статья_Развитие социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий
статья на тему
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовлечение таких детей в творческую деятельность способствует адаптации, разностороннему развитию личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает. Фестивали – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и самовыражения. Участие в конкурсах даёт каждому ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, зарядиться положительными эмоциями и поверить в себя. Так происходит реабилитация детей творчеством.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
по развитию социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий
Автор: Опарина Надежда Александровна
педагог-организатор
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги 7
Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную деятельность 8
Описание содержания образовательной услуги 8
Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике 15
Описание ресурсов образовательной услуги 18
Описание оценочного фонда образовательного проекта 19
План продвижения образовательной услуги 19
Введение
…Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого ребёнка» допускает лишь своих!
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовлечение таких детей в творческую деятельность способствует адаптации, разностороннему развитию личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает. Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме. В целях развития творческих навыков и способностей, которые помогут ребенку в самореализации и в формировании социальной компетентности был разработан проект положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Объект: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: Фестиваль художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Цель: Разработка положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Задачи:
- Проанализировать теоретические вопросы разработки положений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Провести оценку актуальности мероприятия;
- Описать потенциальных потребителей фестиваля;
- Провести оценку спроса, анализ образовательной среды и аналоговый анализ потребности в данном мероприятии;
- Описать ресурсы, необходимые для реализации данного Положения.
Фестивали – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и самовыражения. Участие в конкурсах даёт каждому ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, зарядиться положительными эмоциями и поверить в себя. Так происходит реабилитация детей творчеством.
Основное содержание
Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. Задача педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья - стараться восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, включать детей в творческую деятельность для разностороннего развития и социализации в обществе. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге ведётся огромная работа по организации досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это кружки и секции различной направленности на базах специальных коррекционных школ, отделения дополнительного образования в культурно-досуговых учреждениях, а также фестивали и конкурсы, где ребёнок может продемонстрировать свой талант перед другими. Основная цель фестивалей - создание доступных условий для творческой самореализации детей с ОВЗ, выявление и поддержка талантливых людей данной категории, содействие активной интеграции их в жизнь современного общества. Участвуя в различных конкурсах и фестивалях, дети проявляют себя в различных областях творчества – театральные постановки, танцевальный жанр, вокальное исполнение, инструментальное творчество, работы декоративно-прикладного творчества и т.д, что способствует раскрытию творческого потенциала, а также социализации ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе.
Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную услугу
Потенциальными потребителями городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» являются:
- учащиеся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (дети различного вида инвалидности со своей спецификой);
- педагоги государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (педагогические работники ДО коррекционных школ различных направлений творческой деятельности);
- руководство государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (руководство коррекционных школ СПБ).
Данный фестиваль имеет большое педагогическое значение. Дети из разных уголков Санкт-Петербурга и Ленинградской области смогут проявить свои творческие способности и показать их друг другу, что позволит обмениваться опытом как педагогам, так и участникам; наладить дружеские отношения друг с другом. Выступая на сцене, дети учатся взаимодействовать в коллективе, владеть техникой сценического искусства, развивают дикцию, смекалку, воображение, участие в фестивале могут помочь ребёнку в самоопределении. Педагогическим работникам участие в фестивале даст возможность посмотреть конкурентоспособность своих номеров, обмен и передача опыта между друг другом. Для руководства участие в городском фестивале – это возможность получить награды городского уровня, которые повысят имидж учреждения.
Описание содержания образовательной услуги
Общие положения
Положение о городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» (далее – Фестиваль) среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга, (далее – Положение), определяет цели и задачи Фестиваля, порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
Фестиваль направлен на привлечение внимания общественности к проблемам социализации детей, выявление среди участников способных и талантливых детей, совершенствование организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Тема Фестиваля в 2017/2018 учебном году: «Волшебный мир кино».
Фестиваль учрежден Комитетом по образованию.
Цели и задачи Фестиваля
Цели Фестиваля: создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством.
Задачи Фестиваля:
- содействовать разностороннему развитию личности;
- способствовать сохранению культурного наследия страны;
- приобщать детей к художественной и музыкальной культуре;
- создавать условия для мотивации к изучению истории страны и своего народа;
- способствовать раскрытию у детей творческого потенциала;
- способствовать совершенствованию внутреннего мира детей;
- воспитывать эстетический вкус, расширять кругозор;
- популяризовывать детское творчество как важный фактор воспитания и образования;
- способствовать обмену опытом среди творческих коллективов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Организаторы Фестиваля
Организатором Фестиваля является Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее – Дворец учащейся молодежи).
Дворец учащейся молодежи формирует Организационный комитет Фестиваля (далее – Оргкомитет).
Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса, критериальный аппарат, проводит награждение победителей.
Условия участия в Фестивале
Участниками Фестиваля могут являться творческие коллективы и индивидуальные исполнители (выступающие в различных жанрах) государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – учреждения). Участие педагогов в конкурсных программах запрещается. Исполнение всех конкурсных произведений должно быть только на русском языке.
Заявки на участие принимаются до 10 ноября 2017 года включительно на официальном бланке учреждения отделом социально-культурной работы по адресу: ул. Малая Конюшенная, д.1-3, лит. В, или по Е-mail: oscardum@mail.ru.
Заявки на участие в Фестивале, присланные позднее указанного в Положении срока и оформленные не надлежащим образом, рассматриваться не будут.
Конкурс «Декоративно-прикладное творчество» в рамках Фестиваля проводится отделом «Экспозиционно-выставочный центр» Дворца учащейся молодежи. В данной номинации учреждения могут представить изделия: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д (не более 5 изделий от учреждения). В Фестивале могут принимать участие только работы, нигде ранее не выставлявшиеся!
Работы по декоративно-прикладному творчеству необходимо представить до 20 ноября 2017 года включительно.
Подавая Заявку на участие в городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.», участник(-ки) или законные представители участника(-ков) в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» подтверждают ГБНОУ Дворцу учащейся молодежи Санкт-Петербурга свое согласие на обработку их персональных данных при условии, что данная обработка осуществляется уполномоченными лицами ГБНОУ ДУМ СПб, принявшими обязательства о сохранении конфиденциальности указанных сведений, и предоставляют ГБНОУ ДУМ СПб право осуществлять все действия (операции) с их персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. ГБНОУ ДУМ СПб вправе обрабатывать персональные данные участников Фестиваля посредством внесения их в электронную базу данных, списки и другие отчетные формы.
Участники городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» оставляют за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено ими в адрес ГБНОУ ДУМ СПб по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручено лично под расписку уполномоченному представителю ГБНОУ ДУМ СПб.
Сроки и место проведения Фестиваля
Фестиваль проводится в два этапа:
- I этап – отборочный – проводится в октябре 2017 года непосредственно в учреждении.
- II этап – конкурсные дни – 20-30 ноября 2017 года – представление программы на базах учреждений и во Дворце учащейся молодежи.
Условия проведения Фестиваля
Фестиваль проводится в два этапа:
- I этап – отборочный: отбираются лучшие концертные номера для участия во II этапе Фестиваля;
- II этап – конкурсные дни: представление программы в различных номинациях (длительность программы не более 20 минут от каждого учреждения):
- «Театр»: к участию в номинации приглашаются чтецы произведений зарубежных и современных авторов, авторское чтение, исполнители театральных миниатюр, литературно-музыкальных композиций;
- «Хоровое пение»: к участию в номинации приглашаются хоровые коллективы (численностью в составе не менее 12 человек), исполняющие академическое, народное пение;
- «Вокальное исполнительство»: к участию в номинации приглашаются ансамбли (численностью в составе не более 12 человек) и исполнители академического, народного и эстрадного пения;
- «Танец»: к участию в номинации приглашаются исполнители народных, классических, бальных и современных танцев;
- «Инструментальный жанр»: к участию в номинации приглашаются солисты, дуэты, ансамбли и оркестры, играющие на различных музыкальных инструментах;
- «Оригинальный жанр»: к участию в номинации приглашаются исполнители цирковых номеров, пантомимы, пластики, театра мод и т.д.;
- «Декоративно-прикладное творчество»: в данной номинации учреждения могут представить изделия, выполненные в различных жанрах прикладного творчества: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д.
- Критерии оценки концертных номеров в различных номинациях:
- соответствие репертуара теме Фестиваля и возрасту конкурсантов;
- оригинальность и зрелищность программы;
- артистизм и эмоциональность исполнения;
- уровень исполнительского мастерства и сценической культуры (в т.ч. внешний вид участников).
Критерии оценки номинации «Декоративно-прикладное творчество»:
- исполнение (вид материала, техника исполнения);
- соответствие теме Фестиваля;
- художественное решение работы;
- оригинальность и качество исполнения;
- разнообразие использованных техник;
- эмоциональное воздействие.
Представленные на Фестиваль работы должны сопровождаться этикеткой (по форме согласно Приложению 2), содержащей: название работы, ФИО, возраст автора (-ов), название образовательного учреждения, данные о руководителе.
Фонограммы должны быть представлены в формате .wav, видеоряд – в форматах .avi или .mpeg, использование других музыкальных носителей и видеоматериалов оговаривается с организаторами заранее и указывается в заявке. Необходимо иметь с собой минусовые фонограммы, не допускаются выступления вокалистов под фонограмму «плюс». Обязательно иметь при себе копии-дубликаты фонограмм. Каждая звукозапись должна быть на отдельном носителе с указанием названия произведения, названия учреждения, фамилии исполнителя.
Фонограмма подается Оргкомитету за неделю до начала конкурса.
Время репетиции на сцене ограничено, проводится только техническая репетиция (продолжительность до 3-х минут на участника или ансамбль).
Внешний вид сопровождающих педагогов, группы поддержки, зрителей и самих конкурсантов должен быть опрятным, соответствующим статусу Фестиваля. Сменная обувь обязательна!
Жюри Фестиваля
Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса из независимых специалистов, имеющих необходимую квалификацию, опыт практической работы в оценке конкурсантов.
Жюри имеет право не присуждать призовое место, присуждать два призовых места, присуждать дополнительные поощрительные дипломы.
Члены Жюри обязаны соблюдать Положение и использовать в своей работе критериальный аппарат, утвержденный Оргкомитетом Фестиваля.
Результатом работы члена Жюри является заполненная и подписанная оценочная ведомость.
Итоги работы Жюри обсуждению и пересмотру не подлежат.
Награждение победителей Фестиваля
Учреждения и участники Фестиваля награждаются дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками.
Учреждение, получившее наибольшее количество баллов в Фестивале, получает диплом «Гран-При».
По общим результатам Фестиваля определяются команды-победители учреждений, занявшие I, II, III призовые места.
С итогами конкурсов можно будет ознакомиться на сайте www.dumspb.ru, в течение двух недель после проведения Фестиваля.
Гала-концерт для победителей состоится 07 декабря 2017 года. О месте и времени проведения церемонии будет объявлено дополнительно. На гала-концерте будет представлена выставка лучших работ в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Финансирование Фестиваля
Финансирование Фестиваля осуществляется за счёт бюджетных средств Комитета по образованию.
Консультации и справки по вопросам проведения Фестиваля
Адрес: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, 191186, Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 1-3, литера В, отдел социально-культурной работы
Е-mail: oscardum@mail.ru;
Адрес сайта: www.dumspb.ru
Контактные телефоны: тел/факс: 8 (812) 417-38-14, 8(812) 417-27-24.
Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике
Параметры сравнения программы | Городской фестиваль «Вера. Надежа. Любовь.» | Городской фестиваль «Парус мечты» | Международный фестиваль «Шаг навстречу!» |
Цель положения | Создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством. | Раскрытие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями, способствующего социальной адаптации в современном мире; | Привлечение внимания общественности к творческой деятельности детей и постепенное изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями |
Специфика содержания | Проводиться на базах коррекционных учреждений и во Дворце молодёжи, включает разнообразную программу – 7 номинаций разной направленности. В фестивале могут принять участие только учащиеся коррекционных школ. Оценка результатов проводится по итогам всех номинаций (общая программа), а не в одной номинации. | Особенность фестиваля - объединение в единых творческих программах детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Задача - выявить талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, которые живут в Северной столице, раскрыть их творческий потенциал, инклюзия. Вместе с участниками на сцену выходят лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов | Основным направлениям деятельности по проекту является преодоление непонимания между людьми, стирание стереотипов по отношению к тем, кого называют «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями», «люди с нарушениями развития». Фестиваль задействует площадки Русского музея, театры, филармонию, привлекает популярных звезд искусства и культуры. Фестиваль включает проведение творческих мастер- классов, конференций и выставок. |
Ресурсы и партнёры | Фестиваль проводится при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также социальных партнёров – благотворительная организация «Солнечный луч» и Центр «Перспектива». | Фестиваль проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. | Фестиваль проводиться при поддержке Администрации Президента России, Правительства России, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга. Партнёры: Мариинский театр, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии, Санкт-Петербургская академическая Капелла, Государственный Русский музей, Выставочный зал Союза Художников, Императорский фарфоровый завод. |
Контингент учащихся | Учащиеся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга. | Дети, особо нуждающиеся во внимании и заботе, – с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Центрах поддержки семейного воспитания и домах-интернатах, а также посещающие Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. | Творческая молодежь (c 6 до 25 лет), имеющая ограничения в физическом развитии. |
Вывод: в результате анализа образовательной среды были выявлены следующие факторы – на территории Санкт-Петербурга проводятся фестивали высокого уровня и качества проведения. Организаторами являются как государственные структуры, так и автономные некоммерческие учреждения. Программа фестиваля может быть разнообразной и интересной, если включить в неё проведение мастер-классов, выставок лекций и семинаров, что привлечёт больше интереса к фестивалю. От партнёров зависит уровень и возможности проведения фестиваля.
SWOT – анализ
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | -узкая аудитория участников (только учащиеся специальных коррекционных образовательных учреждений). - городской уровень мероприятия; - проведение фестиваля в городе федерального значения. | - слабая материально-техническая база; - не приспособленность помещения для проведения фестиваля (отсутствие пандусов для транспортировки колясок), вместимость помещения не позволяют принять большое количество участников; - транспортировка участников для проведения отборочных туров. |
Внешняя среда | - привлечение спонсоров и благотворителей для организации фестиваля. - поддержка Комитета по образованию Санкт-Петербурга. | - отсутствие интереса участников; - отсутствие целевой аудитории; - отсутствие финансирования - не компетентный подрядчик. |
Вывод: В результате проведения SWOT – анализа выявились сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы, которые нужно учитывать при его организации.
Описание ресурсов образовательной услуги
Материально-технические ресурсы программы:
- Штатный персонал;
- Вестимое и оборудованное помещение для участников фестиваля;
- Необходимое свето- звуко - техническое оборудование для создания свето-эффеков и фото и видео материалов;
- Печатная продукция, необходимая для проведения фестиваля;
- Наличие гримёрных помещений для переодевания артистов;
- Возможность выезда на базы коррекционных учреждений.
Специалист, занимающийся организацией фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья должен:
- иметь педагогическое образование, владеть педагогическими навыками в работе с детьми с ОВЗ;
- владеть контактами с руководством школ – интернатов для привлечения их к участию в фестивале;
- владеть ПК для работы на компьютере;
- владеть контактами в event- индустрии для организации фестиваля;
- владеть контактами для привлечения компетентных членов жюри.
Описание оценочного фонда образовательного проекта
Для оценки уровня организации и проведения фестиваля будет проводиться анкетирование участников и руководителей коррекционных школ.
Пример анкетирования см. приложение.
План продвижения образовательного проекта
Для продвижения образовательного проекта необходимо:
- делиться проектом на конференциях и семинарах для привлечения участников и партнёров,
- продвигать информацию в СМИ;
- повышение уровня фестиваля с городского до международного;
- расширение количества участников фестиваля;
- привлечение партнёров и спонсоров.
Заключение
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Сегодня много говориться о социальной защите детей с ОВЗ, улучшается медицинское обеспечение. Но надо не забывать о том, что немало важным в социальной адаптации «особых» детей играет творческая деятельность. Участие в фестивалях даёт возможность раскрепощения, самовыражения, позволяет ребёнку овладеть навыками и умениями в той или иной области творчества. Представляется, что в результате деятельности по проекту раскроются разнообразные грани творческой личности ребенка с ограниченными возможностями, значительно повысится уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности. Проведение фестиваля, безусловно, поможет созданию эмоционально-позитивного фона творческой деятельности и скажется на улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями в целом.
Для достижения цели работы был проведен теоретический анализ и оценка актуальности образовательного проекта, охарактеризован потенциальный потребитель услуги, проведён анализ образовательной среды, позволяющий сравнить другие фестивали и выявить положительные и отрицательные особенности при организации фестиваля, проведена оценка спроса и описаны ресурсы, необходимые для реализации образовательной услуги, рассмотрены особенности развития социальной компетентности у детей с ОВЗ на примере городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Библиография
- Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011.
- Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара,1994.
- Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М.,1999.
- Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 71-73.
- Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
- Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2009.
- Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342.
- Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
Приложение
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
ДВОРЕЦ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья
по развитию социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культурно-досуговых мероприятий
Автор: Опарина Надежда Александровна
педагог-организатор
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги 7
Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную деятельность 8
Описание содержания образовательной услуги 8
Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике 15
Описание ресурсов образовательной услуги 18
Описание оценочного фонда образовательного проекта 19
План продвижения образовательной услуги 19
Введение
…Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого ребёнка» допускает лишь своих!
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ОВЗ в социуме является весьма актуальной. Дети испытывают трудности в создании межличностных контактов, в общении, в самореализации. Вовлечение таких детей в творческую деятельность способствует адаптации, разностороннему развитию личности. Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности практически не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество не всегда понимает и учитывает. Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме. В целях развития творческих навыков и способностей, которые помогут ребенку в самореализации и в формировании социальной компетентности был разработан проект положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Объект: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: Фестиваль художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Цель: Разработка положения городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Задачи:
- Проанализировать теоретические вопросы разработки положений для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Провести оценку актуальности мероприятия;
- Описать потенциальных потребителей фестиваля;
- Провести оценку спроса, анализ образовательной среды и аналоговый анализ потребности в данном мероприятии;
- Описать ресурсы, необходимые для реализации данного Положения.
Фестивали – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и самовыражения. Участие в конкурсах даёт каждому ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, зарядиться положительными эмоциями и поверить в себя. Так происходит реабилитация детей творчеством.
Основное содержание
Теоретический анализ и оценка актуальности образовательной услуги
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Следует отметить, что увеличение числа таких детей наблюдается во всём мире, и проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важным. Процессы демократизации и гуманизации в современном обществе предусматривают необходимость создания для каждого человека, и тем более для лиц с интеллектуальными и физическими нарушениями, равных прав и возможностей на получение образования, на развитие их индивидуальных способностей. С раннего детства «особые» дети сталкиваются с оценкой их внешности другими, что приводит к формированию у них «комплекса неполноценности», который выражается в замкнутости и приводит к скрытой депрессии или агрессии. Задача педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья - стараться восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, включать детей в творческую деятельность для разностороннего развития и социализации в обществе. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге ведётся огромная работа по организации досуга для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это кружки и секции различной направленности на базах специальных коррекционных школ, отделения дополнительного образования в культурно-досуговых учреждениях, а также фестивали и конкурсы, где ребёнок может продемонстрировать свой талант перед другими. Основная цель фестивалей - создание доступных условий для творческой самореализации детей с ОВЗ, выявление и поддержка талантливых людей данной категории, содействие активной интеграции их в жизнь современного общества. Участвуя в различных конкурсах и фестивалях, дети проявляют себя в различных областях творчества – театральные постановки, танцевальный жанр, вокальное исполнение, инструментальное творчество, работы декоративно-прикладного творчества и т.д, что способствует раскрытию творческого потенциала, а также социализации ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме. Проживание «ситуации успеха» позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе.
Описание потенциального потребителя, оценка спроса на образовательную услугу
Потенциальными потребителями городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» являются:
- учащиеся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (дети различного вида инвалидности со своей спецификой);
- педагоги государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (педагогические работники ДО коррекционных школ различных направлений творческой деятельности);
- руководство государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга (руководство коррекционных школ СПБ).
Данный фестиваль имеет большое педагогическое значение. Дети из разных уголков Санкт-Петербурга и Ленинградской области смогут проявить свои творческие способности и показать их друг другу, что позволит обмениваться опытом как педагогам, так и участникам; наладить дружеские отношения друг с другом. Выступая на сцене, дети учатся взаимодействовать в коллективе, владеть техникой сценического искусства, развивают дикцию, смекалку, воображение, участие в фестивале могут помочь ребёнку в самоопределении. Педагогическим работникам участие в фестивале даст возможность посмотреть конкурентоспособность своих номеров, обмен и передача опыта между друг другом. Для руководства участие в городском фестивале – это возможность получить награды городского уровня, которые повысят имидж учреждения.
Описание содержания образовательной услуги
Общие положения
Положение о городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» (далее – Фестиваль) среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга, (далее – Положение), определяет цели и задачи Фестиваля, порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей.
Фестиваль направлен на привлечение внимания общественности к проблемам социализации детей, выявление среди участников способных и талантливых детей, совершенствование организации досуга детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Тема Фестиваля в 2017/2018 учебном году: «Волшебный мир кино».
Фестиваль учрежден Комитетом по образованию.
Цели и задачи Фестиваля
Цели Фестиваля: создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством.
Задачи Фестиваля:
- содействовать разностороннему развитию личности;
- способствовать сохранению культурного наследия страны;
- приобщать детей к художественной и музыкальной культуре;
- создавать условия для мотивации к изучению истории страны и своего народа;
- способствовать раскрытию у детей творческого потенциала;
- способствовать совершенствованию внутреннего мира детей;
- воспитывать эстетический вкус, расширять кругозор;
- популяризовывать детское творчество как важный фактор воспитания и образования;
- способствовать обмену опытом среди творческих коллективов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Организаторы Фестиваля
Организатором Фестиваля является Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее – Дворец учащейся молодежи).
Дворец учащейся молодежи формирует Организационный комитет Фестиваля (далее – Оргкомитет).
Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса, критериальный аппарат, проводит награждение победителей.
Условия участия в Фестивале
Участниками Фестиваля могут являться творческие коллективы и индивидуальные исполнители (выступающие в различных жанрах) государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее – учреждения). Участие педагогов в конкурсных программах запрещается. Исполнение всех конкурсных произведений должно быть только на русском языке.
Заявки на участие принимаются до 10 ноября 2017 года включительно на официальном бланке учреждения отделом социально-культурной работы по адресу: ул. Малая Конюшенная, д.1-3, лит. В, или по Е-mail: oscardum@mail.ru.
Заявки на участие в Фестивале, присланные позднее указанного в Положении срока и оформленные не надлежащим образом, рассматриваться не будут.
Конкурс «Декоративно-прикладное творчество» в рамках Фестиваля проводится отделом «Экспозиционно-выставочный центр» Дворца учащейся молодежи. В данной номинации учреждения могут представить изделия: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д (не более 5 изделий от учреждения). В Фестивале могут принимать участие только работы, нигде ранее не выставлявшиеся!
Работы по декоративно-прикладному творчеству необходимо представить до 20 ноября 2017 года включительно.
Подавая Заявку на участие в городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.», участник(-ки) или законные представители участника(-ков) в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» подтверждают ГБНОУ Дворцу учащейся молодежи Санкт-Петербурга свое согласие на обработку их персональных данных при условии, что данная обработка осуществляется уполномоченными лицами ГБНОУ ДУМ СПб, принявшими обязательства о сохранении конфиденциальности указанных сведений, и предоставляют ГБНОУ ДУМ СПб право осуществлять все действия (операции) с их персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение. ГБНОУ ДУМ СПб вправе обрабатывать персональные данные участников Фестиваля посредством внесения их в электронную базу данных, списки и другие отчетные формы.
Участники городского фестиваля художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» оставляют за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного заявления, которое может быть направлено ими в адрес ГБНОУ ДУМ СПб по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручено лично под расписку уполномоченному представителю ГБНОУ ДУМ СПб.
Сроки и место проведения Фестиваля
Фестиваль проводится в два этапа:
- I этап – отборочный – проводится в октябре 2017 года непосредственно в учреждении.
- II этап – конкурсные дни – 20-30 ноября 2017 года – представление программы на базах учреждений и во Дворце учащейся молодежи.
Условия проведения Фестиваля
Фестиваль проводится в два этапа:
- I этап – отборочный: отбираются лучшие концертные номера для участия во II этапе Фестиваля;
- II этап – конкурсные дни: представление программы в различных номинациях (длительность программы не более 20 минут от каждого учреждения):
- «Театр»: к участию в номинации приглашаются чтецы произведений зарубежных и современных авторов, авторское чтение, исполнители театральных миниатюр, литературно-музыкальных композиций;
- «Хоровое пение»: к участию в номинации приглашаются хоровые коллективы (численностью в составе не менее 12 человек), исполняющие академическое, народное пение;
- «Вокальное исполнительство»: к участию в номинации приглашаются ансамбли (численностью в составе не более 12 человек) и исполнители академического, народного и эстрадного пения;
- «Танец»: к участию в номинации приглашаются исполнители народных, классических, бальных и современных танцев;
- «Инструментальный жанр»: к участию в номинации приглашаются солисты, дуэты, ансамбли и оркестры, играющие на различных музыкальных инструментах;
- «Оригинальный жанр»: к участию в номинации приглашаются исполнители цирковых номеров, пантомимы, пластики, театра мод и т.д.;
- «Декоративно-прикладное творчество»: в данной номинации учреждения могут представить изделия, выполненные в различных жанрах прикладного творчества: вышивка, вязание, швейные изделия, резьба по дереву, рисунок и т.д.
- Критерии оценки концертных номеров в различных номинациях:
- соответствие репертуара теме Фестиваля и возрасту конкурсантов;
- оригинальность и зрелищность программы;
- артистизм и эмоциональность исполнения;
- уровень исполнительского мастерства и сценической культуры (в т.ч. внешний вид участников).
Критерии оценки номинации «Декоративно-прикладное творчество»:
- исполнение (вид материала, техника исполнения);
- соответствие теме Фестиваля;
- художественное решение работы;
- оригинальность и качество исполнения;
- разнообразие использованных техник;
- эмоциональное воздействие.
Представленные на Фестиваль работы должны сопровождаться этикеткой (по форме согласно Приложению 2), содержащей: название работы, ФИО, возраст автора (-ов), название образовательного учреждения, данные о руководителе.
Фонограммы должны быть представлены в формате .wav, видеоряд – в форматах .avi или .mpeg, использование других музыкальных носителей и видеоматериалов оговаривается с организаторами заранее и указывается в заявке. Необходимо иметь с собой минусовые фонограммы, не допускаются выступления вокалистов под фонограмму «плюс». Обязательно иметь при себе копии-дубликаты фонограмм. Каждая звукозапись должна быть на отдельном носителе с указанием названия произведения, названия учреждения, фамилии исполнителя.
Фонограмма подается Оргкомитету за неделю до начала конкурса.
Время репетиции на сцене ограничено, проводится только техническая репетиция (продолжительность до 3-х минут на участника или ансамбль).
Внешний вид сопровождающих педагогов, группы поддержки, зрителей и самих конкурсантов должен быть опрятным, соответствующим статусу Фестиваля. Сменная обувь обязательна!
Жюри Фестиваля
Оргкомитет определяет состав Жюри Конкурса из независимых специалистов, имеющих необходимую квалификацию, опыт практической работы в оценке конкурсантов.
Жюри имеет право не присуждать призовое место, присуждать два призовых места, присуждать дополнительные поощрительные дипломы.
Члены Жюри обязаны соблюдать Положение и использовать в своей работе критериальный аппарат, утвержденный Оргкомитетом Фестиваля.
Результатом работы члена Жюри является заполненная и подписанная оценочная ведомость.
Итоги работы Жюри обсуждению и пересмотру не подлежат.
Награждение победителей Фестиваля
Учреждения и участники Фестиваля награждаются дипломами, благодарственными письмами и ценными подарками.
Учреждение, получившее наибольшее количество баллов в Фестивале, получает диплом «Гран-При».
По общим результатам Фестиваля определяются команды-победители учреждений, занявшие I, II, III призовые места.
С итогами конкурсов можно будет ознакомиться на сайте www.dumspb.ru, в течение двух недель после проведения Фестиваля.
Гала-концерт для победителей состоится 07 декабря 2017 года. О месте и времени проведения церемонии будет объявлено дополнительно. На гала-концерте будет представлена выставка лучших работ в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Финансирование Фестиваля
Финансирование Фестиваля осуществляется за счёт бюджетных средств Комитета по образованию.
Консультации и справки по вопросам проведения Фестиваля
Адрес: ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга, 191186, Санкт-Петербург, ул. Малая Конюшенная, д. 1-3, литера В, отдел социально-культурной работы
Е-mail: oscardum@mail.ru;
Адрес сайта: www.dumspb.ru
Контактные телефоны: тел/факс: 8 (812) 417-38-14, 8(812) 417-27-24.
Анализ образовательной среды и аналоговый анализ образовательных услуг по тематике
Параметры сравнения программы | Городской фестиваль «Вера. Надежа. Любовь.» | Городской фестиваль «Парус мечты» | Международный фестиваль «Шаг навстречу!» |
Цель положения | Создание условий для формирования и развития творческих навыков и способностей, которые помогут детям в самореализации и адаптации в обществе, реабилитация творчеством. | Раскрытие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями, способствующего социальной адаптации в современном мире; | Привлечение внимания общественности к творческой деятельности детей и постепенное изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями |
Специфика содержания | Проводиться на базах коррекционных учреждений и во Дворце молодёжи, включает разнообразную программу – 7 номинаций разной направленности. В фестивале могут принять участие только учащиеся коррекционных школ. Оценка результатов проводится по итогам всех номинаций (общая программа), а не в одной номинации. | Особенность фестиваля - объединение в единых творческих программах детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников. Задача - выявить талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья, которые живут в Северной столице, раскрыть их творческий потенциал, инклюзия. Вместе с участниками на сцену выходят лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов | Основным направлениям деятельности по проекту является преодоление непонимания между людьми, стирание стереотипов по отношению к тем, кого называют «инвалиды», «люди с ограниченными возможностями», «люди с нарушениями развития». Фестиваль задействует площадки Русского музея, театры, филармонию, привлекает популярных звезд искусства и культуры. Фестиваль включает проведение творческих мастер- классов, конференций и выставок. |
Ресурсы и партнёры | Фестиваль проводится при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга, а также социальных партнёров – благотворительная организация «Солнечный луч» и Центр «Перспектива». | Фестиваль проводится при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. | Фестиваль проводиться при поддержке Администрации Президента России, Правительства России, Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга. Партнёры: Мариинский театр, Большой зал Санкт-Петербургской государственной филармонии, Санкт-Петербургская академическая Капелла, Государственный Русский музей, Выставочный зал Союза Художников, Императорский фарфоровый завод. |
Контингент учащихся | Учащиеся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга. | Дети, особо нуждающиеся во внимании и заботе, – с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в Центрах поддержки семейного воспитания и домах-интернатах, а также посещающие Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов. | Творческая молодежь (c 6 до 25 лет), имеющая ограничения в физическом развитии. |
Вывод: в результате анализа образовательной среды были выявлены следующие факторы – на территории Санкт-Петербурга проводятся фестивали высокого уровня и качества проведения. Организаторами являются как государственные структуры, так и автономные некоммерческие учреждения. Программа фестиваля может быть разнообразной и интересной, если включить в неё проведение мастер-классов, выставок лекций и семинаров, что привлечёт больше интереса к фестивалю. От партнёров зависит уровень и возможности проведения фестиваля.
SWOT – анализ
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | -узкая аудитория участников (только учащиеся специальных коррекционных образовательных учреждений). - городской уровень мероприятия; - проведение фестиваля в городе федерального значения. | - слабая материально-техническая база; - не приспособленность помещения для проведения фестиваля (отсутствие пандусов для транспортировки колясок), вместимость помещения не позволяют принять большое количество участников; - транспортировка участников для проведения отборочных туров. |
Внешняя среда | - привлечение спонсоров и благотворителей для организации фестиваля. - поддержка Комитета по образованию Санкт-Петербурга. | - отсутствие интереса участников; - отсутствие целевой аудитории; - отсутствие финансирования - не компетентный подрядчик. |
Вывод: В результате проведения SWOT – анализа выявились сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы, которые нужно учитывать при его организации.
Описание ресурсов образовательной услуги
Материально-технические ресурсы программы:
- Штатный персонал;
- Вестимое и оборудованное помещение для участников фестиваля;
- Необходимое свето- звуко - техническое оборудование для создания свето-эффеков и фото и видео материалов;
- Печатная продукция, необходимая для проведения фестиваля;
- Наличие гримёрных помещений для переодевания артистов;
- Возможность выезда на базы коррекционных учреждений.
Специалист, занимающийся организацией фестиваля для детей с ограниченными возможностями здоровья должен:
- иметь педагогическое образование, владеть педагогическими навыками в работе с детьми с ОВЗ;
- владеть контактами с руководством школ – интернатов для привлечения их к участию в фестивале;
- владеть ПК для работы на компьютере;
- владеть контактами в event- индустрии для организации фестиваля;
- владеть контактами для привлечения компетентных членов жюри.
Описание оценочного фонда образовательного проекта
Для оценки уровня организации и проведения фестиваля будет проводиться анкетирование участников и руководителей коррекционных школ.
Пример анкетирования см. приложение.
План продвижения образовательного проекта
Для продвижения образовательного проекта необходимо:
- делиться проектом на конференциях и семинарах для привлечения участников и партнёров,
- продвигать информацию в СМИ;
- повышение уровня фестиваля с городского до международного;
- расширение количества участников фестиваля;
- привлечение партнёров и спонсоров.
Заключение
На сегодняшний день проблема социальной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной. Сегодня много говориться о социальной защите детей с ОВЗ, улучшается медицинское обеспечение. Но надо не забывать о том, что немало важным в социальной адаптации «особых» детей играет творческая деятельность. Участие в фестивалях даёт возможность раскрепощения, самовыражения, позволяет ребёнку овладеть навыками и умениями в той или иной области творчества. Представляется, что в результате деятельности по проекту раскроются разнообразные грани творческой личности ребенка с ограниченными возможностями, значительно повысится уровень их социальной адаптации, который в дальнейшем будет способствовать формированию социально-активной личности. Проведение фестиваля, безусловно, поможет созданию эмоционально-позитивного фона творческой деятельности и скажется на улучшении качества жизни детей с ограниченными возможностями в целом.
Для достижения цели работы был проведен теоретический анализ и оценка актуальности образовательного проекта, охарактеризован потенциальный потребитель услуги, проведён анализ образовательной среды, позволяющий сравнить другие фестивали и выявить положительные и отрицательные особенности при организации фестиваля, проведена оценка спроса и описаны ресурсы, необходимые для реализации образовательной услуги, рассмотрены особенности развития социальной компетентности у детей с ОВЗ на примере городском фестивале художественного творчества «Вера. Надежда. Любовь.» среди учащихся государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Библиография
- Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр ″Академия″, 2001.
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2011.
- Борзова В. А., Борзов А. А. «Развитие творческих способностей у детей». — Самара,1994.
- Голубева Э. А. «Способности и индивидуальность». — М.,1999.
- Петракова Г. М. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 71-73.
- Евтушенко С.Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.- //Справочник старшего воспитателя, 2009, №5, с.57
- Кравченко А.И. Психология и педагогика. М.: Инфра-М, 2009.
- Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 338–342.
- Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта // 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.
Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....
Статья "«Познавательно-практическая направленность уроков математики в формировании социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю ...
Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...