Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
методическая разработка по психологии по теме
Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным учебно-методическим обеспечением. Соответственно необходим поиск эффективных методов и средств формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
На наш взгляд, одним из эффективных и значимых методов формирования коммуникативной компетентности студентов, является эффективное педагогическое общение каждого преподавателя со студентами на лекционных и практических занятиях
В медицинском колледже и вузе преподаватель в процессе педагогического общения со студентами не только формирует необходимые знания, умения, навыки и компетенции, но и демонстрирует модели общения медработника с пациентом.
Таким образом, педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog.obshchenie.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
В сложившихся условиях среднее медицинское образование наполняется новым содержанием и предусматривает как формирование системы научно-медицинских знаний и медико-практических умений, так и умений терапевтического взаимодействия с пациентом, которые составляют основу коммуникативной компетентности будущего медицинского работника.
Коммуникативная
Очевидно то, что коммуникативная компетентность обеспечивает успешное выполнение всех этапов лечебного процесса, формирование информационной базы о пациенте, осуществление терапии, оценку выполненных действий
Для ее формирования необходима научно-обоснованная система подготовки студентов медицинского колледжа к профессиональной коммуникативной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным учебно-методическим обеспечением. Соответственно необходим поиск эффективных методов и средств формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
На наш взгляд, одним из эффективных и значимых методов формирования коммуникативной компетентности студентов, является эффективное педагогическое общение каждого преподавателя со студентами на лекционных и практических занятиях.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя со студентом на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции. И направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата и психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев). [5]
Проводится много экспериментальных исследований по данной проблеме, которые показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Коммуникативная компетенция преподавателя и роль общения
В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего медицинского профессионального образования, содержание учебных дисциплин и модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций (ПК) знаний и умений, но и общих компетенций (ОК) – это понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами и пациентами и других умений, как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника. Педагогическое общение, как часть образования и культуры, требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя, оно же формирует и передает социальные установки, отношения к пациентам, к образу жизни.
Общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон студента, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.
В общении проявляется механизм «заражения» и подражания. Это способствует формированию у студентов идеального образа медика с набором качеств и свойств, которые хотелось бы приобрести. Преподаватель – медик должен стать для студентов эталоном или идеалом его будущей профессии.
Специальные исследования, проводимые учеными-практиками, показывают к сожалению, что авторитет преподавателя среди студентов невысок. Например, исследования М.С. Дианкиной [2] показали, что при ранжировании значимости для студентов требований, исходящих из разных источников, на первом месте - собственные требования, на втором - требования друзей, на третьем месте - требования семьи, на четвертом месте - требования общества, на пятом месте - требования коллектива студенческой группы и лишь на шестом, последнем - требования преподавателей.
Из качеств, которые современные студенты больше всего ценят в преподавателях, обычно называют широкий кругозор, знание предмета и увлеченность преподаванием, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость.
Среди негативных личностных качеств они часто выделяют низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость.
Только 58% анкетируемых студентов смогли назвать среди своих преподавателей тех, чьи человеческие и профессиональные качества совпадают с их представлениями об образе специалиста - медика[2].
В связи с этим преподавателю необходимо формировать высокий уровень педагогического мастерства, профессиональной педагогической компетентности, основной составляющей которой и является педагогическое общение.
Рекомендации теоретического плана
Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать :
- закономерности общения,
- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения,
- методики изучения общения и межличностных отношений,
- основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.
Одной из главных черт личности педагога является его коммуникативная компетентность, включающая[3,9]:
- уважение и внимательность к собеседнику,
- способность устанавливать контакт,
- способность слушать и слышать,
- эмпатия (чувство сопереживания),
- способность адекватно выражать собственную позицию,
- готовность разрешать межличностные проблемы,
- способность работать в команде,
- владение коммуникативными умениями и навыками.
В структуру педагогического общения включаются функции, феномены и закономерности процесса общения.
Различают три основных функции общения:
1. информационная функция (получение и передача информации в общении с целью возможности овладеть опытом, накопленным человечеством),
2. перцептивная функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности и значимости его для данного человека),
3. интерактивная функция (с помощью общения происходит взаимодействие)
Коммуникативные способности включают в себя:
- умение объективно воспринимать собеседника (его настроения, намерения и др.),
- умение адекватно воспринимать ситуацию,
- умение видеть себя глазами партнера по общению (рефлексия).
Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.
Социальная перцепция - это важный психологический процесс, при котором осуществляется построение человеком определенного социального поведения на основе субъективной оценки партнера.
В педагогике известен такой феномен, как «самоактуализирующееся пророчество» (по Берну). Преподаватель на основе своего перцептивного опыта формирует свою стратегию поведения по отношению к данному студенту (харизма отличника, феномен зачетки и др.), а студент, опираясь на стратегию преподавателя, на его субъективное мнение строит свое собственное поведение. Студент старается вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили, и «пророчество» сбывается (или стереотип ожидания).
Ситуацию общения преподавателя со студентом можно представить как отношение ролей[7]:
медик – будущий медработник.
педагог – ученик (обучаемый).
Студент хочет, чтобы его воспринимали не как ученика, а как будущего коллегу. В то же время преподавателям, особенно на младших курсах, привычнее и удобнее общаться со студентами как с учениками.
Такая манера педагогического общения значительно снижает его эффективность.
В педагогическом общении важно не только умение выслушать, но и умение построить свою речь так, чтобы легче быть понятым слушателями, не провоцировать собеседника на негативное отношение к себе и к тому, что говоришь.
Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента-медика в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.
Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.
Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития[7].
Рекомендации
По рекомендациям Т.П. Колодяжной, направленным на повышение эффективности педагогического общения преподавателей и студентов колледжа можно предложить своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться как студентам (будущим специалистам), так и преподавателям:
- Наличие коммуникативного настроя.
-Эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние студентам.
- Органичное управление собственным самочувствием в ходе занятия и общения со студентами.
- Продуктивность общения.
- Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).
- Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).
- Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляция, пластическая образность).
Заключение
В медицинском колледже и вузе преподаватель в процессе педагогического общения со студентами не только формирует необходимые знания, умения, навыки и компетенции, но и демонстрирует модели общения медработника с пациентом.
Таким образом, педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.
Достаточно эффективным методом развития коммуникативной компетентности преподавателя являются тренинги.
Например, Л.А. Перовская «Компетентность в общении: социально-психологический тренинг» [6,4].
Литература
1. Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.
2.Дианкина Р.Г. Коммуникативная компетентность преподавателей и их компетентность в общении. – РГМУ , 2000.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997
4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками, М: Генезис, 2002
5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999, 365 с.
6. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989, 216 с
7. Н. Д. Творогова. Деловое общение преподавателя медицинского вуза / Учебно-методическое пособие для слушателей системы дополнительногообразования, преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, факультетов университетов. – Омск: Отдел международного сотрудничества ОмГМА, 2012. – 188 с.
8. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. – Казань, 1994.
9. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. Выпуск 12. Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2001.
10. Реан А. А. Характеристика деятельности преподавателя высшей школы через параметры вербального взаимодействия. — В кн.: Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Казань, 1992, с. 22—28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».
Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...
Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа
В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов, критерии коммуникативной культуры, коммуникативная компетентность и коммуникативная напр...
Формирование коммуникативной компетентности студентов
В работе рассмотрены современные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности, рассмотрены сущность понятий «компетентность», «коммуникативная компетентность», структура профессиона...
Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....
Формирование устойчивого восприятия взаимосвязи физики и медицины у студентов первого курса медицинского колледжа на уроках физики
Как известно, курс физики является неотъемлемой составляющей обучения студентов медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело». Блок Физики тесно взаимосвязан с медициной. В нас...
Особенности формирования математической компетентности студентов в педагогическом колледже
Для создания новых технологий, изобретения новых программных продуктов нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальн...
Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве
Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов....