Статья "ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья на тему

Котова Мария Игорьевна

В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ педагогов центра "Белый цветок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Котова М. И., Лобищева Е. И., Шанина С. А.

МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Тенденцией сегодняшнего дня является увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В этой связи перед образовательными организациями (ОО) стоит важная педагогическая задача: создание комфортной здравотворческой образовательной среды, оказание педагогической поддержки для реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. Для реализации этой задачи мы провели диагностические беседы и анкетирование родителей детей с ОВЗ, занимающихся в студиях и объединениях дома творчества «Вектор».

Диагностика запросов родителей таких детей показал, что в большинстве они неравнодушны к образованию, хотели бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным.

Выполняя социальный заказ государства, общественности и родителей, учреждения дополнительного образования (УДО) помогают решать серьезные проблемы, характерные для учащихся с ОВЗ, которые связанны с выстраиванием межличностных взаимодействий, с нарушениями эмоциональной сферы, с развитием самопонимания и снятием ряда поведенческих проблем. При разработке дополнительных образовательных программ индивидуальный подход к каждому ребенку является основополагающим, благодаря запланированным индивидуальным занятиям и занятиям в малых группах. Поскольку педагог УДО самостоятельно разрабатывает рабочую программу, то при ее проектировании учитывается состояние здоровья воспитанника, его интересы, личный опыт и пожелания родителей, полученные в результате диагностики. При проектировании результатов обучения нами ставились не только содержательные задачи, но и задачи, связанные со здоровьесбережением. При определении того, насколько образовательный процесс способствует сохранению и укреплению здоровья, мы опирались на определение здоровья, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения, как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». [6]

В УДО разработаны дополнительные образовательные программы, которые ранее реализовывались индивидуально на дому, на базе отделения паллиативной помощи детской больницы № 3, в малых группах на базе дома творчества. Было решено объединить четыре программы разной направленности, которые легли в основу деятельности Центра поддержки детей с ОВЗ «Белый цветок» (2017 год).

Содержание программ включает в себя:

  • декоративное творчество (рисование, лепка, аппликация, оригами и т.д.);
  • театральную деятельность (сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия);
  • музыкальное развитие на основе методики Карла Орфа;
  • занятия в монтессори-классе.

Все программы имеют ярко выраженный здравотворческий потенциал (табл.).

Таблица - Здравотворческий потенциал дополнительные образовательные программы УДО

Название/содержание программы

Здравотворчество

Результат

Декоративное творчество (лепка, аппликация, оригами, а также разные способы рисования)

  • Участие в творческой деятельности
  • Формирование опыта успешности
  • Использование нетрадиционных и игровых техник: монотипия, кляксография, тампонирование, рисование свечой, цветными ниточками и пр
  • Повышение самооценки учащихся
  • Яркие положительные эмоции
  • Развитие способностей и трудолюбия
  • Развитие воображения, внимания, моторики рук, зрительно-двигательную координацию
  • Поднятие общего жизненного тонуса, оптимизма, веры в собственные силы

Театральная деятельность (бибабо, теневой и пальчиковый театры)

  • Озвучивание ролей персонажей, изображение жестами их действий, действия с куклами
  • Разыгрывание различных ролей, характеров, эмоциональных состояний
  • Проживание разных жизней, апробирование различных способов взаимодействия с окружающими людьми, ровесниками и взрослыми. сопереживание различным персонажам,
  • Формирование представлений о добре и зле.
  • Формирование опыта социального взаимодействия
  • Освоение языков жестов, мимики, совершенствование речи
  • Развитие способности к эмпатии
  • Формирование представлений о добре и зле, воспитывает желание творить добро

Музыкальная деятельность (Музыкальные занятия по системе К. Орфа - развитии активности детей через пение и движение, игру на музыкальных инструментах и чтение стихов в ритме музыки [7])

  • Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах
  • Общение детей с инструментами
  • Развитие музыкальности
  • Координирование ритмичной вокально-речевой интонации с движением
  • Осознание схемы собственного тела
  • Активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах (колокольчики, клавесы, барабаны, коробочки, ксилофоны, металлофоны, трещотки, треугольники, бубны, маракасы, тамбурины и пр.)
  • Коррекция и развитие у детей координации движений, внимания, сосредоточенности
  • Стимулирование речевой деятельности
  • Формирование готовности к общению
  • Формирование этикетных моделей поведения
  • Формирование готовности вступления в контакт
  • Развитие двигательной координации

Монтессори-класс. Специально организованная среда монтессори-класса выступает одним из средств педагогической поддержки особых детей [5].

  • Стабильная обстановка, постоянство правил, принятие ребенка, отсутствие отрицательных оценок со стороны педагога
  • Включение ребенка в деятельность по достижению цели
  • Взаимодействия ребенка со средой
  • Повышение уверенности ребенка в своих возможностях
  • Формирование самостоятельности
  • Социальная адаптация через усвоения навыков общения, поведения, деятельности

Организуя деятельность детей на занятиях, мы понимаем здравотворество как «социокультурный процесс, способствующий развитию здоровой личности учащегося» [3, с. 12] и посредством гуманизации обучения и ориентации на здоровый образ жизни. Деятельность нашего образовательного учреждения по оказанию педагогической поддержки учащимся с ОВЗ средствами здравотворчества направлена на:

  • организацию комплексной образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями (художественное, коммуникативное, музыкальное развитие, самостоятельная игровая деятельность),
  • формирование эмоционального климата, благоприятствующего развитию способностей учащихся с ОВЗ;
  • создание социальных ситуаций, позволяющих проявлять свои способности и умения.

Здравотворческий потенциал проводимых занятий реализуется через:

  • Формирование мотивации развития личности;
  • Создание ситуаций успеха для каждого ребенка;
  • Освоение различных видов деятельности. [3]

Параллельно решаются задачи обучения педагогов и родителей с целью оказания социально-педагогической поддержки; а также формирования инклюзивной и здоровьесберегающей культуры всех участников образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов, социальных партнеров.

Современные ученые считают, что творчество позитивно влияет на здоровье человека, что оно выполняет компенсаторные и психотерапевтические функции [5]. Язык творчества универсален и понятен всем, а также является мощным оздоравливающим фактором, способствующим самовыражению личности ребенка. У педагогов же появляется уникальная возможность изучения и коррекции развития ребенка через предметы его творческой деятельности.

Литература

  1. Гудкин, Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику [Текст] / Даг Гудкин ; пер. с англ. Е. Лысова, Е. Ботнева. – Москва : Классика-XXI , 2013. -256 с. - ISBN 2013978-5-89817-377-7.
  2. Даржинова, Л. Н. Музыкальное коррекционное развитие дошкольников с ограниченными возожностями здоровья. [Электронный источник] / Л. Н. Даржинова // URL Режим доступа : https: // text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pbmZvdXJvay5ydS9tdXppa2Fsbm9lLWtvcnJla2Npb25ub2UtcmF6dml0aWUtZG9zaGtvbG5pa292LTgzMDA1NS5odG1s
  3. Здравотворчество в образовании: от индивидуального маршрута до социального партнёрства : учебно-методическое пособие [Текст] / [Л.Г. Качан, З.В. Нестерова, Т.В. Витовская и др.] ; под науч. ред. Н.П. Недоспасовой.  Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2014. – 202 с.
  4. Кириченко, В. В. Приобщение детей к театрализованной деятельности. [Электронный источник] // URL Режим доступа: https : //nsportal.ru/kirichenko-viktoriya-vladimirovna 
  5. Свинцова, Е. В. Сообщение в интернет-сообществе педагогов дополнительного образования. [Электронный источник] // URL Режим доступа: https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9wbHVzLmdvb2dsZS5jb20vMTE2MTg1Nzg1NDM5MjE5ODQyOTU0
  6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов – Москва : АПК и ПРО, 2002. - 121с.
  7. Файрушина, О. В. Музыкально-коррекционная работа с детьми посредством логоритмики. [Электронный источник] // URL Режим доступа: nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zan...-s-detmi-doshkolnogo

ФИО (полностью)

Котова Мария Игорьевна

Место работы

МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Должность

Педагог дополнительного образования

Ученая степень,ученое звание

-

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

8-950-581-1223

E-mail

ddt3-nkz@yandex.ru

ФИО (полностью)

Лобищева Елена Ивановна

Место работы

МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Должность

Педагог дополнительного образования

Ученая степень,ученое звание

-

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

8-960-907-7772

E-mail

ddt3-nkz@yandex.ru

ФИО (полностью)

Шанина Светлана Андреевна

Место работы

МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Должность

Педагог дополнительного образования

Ученая степень,ученое звание

-

Контактные телефоны (рабочий, мобильный)

8-951-586-7994

E-mail

ddt3-nkz@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...

Статья в сборнике современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве. Проблемы и перспективы.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в международном образовательном пространстве....