Открытое занятие педагога-психолога на тему развития слухового восприятия обучающихся с ОВЗ
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Тема: Разминка для ума.
Длительность занятия: 40 минут.
Форма занятия: индивидуальное занятие.
Цель: развитие слухового восприятия обучающихся.
Задачи:
Коррекционные
Развитие слуха, памяти, воображения.
- Развитие у ребенка фонематического восприятия.
- Развитие ритма. Дети должны уметь удерживать ритм, хлопать равномерно, не ускоряясь и не замедляясь. Этот навык важен для того, чтобы уметь правильно применять интонацию, придерживаться адекватной скорости речи.
- Развитие фонематического анализа. Процесс различения тонов тесно связан с различением фонем. Если ребенок не слышит разницу в тонах, то ему сложнее будет даваться фонематический анализ.
Диагностические
- Определения понимания ребенком временного различия в воспроизведении звуков имеет важный диагностический смысл для определения фундаментального нарушения обработки мозгом звуковой информации.
- Изучение скорости анализа воспринимаемых ребенком звуков.
1. Что было первым?
Ребенку дается послушать два различных звука (например: аудиозаписи жужжания пчелы и мяуканье котенка) и спрашивается, что было первым, а что последним?
2. Какие были звуки?
Закройте свое лицо от ребенка так, чтобы он не видел, как именно Вы произносите звуки. Попросите ребенка послушать Вас и повторить услышанное за Вами. Произнесите похожие звуки. Не произносите целые слова, так как ребенок может «додумать» по смыслу в случае, если он не расслышал слово полностью.
СА–ЗА, ГА-КА, БА-ПА, ДА-ТА, МО-ЛО, ВУ-ФУ
БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-ДУ-ТУ
ДА-ТА-ДА, КА-ГА-КА, ША-ЖА-ЩА
3. Удержание ритма
Попросите ребенка хлопать в ладоши с определенным темпом и определенным ритмом.
4. Различение высоты звуков
Попросите ребенка послушать звуки и определить, высокий или низкий звук он слышит.
5. Скорость обработки аудиальной информации
Используйте для эксперимента аудиозаписи двух коротких звуков (к примеру, гудка машины и дверного звонка). Попросите ребенка хлопнуть, как только он услышит машину, а на звук дверного звонка – топнуть. Если ребенок обдумывает действие дольше 1 секунды, то это может свидетельствовать о заниженной скорости анализа воспринимаемых звуков.
7. Перескажи порядок действий
Ребенку диктуется предложение которое он должен пересказать.
«Мама купила конфеты, варенье, печенье, чай».
«Маша вымыла тарелку, ложку, кастрюлю, половник».
«Саша проснулся, сделал зарядку, умылся, позавтракал, пошел гулять».
«Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».
«Вова взял шляпу, надел шляпу, подошел к зеркалу, посмотрелся и засмеялся».
«Женя приехал в спортзал, переоделся, потренировался, сходил в душ, переоделся, поехал домой».
8. Графический диктант
Для выполнения данного задания приготовьте:
— карандаш
— лист в клеточку, отметив на нем точку черного цвета — начало выполнения работы.
Задание ребенку:
Ребенку диктуется направление и количество клеток по которым нужно продвинуться начиная от заданной точки. По этим инструкциям ребенок рисует картинку.
9. Угадай что звучит
Начинать нужно с различения двух звуков. Постепенно количество звучащих игрушек увеличивайте до пяти – шести.
10. Сколько звуков?
Показать столько пальчиков, сколько звуков произнесено, назвать их последовательность.
13. Хлопни в ладоши, если будет названо живое и маленькое.
Кнопка, блоха, пылинка, листик, слон, комар, книга, крошка, скрепка, молоко, шорты, воробей, медведь, гора, лягушка, снеговик, ведро, окно, котенок, корова, паровоз, цыпленок, лавочка, комар, стол, шапка, дерево, фонарь, червяк, тигр, пылесос, портфель, ботинок, пчела, платье, зеркало, альбом, карандаш, жук, шкаф, верблюд, мышка, машина, носорог, хомяк, зонт, ручка, ключ, стрекоза.
14. Прослушай названия 4 предметов, а затем повтори их в другом порядке: от самого маленького к самому большому.
УТКА – ВОЛК – ЖУК |
ЛЕБЕДЬ – ВОРОНА -ВОРОБЕЙ |
ВИШНЯ – СЛИВА – АНАНАС -АРБУЗ |
КИТ-ДЕЛЬФИН-ЩУКА |
ОКЕАН-ПРУД-МОРЕ-ЛУЖА |
ДОРОГА-ТРОПИНКА-ШОССЕ |
ХОЛМ-КОЧКА-ГОРА ПОЛОВНИК-ЛОЖКА-КАСТРЮЛЯ КУСТ-ДЕРЕВО-ТРАВИНКА ТОРТ-КОНФЕТА-ПИРОЖНОЕ ГОЛОВА-ГЛАЗ-УХО СТУЛ-СТОЛ-СКАМЬЯ |
15. Прослушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть. ✍ КАРТОШКА. ЛОЖКА. ОКРОШКА. |
16. «Внизу-вверху-на носу»
Договоритесь с ребенком, что когда вы будете говорить «внизу», он должен показать пальцем вниз, «вверху» - показывать вверх, «на носу» - показать на свой нос. Когда вы будете говорить команды, показывайте одновременно с ребенком правильно. Затем начните «путать» ребенка: говорите одно, а показывайте другое. Задача малыша – не ошибиться и показывать так, как звучит команда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия
Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....
Сборник материалов для индивидуальных занятий по формированию произношения и развитию слухового восприятия.
Представленный на сайте практический материал может использоваться на индивидуальных занятиях в 5-11 классах по формированию и коррекции тех или иных сторон произношения глухих учащихся. Для работы на...
Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия
План-конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП предназначен для учащегося 6 класса по теме "Здоровье"...
Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия, 2 класс.
Методическая разработка индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия.Тема занятия" Весна", текст" Скворечник"...
Сентябрь 2015г. Консультация для педагогического сообщества и родителей воспитанников ДОО.Тема:"Развитие слухового восприятия"
Консультация проведена в рамках повышения качества подготовки дошкольников к школе....
Тема (развитие слухового восприятия) "Отправляемся в путешествие"
Индивидуальное занятие по формированию произношения и развитию слухового восприятия. Расширение представления учащихся об окружающем мире, создание условиядля развития творческого мышления. Разв...
Коррекционное – развивающее занятие Тема: «Развитие слухового восприятия и памяти» 3 класс.
Тема: Развитие слухового восприятия и памяти.Цель: обучающая – совершенствование слухового восприятия; чувства ритма; слухоречевой памяти.развивающая – развитие фонематич...