Интегрированный курс «Особенности публичного выступления» (для учащихся 9- 11 классов)
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс) на тему

Чернецова Ирина Васильевна

Программа тренинг-курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchebnogo_treninga.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный курс «Особенности публичного выступления»

(для учащихся 9- 11 классов)

«Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить точно также, как мы покупаем чай или кофе… Но я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете», Дж. Рокфеллер.

Цель  — повышение эффективности публичных выступлений за счет индивидуально-психологических характеристик выступающего и использования особенностей аудитории.

В Тор-10 страхов человечества смерть находится на 6-ом месте, а страх перед публичным выступлением на 1-ом!!!

Вся наша жизнь строится на общении — так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Возникает ощущение, что такой человек на голову выше остальных. Каждый может научиться говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией.

«Всякая мысль, выраженная словами, Вы приобретете знания и навыки: есть сила, действие которой беспредельно», Л. Н. Толстой.

  • уверенность в себе во время любого общения;
  • умение говорить долго и непрерывно на любую тему;
  • умение точно выражать мысли и выстраивать их в четкой последовательности;
  • методы привлечения и удержания внимания слушателей;
  • яркость и энергичность при выступлениях;
  • интонационную выразительность; артистизм;
  • умение эффективно убеждать;
  • методы увеличения активного словарного запаса;
  • умение пользоваться различными речевыми приемами.

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано  отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение культурой дискуссий и  полемики, должно стать, по мнению составителя программы,  обязательным качеством каждого современного человека.

Он обеспечивает наибольшую личностную направленность образования, его индивидуализацию и дифференциацию; способствует формированию социально компетентной личности, способной отстаивать свою гражданскую позицию.

Одно из основных направлений курса  - организация работы с учащимися по овладению знаниями, умениями и навыками подготовки и произнесения  монологической и диалогической речи с целью участия в  дискуссиях,  спорах , обсуждениях и т.д.

  Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе текстов публицистического стиля, сопоставлении и группировке языковых явлений, а также отборе выразительных средств языка, аргументации  при подготовке выступлений учащихся. Формирование практических навыков монологической и диалогической речи  осуществляется в процессе подготовки текстов для   участия в дискуссиях, спорах, обсуждениях и т.д.  Важной частью работы над формированием культуры публичных выступлений является использование   разнообразных памяток  оратору.

Важной частью занятий данного курса  является система сообщений об искусстве спора, приемах публичных выступлений, которые позволяют расширить кругозор учащихся и способствуют созданию образовательной среды

Разбор данных споров и дискуссий является одной из составляющих практических занятий на уроках данного курса. Такая форма работы осуществляет связь занятий и социальной жизни учащихся, показывает область применения навыков публичных выступлений, позволяет увидеть и оценить позитивные и негативные примеры ведения публичных споров и поведения во время их проведения, ощутить себя участником обсуждения важных проблем современности.

Особо хочется отметить разнообразные формы практической работы, предусмотренные данным курсом: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная. Кроме того, в зависимости от контингента учащихся можно изменять некоторые виды работ или взаимозаменять их. Данные формы работы способствуют обучению и совершенствованию навыков участия в коллективной деятельности,  конструктивному восприятию иных мнений и идей, индивидуальности партнеров по деятельности; учету мнения других людей, а ,в конечном итоге, способствует речевому взаимодействию в сфере общения и социальной адаптации учащихся.

Цели курса:

- овладеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика );

- уметь отбирать языковой и фактический материал для публичных выступлений  в соответствии с целями и задачами общения;

- следовать  этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

- сформировать умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды (точку зрения);

- развить навыки саморазвития и самосовершенствования.

Задачи курса:

- обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля речи, жанрах публицистического стиля, предназначенных для публичного выступления ( лексические, синтаксические, средства эмоциональной выразительности); композиция  данных текстов;

 - развивать навык анализа текстов публицистического стиля с целью оценки  соответствия языковых средств выразительности и целей  и задач общения;

- развивать навык построения собственных текстов в соответствии с задачами и целями общения,  редактирования собственных текстов и текстов одноклассников;

- прививать умение коллективной работы, коллективного обсуждения проблемы; воспитывать  толерантное  отношение к мнению других;

- научить участвовать в дискуссии по общественным проблемам (готовить текст, редактировать, произносить, оценивать его с различных точек зрения), обсуждать  различные вопросы с соблюдением этических норм речевого поведения.

Планируемые результаты

1.Владение монологическими и диалогическими видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога, спора  (диспута).

2. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды (точку зрения).

3. Умение самостоятельно и мотивировано организовывать свою деятельность от постановки цели до получения результата.

4. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:  постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, индивидуальности партнеров по деятельности; учет мнения других людей.

5. Повышение уровня речевой культуры и культуры публичной речи.

6. Способность к речевому взаимодействию в сфере общения и социальной адаптации.

Содержание курса

Правила ведения публичного спора. Основные виды споров, по целям и формам проведения. Основные требования культуры публичной речи, спора.

Приемы доказательства и опровержения в публичной речи. Средства ведения полемики.

Правила успешного публичного выступления

Психологические комплексы в общении, пути преодоления.

Психологические особенности публичного выступления

Виды общения

Учимся понимать себя и других

Упражнения по развитию навыков общения

Качества, важные для межличностного общения

Конфликт и его виды. Способы выхода из конфликтной ситуации

Обратная связь в общении

Правила ведения дискуссии

Виды речевой деятельности

Выразительные средства речи

Культура публичной речи

Зачетное занятие. Открытая дискуссия на тему: «Что зависит от меня?»

Правила успешного публичного выступления

Предлагаем вашему вниманию несколько правил успешного публичного выступления. Они помогут сделать вашу речь интересной и привлекательной.

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом». 

Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления:

  • Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
  • Выделите главную идею вашей речи.
  • Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
  • Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
  • Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы».

  • Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
  • Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
  • Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
  • Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев.

Главный ваш контролер — время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы.

Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию.

Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.

Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

2. Место выступления.

Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь.  

Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.

3. Одежда

Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, туфли — быть в полном порядке.

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?».

Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения  также не нужны.

Если оратор — женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки — средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли.   Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза  (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.

4. Успешное публичное выступление — несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить.   Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

10 ошибок начинающего оратора

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» — радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Это важно — люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт. Если же вы не испытываете радости, не стоит лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня великий день, поэтому я волнуюсь...» Тогда вы по крайней мере произведете впечатление честного человека, говорящего правдивые вещи. 

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Публика эгоистична.   В ее центре внимания стоит прежде всего она сама. Поэтому с самого начала выступления на первое место поставьте её, любимую: мысли, желания и чувства вашей аудитории. Ваша цель — информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите и что при этом чувствуете. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально. Если вы будете действовать именно так, тогда:

а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются прежде всего собой и своими делами.

б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка 3. Извинения

Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только за одно — за ваши постоянные извинения. А лучше с самого начала избегайте того, за что нужно будет просить прощения. Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего — умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все — одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко.  Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Психологические исследования показали, что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови — главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови — признак неуверенности и некомпетентности. Обращайте внимание на свои глаза и брови. Если они будут говорить то же, что и ваши слова, публика вас полюбит. Смеющиеся глаза и прямые брови — это как раз то, что нужно. Слушать вас приятно, публика уверена в вашей компетентности. Потренируйтесь перед зеркалом, запишите собственное выступление на видео и проанализируйте его.

Ошибка 5: Подбор слов.

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Помните: слова — это картинки в голове! Недаром в древности учителя риторики говорили своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы я это увидел!». Слова должны создавать нужную вам картинку в голове слушателей. Поэтому используйте только те слова, которые подкрепляют желаемую цель. Пусть до ушей слушателей долетает лишь то, что должно туда попасть. Если вы хотите создать позитивный настрой, тогда вместо «это не плохо», скажите «это хорошо». Создавайте позитивное настроение позитивными словами — ведь от настроения публики зависит очень многое!

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений...», —  бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется, никто не требует от вас, чтобы вы рассказывали анекдоты на траурном митинге. Но многие темы слишком важны, чтобы воспринимать их всерьез.  Смех — это живительная среда для работы мозга. Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации — это доказано нейропсихологами. 

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку . Так, однажды всеми нелюбимому лектору по истории философии студент-психолог прилюдно задал каверзный вопрос: как следует относиться к философу Уоллесу? Преподаватель, испугавшись, что его поймают на недостатке эрудиции, долго и убедительно разъяснял затаившей дух аудитории ошибки этого философа, выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы не попасть в смешное положение, достаточно было просто ответить: «Нет, этот автор мне не знаком. Если вы считаете, что его учение подходит к нашей теме, прошу рассказать о нем в нескольких словах». Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории. Подключайте слушателей с новой информацией к докладу, умейте оценить их знания. Этим вы убьете сразу нескольких зайцев: продемонстрируете уважение к участникам и внесете оживление в собственное выступление, дополните и обогатите его. Вы должны быть благодарны аудитории за активное участие, ведь это, как минимум, признак интереса к вашему выступлению.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией. Этим горе-ораторам так и хочется дать совет строго по Архимеду: «Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите подходящее место и займите позицию, «пустите корни». Вы можете сидеть или стоять — это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Не стоит «окапываться» на одном месте. Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой и выходящий лишь в конце публичного выступления — тоже не лучший вариант. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве  в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления и вселяете в них уверенность.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Напротив, искусный оратор мастерски владеет своей речью. Чтобы держать публику «в тонусе»  он постоянно варьирует громкость и силу своего голоса, придавая ему живости. Когда хочет вызвать  напряженность и интерес, он заговорщически затихает и произносит слова чуть медленнее. Говоря громче, он выделяет главное в своем публичном выступлении. Когда нужно, он добавляет голосу значительности и драматизма.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства и вы завоюете публику! Вы предстанете уверенным, энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ... Значит так... Ээээ... Ну, что еще сказать... Ээээ...»). В результате публика думает: «Ээээ... Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то  погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.

Полезно помнить совет блистательной Джулии Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное — это умение держать паузу, лучше ее не делать, но если уж вышло — держи ее, сколько можешь». Когда нечего сказать — лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства («...а что он скажет дальше?») и для многого другого. Поэтому не бойтесь делать паузы. Обычно публика воспринимает их длительность гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

 Психологические комплексы в общении, пути преодоления.

Психологические особегнности публичного выступления

Виды общения

Учимся понимать себя и других

Упражнения по развитию навыков общения

Качества, важные для межличностного общения

Конфликт и его виды. Способы выхода из конфликтной ситуации

Обратноя связь в общении

Правила ведения дискуссии

Виды речевой деятельности

Выразительные средства речи

Культура публичной речи

Цели и задачи

Цель: выделить важные для публичного выступления факторы.

осознать влияние поведения выступающего на процесс восприятия выступления слушателями (зрителями);

— выделить факторы, облегчающие процесс восприятия выступления;

— улучшить навыки самоконтроля при публичном выступлении;

— научиться доходчиво излагать свои мысли группе людей;

— способствовать преодолению страха перед аудиторией.

охарактеризовать различные виды общения;

— рассмотреть ситуации их применения;

— разыграть общение различными способами;

— глубже понять свой стиль общения и поведения

Цель: повысить коммуникативный уровень учащихся.

определить важные для общения качества;

— рассмотреть использование этих качеств в реальных ситуациях общения;

определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта;

— найти адекватные формы разрешения конфликтов

Цель: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления.

Задачи:

1. Развивать позитивное сам о восприятие.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Развивать у учащихся навыки самоанализа.

•        О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4)", Издательство: Генезис, 2006 г.

•        О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.

•        О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.

•        Л. В. Строганова, "Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе", Издательство: Педагогическое общество России, 2005 г.

•        Л. В. Строганова, "Уроки практической психологии в начальной школе. Выпуск 2", Издательство: Педагогическое общество России, 2007 г.

•        И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер, "Уроки психологии в начальной школе", Издательство: Речь, 2004 г.

•        Н.П. Локалова, "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы",

2001 г.

3.        Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., Изд-во МГУ, 1987 г.

4.        Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., Знание, 1985 г.

5.        Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., Наука,1989г.

6.        Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. . М., Изд-во МГУ, 1992 г.

7.        Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.,  Просвещение,1990г.

8.        Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче. М., Просвещение ,1988 г.

9.        Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., Московский рабочий, 1988 г.

10.        Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. М.,1987 г.

11.         Войскунский А. Е. “ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989  г                  

12.         Немов Р.С. Психология. Книга 1. Основы общей психологии. – М. , Просвещение, 1994 г

13.         Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.

1.  Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. М., Просвещение ,1990 г.

2.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., Просвещение, 2002 г.

3.        Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., Просвещение,1999 г.

4.        Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., Политиздат, 1987 г.

5.        Ораторское искусство лектора: Хрестоматия. М., Знание, 1986 г.

6.        Ораторы Греции. М., Художественная литература, 1985 г.

7.        Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., Просвещение,1991 г.

8.         Сопер П.-Л. Основы искусства речи. М., Прогресс – Академия, 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Особенности публичного выступления».

Данная презентация поможет учащимся старших классов  овладеть навыками ораторского искусства, навыками управления собой и  мастерством общения  при публичных выступлениях.   З...

Программа элективного курса «Мастерство публичного выступления»

Курс  является подготовительным для прохождения профильного курса«Риторика». Риторика как предмет языкового цикла призван  формировать у учащихся культуру публичной речи....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование интегрированного курса "Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 7 класса

Рабочая программа "Физическая культура, ОБЖ" разработана на основе авторской Комплексной прораммы Физическая культура В.И. Лях, А.А. Зданевич и программы по ОБЖ  А.С. Смирнова.  В рабо...

Планирование курса «Особенности французской грамматики для учащихся 10-11 классов »

подробное планирование курса по грамматике французского языка для 10-11 классов. курс рассчитан на два года и составляет 102 часа, занятия - один раз в неделю....

Занятие для обучающихся-участников НПК "Психологические особенности публичного выступления"

Вербальные и невербальные средства передачи информацииРаспространенные страхи перед публичным выступлениемТехники совладания с тревожностьюПамятка для обучающихсяЛисток обратной связи и развития навык...

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование интегрированного курса " Физическая культура, ОБЖ" для учащихся 5 класса

Рабочая программа  и календарно  - тематическое планирование  интегрированного  курса " Физическая культура, ОБЖ"  для учащихся 5 класса...