Открытое коррекционно - развивающее занятие "Секреты успешного общения"
план-конспект занятия по психологии (7 класс)
Открытое коррекционно - развивающее занятие с элементами тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.ppt | 849 КБ |
sekrety_uspeshnogo_obshcheniya.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила работы на занятии: Чтобы всем было: 1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и говорить по одному. 2. Комфортно! Уметь слушать каждого и уважать чужое мнение. 3. Безопасно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. 4. Полезно! Выполнять задания добросовестно. Важное условие – искренность при ответе на вопросы.
Общение – это… О …. объединение, открытость Б …. близость, безопасность Щ … щедрость Е …. единение Н …. необходимость И …. искренность, истина Е …. единство с людьми
Общение –это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями.
“ Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения”, — утверждал французский писатель, летчик Антуан де Сент-Экзюпери.
Функции общения Коммуникативная (обмен информацией) Интерактивная (взаимодействие) Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга)
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ (ВЕРБАЛЬНЫЕ): УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ НЕРЕЧЕВЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ): МИМИКА ЖЕСТЫ ПОЗЫ
Стили общения: Дружеский Деловой Отстранённый Подавляющий
Правила эффективного общения: Обращайся к людям по имени. Будь вежлив со всеми. Уважай вкусы, привычки и интересы других. Будь внимателен к окружающим тебя людям. Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека. Учись извиняться первым, если не прав. Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами. Учись слушать и слышать других. Будь уверенней в общении с другими. Не стесняйся высказывать свое мнение. Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Открытое
коррекционно – развивающее
занятие с элементами тренинга
"Секреты успешного общения".
Подготовила и провела:
педагог-психолог
Влазнева Наталья Алексеевна
Февраль, 2019 г.
Цель: развитие коммуникативных навыков подростков.
Задачи:
1. Научить навыкам позитивного общения учащихся.
2. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.
3. Корректировать конфликтное поведение.
3. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.
4. Воспитывать чувства уважения к культуре общения и к своим товарищам.
Целевая группа: обучающиеся 7-го класса.
Длительность занятия: 30 минут.
Место проведения: кабинет педагога - психолога.
Методы: словесный, наглядный, игровой, практический.
Приемы: элементы тренинга групповой сплоченности, разминка, игры, коллективное обсуждение, анализ конфликтных ситуаций, работа с карточками, рефлексия.
Оборудование:
1. Ноутбук для демонстрации презентации.
2. Пространство для активных упражнений, 2 стола для работы, стулья по числу участников.
3. Раздаточный материал: карточки, бланки для практической работы, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Дети проходят в класс и садятся на стулья в круг.
- Приветствие
- Разминка.
Упражнение «Аплодисменты».
Цель: выработка ритуала приветствия, создание доброжелательной обстановки, установление контакта, развитие сплоченности группы.
- Ребята, давайте мы поприветствуем друг друга так, как принято на наших занятиях. Я начинаю, а вы продолжаете. Это просто – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я называю, встает и так же приветствует любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку, которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!
- Психологический настрой.
Упражнение «Пожелание». Учащиеся вытаскивают по очереди трубочку с пожеланием и зачитывают его.
- Вводная беседа.
Цель: информирование участников группы о целях занятия.
- Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. И задания, которые вы будете выполнять на этом уроке, тоже не совсем обычные. Мы будем разрешать различные ситуации, вместе выполнять интересные задания и все эти задания будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
-Как вы думаете, как звучит тема нашего занятия?
Итак, тема нашего занятия – «Секреты успешного общения» и целью его станет узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, лучше понимать друг друга, избегать конфликтов.
5. Принятие правил
Психолог: прежде, чем начать работу, нам нужно договориться о правилах, которые помогут нам успешно выполнять задания. Посмотрите на правила, предложенные вам. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?
Слайд 3
Правила
Чтобы всем было:
- Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и говорить по одному.
- Комфортно! Уметь слушать каждого и уважать чужое мнение.
- Безопасно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения.
- Полезно! Выполнять задания добросовестно. Важное условие – искренность при ответе на вопросы
Психолог -Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»?
Слайд 4
Общение – это…
- О….объединение, открытость
- Б….близость, безопасность
- Щ…щедрость
- Е….единение
- Н….необходимость
- И….искренность, истина
- Е….единство с людьми
Слайд 5
Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия, в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – свое Я, а ты мне – свое Я.)
Психолог: скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?
(Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Ведущий подводит детей в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни каждого человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Слайд 6
- Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. ( А. Сент-Экзюпери)
II. Основная часть.
4. Работа по теме
Психолог: трудно представить себе жизнь без общения. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит?.
Ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.
Давайте попытаемся проверить при помощи теста, какие мы в общении. Отвечайте по возможности откровенно и сразу.
5. ТЕСТ «Общительный ли я человек?»
Слайд 7
Функции общения
Коммуникативная (обмен информацией)
Интерактивная (взаимодействие)
Перцептивная (восприятие и понимание людьми друг друга)
Слайд 8
Общение происходит как при помощи слов (вербальное общение), так и без них (невербальное общение). В жизни мы можем разговаривать, не произнося слов: речь идет о наших жестах, позах, мимике и т.п.
СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ (ВЕРБАЛЬНЫЕ): УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ (к этому мы с вами еще вернемся)
НЕРЕЧЕВЫЕ (НЕВЕРБАЛЬНЫЕ): МИМИКА ЖЕСТЫ ПОЗЫ
(работа с картинками)
7. Упражнение «Кто пришел в гости».
Выбирается хозяин и три гостя. Хозяин отворачивается, а гости без слов показывают свою роль. Он угадывает.
Слайд 9.
Стили общения: Дружеский Деловой Отстранённый Подавляющий
8. Упражнение « Как я буду себя вести, если».
Сказка «Мудрецы и слон»
А сейчас я хочу познакомить вас с индийской сказкой, которая называется «Мудрецы и слон». А вы слушайте внимательно и подумайте, в чем же была ошибка мудрецов. (Приложение 1)
Итак, в чем же была ошибка мудрецов?
Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (Высказывания детей)
- Молодцы, вы правы.
• Каждый мудрец мог представить себе лишь то, что могли почувствовать его руки. И поэтому, каждый думал, что именно он открыл истину и знает, на что похож слон.
• Никто не хотел прислушиваться к мнению других, а доказывал свою точку зрения с помощью крика.
• А в результате, у них возникла ссора и конфликт, которые были основан на различиях в восприятии – слон был один и тот же, а разным было восприятие этого слона.
Какой можно сделать из этого вывод? (Высказывания детей)
• Нужно прислушиваться к мнению других.
Надо уметь слушать и слышать.
• Нет смысла кричать.
• Должна быть согласованность в действиях.
4.Решение конфликтных ситуаций.
Цель: профилактика конфликтного поведения младших подростков.
- Сейчас предлагаю вам разобраться в конфликтной ситуации, однажды сложившейся между одноклассниками.
Вы прекрасно разобрались с конфликтной ситуацией, возникшими между мальчиками, исправили ошибки в их общении.
Упражнение «Конфликт в школе». Цель: Проработка конфликтной ситуации.
5. Результаты тестирования.
Сейчас мне хочется познакомить вас с результатами тестирования. На вопросы которой вы отвечали на прошлом занятии. Вам интересно узнать их?
-Да, действительно, как вы видите и в вашем общении с одноклассниками возникают трудности. Поэтому наша встреча сегодня с вами не случайна, она просто необходима по данной теме!
А сейчас мы с вами продолжим разговор.
.- Сегодня мы с вами много разговариваем о правилах общения, о способах взаимодействия между людьми. Мы разобрали конфликтные ситуации и увидели как влияет настроение, мысли и эмоции на форму общения между людьми. Но вы знаете, что оказывается, и вода может по-своему реагировать на различные чувства и эмоции человека. И мне хочется представить вашему вниманию интересные факты. Многие ученые занимаются исследованием воды. Знаменитый японский ученый, доктор, исследователь Масару Эмото доказал, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Он показал, как вода реагирует на разные слова и интонации. Доктор Масару Эмото влиял на воду при помощи слов, музыки, текста и видео. Затем он заморозил воду и под микроскопом сфотографировал полученные результаты. Форма кристаллов льда при замерзании воды была разной в зависимости от того, как на нее воздействовали. А ведь ученые определили, что тело человека содержит 70-80% воды от общего веса. Это кровь, лимфа, межклеточная жидкость, мозг. Мозг содержит до 80% воды. От состояния мозга зависит ваша память, мышление, что влияет на вашу успешность в учебе. Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеосюжет и задумайтесь над тем, что мы произносим.
III. Заключение.
- Скажите ребята, о каких секретах общения мы сегодня узнали с вами или вспомнили.
- А как вы думаете, они помогут сделать ваше общение с товарищами приятным?
- Да, действительно, каждому приятно, когда к нему обращаются вежливо и по имени. Нужно уметь извиняться. Не нужно ссориться и ругаться, и конечно нужно учиться договариваться.
Я хочу вам сделать подарок. На цветных листочках я написала «секреты общения», которые помогут вам быть хорошим собеседником и сделают ваше общение с товарищами приятным.
Рефлексия.
Цель: развитие навыков саморефлексии. Обмен чувствами, впечатлениями, мнениями каждого участника группы относительно совместной деятельности. Выявление затруднений, с которыми столкнулись участники в ходе взаимодействия.
- Вот и подошло наше общение к концу. Понравилось ли вам наше общение? А что больше всего понравилось и запомнилось? Мы с вами целый час приятно общались и даже забыли про наши препятствия, которые нам иногда мешают при общении с людьми. Предлагаю вам снова взглянуть на них, может мы сегодня справились с ними? Если кто-то справился или теперь знает, как с ними справляться, то предлагаю избавиться от них, сейчас мы их порвем и выбросим.
Ритуал завершения.
- А сейчас я предлагаю поблагодарить друг друга за приятное общение. Я начну, а вы продолжите. Кидаем мячик участнику и обращаемся со словами «…(имя) мне приятно было сегодня с тобой общаться! В ответ сказать: «Спасибо ….., мне тоже!»
- Ребята, мне очень приятно было с вами общаться и вы подарили мне хорошее настроение на на целую неделю. Мне бы очень хотелось узнать с каким настроением вы сегодня уходите с нашего занятия. Выберите смайлик вашего настроения и прикрепите его на доску.
Слайд 25
До новых встреч на наших занятиях!
Приложение 1
Сказка «Мудрецы и слон»
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Приложение 2
«Секреты успешного общения»
- Обращайся к людям по имени.
- Будь вежлив со всеми.
- Уважай вкусы, привычки и интересы других.
- Будь внимателен к окружающим тебя людям.
- Избегай насмешек и оскорблений в адрес другого человека.
- Учись извиняться первым, если не прав.
- Учись сдерживать отрицательные эмоции при общении с товарищами.
- Учись слушать и слышать других.
- Будь уверенней в общении с другими.
- Не стесняйся высказывать свое мнение.
- Учись доброжелательно отстаивать свою точку зрения.
Список использованной литературы:
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. (Практическая психология в образовании).
- Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003.
- Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.
Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...
Коррекционно-развивающая программа “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”
Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.Задачи:1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.2. Обучение этике делового взаимодействия.3. Помощь в обретении собственног...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений Тема: «В гости к паровозику»
Материал предназанчен для использования воспитателей, дефектологов, логопедов....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""
Игра-путешествие «Земля - наш дом». Цели: ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...
Открытое коррекционно-развивающее занятие. "Единицы времени. Часы из Лего" (2008 год)
Открытое коррекционно-развивающее занятие с использованием Лего-конструктора....
коррекционно - развивающее занятие "Секреты общения"
Коррекционно - развивающее занятие по развитию навыков межличностоного общения....