Методическая разработка открытого занятия по теме "Общение со сверстниками"
методическая разработка
Тематический блок "Основы этикета". Занятие 1. Цель: Формировать навыки позитивного общения со сверстниками. Задачи: 1.Продолжать знакомить с нормами вежливости и правилами поведения. 2.Развивать коммуникативные умения. 3.воспитывать чувство принадлежности к группе, доверие, взаимовыручку. Целевая аудитория: обучающиеся творческого объединения Дома творчества, подростки 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тёмкинский Дом творчества муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
в творческом объединении
«МАЛЕНЬКАЯ МОДНИЦА»
по теме:
«Общение со сверстниками»
23.01.2020
Педагог дополнительного образования
Зубарева Юлия Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по теме «Основы этикета» включают в себя беседы, игровые упражнения и ролевые игры по эффективному общению со сверстниками. Тема общения в подростковом возрасте очень важна. Это возраст, когда закладывается фундамент будущей жизни. От того насколько подростки успешно научатся выстраивать отношения с другими людьми, зависит их удовлетворенность жизнью в будущем. Неэффективность общения чаще связана с отсутствием коммуникативных умений. Каждый приобретает их и совершенствует в ходе жизни, приобретая опыт. Для того чтобы выстраивать позитивные отношения с другими, необходимо быть в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста. Можно ли научиться общению? Да, и сделать это можно при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Игра дает возможность пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом. Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Игровые упражнения и ролевые игры способствует овладению приемами эффективного общения.
В ходе занятия педагогом используется сочетание методов: - словесный (беседа) - игровой (упражнения, «вхождение в роль») - практический, творческий Данное сочетание методов работает на активизацию творческой деятельности обучающихся, способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Продолжительность занятия: 2часа с перерывом 5мин
Возраст обучающихся: 11 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
ЦЕЛЬ: Формировать навыки позитивного общения со сверстниками
ЗАДАЧИ:
- Продолжать знакомить с нормами вежливости и правилами поведения - Развивать коммуникативные умения - Воспитывать чувство принадлежности к группе, доверие и взаимовыручку
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Этапы:
1.Организационный 2.Подготовительный 3.Основной 4.Итоговый 5.Рефлективный 6.Информационный
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный этап. Приветствие педагога, проверка обучающихся на готовность к работе
2.Подготовительный этап.
-Сообщение темы, цели занятия - Актуализация знаний Анализ название темы: - Как вы понимаете термин «общение»? - Что вы знаете о категориях: «позитивное общение», «эффективное общение»? (Диалог педагога с обучающимися носит без оценочный характер, направлен на выяснение общего уровня знаний и опыта, проводится в форме ответов на вопросы педагога.)
Слово педагога: Знакомы ли вы с людьми удачливыми и успешными? Они, как правило, позитивны и оптимистичны. Они умеют находить общий язык с другими людьми. У них большое количество друзей и знакомых в разных областях жизни. А чем больше людей Вы знаете, тем большая вероятность получить ценный совет и необходимую для Вас информацию. Именно это позволяет часто добиться быстрых результатов в бизнесе и жизни. Но! Чтобы люди захотели Вам помочь, надо действовать в соответствии с золотым правилом, которое гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе». Чем более позитивным и оптимистичным Вы становитесь, тем больше интересных людей, а значит и успеха, Вы будете привлекать в свою жизнь.
3.Основной этап. Беседа. Каждый из нас является существом социальным, это значит, мы живём в обществе, социуме. Общество состоит из разных людей, разных по характеру, внешности, возрасту, темпераменту, привычкам. Зависит ли наше настроение от окружающих? (Рассуждения обучающихся)
Конечно, наше настроение зависит от окружающих нас людей и конечно, оно может меняться, стать хорошим, или наоборот, скверным. Почему так происходит? Опять всё по тем же причинам, что все люди в этом мире совершенно разные. И в жизни разного человека происходят разные события, они испытывают различные чувства и их охватывают различные эмоции: радость, недовольство, раздражение. И в обыденной жизни, к сожалению, находятся люди, которые своим поведением, манерами, речью, проступками, эмоциями портят настроение окружающим их людям. И среди таких людей, как правило, большинство людей являются людьми подросткового возраста. Почему? Как вы думаете? (Обучающиеся рассуждают об особенностях своего возраста) Подростковый возраст – не самый простой период жизни. Это возраст, которому сопутствуют трудности общения, повышенная эмоциональность, нервозность, а иногда и конфликтность. Но тем и отличается воспитанный, культурный человек, что в любом состоянии может владеть собой и не причинять вреда другим людям. И этому можно и нужно учиться. Я предлагаю вам ролевые упражнения- игры для развития коммуникативных навыков. Поиграем? Упражнение-игра «Контакты» (умение входить в контакт) Мы часто встречаемся с людьми. Некоторые из них для нас хорошо знакомы, но мы с ними давно не виделись. Других совсем не знаем, но хотели бы познакомиться. И очень важно при этом произвести приятное впечатление, уметь поддержать разговор. Сейчас мы проведем серию встреч. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним. Предлагаю вам выбрать карточки-задания с описанием предложенных ситуаций, в которых вы будете играть разные роли. Инструкция: Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы — 2-3 минуты. Затем участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу и попрощаться. Эти правила распространяются на все предложенные ситуации. Примеры ситуаций:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.
2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает.
3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.
5. Перед вами человек, которого видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.
6. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача. Рискните! Обсуждение: С кем удалось установить хороший личностный контакт, кто умело поддерживал разговор?
Упражнение - игра «Комплимент» (навыки позитивного общения)
Инструкция: Сейчас нам предстоит поздороваться друг с другом, прибавив к приветствию комплимент. Например: « Настя, здравствуй, ты сегодня прекрасно подготовилась к занятию».
Обсуждение: Чьи комплименты были искренними?
Упражнение - игра «Умение оказывать внимание другим» (навыки позитивного общения)
Инструкция: Работа в парах. Один оказывает положительный знак внимания другому, говоря о его личных качествах, умениях, внешности, манере поведения. Другой отвечает: «Да, спасибо, я тоже думаю, что я... Но кроме того, я еще умею хорошо...» Далее роли меняются. Обсуждение: Кто был внимателен и тактичен?
Упражнение - игра «В чём мне повезло» (повышение жизненного оптимизма)
Инструкция: Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, с чем, по их мнению, им в жизни повезло. Далее участники делятся впечатлениями. Обсуждение: Кто считает себя удачливым? Упражнение - игра «Мы похожи?» (дать понять, что все похожи, но все разные, и каждый имеет право быть самим собой)
Инструкция: Участники обращаются друг к другу, используя две фразы: «Ты похож на меня тем, что…» и «Я отличаюсь от тебя тем, что…»
4.Итоговый этап (анализ работы) Эта часть занятия предполагает оценку проделанной работы, а также служит осмыслению полученной информации. Слово педагога: Надеюсь, эти игры - упражнения внесли нотку позитива в ваши взаимоотношения. Вы не первый год занимаетесь в нашем творческом объединении. И я с уверенностью могу сказать, что у вас сложились дружеские отношения. Вы – коллектив! Вы – группа, где осуществляется позитивное и эффективное общение. Вы оказываете помощь друг другу, успешно сотрудничаете, придаёте друг другу сил и уверенности в себе.
Упражнение «Рукопожатие»
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Поблагодарите друг друга рукопожатием!
5.Рефлективный этап (самоанализ работы)
Педагог предлагает понять и оценить своё психическое состояние – радость, удовольствие и т. д. А также оценить степень полезности полученной информации.
6.Информационный этап
-перспектива следующих занятий
-домашнее задание.
Спасибо за работу!
ИСТОЧНИКИ:
-https://progressio.me/communication/
-https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/05/12/trening-obshcheniya-dlya-podrostkov-my-umeem
-https://psyliner.ru/trening-dlya-podrostkov/
-https://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/news-43889-13-psihologicheskih-hitrostey-kotorye-pomogut-podrostkam-v-obschenii-so-sverstnikami/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"
Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/30/picture-81788.jpg)
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"
Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/30/picture-81788.jpg)
Методическая разработка открытого занятия "Букет незабудок"
Занятие позволяет научить детей изготавливать цветы из ткани при помощи специальных инструментов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/20/picture-732685-1511205823.jpg)
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-283786-1381174151.jpg)
Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"
Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...