Занятие для учащихся "Тренинг общения"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10 класс)

Гусева Светлана Александровна

В данном документе представлен материал для проведения занятий с элементами тренинга с подростками в лагере

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_obshcheniya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг общения для подростков

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности несовершеннолетних правонарушителей.

Задачи:

  1. расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. улучшение уровня коммуникации; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  3. овладение навыками эффективного слушания;
  4. развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу;
  5. умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь;
  6. закрепление новых стереотипов межличностного поведения учащихся;
  7. развитие чувства «мы», группового единства; закрепление навыков взаимодействия в команде.

Оборудование: стулья по количеству участников тренинга; листы белой бумаги – 20 шт.; репродукция – 1 шт.; карточки с фразами для упражнения «Иностранец»; маркеры по количеству участников; ножницы, ватман – 4-6 шт., скотч, клей, краски, кисточки, журналы с картинками, цветная бумага.

Ход тренинга

Упражнение «Вслепую через лабиринт»

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями. Можно провести упражнение в нескольких модификациях: команды подаются голосом, с помощью положенной на плечо партнера руки, какого-либо небольшого источника звука вроде колокольчика (услышал звук – двигайся в ту сторону, откуда он доносится, стало тихо – остановись). (10 минут)

Обсуждение

Что кому было проще – быть исполнителем или руководителем, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

Упражнение «Карандаши» (А.Г. Грецов)

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют задание, разбившись на пары. Они располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад. Затем группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и

расширение круга).

4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.

5. Присесть; встать.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при их выполнении? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Упражнениет «Испорченный телефон»

Нужны добровольцы 4-5 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышать и не видеть. Достается лист с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция, фотография и т.д. Общие требования к картине:

1) незнакомый для подростков материал (не из школьной программы);

2) большое количество действующих лиц, многофигурная ситуация.

Далее ведущий спрашивает: «А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?». Кто-то откликается. «Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо очень внимательно на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее тому, кто сейчас войдет в комнату». Чем больше пересказов, тем больше искажений, веселья и смеха. При желании можно объяснить, почему происходят искажения.

Игра «Бумажные мячики»

Разделить аудиторию на две равные половины, например, положив на пол веревку. Участников, также разделить на две равные команды. Каждой выдать стопку газет или использованной бумаги формата А4. Команды должны скомкав бумагу, приготовить много бумажных мячиков. Команды выстраиваются в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По команде ведущего они начинают бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Ровно через две минуты, услышав команду «Стоп!», надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Перебегать за разделительную линию нельзя.

Сама разминка проходит крайне весело и шумно, что позволяет разрядить обстановку и подзарядить участников энергией.

Упражнение «Иностранец»

«Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы»:

  1. Себе на уме.
  2. Комар носа не подточит.
  3. Метать бисер перед свиньями.
  4. Сам черт не брат.
  5. Прошел огонь, воду и медные трубы.
  6. Не подмажешь – не поедешь.
  7. У семи нянек дитя без глазу.
  8. Яйца курицу не учат.
  9. Зимой снега не выпросишь.
  10. Дом был полной чашей.
  11. На воре и шапка горит.

Упражнение выполняется в подгруппах по 3 — 4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Обсуждение. Обратите внимание, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла. Обсудите случаи, когда отказ от «заранее известного» понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе.

Упражнение «Витязь на распутье»

Цель: Интересное упражнение, в котором в рамках «сказочной легенды» эффективно отрабатываются презентационные навыки участников тренинга, умение убеждать.

Время: 15 минут

  1. Вся группа делится на команды по 3–4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
  2. Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.
  3. Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

Упражнение «Передай мяч»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Им дают мяч и просят последовательно передавать его друг другу, чтобы он побывал в руках у каждого. При этом следует придерживаться двух правил:

  • Передавать его нужно каждый раз новым способом, повторяться нельзя.
  • Следует сопровождать каждую передачу фразой, смысл которой сводится к выражению «Я передаю тебе мяч», но построена эта фраза должна быть каждый раз по-разному.
  • Если участник в течение 5 секунд не сможет придумать оригинальный способ передачи мяча или произнести новую фразу, в силу чего вынужден будет повториться, то после игры наказывается «фантом» (выполняет желание, загаданное группой).

Смысл упражнения

Разминка, тренировка беглости речи, а также умения генерировать идеи.

Обсуждение

Какие способы передачи мяча запомнились, показались наиболее интересными?

Были ли затруднения в придумывании фраз о передаче мяча, с чем именно они связаны?

В каких жизненных ситуациях важно уметь выразить одну и ту же мысль разными словами?

Как обстоят дела с «фантами»: были ли они доброжелательными, легко ли было их исполнять?

Упражнение «Аукцион ценностей»

Материалы:

  • лист ватмана с написанными на нем ценностями;
  • маркер красного цвета.

Упражнение состоит из двух этапов: аукцион и обсуждение.

Правила аукциона:

  1. У каждого участника есть 1000 условных единиц.
  2. Начальная цена каждой ценности – 50 условных единиц.
  3. Повышать цену можно на сумму условных единиц, кратную 20 (20, 40, 60 и т.д.). Нельзя повышать собственную названную цену.
  4. Объединять условные единицы участникам нельзя.
  5. Торги начинаются после оглашения ведущим какой-либо ценности.
  6. Ценность считается купленной, если предложенную за нее цену ведущий назвал три раза под счет и произнес слово «Продано» (например: 300 – раз, 300 – два, 300 – три, продано!) или если за нее предложено 1000 условных единиц.
  7. Рядом с ценностью ведущий записывает цену, за которую она продана, и имя ее покупателя.

Вопросы для обсуждения упражнения:

  • Почему именно эти ценности набрали наибольшее число единиц?
  • Все ли довольны тем, что купили? Хотелось ли купить что-то другое?
  • Если бы такой аукцион проходил в реальной жизни, изменился бы ваш выбор?
  • Какие проблемы человека и общества связаны с предложенными ценностями? Способна ли молодёжь решить эти проблемы, повлиять на их решение?

Список ценностей:

  • Свобода.
  • Финансовая независимость.
  • Возможность написать книгу, которая повлияла бы на поколения.
  • Мир во всем мире.
  • Здоровый ребенок.
  • Идеальная семья,
  • Дом вашей мечты.
  • Идеальное здоровье до 95 лет.
  • Головокружительная карьера.
  • Благополучие родителей.
  • Идеальная любовь.
  • Поселить всех бездомных.
  • Накормить всех голодных.
  • Стать президентом России.
  • Стать президентом США.
  • Слетать в космос.
  • Получить «Оскара».
  • Мир без наркотиков.
  • Бессмертие.
  • Идеальный друг.
  • Возможность путешествовать во времени.
  • Возможность читать чужие мысли.
  • Способность летать.
  • Изменить внешность.
  • Сменить пол.

Рефлексия.

Завершение занятия:

Вспоминаем, во что играли и что делали.

Что лично для вас было сложно, но вы справились?

Что больше всего понравилось, было интересно?

Составила:

педагог-психолог

Бывшева С.А.

2015 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Час психологического общения "Тайна имени" в рамках проведения Дня науки и творчества.

Конспект классного часа для учащихся 7-х классов по теме «Тайна имени». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям, классным руководителям общеобразовательных школ. Учащиеся узнают и...

Занятие по психологии "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"

Это занятие можно проводить в рамках классного часа с десятиклассниками по теме "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"...

5 кл., занятие по теме: "Общение"

Занятие-тренинг для подростков....

Открытое коррекционно - развивающее занятие "Секреты успешного общения"

Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга....

Методическая разработка открытого занятия по теме "Общение со сверстниками"

Тематический блок "Основы этикета". Занятие 1. Цель: Формировать навыки позитивного общения со сверстниками. Задачи: 1.Продолжать знакомить с нормами вежливости и правилами поведения. 2.Разв...

Внеурочное занятие по бесконфликтному общению "Секреты школьных коридоров".

Внеурочное занятие: Секреты школьных коридоров.Цель: развитие у  обучающихся способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации.формирование умений эффективного поведения в ко...