Статья "ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья на тему
В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ педагогов центра "Белый цветок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lobishcheva_e.i._shanina_s.a._kotova_m.i._mbu_do_dt_vektor.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Котова М. И., Лобищева Е. И., Шанина С. А.
МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»
Тенденцией сегодняшнего дня является увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этой связи перед образовательными организациями (ОО) стоит важная педагогическая задача: создание комфортной здравотворческой образовательной среды, оказание педагогической поддержки для реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Для реализации этой задачи мы провели диагностические беседы и анкетирование родителей детей с ОВЗ, занимающихся в студиях и объединениях дома творчества «Вектор».
Диагностика запросов родителей таких детей показал, что в большинстве они неравнодушны к образованию, хотели бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным.
Выполняя социальный заказ государства, общественности и родителей, учреждения дополнительного образования (УДО) помогают решать серьезные проблемы, характерные для учащихся с ОВЗ, которые связанны с выстраиванием межличностных взаимодействий, с нарушениями эмоциональной сферы, с развитием самопонимания и снятием ряда поведенческих проблем. При разработке дополнительных образовательных программ индивидуальный подход к каждому ребенку является основополагающим, благодаря запланированным индивидуальным занятиям и занятиям в малых группах. Поскольку педагог УДО самостоятельно разрабатывает рабочую программу, то при ее проектировании учитывается состояние здоровья воспитанника, его интересы, личный опыт и пожелания родителей, полученные в результате диагностики. При проектировании результатов обучения нами ставились не только содержательные задачи, но и задачи, связанные со здоровьесбережением. При определении того, насколько образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья, мы опирались на определение здоровья, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [6]
В УДО разработаны дополнительные образовательные программы, которые ранее реализовывались индивидуально на дому, на базе отделения паллиативной помощи детской больницы № 3, в малых группах на базе дома творчества. Было решено объединить четыре программы разной направленности, которые легли в основу деятельности Центра поддержки детей с ОВЗ «Белый цветок» (2017 год).
Содержание программ включает в себя:
- декоративное творчество (рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.);
- театральную деятельность (сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия);
- музыкальное развитие на основе методики Карла Орфа;
- занятия в монтессори-классе.
Все программы имеют ярко выраженный здравотворческий потенциал (табл.).
Таблица - Здравотворческий потенциал дополнительные образовательные программы УДО
Название/содержание программы | Здравотворчество | Результат |
Декоративное творчество (лепка, аппликация, оригами, а также разные способы рисования) |
|
|
Театральная деятельность (бибабо, теневой и пальчиковый театры) |
|
|
Музыкальная деятельность (Музыкальные занятия по системе К. Орфа - развитии активности детей через пение и движение, игру на музыкальных инструментах и чтение стихов в ритме музыки [7]) |
|
|
Монтессори-класс. Специально организованная среда монтессори-класса выступает одним из средств педагогической поддержки особых детей [5]. |
|
|
Организуя деятельность детей на занятиях, мы понимаем здравотворество как «социокультурный процесс, способствующий развитию здоровой личности учащегося» [3, с. 12] и посредством гуманизации обучения и ориентации на здоровый образ жизни. Деятельность нашего образовательного учреждения по оказанию педагогической поддержки учащимся с ОВЗ средствами здравотворчества направлена на:
- организацию комплексной образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями (художественное, коммуникативное, музыкальное развитие, самостоятельная игровая деятельность),
- формирование эмоционального климата, благоприятствующего развитию способностей учащихся с ОВЗ;
- создание социальных ситуаций, позволяющих проявлять свои способности и умения.
Здравотворческий потенциал проводимых занятий реализуется через:
- Формирование мотивации развития личности;
- Создание ситуаций успеха для каждого ребенка;
- Освоение различных видов деятельности. [3]
Параллельно решаются задачи обучения педагогов и родителей с целью оказания социально-педагогической поддержки; а также формирования инклюзивной и здоровьесберегающей культуры всех участников образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов, социальных партнеров.
Современные ученые считают, что творчество позитивно влияет на здоровье человека, что оно выполняет компенсаторные и психотерапевтические функции [5]. Язык творчества универсален и понятен всем, а также является мощным оздоравливающим фактором, способствующим самовыражению личности ребенка. У педагогов же появляется уникальная возможность изучения и коррекции развития ребенка через предметы его творческой деятельности.
Литература
- Гудкин, Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику [Текст] / Даг Гудкин ; пер. с англ. Е. Лысова, Е. Ботнева. – Москва : Классика-XXI , 2013. -256 с. - ISBN 2013978-5-89817-377-7.
- Даржинова, Л. Н. Музыкальное коррекционное развитие дошкольников с ограниченными возожностями здоровья. [Электронный источник] / Л. Н. Даржинова // URL Режим доступа : https: // text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvdXJvay5ydS9tdXppa2Fsbm9lLWtvcnJla2Npb25ub2UtcmF6dml0aWUtZG9zaGtvbG5pa292LTgzMDA1NS5odG1s
- Здравотворчество в образовании: от индивидуального маршрута до социального партнёрства : учебно-методическое пособие [Текст] / [Л.Г. Качан, З.В. Нестерова, Т.В. Витовская и др.] ; под науч. ред. Н.П. Недоспасовой. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 202 с.
- Кириченко, В. В. Приобщение детей к театрализованной деятельности. [Электронный источник] // URL Режим доступа: https : //nsportal.ru/kirichenko-viktoriya-vladimirovna
- Свинцова, Е. В. Сообщение в интернет-сообществе педагогов дополнительного образования. [Электронный источник] // URL Режим доступа: https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9wbHVzLmdvb2dsZS5jb20vMTE2MTg1Nzg1NDM5MjE5ODQyOTU0
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов – Москва : АПК и ПРО, 2002. - 121с.
- Файрушина, О. В. Музыкально-коррекционная работа с детьми посредством логоритмики. [Электронный источник] // URL Режим доступа: nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zan...-s-detmi-doshkolnogo
ФИО (полностью) | Котова Мария Игорьевна |
Место работы | МБУ ДО «Дом творчества «Вектор» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Ученая степень,ученое звание | - |
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) | 8-950-581-1223 |
ddt3-nkz@yandex.ru | |
ФИО (полностью) | Лобищева Елена Ивановна |
Место работы | МБУ ДО «Дом творчества «Вектор» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Ученая степень,ученое звание | - |
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) | 8-960-907-7772 |
ddt3-nkz@yandex.ru | |
ФИО (полностью) | Шанина Светлана Андреевна |
Место работы | МБУ ДО «Дом творчества «Вектор» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Ученая степень,ученое звание | - |
Контактные телефоны (рабочий, мобильный) | 8-951-586-7994 |
ddt3-nkz@yandex.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...
"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....
7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)
Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...
«Коррекция психофизических недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физического воспитания в школе VIII вида для детей с нарушением интеллекта»
Выпускная квалификационная работа...
Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.
Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....