Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"
план-конспект занятия (5 класс)

Ашкарова Марина Анатольевна

Цель:

1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.

2. Развивать навыки  публичного выступления.

3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.

4. Поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление.

 

Планируемые результаты

Личностные:

- проявляют интерес к журналистике;

- анализируют свою работу;

Предметные:

- знакомятся с искусством публичного выступления.

 

Тип занятия: урок открытия новых знаний.

 

Технологии:

- использование средств ИКТ;

- личностно - ориентированные технологии;

- технология развивающего обучения;

- технология здоровьесбережения.

 

Методы и приемы:

  • знаниевый метод,
  • частично- поисковый,
  • проблема,
  • диалог.

Оборудование:

 

  • карточки с заданиями, тетради, опорная таблица, памятка «10 ошибок начинающего оратора, памятка «Уверенное публичное выступление».
  • технические средства: компьютер, интерактивная доска, флэш-карты.
  • оформление: мультимедийное сопровождение (презентация).

 

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах.

Время проведения: 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ashkarova_m.a._konspekt_zanyatiya.doc332 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Сургутского района «Центр детского творчества»

Ашкарова Марина Анатольевна

Должность: педагог дополнительного образования

Объединения: «Журналистика», «Искусство красноречия»

Образование: высшее, Ташкентский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и методика начального обучения», квалификация «Учитель начальных классов», 1991 год.

Стаж педагогической работы: 35 лет

Стаж работы в данном учреждении: 12 лет

Лянтор. 2019

Пояснительная записка

                                                                                     

Тема: Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления.

Цель:

1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.

2. Развивать навыки  публичного выступления.

3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.

4. Поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне, предупреждать преждевременное утомление.

Планируемые результаты

Личностные:

- проявляют интерес к журналистике;

- анализируют свою работу;

Предметные:

- знакомятся с искусством публичного выступления.

 

Тип занятия: урок открытия новых знаний.

Технологии:

- использование средств ИКТ;

- личностно - ориентированные технологии;

- технология развивающего обучения;

- технология здоровьесбережения.

Методы и приемы:

  • знаниевый метод,
  • частично- поисковый,
  • проблема,
  • диалог.

Оборудование:

  • карточки с заданиями, тетради, опорная таблица, памятка «10 ошибок начинающего оратора, памятка «Уверенное публичное выступление».
  • технические средства: компьютер, интерактивная доска, флэш-карты.
  • оформление: мультимедийное сопровождение (презентация).

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах.

Время проведения: 40 минут.

Занятие разделено на 5 этапов.  На первом этапе производится создание положительной обстановки на занятии, мотивирование обучающихся к учебной деятельности. На следующих этапах предлагается знакомство с новым материалом, способствующим развитию познавательных интересов, кругозора обучающихся и закрепление материала.

В процессе занятия использовались  словесный, знаниевый, частично-поисковый, наглядный, проблемный, диалоговый и практический методы обучения, формы индивидуальной  и групповой деятельности (в парах).  Использованные формы и методы обучения выбраны правильно и  способствовали реализации цели занятия и развитию познавательной активности обучающихся.

Время занятия, отведенное на все этапы,  распределено рационально. Все дидактические моменты взаимосвязаны между собой, работали на достижение целей  занятия и на положительный конечный результат занятия. На занятии в полном объеме использовались наглядные пособия, соответствующие теме и цели занятия: карточки с заданиями, тетради, опорная таблица, памятка «10 ошибок начинающего оратора, памятка «Уверенное публичное выступление». 

Реальный конечный результат занятия на достаточном уровне, все обучающиеся справились с работой самостоятельно.

.

                                             

Методическая разработка занятия

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя. Знакомство с темой и целью занятия.  

2.1. Понятие  публичного выступления (схема ораторского искусства – 5 этапов).

3. Этапы подготовки  публичного выступления.

3.1.Структура ораторской деятельности: докоммуникативный период, коммуникативный, посткоммуникативный.

3.2. Структура докоммуникативного периода: «что говорить» (тема, название речи, цель выступления, составление текста, репетиция выступления).

4. Подведение итогов занятия. Домашнее задание.

5.. Рефлексия.

Ход занятия:

СЛАЙД № 1 (заставка, эпиграф)

1. Орг.момент. Добрый день, я рада видеть всех вас в добром здравии и в хорошем настроении. Поприветствуем друг друга тремя традиционными хлопками.

Обуч-ся: Мы пришли, мы все здоровы, и к работе мы готовы!

2. Вводное слово учителя. Знакомство с темой и целью занятия.

СЛАЙД № 2 (тема).

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «Публичное выступление».

Сегодня почти не осталось профессий, которые не требовали бы время от времени публичной коммуникации. А любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность такой коммуникации. Умение выступать публично  имеет прямое отношение к профессии журналиста. Довольно часто возникают ситуации, когда необходимо в чем-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

Эпиграфом к занятию послужат слова А.П. Чехова: " Для интеллигентного человека дурно говорить, можно бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…»

«Этапы подготовки публичного выступления». (Запись темы в тетрадь)

Учитель: (цель) В ходе занятия вы должны усвоить этапы подготовки публичного выступления, узнать от чего зависит успех оратора.  Работа по теме поможет вам лучше понимать друг друга, искать компромиссы и договариваться.

2.1. Понятие  публичного выступления.

"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется... ", - сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит, вредное - ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.  Ответ на этот вопрос дает риторика.

СЛАЙД № 3 (риторика, картинка с философами)

Риторика (от греч. rhetorike techne -- ораторское искусство), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.  

Учитель: Понятие "риторика" охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство. Великими риторами  были античные философы Сократ, Платон, Аристотель. Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.

Публичное выступление – это выступление не только на площадях и стадионах, по телевидению, и перед большой аудиторией. Публичным выступлением может стать и обращение к руководству, и беседа с новым работодателем, и общение в дружеской компании. От хорошего публичного выступления зависит очень многое – подписанный контракт, новые клиенты, собственный рейтинг и признание в обществе. Яркое и сильное выступление – это когда публика ловит каждое слово оратора, жест и изменение интонаций. Это умение вдохновлять и восхищать произнесённой речью.

СЛАЙД № 4 (публичное выступление)

Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. (запись в тетрадь)

Учитель: Другими словами публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Учитель: Как вы считаете, тема, которую мы сегодня изучаем,  актуальна? (ДА)

Почему?   (Каждому человеку, в той или иной мере приходиться выступать перед публикой).

Учитель: Обучение ораторскому искусству – это самый лёгкий путь к уверенности в себе.

 СЛАЙД № 5 (Схема 5 этапов) В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:  ( не зачитываю)

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (изобретение).

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (расположение).

3. Словесное выражение, литературная обработка речи.

4. Заучивание, запоминание текста.

5. Произнесение.

Учитель: Поднимите руки у кого из вас есть опыт публичного выступления, и в чём он выражался?

Ответы обучающихся: ( каждый рассказывает о своей практике публичного выступления): защита рефератов на уроках, представление презентаций, информационные сообщения по заданной теме, доклады  на научных конференциях, ответы у доски во время учебного урока, выступление на мероприятиях в разной роли,

общение с родственниками и друзьями (беседы, споры с  доказательством своей точки зрения, с целью убеждения).

 Учитель: Для людей многих профессий публичная речь является главнейшим оружием. И для них очень важно  знать принципы и правила ораторского искусства и постоянно совершенствовать их на практике.

На слайде вы видите несколько наименований профессий. Вам необходимо вычеркнуть профессии людей, которым  необязательно владеть ораторским искусством и оставить те,  для кого это просто необходимо (работа у интерактивной доски 2-х  человек, 2 списка, 2 команды, сидящие в 2-х рядах, помогают при затруднении участника, аргументируют своё мнение, стоящие у доски вычёркивают слова.).

СЛАЙД № 6 ( Заголовок и списки)

Профессии людей, которым необходимо знать принципы и правила ораторского искусства

Водитель                Преподаватель

Профессор              Строитель

Музыкант               Адвокат              

Прокурор                Певец

Продавец                Журналист

Менеджер               Экскурсовод

Ветеринар               Кассир Банка

Руководитель          Экономист

Бухгалтер                Шахтёр

Политик                   Депутат

3. Этапы подготовки  публичного выступления.

3.1.Структура ораторской деятельности: докоммуникативный период, коммуникативный, посткоммуникативный. 

СЛАЙД № 7 ( Три уровня)

В ораторского искусстве выделяют три уровня мастерства публичного выступления или три условия успеха оратора:

   I. Владение материалом  («что говорить»);

   II. Владение собой («как говорить»);

   III. Образ оратора («кто говорит»).

СЛАЙД № 8 ( 3 Этапа)

Учитель:  В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа,

  • докоммуникативный (подготовка к выступлению)
  • коммуникативный (взаимодействие с аудиторией)
  • посткоммуникативный (анализ выступления, выводы) (запись в тетрадь)

Остановимся на изучении докоммуникативной фазы по подготовке речи.

СЛАЙД № 9 ( Время подготовки)

Публичное выступление – довольно сложная процедура. Успех напрямую зависит от проведённого перед ним объёма работы. Предварительная подготовка должна превышать объем выступления по времени в 36 раз. Т.е. на каждую минуту выступления должно уходить полчаса подготовительной работы.

СЛАЙД № 10___( Тема)

1.Тема выступления.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. (2варианта: тему предлагают, выбираешь сам). Из чего следует исходить, выбирая тему? Прежде всего, из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

Вывод: Выбирая тему выступления, следует руководствоваться соображениями, что:

  •  вы осведомлены в вопросе лучше, чем слушатели;
  •  то, о чем вы собираетесь говорить, может вызвать интерес;
  • это актуально, для слушателей.

2. Название речи.

СЛАЙД № _11__(  примеры названий речи)

Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название речи должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Сравним два названия: рабочее, содержащее основную идею выступления, и рекламное: "Правильный образ жизни как основа длительной трудоспособности " и "Как жить, не старея ".

Учитель: Какой  вариант  привлекает ваше  внимание?

Обуч-ся: Рекламный. «Как жить, не старея ".

Учитель: Второй вариант не только привлекает внимание, но и создает положительную установку на восприятие темы.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают слушателей, порой даже вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению.

Учитель: Понятна ли вам тема лекции "Аутогенная тренировка"?

Обуч-ся: Нет

Учитель: В названии темы использован научный термин иностранного происхождения, который не всем известен, поэтому не каждый поймет, что речь идет о тренировке самовнушением.

Учитель: Как вы думаете, необходимо ли давать название застольной речи? (НЕТ).

 Для поздравительной, траурной, митинговой речей название также не требуется.

СЛАЙД № _12__( выводы по названиию)

Вывод: Название выступления должно отвечать двум требованиям:

  • отражать его суть, т.е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления;
  • носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интерес тех, для кого оно предназначено.

3. Цель выступления.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления.

О том, почему важна цель выступления вы узнаете из видеофрагмента урока по этой теме.

( Михаил Стадник. Урок ораторского мастерства по теме: Цель выступления - 4 минуты).

СЛАЙД №_13__ (Фрагмент видеоурока по теме: цель)

Закрепление материала по определению цели выступления. «Найди пару»

Учитель: С какой целью выступает адвокат? (ответ уч-ся - С целью защиты обвиняемого).

 Задание по карточкам. Работа в 2-х группах по 7 человек. Найти соответствие, соединив правильно 2 карточки: Публичное лицо – цель выступления).

СЛАЙД №_14__ (Таблица. Публичное лицо - цель выступления)

                                         

                      Публичное лицо                          

                Цель выступления

Адвокат  

           

С целью защиты обвиняемого

Прокурор                  

С целью представления обвинения или приговора

Преподаватель

С целью передачи информации из определённой области знаний

Журналист

С целью в чём-то убедить, отстоять нужную идею, обосновать свою позицию

Менеджер по продажам    

С целью побудить покупать его определённые товары

Депутат

С целью привлечения на свою сторону сторонников

Политик                                                      

С целью убедить голосовать за нужного депутата

(Проверка, обсуждение)

СЛАЙД № _15__( выводы по цели выступления)

Вывод:

  • Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается.
  • Выступающему следует формулировать цель речи не только для себя, но и для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

4. Составление текста. Подбор материала.

СЛАЙД № _16__

Следующая ступень докоммуникативного этапа – «кодирование» - составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным лучше использовать не один источник, а несколько.

Источники материала подразделяются на группы:

  1.   Непосредственные – материал, добытый автором из жизни путём наблюдений, собственного опыта:

а)  знания, практика;

б)  личные контакты, беседы, интервью;

в)  воображение – мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами прошлого.

2. Опосредованные:

а)  официальные документы;

б)  научная и научно – популярная литература;

в)  художественная литература;

г)  статьи газет и журналов;

д)  передачи радио и телевидения;

е)  справочная литература: энциклопедии, словари;

ж) результаты социологичских опросов.

Физминутка. СЛАЙД № _17.

СЛАЙД № _18__(3 части речи)

Систематизируя материал, оратор, создаёт план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Речь состоит из трех частей:                     

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Отбирая материал для выступления, уместно руководствоваться следующей мыслью Аристотеля: "Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше".

Чтобы рассчитать объем выступления, надо исходить из того, что чтение одной страницы машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, занимает две минуты, если не делаются отступления.

5.Репетиция публичного выступления.  СЛАЙД № 19_

Очень важно увидеть и услышать себя со стороны.

- магнитофонная запись, видеозапись;

- прослушивание речи, произнесённой другими людьми;

- репетиция речи перед зеркалом;

- запоминание текста.

Вывод: Публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление, запомнится слушателям и заставит принять участие в обсуждаемой проблеме.

И подводя итог  занятия можно сказать, что качество проведённой подготовительной работы  - залог успешного выступления.

Домашнее задание:     СЛАЙД № _20_

1.Прочитать памятку «Публичное выступление - 10 ошибок начинающего оратора»

2. Подготовить короткое выступление (1 минута) на  одну из предложенных тем:

а) Обращение к директору школы.

б) Удивительный факт или интересное событие, которым вы хотите поделиться с другими.

в) Чтобы я сделал, если бы у меня была волшебная палочка (1 желание).

Рефлексия. СЛАЙД № 21_

Выберите одно изображение, которое  соответствует вашему настроению по окончанию урока. (Для этого необходимо подвести указатель мыши и нажать на выбранный элемент.)

Приём «Смайлики»

Завершение занятия. СЛАЙД № 22_(цитата)

«Крупный успех составляется из множества продуманных и предусмотренных мелочей»

                                                                                                                             В. Ключевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заключительного этапа работы над музыкальным произведением в процессе подготовки исполнителя к публичному выступлению. ( материалы беседы с учащимися старших классов фортепиано)

Данный методический материал представляет собой сжатый конспект беседы с учащимися-пианистами старших классов ДМШ и ДШИ, может быть взят за основу при подготовке преподавателя к тематическому классном...

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Алгоритм работы по подготовке публичного выступления....

Исследование познавательной стратегии подготовки публичного выступления.

Анализ ключевых моментов подготовки публичного выступления....

Урок развития речи по теме "Подготовка публичного выступления"

Предлагаемая презентация содержит авторский материал к уроку по развитию речи для учащихся 9-11 классов по теме "Правила подготовки публичного выступления"....

Конспект урока по фортепиано. 3 класс . Работа над образом и характером на заключительном этапе. Подготовка к публичному выступлению.

Материал представляет собой конспект урока с учеником 3 класса на материале произведения Роберта Шумана "Дед Мороз".  Показан завершающий этап работы. Раскрытие образа и характеров в произведении...

Методика подготовки публичных выступлений

В данной статье рассмотрены:Общение - структура, средства и виды.Подготовка и проведение публичного выступления.Спор - как часть выступления, техника убеждения...

Алгоритм подготовки публичного выступления.

Данный материал предназначен для всех, кто испытывает затруднения в подготовке публичного выступления и содержит подробное описание всех этапов его подготовки. ...