Педагогический час "Учимся сотрудничать с родителями"
методическая разработка на тему
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchas_uchimsya_sotrudnichat_s_rodit.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Семёновский детский сад комбинированного вида «Журавлик»
Педагогический час
Качан Дарья Геннадьевна
с.Семеновское
Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск новых способов поведения в контактах с родителями.
1. Что такое работа с родителями?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования.
- Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка
В свою очередь, первая задача делится на две подгруппы:
- Задачи информативного плана
- Задачи обучающего плана
Решение группы задач обучающего плана невозможно без того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Эту ситуацию называют «психологией доверия».
Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость)
Формы работы с родителями:
Совместные групповые мероприятия педагогов и родителей
- Традиционные
- Нетрадиционные
- Индивидуальные формы
- Беседы, консультации
- Посещение семьи
- Наглядно-информационные
- Информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- Информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)
4.Кроме задач и методов нового подхода будет целесообразным отметить функции работы образовательного учреждения с семьей:
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ
- Психолого-педагогическое просвещение родителей
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность
- Помощь отдельным семьям в воспитании
- Взаимодействие с общественными организациями родителей (родительский комитет)
Обратите внимание на 4 пункт: помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту. Очень важна здесь позиция, которую займет воспитатель в беседе с родителями: он ни в коем случае не должен использовать в разговоре назидательный тон, высказывать оценочные суждения. Главная его задача – проникнуться тревогами и сомнениями человека, обратившегося к нему.
Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям.
Портрет современного родителя (Т.Харрис)
Демократичные родители. Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.
- Авторитарные родители. Требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему обеспечивать причины своих указаний и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности жизни и не всегда корректно.
- Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном процессе, положительно относятся к школе, педагогам.
- Противники - родители, негативно относятся к школе, учителям, часто критикуют воспитательный процесс.
- Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, школу, не хотят участвовать в воспитательном процессе.
Впрочем, родители бывают разными, и иногда их методы воспитания заставляют детей страдать либо превращаться в эгоистов. О том, что в общении с собственными чадами папам и мамам нужно находить «золотую середину», рассказал в своем ироничном и очень актуальном стихотворении «Какие вы родители?» поэт и сатирик Михаил Шварц, подчеркнув, что в вопросах воспитания детей никогда не стоит перегибать палку, иначе результаты могут оказаться весьма плачевными.
Деловая игра «Формы работы с родителями»
Поскольку мы с Вами работаем не первый год и занимаемся изучением проблемы сотрудничества с родителями, то нас всех можно назвать профессионалами в этой области. Предлагаю игру, которая поможет нам вспомнить и уточнить уже имеющиеся знания, выделить вопросы, требующие дополнительного изучения.
Необходимо разделиться на две команды.
Первый конкурс « Разминка»: вставь пропущенное слово.
Сначала задания для одной команды, затем для другой.
Главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются… (родители).
Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если школа будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в… (работу).
Традиционная познавательная форма взаимодействия с родителями. (Конференция).
Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).
Один из приемов активизации родителей. (Игра).
… - это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета).
… - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности ребёнка (Семья).
Традиционная форма проведения родительского собрания (Лекция).
Второй конкурс « Верно ли утверждение»
Сотрудничество Организации с семьей является не обязательным, а только рекомендательным принципом ДО. (Неверно, это обязательно)
Стандарт направлен на решение задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи, но не обязывает педагогов заниматься повышением компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. (Стандарт обязывает педагогов заниматься….)
Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей детей. (Да)
Развивающая предметно-пространственная среда должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. (Да)
Для успешной реализации Программы должно быть обеспечено вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (Да)
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается без согласия его родителей. (Законных представителей). (Нет).
Третий конкурс «Фразы для начала беседы с родителями»
Задание первой команде: найти пять неудачных фраз к воображаемой беседе с родителями.
Задание второй команде: найти пять «удачных» фраз к воображаемой беседе с родителями.
Четвёртый конкурс « Решение педагогических ситуаций»
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
- Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.
- Как Вы начнёте беседу?
- Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.
- Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Пятый конкурс « Назови три самых…»
- ласковых слов ребенку
- лучших слов выражения благодарности родителям
- типичных замечаний детям
- ценных качеств личности родителя
- удачных слов-приветствий родителям
- хороших качеств личности ребенка
- ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя
- одобряющих ребенка высказываний воспитателя
Уважаемые коллеги, в завершении нашего педагогического часа, мы поговорим о том, как лучше себя вести когда речь идёт о взаимодействии воспитателей и семей.
Рекомендации по взаимодействию воспитателей с семьей.
Внешний вид: подтянутость, аккуратность, элегантность в одежде. Всегда аккуратная прическа, чистые волосы. Туфли, а не тапки и шлепанцы
Проявление персонального внимания каждому ребенку: во время утреннего приема спросить: «Что ты увидел интересного по дороге в детский сад?», «Какое у тебя настроение?»
Трансляция родителям положительного образа ребенка. Педагог старается никогда не жаловаться на ребенка, даже если он что-то натворил. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех!»
Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье. Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности и т.д. при этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждую поделку представляют родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется
Если родитель поделился с воспитателем проблемами семьи, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться даже с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.
Говорите с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
Планируя серьёзный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, так как родитель вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не может оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
Не начинайте разговор с родителями воспитанников со слов: «Ой, извините, можно с вами поговорить?», «Не знаю, может быть, я не совсем права, но всё таки…». А такие речевые обороты, как «Вы не правы…», «Вы не понимаете…», лучше вообще не употреблять в общении с родителями.
Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка; если в первые 10-15 минут разговора он ничего конкретного и убедительного не услышал о своём ребёнке, он постарается закончить разговор.
Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника. Образно говоря, родитель идёт к педагогу как к врачу: не важно, с чем зашёл, важно, с чем вышел.
Помните! Самый верный способ настроить родителей против себя – показать им, что вы считаете себя умнее их. Не забывайте, какую цель вы ставите: блеснуть своими знаниями или помочь ребёнку? Не старайтесь демонстрировать родителям своё превосходство, употребляя в речи сложные психолого-педагогические термины. Родитель будет вам благодарен за конкретные советы, простые и реально выполнимые рекомендации.
Создавайте общественное мнение с помощью родителей-единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как и они сами.
Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
Известно: не всегда количественный подход означает качественный. Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, и, более того, сопротивляется этому, заставить его сложно, но всё-таки можно. Вот только нужно ли?
Вряд ли он получит от этого удовольствие. К каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие с одними родителями (как и с детьми), могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими.
Помощь в воспитании в отдельных семьях осуществляется лишь в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребенка. Воспитатель должен хорошо разбираться в возрастной и дошкольной психологии, знать о кризисах в развитии ребенка и уметь успокоить родителя. Если же наблюдается серьезная проблема, то педагог может посоветовать обратиться к специалисту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 11 классе "Писхолого - педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ"
Данный материал поможет родителям и учащимся подготовится к сдиче выпускного экзамена в форме ЕГЭ...
Психолого-педагогический конкурс для замещающих родителей "Родительский батл"
Психолого-педагогический конкурс для родителей был организован и проведен с целью создание условий для повышения родительского мастерства через осмысление родителями собственного опыта воспитани...
Родительское собрание «Психолого-педагогическая подготовка учащихся и родителей к выпускному экзамену в форме ЕГЭ»
Скоро наступит пора экзаменов. Очень непросто школьникам пережить этот напряженный период. Нелегко, конечно, и родителям: сплошные страхи и переживания. Но, согласитесь, у нас, взрослых, в отличие от ...
Педагогический совет "Взаимодействие с родителями обучающихся как одно из условий успешной адаптации пятиклассников"
Презентация поможет завучу организовать работу с коллективом на заседании педагогического совета"...
Доклад на педагогическом совете "Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".
Данный материал был представлен на педагогическом совете....
Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»
Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...
Мастер-класс по теме «Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила» (работа с родителями)
Тема данного занятия в рамках мастер-класса посвящена работе с родителями.Это одно из наиболее сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.Потребность родителей в педагоги...