"Учимся сотрудничать!"
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
Групповое корекционно-развивающее занаятие для пятиклассников в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt.docx | 48.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План коррекционно-развивающего занятия для пятиклассников в период адаптации в среднем звене.
«Учимся сотрудничать».
Цели:
- Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
- Развитие навыков сотрудничества, сплоченности.
Планируемые результаты:
- Формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовать свои действия с партнером.
- Развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих;
- Развитие коммуникативных качеств личности
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, то есть в защищенной, дружественной среде.
Средства, используемые в ходе занятия: Листы А4, цветные карандаши, мяч.
Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие в тренинговой форме.
Структура занятия:
- Разминка – 5 мин.
- Введение в основную тему занятия – 35-40 минут.
- Рефлексия – 5 мин.
Ход занятия.
Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется «волшебный мяч».
- Разминка.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Всем удобно? Хорошо. Итак, начнем наше занятие со знакомства. Давайте вот на таких небольших отрезках бумаги, мы напишем свои имена, но не такие как в классном журнале, а такие, какими нас называют дома. Напишите свое имя так, как вам больше всего нравится его слышать.
(Дети пишут)
Так, отлично. Вот у меня в руках мячик. Каждый, кто возьмет его в руки, должен произнести свое имя и свое любимое занятие. Например, «Зовут меня Леночка и я люблю… читать». Вот таким образом мы и представимся. Начинаем.
- Введение в основную тему занятия:
- Игра. «Наши учителя». (М. Битянова «Начинаем разговор»)
Дети бросают друг другу мяч, называя учебный предмет, а тот, кому кинули должен назвать имя, отчество учителя-предметника. Потом он кидает мяч другому участнику и называет другой предмет.
Цель:
Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам (наличие такой позиции — важнейший показатель готовности к обучению в среднем звене и адаптации в новых условиях).
Психолог: Вот теперь мы знаем друг о друге чуточку больше. А знаем ли мы так же хорошо своих новых учителей и предметы, которые они ведут? Итак, тот кто бросает мяч – называет предмет, а тот, кто поймает – должен назвать имя-отчество учителя, ведущего этот предмет.
Второй этап: «Настоящий учитель — это...» (Нужен лист бумаги)
Психолог: Каждому из вас известно, что педагог — это название профессии. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку: его возможностям, качествам. Так, космонавт должен быть очень крепок физически, а ученый должен обладать развитым умом. К профессии педагога тоже есть свои требования. Каждый настоящий педагог обладает набором профессиональных качеств. Какими качествами обладает педагог?
- Игра. «Спутанные цепочки».
Используется в качестве разогревающего. Дает возможность отдохнуть и расслабиться, снять гипо- и гиперактивность. Помогает снять напряжение в группе, настроить на позитивный лад.
Дети встают в круг и вытягивают перед левую руку. Те руки, которые столкнулись – должны сцепится. Затем все участники вытягивают правые руки и так же их сцепляют. Если необходимо – ведущий помогает соединить руки. По команде ведущего участники начинают распутываться, при этом ни в коем случае нельзя разжимать руки. Результат – образование общего круга, либо нескольких колец, соединенных между собой, либо отдельные круги.
Психолог: Теперь мы поиграем во «спутанные цепочки». Давайте встанем все в кружок. Закрываем глазки. Вытягиваем правую руку и теперь вы должны сделать небольшой шажок вперед и нащупать руку вашего одноклассника. Так, сцепляем пальцы. Умницы. У нас есть еще левая рука – и ею тоже надо найти руку своего одноклассника. Глаза по-прежнему закрыты. Так, все держимся? Ни у кого нет свободной руки? Открываем глаза! Здорово! Но это еще не все. Теперь нам нужно распутаться из этого клубка, ни в коем случае не разъединяя рук.
- Дискуссия «Гипотетическая ситуация – если не надо в школу».
Цель: Формирования положительной мотивации.
Участникам предлагается для обсуждения не совсем обычная ситуация – что случится, если не ходить в школу. Каждый высказывает свое мнение. Выслушиваются все суждения, ведущий отмечает самые оригинальные.
- Релаксационное упражнение.
Психолог: Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вас хочется потянутся. Вытянете руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытянете руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянутся до потолка. Вытянете руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи. Напряжение в мышцах растет. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.
- Упражнение «Что важно для меня?»
Цель: закрепление во внешней речи. УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли); познавательные общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание)
Психолог: Ребята, представьте, что вы, вместе с родителями, надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. И ваши родители предлагают вам взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас.
Что вы выберете? Название этих вещей напишите на листе бумаги. (5 минут)
Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.
Обсуждение:
- Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
- Чьи записи тебя удивили?
- Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
- Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
- Совместный рисунок.
Цель: Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
Каждый участник рисует на листе бумаги линию, «закорючку», делается это в порядке очередности. В результате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку, дать имя, если получился персонаж.
- Рефлексия. «Моё настроение»
Пятиклассникам предлагается сделать выбор пиктограммы соответствующей их эмоциональному состоянию на данный момент и прикрепить их на доску с надписью в центре «Мы и наш класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся общаться и сотрудничать.
развитие групового взаимодействия и сотрудничества....
Классный час "Учимся сотрудничать"
Классный час в форме деловой игры "Учимся сотрудничать" позволит не только расширить представление детей о моральном климате в коллективе, но и поможет пробудить детей к совместной деятельности ......
урок толерантности или учимся сотрудничать
познакомить детей с термином "толерантность". в игровой форме, разбирая ситуации формировать у детей уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого...
Педагогический час "Учимся сотрудничать с родителями"
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями...
"От умения сотрудничать к умению учить себя"
Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы...
Открытое коррекционно – развивающее занятие с обучающимися 3 класса «Я учусь сотрудничать»
Цель: Способствовать формированию у обучающихся навыков взаимодействия и сотрудничества.Задачи:- Познакомить учащихся с понятием «Сотрудничество»;- Обучить приемам взаимодействия- Формиров...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся владеть собой и сотрудничать»
Программа «Учимся владеть собой и сотрудничать» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 6 классах (6,5 - 11...