Методическая разработка открытого занятия по теме "Общение со сверстниками"
методическая разработка
Тематический блок "Основы этикета". Занятие 1. Цель: Формировать навыки позитивного общения со сверстниками. Задачи: 1.Продолжать знакомить с нормами вежливости и правилами поведения. 2.Развивать коммуникативные умения. 3.воспитывать чувство принадлежности к группе, доверие, взаимовыручку. Целевая аудитория: обучающиеся творческого объединения Дома творчества, подростки 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общение подростков. Беседа. Игры-упражнения. | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тёмкинский Дом творчества муниципального образования «Темкинский район» Смоленской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
в творческом объединении
«МАЛЕНЬКАЯ МОДНИЦА»
по теме:
«Общение со сверстниками»
23.01.2020
Педагог дополнительного образования
Зубарева Юлия Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по теме «Основы этикета» включают в себя беседы, игровые упражнения и ролевые игры по эффективному общению со сверстниками. Тема общения в подростковом возрасте очень важна. Это возраст, когда закладывается фундамент будущей жизни. От того насколько подростки успешно научатся выстраивать отношения с другими людьми, зависит их удовлетворенность жизнью в будущем. Неэффективность общения чаще связана с отсутствием коммуникативных умений. Каждый приобретает их и совершенствует в ходе жизни, приобретая опыт. Для того чтобы выстраивать позитивные отношения с другими, необходимо быть в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста. Можно ли научиться общению? Да, и сделать это можно при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Игра дает возможность пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом. Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Игровые упражнения и ролевые игры способствует овладению приемами эффективного общения.
В ходе занятия педагогом используется сочетание методов: - словесный (беседа) - игровой (упражнения, «вхождение в роль») - практический, творческий Данное сочетание методов работает на активизацию творческой деятельности обучающихся, способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
Продолжительность занятия: 2часа с перерывом 5мин
Возраст обучающихся: 11 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ
ЦЕЛЬ: Формировать навыки позитивного общения со сверстниками
ЗАДАЧИ:
- Продолжать знакомить с нормами вежливости и правилами поведения - Развивать коммуникативные умения - Воспитывать чувство принадлежности к группе, доверие и взаимовыручку
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Этапы:
1.Организационный 2.Подготовительный 3.Основной 4.Итоговый 5.Рефлективный 6.Информационный
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Организационный этап. Приветствие педагога, проверка обучающихся на готовность к работе
2.Подготовительный этап.
-Сообщение темы, цели занятия - Актуализация знаний Анализ название темы: - Как вы понимаете термин «общение»? - Что вы знаете о категориях: «позитивное общение», «эффективное общение»? (Диалог педагога с обучающимися носит без оценочный характер, направлен на выяснение общего уровня знаний и опыта, проводится в форме ответов на вопросы педагога.)
Слово педагога: Знакомы ли вы с людьми удачливыми и успешными? Они, как правило, позитивны и оптимистичны. Они умеют находить общий язык с другими людьми. У них большое количество друзей и знакомых в разных областях жизни. А чем больше людей Вы знаете, тем большая вероятность получить ценный совет и необходимую для Вас информацию. Именно это позволяет часто добиться быстрых результатов в бизнесе и жизни. Но! Чтобы люди захотели Вам помочь, надо действовать в соответствии с золотым правилом, которое гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе». Чем более позитивным и оптимистичным Вы становитесь, тем больше интересных людей, а значит и успеха, Вы будете привлекать в свою жизнь.
3.Основной этап. Беседа. Каждый из нас является существом социальным, это значит, мы живём в обществе, социуме. Общество состоит из разных людей, разных по характеру, внешности, возрасту, темпераменту, привычкам. Зависит ли наше настроение от окружающих? (Рассуждения обучающихся)
Конечно, наше настроение зависит от окружающих нас людей и конечно, оно может меняться, стать хорошим, или наоборот, скверным. Почему так происходит? Опять всё по тем же причинам, что все люди в этом мире совершенно разные. И в жизни разного человека происходят разные события, они испытывают различные чувства и их охватывают различные эмоции: радость, недовольство, раздражение. И в обыденной жизни, к сожалению, находятся люди, которые своим поведением, манерами, речью, проступками, эмоциями портят настроение окружающим их людям. И среди таких людей, как правило, большинство людей являются людьми подросткового возраста. Почему? Как вы думаете? (Обучающиеся рассуждают об особенностях своего возраста) Подростковый возраст – не самый простой период жизни. Это возраст, которому сопутствуют трудности общения, повышенная эмоциональность, нервозность, а иногда и конфликтность. Но тем и отличается воспитанный, культурный человек, что в любом состоянии может владеть собой и не причинять вреда другим людям. И этому можно и нужно учиться. Я предлагаю вам ролевые упражнения- игры для развития коммуникативных навыков. Поиграем? Упражнение-игра «Контакты» (умение входить в контакт) Мы часто встречаемся с людьми. Некоторые из них для нас хорошо знакомы, но мы с ними давно не виделись. Других совсем не знаем, но хотели бы познакомиться. И очень важно при этом произвести приятное впечатление, уметь поддержать разговор. Сейчас мы проведем серию встреч. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним. Предлагаю вам выбрать карточки-задания с описанием предложенных ситуаций, в которых вы будете играть разные роли. Инструкция: Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы — 2-3 минуты. Затем участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу и попрощаться. Эти правила распространяются на все предложенные ситуации. Примеры ситуаций:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.
2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает.
3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.
5. Перед вами человек, которого видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.
6. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача. Рискните! Обсуждение: С кем удалось установить хороший личностный контакт, кто умело поддерживал разговор?
Упражнение - игра «Комплимент» (навыки позитивного общения)
Инструкция: Сейчас нам предстоит поздороваться друг с другом, прибавив к приветствию комплимент. Например: « Настя, здравствуй, ты сегодня прекрасно подготовилась к занятию».
Обсуждение: Чьи комплименты были искренними?
Упражнение - игра «Умение оказывать внимание другим» (навыки позитивного общения)
Инструкция: Работа в парах. Один оказывает положительный знак внимания другому, говоря о его личных качествах, умениях, внешности, манере поведения. Другой отвечает: «Да, спасибо, я тоже думаю, что я... Но кроме того, я еще умею хорошо...» Далее роли меняются. Обсуждение: Кто был внимателен и тактичен?
Упражнение - игра «В чём мне повезло» (повышение жизненного оптимизма)
Инструкция: Участники разбиваются на пары и рассказывают друг другу о том, с чем, по их мнению, им в жизни повезло. Далее участники делятся впечатлениями. Обсуждение: Кто считает себя удачливым? Упражнение - игра «Мы похожи?» (дать понять, что все похожи, но все разные, и каждый имеет право быть самим собой)
Инструкция: Участники обращаются друг к другу, используя две фразы: «Ты похож на меня тем, что…» и «Я отличаюсь от тебя тем, что…»
4.Итоговый этап (анализ работы) Эта часть занятия предполагает оценку проделанной работы, а также служит осмыслению полученной информации. Слово педагога: Надеюсь, эти игры - упражнения внесли нотку позитива в ваши взаимоотношения. Вы не первый год занимаетесь в нашем творческом объединении. И я с уверенностью могу сказать, что у вас сложились дружеские отношения. Вы – коллектив! Вы – группа, где осуществляется позитивное и эффективное общение. Вы оказываете помощь друг другу, успешно сотрудничаете, придаёте друг другу сил и уверенности в себе.
Упражнение «Рукопожатие»
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Поблагодарите друг друга рукопожатием!
5.Рефлективный этап (самоанализ работы)
Педагог предлагает понять и оценить своё психическое состояние – радость, удовольствие и т. д. А также оценить степень полезности полученной информации.
6.Информационный этап
-перспектива следующих занятий
-домашнее задание.
Спасибо за работу!
ИСТОЧНИКИ:
-https://progressio.me/communication/
-https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/05/12/trening-obshcheniya-dlya-podrostkov-my-umeem
-https://psyliner.ru/trening-dlya-podrostkov/
-https://www.uaua.info/ot-9-do-16/psihologiya-ot-9-do-16/news-43889-13-psihologicheskih-hitrostey-kotorye-pomogut-podrostkam-v-obschenii-so-sverstnikami/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия
Содержание методической разработки Пояснительная записка Методическая карта занятия Обеспечение занятия Структура занятия План занятия ...
Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"
Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"
Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...
Методическая разработка открытого занятия "Букет незабудок"
Занятие позволяет научить детей изготавливать цветы из ткани при помощи специальных инструментов....
Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...
Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"
Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...