Открытое занятие на Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
план-конспект занятия ( класс) по теме
В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта, с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).
Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.
Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятия: «Введение в программу «Русская мозаика» | 26.1 КБ |
презентация «Введение в программу «Русская мозаика» | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие на Всероссийский конкурс
педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям»
Муниципальный этап
МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Тема занятия: «Введение в программу «Русская мозаика»
для детей 7-11 лет
Программа дополнительного образования
«Русская мозаика» (1 год обучения)
Педагог дополнительного образования:
Дахно Жанна Михайловна
г.Кулебаки 2015г.
Пояснительная записка
Возраст детей 7-11 лет.
Продолжительность занятия 30 минут.
Группа детей 10 человек.
В ходе занятия учащиеся знакомятся с предметами быта, с русским фольклором (песни, игры на народных музыкальных инструментах).
Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных) учащихся через песни и танцы.
Цель: прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
Задачи:
I.обучающая:
- изучение традиционного народного искусства: знакомство детей с традициями празднования Масленицы на Руси;
- знакомство с русским фольклором (пословицы, песни, игры).
II.развивающая:
- развивать фантазию, творческие способности учащихся;
- развитие специальных музыкальных способностей (чувства ритма, ладового чувства, музыкально - слуховых представлений) через изучение русского народного фольклора;
III.воспитывающая:
- прививать учащимся уважения к традициям русского народа, воспитывать культуру празднования народных праздников;
- способствовать сплочению детского коллектива и развитию творческого потенциала учащихся;
План проведения занятия:
План занятия:
1.Организационная часть – приветствие, сообщение темы, знакомство (5-7 минут)
2.Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (15-20 минут)
3.Заключительная часть - итоги, формы и методы подведения итогов (5-7 минут)
Технические средства обучения: мультимедийное оборудование, народные костюмы, музыкальное сопровождение – «Во саду ли в огороде», видео -, презентация, предметы быта – отгадки (лапти, рушник, самовар, рубель, половик, изба, ухват, коромысло, чугунок), бумажные половинки блинов с пословицами, кукла Дуняша в национальном костюме, клубочек ниток.
Форма занятия: игра-путешествие.
Тип занятия: ознакомление.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Слайд 2- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас?
Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше? (Русь, Русь деревянная).
Слайд 3-Хотите узнать, как жили люди в древней Руси?
Древние предания рассказывают: тысячу лет назад на прекрасной земле, где было много лесов, рек и долин, давным-давно жили славяне.
Слайд 4 «Славяне» – это славный, достойный, красивый и храбрый народ. Славяне воспитывали детей, растили хлеб, охотились, занимались разными ремеслами, берегли свою землю.
Еще в древности сложилась поговорка: «Нет земли краше, чем родина наша».
Славяне были нашими предками.
– Как вы понимаете слово «предки»? (Это люди, которые жили на той же земле, где живем сейчас мы, но только очень давно. От предков пошел русский народ и мы с вами).
-А хотите узнать как всё происходило?
2.Основной этап.
-Ребята, как бы нам посмотреть, заглянуть, как же предки наши жили? (отв)
-Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим.
Видео про яблочко или слайд 5 - "Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".
Слайд 6– Чтобы лучше понять, как жили славяне, давайте поиграем в игру «Раньше и теперь»
Презентация со слайдами.
По каждому слайду ведётся небольшая беседа:
-"Что изображено? Для чего вещь служила? " "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.
- Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен?
(отв.) Правильно он назывался избой.
-Строили избы из дерева, как и многие другие предметы обихода. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.
Слайд 7 -Назовите их. (Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька и др.)
- Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Ребята, в наше время мы пользуемся такой мебелью? Как называется мебель, которая заменила лавки? Сундуки? Люльки?
(Кресло, диван, стул. Комод, шкаф. Коляска, кроватка)
Обсуждение на слайдах предметов быта
Слайд 8
-Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и сможете ли отгадать загадки:
-Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу.
-Тогда слушайте:
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова это русская. (изба) .
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь) .
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга) .
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) .
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло) .
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок) .
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар) .
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти) .
-Видно внимательно слушали. Молодцы.
Славно вы потрудились, гости дорогие, пора и отдохнуть.
Слайд 9 - Славяне умели не только хорошо трудиться, но и веселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал.
Слайд 10 - В них принимали участие и дети. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Приглашаю вас на праздник и предлагаю вам выбрать себе праздничный наряд.
(Дети надевают элементы национальных костюмов: мальчики – рубахи, девочки – сарафаны).
-Все готовы?
-Ох, какие все красивые?
-А ещё мы с вами поиграем на русских музыкальных инструментах.
Песня «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).
-Нарядились-то мы празднично, и поиграли и попели. А что же за праздник-то у нас?
-Какая праздничная неделя сейчас идёт? А знаете ли вы – какое традиционное блюдо готовят на Руси на Масленицу? Правильно – блины. Вот и у меня тут блиночки припасены. Только они по половинкам разрезаны, а ваша задача – соединить нужные половинки. На каждой из них написана одна половина пословицы. Вы должны найти другую.
1. Делу время, потехе час.
2. Землю красит солнце, а человека труд.
3. Терпение и труд все перетрут.
4. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Молодцы, всё соединили правильно.
-Ну что же. Интересное путешествие в древнюю Русь у нас получилось, но пора возвращаться в своё время.
3.Заключительный этап.
-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
-А что вам больше всего запомнилось?
- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас блины испекла на дорожку, да не бумажные, а настоящие. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания! Приходите ещё ко мне в гости!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Россия
Русь деревянная
Славяне
Раньше и теперь Изба
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самопрезентация для заочного конкурса среди педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Данный видеоролик представляет мою самопрезентацию, которая рассказывает о моём пути становления педагогом, педагогическую практику сейчас, моё педагогическое кредо.Главная цель учителя- это особая лю...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Занятие для детей первого года обучения Тема : Принцип работы 2-х тактного двигателя.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образованияТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧЗанятие для детей первого года обучения ...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА АВТОК ОНСТРУИРОВАНИЕ Педагог дополнительного образования ТРЕТЬЯКОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Тема : Виды автомобилей для спорта и их значение....
Конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям!»
Сценарий разработан для методистов дополнительного образования...
«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"
Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....
Областной конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"
Конкурсные материалы....
План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования Е.А. Клочковой Тема: «АРХИМЕД и ПИФАГОР» (для детей 9-11 лет)
Данный урок направлен на повышение познавательного интереса к предмету математики, знакомство с открытиями гениальных ученных, развитие математической любознательности и инициативы....