Занятие по психологии "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"
план-конспект занятия по психологии (10 класс) на тему
Это занятие можно проводить в рамках классного часа с десятиклассниками по теме "Общение и взаимопонимание между юношами и девушками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 51 КБ |
презентация к занятию | 1.43 МБ |
тест | 11.81 КБ |
задание для групповой работы | 13.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Общение и взаимопонимание между юношами и девушками»
Цель: гендерное воспитание подростков; развитие навыков конструктивного общения, культуры взаимоотношений, умения слушать и высказываться на различные темы, развитие эмпатии.
Задачи:
- создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме;
- расширить знания учащихся о роли общения и взаимопонимания в жизни человека, об умении найти общую тему с собеседником;
- улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола;
- познакомить с навыкам эффективного общения юношей и девушек; воспитывать культуру общения.
- улучшить представления подростков о поло-ролевых стереотипах.
- –– Сегодня мы с вами прикоснемся к теме общения и взаимопонимания между юношами и девушками. Нам предстоит обменяться мнениями по этой теме, улучшить представление об особенностях восприятия представителей противоположного пола, а также поработать с творческими заданиями в группах.
Прежде чем пойдет разговор по теме, я предлагаю вам самостоятельно сформулировать определения к понятию «пол», «гендер».
После вариантов формулировки этих понятий учениками, демонстрируется слайд с определениями, и дополнительно включается понятие «стереотип».
- – Выполните это простое задание: вставьте в текст нужные слова: «В данном обществе ______ является доминирующим, бесстрастным, управляющим партнером, тогда как __________является воспринимающим и эмоционально зависимым лицом».
- Если вы полагаете, что первый пробел следует заполнить словом мужчина, а второй — словом женщина, то вы ошибаетесь. Этот фрагмент текста об обществе чамбули в Новой Гвинее, традиционные стереотипы мужского и женского поведения в котором, диаметрально противоположны стереотипам, характерным для Европы (Mead, 1963). Резкий контраст между ожиданиями в отношении мужчин и женщин, господствующими в племени чамбули и в европейском обществе, ставит перед нами ряд принципиальных вопросов. Что входит в понятия мужественности и женственности? Как могут ожидания и представления, касающиеся обоих полов, столь сильно различаться в зависимости от культуры? Являются ли гендерные формы поведения результатом воспитания и существует ли биологический базис поведенческих различий между мужчинами и женщинами? Какое влияние оказывают гендерно-ролевые ожидания на сексуальные отношения полов? Мы с вами сегодня только коснемся некоторых из этих вопросов.
- – Есть еще одно понятие – «половая роль» (определение на слайде - социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.) Далее презентуется цитата Д.Глена (слайд).
- Половая роль определяет психологические характеристики личности человека, её поведение. Сейчас я предлагаю Вам проверить ваши знания в области психологических особенностей своего и противоположного пола. Попробуйте ответить на утверждения предлагаемого теста «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках?» (Приложение 1).
Затем ученикам предъявляется слайд с ответами по психологическим особенностям мальчиков и девочек.
- - Сегодня, обсуждая тему общения между юношами и девушками и используя словосочетание «молодые люди», давайте договоримся о том, что будем подразумевать возраст 15-17 лет. Общение между юношей и девушкой порой переходит в ухаживание. Ухаживанию, как и любому другому коммуникативному навыку, молодому человеку приходится учиться, и, как и в большинстве других коммуникативных навыков, в нем содержатся как элементы ролевого поведения, так и элементы индивидуально-личностных проявлений. Период ухаживания для молодых людей в современном обществе длится довольно долго. Обучение ухаживанию начинается, как правило, в подростковых группах. Взаимодействие с лицами противоположного пола в смешанной компании воспринимается как более безопасное по сравнению со свиданиями.
- Упражнение «Спорные утверждения»(цель: исследование проявления любви на разных уровнях человеческой сущности)
– А теперь мы переходим к практической части нашего занятия. По ходу нашего разговора мы вместе попробуем осознать правила общения юношей и девушек, соблюдая которые, вы сможете симпатизировать противоположному полу, достичь взаимопонимания, научитесь строить отношения.
И я прошу вас сейчас выполнить следующее задание: вам предлагается определить степень согласия с утверждениями, «выкинув» пальцы от одного («не согласен») до пяти («полностью согласен») пальцев. Участникам, придерживающихся крайних точек зрения, предлагается их обосновать:
- Настоящая любовь встречается в нашем мире все реже и реже.
- Лучше быть влюбленным безответно, чем вообще никого не любить.
- Иметь плохую репутацию для девушки хуже, чем для парня.
- Можно быть влюбленным в кумира.
- Ревность – признак любви.
- Большинство парней относится к девушкам с уважением.
- Верность друг другу – залог доверительных взаимоотношений.
- Важно, чтобы родителям нравился тот, с кем ты встречаешься.
- Девушки интересуются любовными отношениями больше, чем парни.
- Эти утверждения относятся к теме любви – богатого и сложного человеческого чувства. В связи с этим я хочу вам привести цитату из книги Вл. Соловьева «Смысл любви», очень точно дающую ответ на то, что же все- таки любовь (слайд с цитатой В.Соловьева)
Можно подвести учащихся к мысли о том, что истинная любовь не сводиться к сексу или приятному времяпрепровождению. Любовь – это прежде всего ответственность и верность себе и другому человеку. Любовь бывает очень разной и обнаруживает себя в различных проявлениях. Но главное, что позволяет назвать возникающее чувство любовью, - это стремление отдавать всего самого себя на благо другого человека.
- Упражнение «Солнце и тучи».
-Общение юношей и девушек в таком возрасте, как ваш, всегда противоречиво: не всегда бывает радостным, бывают споры, разногласия, непонимание. На рисунке изображено солнце и тучи. Предлагаю вам разделиться на команды юношей и девушек и написать, какое общение с противоположным полом приносит вам радость, а какое — огорчение. В центре солнышка напишите «девушки» или «юноши», на лучах — что вас радует в общении с противоположным полом, на тучках — что огорчает. (Учащиеся работают в группах, после чего делятся своими результатами.)
8. Упражнение «Мы похожие и такие разные»
- Оставаясь в этих же группах предлагаю коллективно выполнить задание, которое поможет вам, быть может, по-новому оценить себя, проанализировать ваше общение с другим полом. (Приложение 2).
- – А теперь, опираясь на результаты сказанного вами давайте сформулируем “правила общения”. Сформулируйте их. ((а) работают в однополых группах б) работают как класс, индивидуально высказываясь).
- Рефлексия.
- В завершение нашей встречи я предлагаю вам высказать свой вариант окончания этого незавершенного предложения: “ Я сегодня понял, что…”.
- Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пол. Биологическая принадлежность к сообществу мужчин или женщин. Гендер. Психосоциальные и социокультурные характеристики, ассоциирующиеся с нашим полом. Стереотип. Крайне обобщенное представление о человеке лишь на основании его половой и расовой принадлежности, религии, этнического происхождения или других аналогичных критериев.
Прочитайте следующее предложение и заполните пробелы: В данном обществе ______ является доминирующим, бесстрастным, управляющим партнером, тогда как __________является воспринимающим и эмоционально зависимым лицом.
Половая роль - социальная модель поведения , включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.
Грэй Джон - Мужчины с Марса, женщины с Венеры « Для того чтобы улучшить отношения между полами, необходимо такое понимание наших различий, которое способствовало бы росту самоуважения и личного достоинства, взаимного доверия и личной ответственности, укрепляло бы добрую волю партнеров, их готовность пойти навстречу друг другу, наконец, их любовь.»
Ухаживание
Вл. Соловьев «Смысл любви». « Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно всем нашим существом признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Любовь важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра нашей личной жизни».
Ожидания от противоположного пола
Картины, отображающие моменты ухаживания
Благодарю за внимание
Предварительный просмотр:
Тест
«Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках»
Проверьте, насколько верны ваши представления о психологических особенностях мальчиков и девочек. В тексте вместо пропуска поставьте букву «м» (мальчики) или букву «д» (девочки), буквы «мд», если имеете ввиду «мальчики и девочки в равной мере».
1. _____более послушны, чем _____.
2. _____ лучше относятся к слабым, больным людям, животным, растениям.
3. _____лучше могут оценивать сложное положение и мыслят более логически.
4. ____ испытывают большее желание отличиться, выделиться.
5. _____ больше одарены в естественных науках (математике, физике).
6. _____ более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание.
7. _____ умеют лучше выразить свои мысли.
8. У ____ лучше развита зрительная память, а у _____ – слуховая.
9. _____ лучшее ориентируются в пространстве.
10. _____ агрессивнее.
11. _____ менее активны.
12. _____ более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.
13. _____ более ласковы.
14. _____ легче попадают под чужое влияние.
15. _____ более предприимчивы, практичны.
16. _____ более трусливы.
17. _____ чаще страдают от комплекса неполноценности.
18. _____ реже соперничают между собой.
19. _____ более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
20. ____ больше склонны к творческой работе, в то время как _____ лучше справляются с физическим трудом.
Предварительный просмотр:
Список заданий для юношей | Список заданий для девушек |
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
__________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ | Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________
_______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование уроков СБО "Культура общения между юношами и девушками"
Правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах...
Классный час «Искусство общения. Искусство беседы. Общение между юношами и девушками»
Классный час ...
Статья "Юноши и девушки «группы риска»"
В данной статье речь пойдет о тех трудностях, которыми может сопровождаться личностное и психическое развитие в ранней юности. Объектом внимания являются юноши и девушки, которые взр...
Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"
Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...
Положение о проведении первенства по баскетболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»
Положение о проведении первенства по баскетболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы...
Положение о проведении первенства по волейболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»
Положение о проведении первенства по волейболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы ...
Положение о проведении первенства по мини-футболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1»
Положение о проведении первенства по мини-футболу среди обучающихся (юноши и девушки) Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Моск...