Занятие для обучающихся-участников НПК "Психологические особенности публичного выступления"
методическая разработка по психологии на тему
Вербальные и невербальные средства передачи информации
Распространенные страхи перед публичным выступлением
Техники совладания с тревожностью
Памятка для обучающихся
Листок обратной связи и развития навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyki_publichnogo_vystupleniya_npk.rar | 413.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
Психологические особенности
публичного выступления
Подготовила:
Гогинова Н.А.,
педагог-психолог
Свирск
2013
Занятие-тренинг
Тема: «Психологические особенности публичного выступления»
Цель: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления.
Задачи:
- дать детям опыт личного проживания ситуации публичного выступления;
- научить учащихся эффективным способам саморегуляции;
- повышение сопротивляемости стрессу;
- отработка навыков уверенного поведения;
- формировать адекватную реакцию на новую ситуацию.
Раздаточный материал: бланки обратной связи, памятки по подготовке к публичному выступлению.
Предполагаемый результат: Отработка тактики и стратегии поведения в период подготовки к публичному выступлению, повышение уверенности в себе и своих силах.
Ход занятия
Вступительное слово психолога: каждый из вас в будущем станет студентом, а значит, вам просто необходимо владеть навыками публичного выступления. На этом уроке вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным.
У вас будет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки своего выступления и откорректировать их, а так же познакомитесь с конкретными рекомендациями по работе со стрессом при подготовке и при выступлении.
Тело и движения
- Внешность/одежда (на «ступеньку» параднее слушателей)
- помогают завоевать уважение аудитории (в одежде не должно быть ничего кричащего).
- Визуальный контакт (примерно по 5 секунд с каждым)
- вовлекает слушателей
- разрушает барьеры между вами и слушателем
- Поза (не должна быть закрытой)
- позволяет расслабиться вам и вашей аудитории
- демонстрирует вашу компетентность и помогает занять
устойчивую позицию
- должна быть уверенной
- Жесты и выражение лица
- выражают ваши чувства и энтузиазм. (Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи);
- быстрый темп воспринимается слушателями как желание отделаться.
Голос и интонации (должен быть хорошо поставленный голос, умеренный темп).
- Использование пауз
- позволяет спокойно дышать, трезво и собранно думать
- придает речи расстановку
- помогает избежать слов-паразитов
- Разнообразие интонаций (вызывает интерес слушателей)
- выражает эмоции
- придает ясность вашему выступлению с помощью четкого произношения
Содержание
- Способы привлечения слушателей (большинство людей – визуалы)
- плакаты/иллюстрации/слайды
- графики и диаграммы
- вопросы к аудитории
- раздаточные материалы
- время для вопросов и ответов
- Юмор
- снимает напряжение как у вас, так и у слушателей
- показывает ваши человеческие стороны
- сближает вас с аудиторией.
Но, кроме внешней стороны выступления, важное значение играет внутренний настрой.
Каждый человек в стрессовой ситуации испытывает состояние беспокойства, тревоги, волнения. Это нормально, естественно. Волнение мобилизует, если оно умеренное. Но если человек не может справиться со стрессовым состоянием, то познавательная сфера западает и он забывает то, что учил (график).
Часто бывает, что выступающего одолевают страхи. Поднимите руку те, кто относит себя к таким людям (оцените себя по 5-ти балльной шкале). В первую очередь нужно понять, что именно вас страшит? Назовите причину своих страхов… Наиболее распространенные страхи перед публичным выступлениям следующие:
- страх потери информации;
- страх значимого лица в зале;
- страх, что в речи есть слова - паразиты.
Сейчас нужно разбиться на 3 группы, каждой из них я раздам карточку с названием одного из этих страхов.
Ваша задача, обсудив решить, как можно справиться с этим страхом. На подготовку 5 минут. Затем представители от групп познакомят нас с результатами обсуждений.
- Страх потери информации.
Возникает из–за волнения перед публикой, может помочь в этом:
- план ответа,
- опорные слова,
- цветные карточки,
- оформленные схемы, таблицы, приклеенные к доске,
-умение передать текст своими словами,
- заполнять паузы – перефразированием последнего предложения.
- Страх значимого лица в зале.
- попробовать решить конфликт с ним перед выступлением;
- идти с установкой «Я тебе докажу, что я лучший»
- представить ситуацию, что этот человек в неловком, смешном положении.
- если это человек, в которого вы, например, влюблены, поможет настрой «Смотри на меня и восхищайся!», а для вас шанс блеснуть и таким образом обратить на себя внимание.
3. Страх слов–паразитов в речи.
Репетировать перед зеркалом, родственниками, друзьями, просить, что бы они заостряли ваше внимание на этих словах, следить за речью. Наказывать себя за каждое сказанное слово – паразит (мыть пол, посуду…).
Техники совладания с тревожностью:
- Дыхание (4+4+4), дышать необходимо грудью, а не животом
- Приспособление к окружающей среде. Иногда необходимо приспособиться к жизни и окружающей среде так, чтобы избежать столкновения со стимулами, порождающими тревожность. Те, кто боится толпы, могут переехать в маленький городок из большого мегаполиса. Те, кто боится попасть в авиакатастрофу, поступят не слишком умно, если будут жить около аэропорта или будут вынуждены очень много летать на самолетах. Гринберг Д.: «К телевизионным шоу и радиопередачам я приспособился следующим образом: я просто приезжал к студии пораньше и прогуливался рядом. Таким образом я привыкал к месту, и поэтому оно казалось мне уже менее страшным».
- Переименование. Вы можете рассматривать негативные происшествия с позитивной точки зрения. Все, что вам нужно, это сфокусироваться на положительных аспектах случая, а не на отрицательных. Если вы страдаете от экзаменационной тревожности, то лучше рассматривать экзамен не как возможность очередного провала, а как шанс узнать нечто новое или блеснуть своими знаниями по данной теме. Вместо того, чтобы рассматривать полет на самолете как событие, сопряженное с риском для жизни, вы можете «переименовать» его в возможность полета в море облаков или в возможность посмотреть на свой родной город с совершенно новой точки зрения. Публичные выступления можно «переименовать» в возможность поделиться своими мыслями, новыми знаниями, полезной для других информацией.
- Разговор с самим собой. Существуют волшебные слова, которые тоже могут помочь нам настроиться «Я смогу, я справлюсь, у меня все получится!» (самоприказы).
Хотите проверить их действие?
Разбейтесь по парам, сядьте напротив друг друга.
1) 1 ученик протягивает перед собой правую руку, а партнер пытается опустить руку 1 – го ученика вниз.
2) 1 ученик протягивает перед собой правую руку и говорит «Я слабый, у меня не получится» с соответствующей интонацией. А партнер пытается снова опустить руку 1 – го ученика вниз.
3) 1 ученик протягивает перед собой правую руку и говорит «Я сильный, я справлюсь!» Партнер пытается снова опустить руку 1 – го ученика вниз.
Ну, что заметили разницу? Вот что значит сила самовнушения! Поэтому, готовясь к выступлению, настраиваем себя - «Я сильный! Я справлюсь!» Сделали глубокий вдох - и вперед на сцену.
- Мышечная релаксация (сильное напряжение до предела, затем расслабление).
- Физическая нагрузка. Подогнать организм под работу сердца.
- Начните сами критиковать и оценивать публику.
- Разбросать по залу себя восхищенного собою.
- Представьте как вы уже уходите с выступления, довольные собой. Увидьте восхищение, одобрительные взгляды.
- При сильном волнении можно умыться прохладной водой.
Теперь попробуем с учетом полученной информации подготовить публичное выступление.
Вам сейчас нужно будет выбрать тему своего выступления и рассказать в течение 1 минуты, стоя перед аудиторией о том, что вы выбрали. Это выступление будет сниматься на видеокамеру. Для того чтобы затем посмотреть на себя со стороны, отмечая сильные и слабые стороны своего выступления.
А остальные участники отмечают, что хорошо получилось, а что можно было бы сделать по – другому. При анализе обращайте внимание на схему обратной связи,
Посмотрим, что получилось? (просмотр видеозаписи и обсуждение увиденного).
Эта информация останется для вас, как напоминание о том, над чем можно вам поработать, для совершенствования ораторского искусства.
- Кто хотел бы поделиться впечатлениями от этого упражнения?
ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При подготовке…
- Я знаю, что от меня хотят услышать.
- Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трём.
- У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышления завершение.
- Положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать - это мне поможет, если я их уроню.
- Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я всё учёл и попробовал снова.
При выступлении...
- Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимаюсь со своего места. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать.
- Я глубоко вздохну и начну, достаточно медленно и громко (направив голос на человека в последнем ряду), так, чтобы все услышали речь, над которой я столько работал.
- Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них своё выступление.
- Я не дам своим рукам приклеиться к кафедре или карманам, чтобы жестикулировать и прояснять вещи, которые я говорю.
- Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены. После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать.
- Что бы ни произошло, я всё равно открою что-то новое в себе и узнаю о других (да при таком отношении понятия «провал» просто не существует). Каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свои навыки выступлений.
Итог урока.
Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.
Навыки выступления
Листок обратной связи и развития навыков
Имя______________________________ Тема____________________________________
ПРИЁМЫ | НАБЛЮДЕНИЯ |
Поза | |
Движения | |
Жестикуляция | |
Мимика | |
Визуальный контакт | |
Ритм и паузы | |
Сила голоса и интонации | |
Юмор и отступления | |
Общее впечатление | |
Дополнительные комментарии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Особенности публичного выступления».
Данная презентация поможет учащимся старших классов овладеть навыками ораторского искусства, навыками управления собой и мастерством общения при публичных выступлениях. З...
Уроки №15, 16, 17 по Власенкову 11 класс. Публицистический стиль. Особенности публичного выступления.
Базовый уровень...
Конспект занятия по основам проектной деятельности "Публичное выступление. Вопросы"
Занятие для учащихся 9 класса, на котором осуществляется защита проектов, подготовленных учениками, и дети учатся выступать публично в соответствии с выработанными ранее критериями успешного публичног...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Публичное выступление. Его структура и языковые особенности" 6 класс
Этот урок в 6 классе является частью методической разработки, посвященной обучению основным навыкам публичного выступления в 6-8 классах....
Интегрированный курс «Особенности публичного выступления» (для учащихся 9- 11 классов)
Программа тренинг-курса...
Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"
Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...