Учимся общаться и сотрудничать.
классный час по психологии (5 класс) на тему

Челюканова Елена Александровна

развитие групового взаимодействия и сотрудничества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учимся общаться и сотрудничать

(классный час для 5 класса)

Составитель: педагог-психолог МБОУ «СОШ № 16»

 Челюканова Е. А.

Цель: развитие группового взаимодействия и сотрудничества

Задачи:

  • способствовать развитию у подростков коммуникативной компетентности;
  • формирование навыков совместной работы в группе (сотрудничества);
  • способствовать развитию групповой сплочённости.

Место проведения: просторное помещение для возможности свободного перемещения (игровая комната, актовый или спортивный зал).

Необходимые материалы: стулья по количеству участников, клубок ниток, мяч, «супер-тапки» 25 шт.

Продолжительность: 45 – 50 минут

Ход занятия

  1. Приветствие. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

  Учащиеся и ведущий сидят в общем круге.  Ведущий: « Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. У вас замечательный класс, и каждый заслуживает приветственные аплодисменты. Я хочу предложить игру. Я называю имя одного из вас и  приветствую её (его) аплодисментами. Затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем её (его) приветствуем аплодисментами. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. И так, пока мы не поприветствуем всех».

  1. Разогревающее упражнение для создания психологического комфорта «Паутина»

Учащиеся и ведущий сидят в общем круге. Ведущий: «Приятно было слышать аплодисменты в свой адрес? А что ещё приятно слышать каждому человеку? Правильно -  комплименты. Я предлагаю игру, называется она «Паутина». Ведущий берёт клубок ниток и обматывает конец  нити вокруг своей ладони.
«Вы видите, что я сделала? Я выберу того, кто будет следующим в паутине, передам ему клубок со словами «Ты мне нравишься, потому что...». (Возможно, открыл утром вежливо дверь или помог вчера решить трудную задачу по математике.) Выслушав обращенные к нему слова, уже следующий играющий обматывает ладонь нитью и обращается с такими же словами к другому участнику игры «Ты мне нравишься, потому что...». Постарайтесь запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Последний, кто получит клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый из вас, наматывая на клубок часть своей нити, произносит сказанные ему слова и имя человека, сказавшего эти слова».

  1. Обсуждение в круге.

Ведущий: «Легко ли было говорить комплименты? Приятно ли было слушать комплименты? Помогают ли комплименты в общении? Ребята, на прошлом занятии, мы с вами обсуждали правила поведения, которые помогают общаться без ссор. Давайте вспомним, какие это правила?»

  • «Каждый из нас разнообразный персонаж. Цените своё и чужое разнообразие».
  • «Мы разные и это здорово! Интереснее будет подружиться».
  • «Учитывая мнения других, мы расширяем свои горизонты».
  • «Помогая другим, ты растешь над собой ».
  • «Не делай другому того, чего не желаешь себе».
  • «Прежде, чем обижаться на кого-то, постарайся понять его».

       Ведущий: «Давайте подумаем, какие качества людей помогают общению,     а какие мешают? Я пущу мяч по кругу. Первый, у кого он окажется, называет качество, помогающее общению,  следующий – мешающее общению и так далее».

       Ведущий: «А что ещё помогает нам общаться? (эмоции, мимика, жесты, интонация). Правильно. Сейчас, мы попробуем пообщаться с помощью мимики и жестов».

  1. Игра «Пойми меня»

 Ведущий просит детей разбиться на группы по 6 человек. Каждая группа из рук ведущего вытягивает по 1 заданию.

  • «Показать без слов дискотеку»
  • «Показать без слов маршрутку»
  • «Показать без слов репку»
  • «Показать без слов самолёт»

       На подготовку даётся 1 минута. Затем по очереди одна команда показывает, остальные отгадывают.

  1. Обсуждение в круге

Ведущий: «Что было легче показывать или угадывать? Ребята, кто знает, что такое «сотрудничество»? (сотрудничество – это совместная деятельность для достижения общей цели, участие в каком либо общем деле.) Как вы думаете, что необходимо для успешного сотрудничества? (доброжелательность, терпение, умение прислушиваться к другим, распределение обязанностей, умение подчиняться). Сейчас мы поиграем в игру, где вам как раз и пригодятся эти умения».

  1. Игра «Сороконожка»

Ведущий: «Для начала мне нужны три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в наши супер-тапки, один ремешок  предназначен для его левой ноги, а другой — для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же тапки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто стоит в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в один тапок с его левой ногой... Теперь все трое должны попробовать пройти несколько шагов. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи». Затем ведущий просит всех ребят разбиться по трое и попробовать выполнить задание. Затем ведущий соединяет учеников в группы по 6 чел, 9 чел. Можно попробовать выполнить задание всей группой.

  1. Обсуждение в круге.
  • Легко ли было выполнять задание?
  • Что было сложным?
  • Что помогло справиться?

  1. Игра «Пианино»

Участники сидя в круге, правая рука на левой коленке соседа справа, левая рука на правой коленке соседа слева. Необходимо по порядку поднимать ладошки от коленей, т.е. чья ладошка следующая тот и поднимает.

  1. Обсуждение в круге.
  • Получилась ли «музыка»? Почему?

  1.  Завершение занятия.

Обсуждение в круге:

  • На занятии мне понравилось…
  • На занятии я узнал…
  • На занятии я научился…

Ведущий: «Наше занятие подошло к концу. Все хорошо потрудились. Давайте поблагодарим друг друга.» Ведущий передаёт мяч по кругу со словами: «Спасибо за приятный час, желаю тебе…»

Литература

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. М.: «Генезис», 1998

Приложение 1

«Супер-тапки»

Изготавливаются из плотного картона и широкой эластичной ленты. Из картона вырезают прямоугольники такого размера, чтобы на нем поместились 2 ноги. Далее в прямоугольнике делаются 4 отверстия, сквозь которые протягивается и закрепляется эластичная лента так, чтобы получилось 2 петли такого размера, чтобы под петлю прошла ступня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Учимся общаться без конфликтов"

Методическая разработка родительского собрания, проведённого в 9 классе в рамках конкурса "Самый классный классный", а также презентация к родительскому собранию....

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Учимся общаться» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:- обобщение речеведческих знаний учащихся;- развитие навыков грамотной речи в различны...

Программа курса "Учимся общаться" для учащихся 5 классов

Программа курса "Учимся общаться" предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 32 часаю Целью данной программы явлвется развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенц...

Тренинг "Учимся общаться"

для тех, кто выбирает профессии типа человек-человек необходимо развивать это качество...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ "Давайте учиться общаться"

очень важно научить детей общению в коллективе, умению слушать и слышать своего собеседника, находить оптимальные решения выхода из конфликтной ситуации....

Учись общаться (настольная памятка при обучении общению)

Научить общаться учащихся на иностранном языке вне языковой среды проблематично, но возможно. В данной работе большую роль играют вспомогательные материалы, как например, такие памятки....