Открытое занятие по психологии в 5 классе "Наши сердца"
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Лончакова Светлана Валерьевна

Осознание учащимися своих качеств, на которые они могут положиться в жизни; формирование способности опираться на сильные стороны своей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_psikhologii.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:

        Занятие. Снежная королева,  (по сказке Г. X. Андерсена)

        Цель: Осознание учащимися своих качеств, на которые они могут положиться в жизни; формирование способности опираться на сильные стороны своей личности.

Необходимые материалы: надушенная искусственная роза

в плотно закрытой шкатулке, белый тюль или капрон (3,5 х I м); бе-

лый пуховый платок или тюль, капрон; иллюстрации цветов; платки,

ленты, ткани разного цвета, макет сердца, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

Вступление

- Говорят, «доброе сердце».

-.А как еще можно сказать о сердце?

Дети называют слова: большое, горячее, золотое, злое, равнодуш-

ное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т. д.

-Посмотрите какое сердце у нас с вами на доске?

 -Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое

сердце  

(Дюймовочка,   крот, ласточка.  Золушка,  Иван-царевич,  Кощей

Бессмертный,  старик, старуха).

- Что значит «золотое»?

-Оно из золота?

-Что значит каменное?  и  т.д.

Вхождение в сказку

- Сегодня мы отправляемся в сказку Г. X. Андерсена «Снежная

королева», а помогать нам в путешествии будет наше... сердце. Сердце

обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и

радостное. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце.

А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и

тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце...

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.

Молча,  про себя...

Получилось?  Молодцы. Поблагодарите свое сердце.

включение отрывка  фонотеки сказки

Сказка

В большом городе жили двое бедных детей: Кай и Герда. Они

не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители часто позволяли мальчику с девочкой ходить друг к

другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как прекрасны

были эти летние дни и кусты благоухающих роз!

Упражнение 1. Аромат розы

Психолог  достает из плотно закрытом шкатулки надушенную ис-

кусственную розу.

Дети тихо, спокойно, без напряжения, расслабив плечи, вдыхают

аромат розы и мягко длительно выдыхают.

Внимание фиксируется не на запахе (он и так будет ощущаться), а

на мышцах живота. Во время выдоха живот втягивается внутрь, а на

вдохе слегка, выпячивается.

Движения живот должны быть не резкими, а мягкими и ритмич-

ными.

сказка

Зимой это удовольствие кончалось. Дети сидели дома и слу-

шали рассказы бабушки.

- А у снежинок есть королева -.спрашивал мальчик.

- Есть, - отвечала бабушка. - Часто летает она по город-

ским улицам в полночь и заглядывает в окошки - тогда они по-

крываются ледяными узорами, словно цветами.

- А Снежная королева не может ворваться сюда? - спроси-

ла как-то раз девочка.

-- Пусть только попробует! - сказал Кай. - Я посажу ее на

теплую печку, она и растает.

Вечером Кай смотрел, как за окном порхают снежинки. Одна

из них, очень крупная, вдруг начала расти. Росла-росла, пока на-

конец не превратилась в женщину.

Упражнение 2. Необычная снежинка

Дети танцуют под музыку, порхают как. снежинки: легко и плавно.

В какой-то момент ведущий выключает музыку, и лети сразу же

садятся на корточки, обняв руками колени и наклонив вперед голову.

Из этого положения «снежинки» по сигналу ведущего начинают

медленно «расти»: сначала распрямляются колени, потом спина, далее

поднимается голова...

Дети наблюдают за ощущениями в себе. После того как все «сне-

жинки» « выросли», ведущий включает музыку и танец продолжается.

Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из

ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды,

но в них не было ни тепла, ни ласки.

Она крикнула мальчику и поманила его рукой.

- Ай! - вскрикнул вдруг мальчик. - Больно! Меня кольнуло

прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Бедняжка Кай! Теперь его сердце стало превращаться в кусок

льда. А глаза стали видеть во всем добром и прекрасном только

злое и некрасивое.

- Фу, какие гадкие розы, - сказал Кай. - У, какая ты некра-

сивая, Герда.

Упражнение 3. Снежная королева

Ведущий набрасывает на себя белый платок и превращается в

«Снежную королеву».

Дети становятся полукругом и расслабляются.

«Королева» рассыпает «снежинки» (конфетти), и как только «сне-

жинки»  касаются детей, последние тут же превращаются из спокой-

ных, расслабленных в грубых, резких, злыx. Это состояние они пока-

зывают жестами, мимикой, выражают словами. Разрешается говорить

грубости.

Перед началом упражнения ведущим объясняет, что в этой игре

нельзя обижаться на грубости своих товарищей. Ведь никто не вино-

ват, что Снежная королева превратила их добрые сердца в кусок льда.

После упражнения ведущий предлагает каждому попросить про-

щения у всех и самому простить своих товарищей. Все стоя расслаб-

ляются. Ведущий помогает детям снять напряжение и возбуждение.

поглаживая их по спинам, рукам, плечам.

- Теперь вы снова становитесь мягкими, добрыми, а ваше сердце

разогревается и наполняется радостью.

Однажды в зимний день, когда Кай катался на салазках, на

площади вдруг появились большие белые сани. Кай быстро при-

цепил к ним свои салазки и покатил.

Снег вдруг повалил большими густыми хлопьями, так что ни

зги не было видно, а сани помчались, ныряя в сугробах, прыгая

через изгороди и канавы. Это были сани самой Снежной королевы.

Упражнение 4. Сани Снежной королевы

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи. На них набра-

сывают белый тюль. Ведущий берет за руку первого ребенка и тянет за

собой, меняя темп и направление движения, преодолевая препятст-

вия... Задача детей - удержаться в цепочке. Затем дети садятся на пя-

тки и расслабляются.

А что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай?

Кого только не спрашивала девочка о брате, но никто не знал,

куда он девался. Долго ждала его Герда, и вот однажды утром,

когда было еще очень рано, Герда поцеловала спящую бабушку,

надела башмачки и отправилась искать Кая.

Через некоторое время она оказалась возле маленького до-

мика с прекрасным садом. Здесь жила добрая старушка, которая

умела колдовать.

Герда так понравилась доброй колдунье, что та решила оста-

вить ее у себя навсегда. Старушка стала расчесывать Герде во-

лосы золотым гребешком, и чем дольше она их расчесывала, тем

быстрее забывала Герда своего Кая.

Упражнение 5. Причесывание

Дети разбиваются на пары и по очереди очень нежно, мягко, с лю-

бовью гладят друг друга по голове.

Ребенок, которого гладят, должен расслабиться, довериться при-

косновениям, «забыть» обо всем, слушая свои ощущения.

Потом старушка пошла в сад, дотронулась до розовых кустов,

и они все ушли глубоко-глубоко в землю. Старушка боялась, что

Герда увидев ее розы, вспомнит о своих розах, а там и о Кае, да

и убежит от нее.

Упражнение 6. Кусты роз

Все дети – «кусты роз». Они стоят на одном месте, подняв вверх и

в стороны руки и пошевеливают пальцами (ветерок колышет ветки).

Ведущий поочередно подходит к каждому ребенку и, нажимая на

его плечи, вынуждает присесть (куст уходит под землю).

Ребенок слегка сопротивляется (тяжело входить в землю) и на-

блюдает за напряжениями в мышцах тела.

Сделав свое дело, старушка повела Герду в цветник. Как там

было красиво! Тут цвели все цветы сразу - и весенние, и летние,

и осенние! Герда прыгала от радости, играя среди цветов. Так

прошло много дней...

Упражнение 7. Цветы

Дети припоминают разные цветы, при необходимости смотрят ил-

люстрации, затем «превращаются» в свой любимый цветок.

Для того чтобы превращение было более глубоким и интересным,

детям предлагаются платки, шарфы, ленты, ткани разного цвета. Де-

ти импровизируют, создавая зрительное сходство со своим цветком.

По знаку ведущего все «цветы» застывают, а ведущий, играя роль

Герды, ходит по саду и любуется цветами (хвалит цветы, восхищается

ими...).

Все «цветы» свободно танцуют.

Затем дети расслабляются, сидя на пятках. Ведущий проверяет

расслабленность их рук и плеч легким потряхиванием.

Заключение

- На этом сказка не закончилась, но наше путешествие заверши-

лось. Та чудесная сила, которую подарило вам ваше собственное серд-

це, истрачена. Для дальнейшего путешествия надо попросить сердце

дать вам новую силу и энергию. Но это мы сделаем в другой раз, а се-

годня пусть ваше сердце отдыхает: оно достаточно потрудилось. Еще

раз молча поблагодарите его.

Занятие. Снежная королева, II

Необходимые материалы: искусственные цветы, чистые

листы белой бумаги, разноцветные сердечки из картона.

Вхождение в сказку

- Чем закончилось наше первое путешествие в сказку «Снежная

королева»?

Сегодня мы продолжаем наше путешествие.

Сказка

Герда знала уже каждый цветочек в саду. Они были красивее

нарисованных в любой книжке с картинками и даже умели рас-

сказывать сказки о себе.

Упражнение 1. Цветы

Детям предлагаются разнообразные искусственные цветы. Каж-

дый ребенок выбирает цветок и от имени цветка с помощью ведущего

описывает себя. Например: «Я лилия. У меня белые нежные лепестки.

Я живу в пруду и очень люблю воду».

Герда знала каждый цветочек в саду, но все-таки ей казалось,

что какого-то недостает; только вот какого? И как ни старалась

Герда вспомнить, она все же не могла этого сделать.

От огорчения девочка опустилась на землю и заплакала. Как

только ее слезы упали на землю, так тотчас из-под земли появил-

ся куст, усыпанный розами.

Герда сразу вспомнила о своих розах и о Кае.

- Как же я замешкалась! - сказала девочка. - Мне ведь

надо искать Кая.

И Герда со всех ног пустилась прочь из сада доброй кол-

дуньи.

Наконец она устала, присела на камень и огляделась.

- Господи! Да ведь уже осень.

Упражнение 2. Бег с передышками

Под музыку дети бегут по кругу; услышав звук трещотки на фоне

музыки, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле.

После очередного звука трещотки продолжают бег.

Все, сидя на пятках, расслабляются.

Вдруг перед нею появился большой Ворон; он долго смотрел

на девочку, кивая ей головой, и наконец заговорил: «Каррр-карр!

Здррравствуй!»

Упражнение 3. Ворон

Дети закладывают руки за спину, слегка приседают и в полуприсе-

де свободно передвигаются в пределах ковра, каркая и здороваясь друг

с другом.

Герда спросила Ворона, не видел ли он Кая.

- Вполне верроятно, вполне верроятно, - сказал Ворон. -

Наш принц очень похож на твоего Кая. Я помогу тебе увидеть

принца и принцессу.

Принц был молод и красив, но это был не Кай. Герда заплака-

ла и рассказала принцу с принцессой обо всем, что с ней при-

ключилось. Герду накормили, дали башмачки, муфту, красивое

платье, посадили в золотую карету и пожелали счастливого пути.

Все было хорошо, пока Герда не въехала в темный лес. Каре-

та ее сверкала так ярко, что слепила глаза лесным разбойникам.

Упражнение 4. Разбойники

Дети перевоплощаются в «разбойников», прячутся за «деревьями»,

под «кустами» и замирают в неподвижности.

Как только начинает звучать музыка, «разбойники» выскакивают

из укрытий и танцуют под музыку. Движения «разбойников» - рез-

кие, быстрые, энергичные, размашистые.

Дети лежа расслабляются, фиксируя внимание на мышцах живо-

та, слушая дыхание.

- Герда будет моя, - сказала маленькая разбойница, дочь

атаманши. - Она отдаст мне свою муфту и хорошенькое платьице.

Глаза у разбойницы были совсем черные, но какие-то пе-

чальные.

- Расскажи мне о себе, - сказала разбойница.

И Герда рассказала о Кае, о своих приключениях.

Вдруг лесные голуби проворковали: «Курлл! Курлл! Мы виде-

ли Кая! Он сидел в санях Снежной королевы».

- Ладно уж, - сказала маленькая разбойница, - я помогу

тебе. Возьми моего Оленя: он отвезет тебя во дворец Снежной

королевы.

Северный олень пустился бежать во всю прыть к владениям

Снежной королевы.

Упражнение 5. Олень

- У оленя большие и красивые рога на голове. Давайте покажем их.

Дети широко и напряженно расставляют пальцы рук над головой.

Ведущий проверяет напряженность, твердость пальцев. После этого

дети расслабляют пальцы, делают их мягкими, слабыми, сравнивают

ощущения напряженности и расслабленности.

Наконец Олень оказался в саду Снежной королевы и опустил

Герду на снег. Навстречу Герде мчался целый полк снежных

хлопьев. Они были огромные и двигались, как живые. Одни на-

поминали безобразных ежей, другие походили на клубок змей,

третьи - на толстых медвежат с взъерошенной шерстью.

Герде стало очень страшно и холодно.

Упражнение 6. Снежные хлопья

Детям раздаю листы белой бумаги и предлагают сделать из них

страшные фигуры. Бумагу можно сгибать, мять, обрывать, разрывать

и т. д.

После работы дети делятся впечатлениями.

- Как вы думаете, что страшного в вашей фигуре? Кого она напо-

минает вам? На что похожа?

А что можно сделать с этими фигурами, чтобы они перестали быть

страшными?

Дети предлагают свои варианты.

А Герде помогли небесные ангелы. Они пронзили снежные

страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок.

Упражнение 7. Превращение хлопьев в снежинки

Детям предлагается превратить устрашающие снежные хлопья в

маленькие снежинки, т. е. порвать бумажные фигуры на мелкие ку-

сочки.

Теперь Герда могла смело идти вперед. Вот она вступила в

огромный пустынный ледяной зал и увидела Кая. Он сидел непод-

вижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упа-

ли Каю на грудь, проникли в сердце и растопили его. Кай вдруг

разрыдался и рыдал так бурно, что ледяной осколок выпал у него

из глаза - его смыли слезы. Он сразу узнал Герду и очень обра-

довался. И они оба стали смеяться и плакать от радости.

Упражнение 8. Встреча

Дети разбиваются на пары, обнимают друг друга и радуются.

Заключение

- Все закончилось хорошо, и ледяное сердце Кая вновь стало го-

рячим и любящим.

На память об этой сказке одна знакомая фея прислала для вас раз-

ноцветные сердечки. Вы можете вы брать любое.

Занятие 12. Спящая красавица

(по мотивам сказки Ш. Перро)

Необходимые материалы: куклы-марионетки, волшебная

палочка, китайские звенящие шары, большое страусиное перо.

Вступление

- Знаете ли вы, кто такие феи?

А вы знаете, что феи бывают разные? Есть феи природы, напри-

мер: феи огня, воды, воздуха, дождя, света, ночи, утра, цветов, гор,

леса и т. д.

Есть феи искусства и разных добрых чувств. Например, феи кра-

соты, любви, радости, феи танца, пения, музыки...

В старые времена у фей был прекрасный обычай: наделять родив-

шихся младенцев различными чудесными дарами.

Например, фея любви могла наградить малютку нежным и доб-

рым сердцем, фея ганца дарила умение красиво и легко двигаться, фея

ночи награждала и прекрасными снами и смелостью перед темнотой.

- А как вы думаете, что могли подарить феи воздуха, огня. цветов,

пения,дождя?

Вхождение в сказку

- Сегодня я приглашаю вас в сказку <Спящая красавица>. А по-

может нам переместиться в нее фея волшебных звучаний. Она при-

слала для вас вот такие волшебные шары (демонстрируются китай-

ские звенящие шары). Они совершенно удивительно звучат. Легонько

закройте глаза (не надо только зажмуриваться), расслабьтесь, опусти-

те плечи, руки и внимательно слушайте волшебный звон. Этот звон

перенесет нас в сказку.

Сказка

Жили на свете король и королева. У них не было детей, и это

их так огорчало, что и сказать нельзя. И вот, когда уже король и

королева потеряли всякую надежду, у них вдруг родилась дочка.

Можете себе представить, какой праздник устроили в честь ее

рождения. В гости к маленькой принцессе позвали всех фей, ка-

ких удалось найти в королевстве.

Упражнение 1. Пожелания фей

Ведущий берет куклу-марионетку, соответствующую образу ма-

ленькой принцессы.

Каждый ребенок выбирает для себя фею и соответствующую это-

му образу куклу-марионетку.

Ведущий может спросить, почему ребенок выбрал именно эту кук-

лу. Ребенок может обосновать это цветом, формой или другими каче-

ствами куклы.

Каждая <фея> по очереди подходит к <принцессе> и высказывает

ей свои добрые пожелания.

А потом в королевском дворце был бал. И все гости, все феи

и все придворные дамы и кавалеры королевства танцевали.

Упражнение 2. Бал

Дети танцуют со своей куклой-феей. Ведущий напоминает, что все

феи - легкие, воздушные и что движения у них - мягкие, плавные,

нежные.

Затем дети расслабляются сидя.

Король забыл пригласить на праздник одну старую-преста-

рую фею, которая уже много лет не выходила из своего замка, и

все думали, что она умерла.

Старая фея, разумеется, очень обиделась и сама пришла на

праздник. От досады и злости она сказала, что принцесса уколет

себе руку веретеном и от этого умрет. Все так и вздрогнули,

услышав, какой страшный <подарок> припасла для маленькой

принцессы злая фея.

Упражнение 3. Беседа с детьми

- Представьте себе старую злую фею.

Какое у нее лицо, как вам кажется? (грубое, некрасивое, напря-

женное, жесткое).

Какие у нее глаза? (злые, маленькие, черные, прищуренные, же-

сткие, страшные).

Какие у нее движения? (резкие, грубые, напряженные).

Какими еше словами можно описать злую колдунью? Какая

она? (жестокая, грубая, коварная, злопамятная, обидчивая, мсти-

тельная...).

140

Упражнение 4. Танец злой феи

- Теперь вы должны представить себя злой феей и под музыку

подвигаться и поколдовать, как она. Вы должны быть такими злыми и

страшными, чтобы даже я испугалась.

Музыка заканчивается, дети ложатся на пол (на спину).

- Мышцы тела расслабляются, дыхание замедляется, успокаива-

ется. Дышим животиком, мягко, спокойно. Пусть улетают остатки

злости и грубости. Фея любви прислала волшебное перо, которое пре-

вращает злость в любовь и радость. Почувствуйте, какое оно мягкое,

нежное и как помогает вам еще больше расслабиться.

Ведущий касается мягким страусиным пером лица каждого ре-

бенка.

Через пятнадцать лет страшное предсказание сбылось. Одна-

жды принцесса взяла в руки веретено, и не успела она к нему

прикоснуться, как уколола палец и упала замертво. Тотчас же при-

летела добрая фея сна и постаралась утешить короля с короле-

вой. Она сказала, что не смогла отменить предсказание злой кол-

дуньи, но сумела его смягчить. Поэтому принцесса не умерла, а

только заснула глубоким сном на сто лет.

Упражнение 5. Веретено и принцесса

Каждый ребенок по очереди изображает принцессу, уколовшую

палец, ойкает и падает спиной на руки стоящего сзади ведущего.

Задача каждого ребенка - максимально довериться ведущему, рас-

слабиться, отпустить страх.

Ребенок падает как столб: не сдвигая с места ноги и не сгибая их в

коленях.

Фея сна подумала о том, как грустно будет принцессе, когда

через сто лет бедняжка проснется и не увидит возле себя ни од-

ного знакомого лица.

Чтобы этого не случилось, фея прикоснулась своей волшеб-

ной палочкой ко всем, кто был во дворце.

Упражнение 6. Сон

- А кто был во дворце?

Придворные дамы и кавалеры, слуги, повара, солдаты, лошади,

собаки, кошки. В саду - птицы, зайцы, белки, цветы, деревья...

Ведущий предлагает детям подумать и выбрать, кем бы они хотели

стать в этом замке (слугой, зайцем, деревом...).

По взмаху <волшебной палочки> дети принимают соответствую-

щую образу позу и застывают в неподвижности (засыпают).

Ведущий советует смотреть в одну выбранную точку, чтобы глаза

тоже не двигались, и слушать ощущения в теле. (Где появилась напря-

женная усталость, неприятные ощущения?)

Потом предлагается потерпеть: ведь сто лет - очень долгий срок,

а проснуться по собственному желанию раньше времени герои сказки

не могли. .

- Продолжаем быть неподвижными и слушаем, что было дальше.

Так прошло сто лет. И вот однажды возле заколдованного замка появился прекрасный принц. Он был молод и смел и не испу-

гался, когда увидел вокруг столько неподвижных людей и живот-

ных. А когда принц увидел принцессу, он даже закрыл глаза: так

сияла ее красота. Принц опустился перед нею на колени и поце-

ловал. И в это мгновение принцесса проснулась, а вместе с ней и

все обитатели замка.

Упражнение 7. Пробуждение

- Сейчас я дотронусь до каждого волшебной палочкой, и ваш ге-

рой оживет: зайцы начнут прыгать, придворные дамы поправлять пла-

тья и осматриваться, повара варить обед и т. д.

Ведущий прикасается к каждому ребенку <волшебной палочкой>,

и все <просыпаются>. Ведущий хвалит детей за выдержку и терпение и

поощряет на более активные проявления своего образа.

Все принимают позу расслабления.

Принц и принцесса глядели друг на друга и не могли нагля-

деться. Принцесса даже позабыла, что ничего не ела уже целых

сто лет.

А придворный поэт тут же сочинил песенку о прекрасной

принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном замке.

Песня очень понравилась тем, кто ее слышал, и с тех пор ее ста-

ли петь все от мала до велика.

А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта

переходила из уст в уста и дошла наконец до нас с вами.

Добро всегда побеждает зло,

А добрая фея - злую.

Заснула принцесса. Сто лет прошло -

Проснулась от поцелуя.

И принц повел ее под венец.

Добро торжествует,

И сказке конец.

Заключение

- Сейчас мы попрощаемся со сказкой <Спящая красавица> и вер-

немся в наш мир. Сделать это нам поможет музыка.

Дети встают парами, делают 2-3 круга по ковру под музыку и ухо-

дят из сказки (за пределы ковра).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по психологии в 8-9 классах Тема: «Жизнь по собственному выбору»

Заявляя о своих правах , важно помнить они есть у других людей и это позволяет им чувствовать себя хорошо и уверенно в нашем мире. Поэтому следует что?  Уважать личные права других так, же как вы...

Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»

В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта,  с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальн...

Открытое занятие по психологии "Путешествие в волшебный мир чудес!" для 1 класса

Открытое занятие: “Путешествие в волшебный мир чудес”. Цель: Сохранение и укрепление психофизиологического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды сенсорной...

Конспект открытого занятия педагога-психолога

Занятие, направленное на развитие самосознания подростков...