"Учимся сотрудничать!"
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему

Групповое корекционно-развивающее занаятие для пятиклассников в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx48.9 КБ

Предварительный просмотр:

План коррекционно-развивающего занятия для пятиклассников в период адаптации в среднем звене.

«Учимся сотрудничать».

Цели:

  • Развитие коммуникативных универсальных учебных действий
  • Развитие навыков сотрудничества, сплоченности.

Планируемые результаты:

  • Формирование навыков взаимодействия между учащимися, умения согласовать свои действия с партнером.
  • Развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих;
  • Развитие коммуникативных качеств личности

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса,  то есть в защищенной, дружественной среде.

Средства, используемые в ходе занятия: Листы А4, цветные карандаши, мяч.

Форма проведения: коррекционно-развивающее занятие в тренинговой форме.

Структура занятия:

  1. Разминка – 5 мин.
  2. Введение в основную тему занятия – 35-40 минут.
  3. Рефлексия – 5 мин.

Ход занятия.

Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется «волшебный мяч».

  1. Разминка.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Всем удобно? Хорошо. Итак, начнем наше занятие со знакомства. Давайте вот на таких небольших отрезках бумаги, мы напишем свои имена, но не такие как в классном журнале, а такие, какими нас называют дома. Напишите свое имя так, как вам больше всего нравится его слышать.

(Дети пишут)

Так, отлично. Вот у меня в руках мячик. Каждый, кто возьмет его в руки, должен произнести свое имя и свое любимое занятие. Например, «Зовут меня Леночка и я люблю… читать». Вот таким образом мы и представимся. Начинаем.

  1. Введение в основную тему занятия:
  1. Игра. «Наши учителя». (М. Битянова «Начинаем разговор»)

Дети бросают друг другу мяч, называя учебный предмет, а тот, кому кинули должен назвать имя, отчество учителя-предметника. Потом он кидает мяч другому участнику и называет другой предмет.

Цель:
Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам (наличие такой позиции — важнейший показатель готовности к обучению в среднем звене и адаптации в новых условиях).

Психолог: Вот теперь мы знаем друг о друге чуточку больше. А знаем ли мы так же хорошо своих новых учителей и предметы, которые они ведут? Итак, тот кто бросает мяч – называет предмет, а тот, кто поймает – должен назвать имя-отчество учителя, ведущего этот предмет.

Второй этап: «Настоящий учитель — это...» (Нужен лист бумаги)

Психолог: Каждому из вас известно, что педагог — это название профессии. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку: его возможностям, качествам. Так, космонавт должен быть очень крепок физически, а ученый должен обладать развитым умом. К профессии педагога тоже есть свои требования. Каждый настоящий педагог обладает набором профессиональных качеств. Какими качествами обладает педагог?

  1. Игра. «Спутанные цепочки». 

Используется в качестве разогревающего. Дает возможность отдохнуть и расслабиться, снять гипо- и гиперактивность. Помогает снять напряжение в группе, настроить на позитивный лад.

Дети встают в круг и вытягивают перед левую руку. Те руки, которые столкнулись – должны сцепится. Затем все участники вытягивают правые руки и так же их сцепляют. Если необходимо – ведущий помогает соединить руки. По команде ведущего участники начинают распутываться, при этом ни в коем случае нельзя разжимать руки. Результат – образование общего круга, либо нескольких колец, соединенных между собой, либо отдельные круги.

Психолог: Теперь мы поиграем во «спутанные цепочки». Давайте встанем все в кружок. Закрываем глазки. Вытягиваем правую руку и теперь вы должны сделать небольшой шажок вперед и нащупать руку вашего одноклассника. Так, сцепляем пальцы. Умницы. У нас есть еще левая рука – и ею тоже надо найти руку своего одноклассника. Глаза по-прежнему закрыты. Так, все держимся? Ни у кого нет свободной руки? Открываем глаза! Здорово! Но это еще не все. Теперь нам нужно распутаться из этого клубка, ни в коем случае не разъединяя рук.

  1. Дискуссия «Гипотетическая ситуация – если не надо в школу».

Цель: Формирования положительной мотивации.

Участникам предлагается для обсуждения не совсем обычная ситуация – что случится, если не ходить в школу. Каждый высказывает свое мнение. Выслушиваются все суждения, ведущий отмечает самые оригинальные.

  1. Релаксационное упражнение.

Психолог: Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вас хочется потянутся. Вытянете руки вперед. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте еще потянемся. Вытянете руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянутся до потолка. Вытянете руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи. Напряжение в мышцах растет. А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

  1. Упражнение «Что важно для меня?»

Цель: закрепление во внешней речи. УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли); познавательные общеучебные  (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание)

Психолог: Ребята, представьте, что вы, вместе с родителями, надолго уезжаете, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. И ваши родители предлагают вам взять с собой чемодан и упаковать в него ровно три вещи, самые важные для вас.

Что вы выберете? Название этих вещей напишите на листе бумаги. (5 минут)

Далее ребятам необходимо прочитать список и рассказать, почему они выбрали именно эти три вещи.

Обсуждение:

  • Кто-нибудь выбрал то же, что и ты?
  • Чьи записи тебя удивили?
  • Есть ли на свете такие вещи, которые интересны и важны большинству из нас?
  • Какой предмет из тех, которые кому-нибудь захотелось взять с собой, был, на твой взгляд, самым необычным?
  1. Совместный рисунок.

Цель: Развивать умение взаимодействовать друг с другом. 

Каждый участник рисует на листе бумаги линию, «закорючку», делается это в порядке очередности. В результате получается какой-то общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось. Можно придумать название рисунку, дать имя, если получился персонаж.

  1. Рефлексия. «Моё настроение»

Пятиклассникам предлагается сделать выбор пиктограммы соответствующей их эмоциональному состоянию на данный момент и прикрепить их на доску с надписью в центре «Мы и наш класс».

C:\Users\Ps\Desktop\раз-ичные-простые-черно-бе-ые-смай-ики-35998495.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся общаться и сотрудничать.

развитие групового взаимодействия и сотрудничества....

Классный час "Учимся сотрудничать"

Классный час в форме деловой игры "Учимся сотрудничать" позволит не только расширить представление детей о моральном климате в коллективе, но и поможет пробудить детей к совместной деятельности ......

урок толерантности или учимся сотрудничать

познакомить детей с термином "толерантность". в игровой форме, разбирая ситуации формировать у детей уважительное отношение к другим людям, признавать различия и индивидуальности каждого...

Педагогический час "Учимся сотрудничать с родителями"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями...

"От умения сотрудничать к умению учить себя"

Выступление на муниципальном семинаре учителей русского языка и литературы...

Открытое коррекционно – развивающее занятие с обучающимися 3 класса «Я учусь сотрудничать»

Цель: Способствовать формированию у обучающихся навыков взаимодействия и сотрудничества.Задачи:- Познакомить учащихся с понятием «Сотрудничество»;- Обучить приемам взаимодействия- Формиров...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся владеть собой и сотрудничать»

Программа «Учимся владеть собой и сотрудничать» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 6 классах (6,5 - 11...