмы; ♣Асфиксии; ♣Инфекции во время беременности; ♣Интоксикации и т.д. Особенно опасен период до 2 лет.
Вывод Стимуляция деятельности детей с ,ЗПР оказание им своевременной педагогической помощи позволяют выделить у них зону их ближайшего ,развития которая в несколько раз превышает потенциальные возможности УО детей этого же .возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возмож...
статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"
Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...
Статья "ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ педагогов центра "Белый цветок"....
статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовл...
Статья "Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и ...
Статья "Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации коррекционной работы"
Коррекционная педагогика...
Выступление на тему «Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.Социализация и...