Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа
методическая разработка по психологии по теме

Зайнетдинова Гульшат Зуфаровна

Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным учебно-методическим обеспечением. Соответственно необходим поиск эффективных методов и средств формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

 На наш взгляд, одним из эффективных и  значимых  методов формирования коммуникативной компетентности студентов, является   эффективное педагогическое общение каждого преподавателя со студентами  на лекционных и практических занятиях

В медицинском колледже и вузе преподаватель в процессе педагогического общения со студентами не только формирует необходимые знания, умения,  навыки и компетенции,  но и демонстрирует модели общения медработника с пациентом. 

Таким образом, педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog.obshchenie.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое общение  преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

В сложившихся условиях среднее медицинское образование наполняется новым содержанием и предусматривает как формирование системы научно-медицинских знаний и медико-практических умений, так и умений терапевтического взаимодействия с пациентом, которые составляют основу коммуникативной компетентности будущего медицинского работника.  

Коммуникативная

Очевидно  то, что коммуникативная компетентность обеспечивает успешное выполнение всех этапов лечебного процесса, формирование информационной базы о пациенте, осуществление терапии, оценку выполненных действий

Для ее формирования  необходима научно-обоснованная система подготовки студентов медицинского колледжа к профессиональной коммуникативной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным учебно-методическим обеспечением. Соответственно необходим поиск эффективных методов и средств формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

 На наш взгляд, одним из эффективных и  значимых  методов формирования коммуникативной компетентности студентов, является   эффективное педагогическое общение каждого преподавателя со студентами  на лекционных и практических занятиях.

Педагогическое  общение – это  профессиональное общение преподавателя со студентом на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции. И направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата и  психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А.А. Леонтьев). [5]

Проводится много экспериментальных  исследований  по данной  проблеме, которые  показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Коммуникативная компетенция   преподавателя и роль общения

В настоящее время,  в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего медицинского профессионального образования,  содержание  учебных дисциплин и   модулей предусматривает формирование не только  профессиональных компетенций (ПК)  знаний и умений, но и общих компетенций (ОК)  – это понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с коллегами и пациентами   и  других умений, как неотъемлемой части профессионального облика медицинского работника. Педагогическое общение, как часть образования и культуры, требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя, оно же формирует и передает социальные установки, отношения к пациентам, к образу жизни.

Общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон студента, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития.

В общении проявляется механизм «заражения» и подражания. Это способствует формированию у студентов идеального образа медика с набором качеств и свойств, которые хотелось бы приобрести. Преподаватель – медик  должен стать для студентов эталоном или идеалом его будущей профессии.

Специальные исследования, проводимые учеными-практиками, показывают к сожалению, что авторитет преподавателя среди студентов невысок. Например,  исследования М.С. Дианкиной  [2] показали, что при ранжировании значимости для студентов требований, исходящих из разных источников, на первом месте - собственные требования, на втором - требования друзей, на третьем месте - требования семьи, на четвертом месте - требования общества, на пятом месте - требования коллектива студенческой группы и лишь на шестом, последнем - требования преподавателей.

Из качеств, которые современные студенты больше всего ценят в преподавателях, обычно называют широкий кругозор, знание предмета и увлеченность преподаванием, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость.

Среди негативных личностных качеств они часто выделяют низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость.

Только 58% анкетируемых студентов смогли назвать среди своих преподавателей тех, чьи человеческие и профессиональные качества совпадают с их представлениями об образе специалиста - медика[2].

В связи с этим преподавателю необходимо формировать высокий уровень педагогического мастерства, профессиональной педагогической компетентности, основной составляющей которой и является педагогическое общение.

Рекомендации теоретического плана

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать :

- закономерности общения,

- структуру общения, особенности реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения,

- методики изучения общения и межличностных отношений,

- основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.

Одной из главных черт личности педагога является его коммуникативная компетентность, включающая[3,9]:

- уважение и внимательность к собеседнику,

- способность устанавливать контакт,

- способность слушать и слышать,

- эмпатия (чувство сопереживания),

- способность адекватно выражать собственную позицию,

- готовность разрешать межличностные проблемы,

- способность работать в команде,

- владение коммуникативными умениями и навыками.

В структуру педагогического общения включаются функции, феномены и закономерности процесса общения.

Различают три основных функции общения:

1. информационная функция (получение и передача информации в общении с целью возможности овладеть опытом, накопленным человечеством),

2. перцептивная функция (при общении передача и восприятие эмоций и чувств, отношения к событию, важности и значимости его для данного человека),

3. интерактивная функция (с помощью общения происходит взаимодействие)

Коммуникативные способности включают в себя:

- умение объективно воспринимать собеседника (его настроения, намерения и др.),

- умение адекватно воспринимать ситуацию,

- умение видеть себя глазами партнера по общению (рефлексия).

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. Процесс общения во многом определяет то, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя. Следовательно, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

Социальная перцепция - это важный психологический процесс, при котором осуществляется построение человеком определенного социального поведения на основе субъективной оценки партнера.

В педагогике известен такой феномен, как «самоактуализирующееся пророчество» (по Берну). Преподаватель на основе своего перцептивного опыта формирует свою стратегию поведения по отношению к данному студенту (харизма отличника, феномен зачетки и др.), а студент, опираясь на стратегию преподавателя, на его субъективное мнение строит свое собственное поведение. Студент старается вписаться в ту модель поведения, которую ему предложили, и «пророчество» сбывается (или стереотип ожидания).

Ситуацию общения преподавателя со студентом можно представить как отношение ролей[7]:

медик –  будущий медработник.

педагог –  ученик (обучаемый).

Студент хочет, чтобы его воспринимали не как ученика, а как будущего коллегу. В то же время преподавателям, особенно на младших курсах, привычнее и удобнее общаться со студентами как с учениками.

Такая манера педагогического общения значительно снижает его эффективность.

В педагогическом общении важно не только умение выслушать, но и умение построить свою речь так, чтобы легче быть понятым слушателями, не провоцировать собеседника на негативное отношение к себе и к тому, что говоришь.

Как бы это ни казалось, на первый взгляд, просто, но воспитание студента-медика в нравственном духе начинается со знакомства с преподавателями колледжа, с их тесного ежедневного взаимодействия.

Совершенно очевидно, что даже форма беседы преподавателя со студентами обладает большой силой воздействия.

Личность преподавателя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития[7].

Рекомендации

По рекомендациям Т.П. Колодяжной, направленным на повышение эффективности педагогического общения преподавателей и студентов  колледжа можно предложить  своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться как студентам (будущим специалистам), так и преподавателям:

- Наличие коммуникативного настроя.

-Эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние студентам.

- Органичное управление собственным самочувствием в ходе занятия и общения со студентами.

- Продуктивность общения.

- Речь (яркая, образная, эмоционально насыщенная, высококультурная).

- Мимика (энергичная, яркая, педагогически целесообразная).

- Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляция, пластическая образность).

Заключение

В медицинском колледже и вузе преподаватель в процессе педагогического общения со студентами не только формирует необходимые знания, умения,  навыки и компетенции,  но и демонстрирует модели общения медработника с пациентом.  

Таким образом, педагогическое общение как часть образования и культуры требует высокой коммуникативной компетенции от преподавателя и сформированного в процессе обучения коммуникативного умения от будущего специалиста.

Достаточно эффективным методом  развития коммуникативной компетентности преподавателя являются тренинги.

Например, Л.А. Перовская  «Компетентность в общении: социально-психологический тренинг» [6,4].

Литература

1. Бодалев А. А. Об особенностях понимания преподавателем студента. — В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1998, с. 3—11.

2.Дианкина Р.Г. Коммуникативная компетентность преподавателей и их компетентность в общении. – РГМУ , 2000.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: Феликс, 1997

4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками, М: Генезис, 2002

5. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999, 365 с.

6. Перовская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989, 216 с

7. Н.  Д.  Творогова.  Деловое общение преподавателя медицинского вуза / Учебно-методическое пособие для слушателей системы дополнительногообразования, преподавателей медицинских и фармацевтических вузов, факультетов университетов. –  Омск:  Отдел международного сотрудничества ОмГМА, 2012. –  188 с.

8. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. – Казань, 1994.

9. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. Выпуск 12. Челябинск: Изд. ЧГПУ, 2001.

10. Реан А. А. Характеристика деятельности преподавателя высшей школы через параметры вербального взаимодействия. — В кн.: Совершенствование научно-педагогической работы преподавателя высшей школы. Казань, 1992, с. 22—28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Совершенствование коммуникативной культуры студентов в процессе изучения дисциплины «Культура речи»в условиях медицинского колледжа

В статье рассматривается проблема совершенствования коммуникативной культуры студентов,    критерии коммуникативной культуры,  коммуникативная компетентность и коммуникативная напр...

Формирование коммуникативной компетентности студентов

В работе рассмотрены современные подходы к проблеме формирования профессиональной компетентности, рассмотрены сущность понятий «компетентность», «коммуникативная компетентность», структура профессиона...

Формы и методы формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях дистанционного образования.

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”....

Формирование устойчивого восприятия взаимосвязи физики и медицины у студентов первого курса медицинского колледжа на уроках физики

Как известно, курс физики является неотъемлемой составляющей обучения студентов медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело». Блок Физики тесно взаимосвязан с медициной. В нас...

Особенности формирования математической компетентности студентов в педагогическом колледже

Для создания новых технологий, изобретения новых программных продуктов нужен человек, обладающий необходимой системой знаний, определённым складом ума, развитым мышлением и умением принимать оптимальн...

Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве

Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов....