Статья "Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Гончарова Елена Гаврииловна

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛОО обучение детей с ОВЗ22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

 В настоящее время в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта).

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, которая учитывает готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, и другие особенности ученика для того, чтобы оказать помощь  каждому конкретному ребёнку, направленную  на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками в соответствии с требованиями ФГОС, проводить успешную коррекционно-реабилитационную работу.

Личностно-ориентированное обучение, на прямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловленное гуманизацией образования и индивидуализацией обучения, это обучение, ориентированное на личность.

В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения. 

Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.

Задача личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы научить ребенка учиться, адаптировать его к школе.

Главное в личностно-ориентированном обучении в условиях школы для детей с ОВЗ то, что мы должны обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания, развитие его индивидуальности.

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик».

Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В личностно-ориентированном обучении ученик  не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.

Профессионально-трудовое обучение в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является основой подготовки детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу, учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития. Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.

Трудовое обучение в школе для детей с ОВЗ определяется рядом этапов обучения учащихся. Каждый из них решает на ряду с общими, специфические для данного этапа задачи.

Первый этап охватывает обучение в 1-4 классах. На этом этапе у обучающихся формируется первый трудовой опыт.

Задачи трудового обучения в 1-4 классах

- изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся,

- формирование у обучающихся готовности трудиться в школьных мастерских

- последующее обучение основам выбранной профессии. 

С 4 класса уроки трудового обучения проводятся в мастерских школы.  Работа в новых условиях требует новых организационных умений и навыков, связанных с использованием новых материалов, инструментов, организацией и уборкой рабочего места, которые во многом обеспечивают успешность последующей профессиональной подготовки учащихся.

         Считаю, что при подготовке к уроку, в центре внимания должен стоять личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся, так при составлении плана урока в 4 классе учитываю особенности:

  • подбираю творческие задания, вопросы, учитывая индивидуальные задания;
  • продумываю создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в ходе урока;
  • обсуждаю с детьми в конце  урока, что  «мы узнали», что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз;
  • анализирую работы учащихся;
  • выставляю отметку ученику в конце урока по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
  • поощряю, творческую активность  учащихся.

Одной из основных задач трудового обучения учащихся 4 класса является воспитание у них устойчивого положительного отношения к труду в мастерских. Ещё Степан Львович Мирский отмечал, «…что роль первого года обучения в мастерских очень велика в деле формирования положительного отношения учащихся к занятиям по труду. Воспитанное в этот период отношение к труду (положительное, отрицательное или пассивное) часто сохраняется затем в течение всех последующих лет обучения. Поэтому задача воспитания положительного отношения к труду, являясь актуальной и на других этапах обучения, имеет особое значение в 4 классе».

Важным моментом личностно-ориентированного урока считаю создание ситуации успеха, т.к. у ребенка возникает прилив энергии, он стремится отличиться среди своих товарищей. Для слабоуспевающих учеников ситуацию успеха создаю искусственно для того, чтобы ребенок смог поверить в свои силы. Не сравниваю работу ребенка с другими учениками, а отмечаю, что ребенок «раньше не умел, а теперь научился». Несколько примеров для  создания успеха на уроке:

  • применение «оживленной реплики»;
  • отслеживание продвижения ученика;
  • оказание помощи слабоуспевающим детям;
  • организация взаимопомощи;
  • создание благополучного микроклимата в классе;
  • подбор материала с интересными привлекательными моментами;
  • частое поощрение: словесно и при помощи средств общения (взглядом, жестами, мимикой).

Такие моменты для создания ситуации успеха помогают мне формировать положительное отношение  учеников к  учению.

Второй этап трудового обучения охватывает учащихся 5-8 классов. На этом этапе учащиеся на уроках  труда  уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои  знания, умения, навыки. В 5-6 классах усложняя задания, наблюдаю за успехами обучающихся. Они стараются научиться работать последовательно, используя инструкции, показы, планы.

Например, при изучении темы «Шов вподгибку с закрытым срезом», который в дальнейшем используется при пошиве практически всех изделий, я использую дидактические пооперационно-технологические карточки, план работы, образцы изделий. При необходимости, помогаю слабым ученикам выполнять задание, что приводит к осмысленному завершению работы. После того, как обучающиеся научились выслушивать, повторять и запоминать описание фасона изделия, осуществляю переход к следующему этапу обучения плану работы по пошиву изделия, когда составляют план пошива изделия в групповой беседе, постепенно уменьшаю свою помощь в описании фасона изделий. В 7-8 классах обучающиеся самостоятельно определяют параметры изделий по техническому рисунку и чертежу, используют журналы мод для пошива изделий. Большую помощь в работе оказывают технологические карты, обучающиеся реже, обращаются к пооперационным картам, слово учителя для них является доступным.

Третий этап.  На данном этапе определяются личностные качества ребенка в 9-м классе, необходимые в совместном труде, практикуется пооперационное разделение труда, осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, умениями и навыками характерными для труда работников определенного предприятия. Занятия  проходят уже с элементами профориентации. Применение знаний в созидательном труде убеждает обучающихся в ценности полученных трудовых навыков. На уроках поддерживаю каждый самостоятельный шаг обучающихся, учу их терпеливому труду, поощряю естественное стремление к творчеству и красоте.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основными предметами являются столярное,  слесарное и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы, дети получают азы специальности столяра, слесаря и швеи.  Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школе для детей с ОВЗ это создание условий для познавательной активности обучающихся.

Ученик - это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Учитель должен создавать условия для развития мотивации к обучению.

Личностно-ориентированный подход к обучающимся основан на систематическом и всестороннем изучении каждого из обучающихся в процессе бесед с ними и наблюдения за их работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...