Занятие по психологии "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему

Это занятие можно проводить в рамках классного часа с десятиклассниками по теме "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Общение и взаимопонимание между юношами и девушками»

Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения,  культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.

Задачи:  

- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;

- расширить знания учащихся о роли общения и взаимопонимания в жизни человека, об умении найти общую тему с собеседником;

 - улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола; 

- познакомить с навыкам эффективного общения юношей и девушек; воспитывать культуру общения.

- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.

  1. –– Сегодня мы с вами прикоснемся к теме общения и взаимопонимания между юношами и девушками. Нам предстоит  обменяться мнениями по этой теме, улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола, а также поработать с творческими заданиями в группах.

Прежде чем пойдет разговор по теме, я предлагаю вам  самостоятельно сформулировать определения к понятию «пол», «гендер».

После вариантов формулировки этих понятий учениками, демонстрируется слайд с определениями, и дополнительно включается понятие «стереотип».

  1. – Выполните это простое задание: вставьте в текст нужные слова: «В данном обществе ______  является доминирующим, бесстрастным, управляющим партнером, тогда как __________является воспринимающим и эмоционально зависимым лицом».

- Если вы полагаете, что первый пробел следует заполнить словом мужчина, а второй — словом женщина, то вы ошибаетесь. Этот фрагмент текста об обществе чамбули в Новой Гвинее, традиционные стереотипы мужского и женского поведения в котором, диаметрально противоположны стереотипам, характерным для Европы (Mead, 1963).  Резкий контраст между ожиданиями в отношении мужчин и женщин, господствующими в племени чамбули и в европейском обществе, ставит перед нами ряд принципиальных вопросов. Что входит в понятия мужественности и женственности? Как могут ожидания и представления, касающиеся обоих полов, столь сильно различаться в зависимости от культуры? Являются ли гендерные формы поведения результатом воспитания и существует ли биологический базис поведенческих различий между мужчинами и женщинами? Какое влияние оказывают гендерно-ролевые ожидания на сексуальные отношения полов? Мы с вами сегодня только коснемся  некоторых из этих вопросов.

  1. – Есть еще одно понятие – «половая роль» (определение на слайде - социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.) Далее презентуется цитата Д.Глена (слайд).

-   Половая роль определяет психологические характеристики личности человека, её поведение. Сейчас я предлагаю Вам проверить ваши знания в области психологических особенностей своего и противоположного пола. Попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1).

     Затем ученикам предъявляется слайд с ответами по психологическим особенностям мальчиков и девочек.

  1. - Сегодня, обсуждая тему общения между юношами и девушками и  используя словосочетание «молодые люди», давайте договоримся о том, что  будем подразумевать возраст 15-17 лет. Общение между юношей и девушкой порой переходит в ухаживание. Ухаживанию, как и любому другому коммуникативному навыку, молодому человеку приходится учиться, и, как и в большинстве других коммуникативных навыков, в нем содержатся как элементы ролевого поведения, так и элементы индивидуально-личностных проявлений. Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как более безопасное по сравнению со свиданиями.

  1. Упражнение «Спорные утверждения»(цель: исследование проявления любви на разных уровнях человеческой сущности)

– А теперь мы переходим к практической части нашего занятия. По ходу нашего разговора мы вместе попробуем осознать правила общения юношей и девушек, соблюдая которые, вы сможете симпатизировать противоположному полу, достичь взаимопонимания, научитесь строить отношения.

И я прошу вас сейчас выполнить следующее задание: вам предлагается определить степень согласия с утверждениями, «выкинув» пальцы от одного («не согласен») до пяти («полностью согласен») пальцев. Участникам, придерживающихся крайних точек зрения, предлагается их обосновать:

  • Настоящая любовь встречается в нашем мире все реже и реже.
  • Лучше быть влюбленным безответно, чем вообще никого не любить.
  • Иметь плохую репутацию для девушки хуже, чем для парня.
  • Можно быть влюбленным в кумира.
  • Ревность – признак любви.
  • Большинство парней относится к девушкам с уважением.
  • Верность друг другу – залог доверительных взаимоотношений.
  • Важно, чтобы родителям нравился тот, с кем ты встречаешься.
  • Девушки интересуются любовными отношениями больше, чем парни.

- Эти утверждения относятся к теме любви – богатого и сложного человеческого чувства. В связи с этим я хочу вам привести цитату из книги Вл. Соловьева «Смысл любви», очень точно дающую ответ на то, что же все- таки любовь (слайд с цитатой В.Соловьева)

              Можно подвести учащихся к мысли о том, что истинная любовь не сводиться к сексу или приятному времяпрепровождению. Любовь – это прежде всего ответственность и верность себе и другому человеку. Любовь бывает очень разной и обнаруживает себя в различных проявлениях. Но главное, что позволяет назвать возникающее чувство любовью, - это стремление отдавать всего самого себя на благо другого человека.

  1. Упражнение «Солнце и тучи».

-Общение юношей и девушек в таком возрасте, как ваш, всегда противоречиво: не всегда бывает радостным, бывают споры, разногласия, непонимание. На рисунке изображено солнце и тучи. Предлагаю вам разделиться на команды юношей и девушек и написать, какое общение с противоположным полом приносит вам радость, а какое — огорчение. В центре солнышка напишите «девушки» или «юноши», на лучах — что вас радует в общении с противоположным полом, на тучках — что огорчает. (Учащиеся работают в группах, после чего  делятся своими результатами.)

8.    Упражнение «Мы похожие и такие разные»

- Оставаясь в этих же группах предлагаю коллективно выполнить задание, которое поможет вам, быть может, по-новому оценить себя, проанализировать ваше общение с другим полом. (Приложение 2).

  1. – А теперь, опираясь на результаты сказанного вами  давайте сформулируем “правила общения”. Сформулируйте их. ((а) работают в однополых группах б) работают как класс, индивидуально высказываясь).
  2. Рефлексия.
  • В завершение нашей встречи я предлагаю вам высказать свой вариант окончания этого незавершенного предложения: “ Я сегодня понял, что…”.
  • Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение и взаимопонимание между юношами и девушками

Слайд 2

Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин. Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Стереотип. Крайне обобщенное представление о человеке лишь на основании его половой и расовой принадлежности, религии, этнического происхождения или других аналогичных критериев.

Слайд 3

Прочитайте следующее предложение и заполните пробелы: В данном обществе ______ является доминирующим, бесстрастным, управляющим партнером, тогда как __________является воспринимающим и эмоционально зависимым лицом.

Слайд 4

Половая роль - социальная модель поведения , включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Слайд 5

Грэй Джон - Мужчины с Марса, женщины с Венеры « Для того чтобы улучшить отношения между полами, необходимо такое понимание наших различий, которое способствовало бы росту самоуважения и личного достоинства, взаимного доверия и личной ответственности, укрепляло бы добрую волю партнеров, их готовность пойти навстречу друг другу, наконец, их любовь.»

Слайд 6

Ухаживание

Слайд 7

Вл. Соловьев «Смысл любви». « Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни».

Слайд 8

Ожидания от противоположного пола

Слайд 9

Картины, отображающие моменты ухаживания

Слайд 12

Благодарю за внимание



Предварительный просмотр:

Тест

«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»

        Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки),  буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».

1.   _____более послушны, чем _____.

2.   _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.

3.   _____лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.

4.   ____  испытывают большее желание отличиться, выделиться.

5.   _____ больше одарены в естественных науках (математике, физике).

6.  _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.

7.  _____ умеют лучше выразить свои мысли.

8.  У  ____ лучше развита зрительная память, а у _____ – слуховая.

9.   _____ лучшее ориентируются в пространстве.

10.  _____ агрессивнее.

11.  _____ менее активны.

12.  _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

13. _____ более ласковы.

14. _____ легче попадают под чужое влияние.

15. _____ более предприимчивы, практичны.

16. _____ более трусливы.

17. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.

18. _____ реже соперничают между собой.

19. _____ более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

20. ____  больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.



Предварительный просмотр:

Список заданий  для  юношей

Список заданий для  девушек

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

  1. Назовите 5 причин, почему девушки могут   не   вызывать симпатий (не нравиться): __________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна: ____________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь девушкам: ____________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Девушки не правы, когда думают…

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…) __________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

  1. Мы бы хотели пожелать девушкам…

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

__________________________________________________

Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):

  1. Назовите 5 причин, почему юноши могут   не   вызывать симпатий (не нравиться девушкам):

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

  1. Назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен: ___________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (т.е. вы) нравитесь и не нравитесь юношам: ___________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Юноши не правы, когда думают…

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Мы никогда не согласимся на… (с тем, что…) _________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

  1. Мы бы хотели пожелать юношам… __________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование уроков СБО "Культура общения между юношами и девушками"

Правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах...

Статья "Юноши и девушки «группы риска»"

В данной  статье речь пойдет о тех трудностях, которыми может сопровождаться личностное и психическое развитие в ранней юности. Объектом  внимания  являются юноши и девушки, которые взр...

Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"

Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...

Положение о проведении первенства по баскетболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Положение о проведении первенства по баскетболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы...

Положение о проведении первенства по волейболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Положение о проведении первенства по волейболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы ...

Положение о проведении первенства по мини-футболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»

Положение о проведении первенства по мини-футболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Моск...