Психолого-педагогические условия формирования экологической компетентности студентов в современном вузовском пространстве
статья

Чувилина Анна Евгеньевна

Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.1.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Socio-cultural activities

УДК 37.034:343.83

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ЭКОЛОГИЧЕСКОй КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ  В СОВРЕМЕННОМ ВУЗОВСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

А.Е. ЧУВИЛИНА

ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»,

г. Южно-Сахалинск

Ключевые слова и фразы: психолого-педагогические условия; студент; тьюторское сопровождение; формирование экологической компетентности; экологическая компетентность студента; экологическая школа.

Аннотация: Целью данной статьи выступает рассмотрение и научное обоснование психологопедагогических условий формирования экологической компетентности студентов. В качестве исследовательской задачи был определен анализ основных характеристик педагогической системы, определяющих достижение студентами высокого уровня экологической компетентности. Решение поставленной задачи осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках теоретико-методологического анализа научной и учебно-методической литературы. В исследовании предполагалось, что внедрение выделенных условий в систему профессионального образования будет способствовать организации эколого-ориентированного учебно-воспитательного процесса. Результаты исследования показывают, что разработанные теоретические положения обосновывают условия, способствующие повышению эффективности деятельности, направленной на формирование экологической компетентности студентов в условиях современной высшей школы.

Актуальность целенаправленного анализа благоприятных условий формирования экологической компетентности студентов обусловлена, в первую очередь, стремительным усугублением экологических проблем, приобретающим общепланетарный и глобальный масштаб. Вовторых, особая значимость научного исследования объективных и субъективных факторов организации эколого-ориентированного образовательного процесса в высшей школе отмечается в связи с объективно существующей потребностью общества и государства в становлении гуманистически направленных будущих специалистов с высоким уровнем личностного и профессионального развития, готовых к осуществлению социально значимой деятельности, направленной на охрану и сохранение окружающей среды, и разрешение актуальных экологических проблем.

Руководствуясь в качестве основополагающего подхода концептуальными идеями и принципами компетентностного подхода [5], мы рассматриваем понятие «экологическая компетентность студента» как целостное образование личности, которое состоит из знаний, мотивационно-ценностных установок, индивидуальноличностных особенностей и которое позволяет осуществлять экологическую деятельность с целью улучшения состояния окружающего социоприродного мира.

Известно, что психолого-педагогические условия являются важнейшим компонентом осуществления образовательной деятельности, представляющим собой единый комплекс мер учебно-воспитательного процесса, тесно взаимосвязанных между собой и ориентированных на достижение конкретной педагогической цели.

В контексте вузовской профессиональной подготовки психолого-педагогическими условиями могут выступать, как правило, внешние аспекты организации и реализации образовательного процесса. В зависимости от поставленной цели в качестве конкретных условий могут быть представлены содержательные характеристики образовательного процесса, а также педагогические методы, формы, технологии и конкретные средства образовательной среды, направленные на установление и поддержание опосредованных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса на основе учета сформированных у них знаний, опыта и индивидуально-личностных особенностей (потребностей, целей, интересов, качеств, способностей, ценностей и т.д.) [3].

Успешному поиску и выявлению психолого- педагогических условий способствует правильная организация подготовительной работы: четкая постановка педагогической цели, подробное представление содержательных характеристик планируемого итогового результата, учет особенностей и ресурсов образовательной среды, а также обнаружение специфики социокультурного пространства, в рамках которого будет организован образовательный процесс и реализовано достижение обозначенной цели.

Цель и планируемый результат осуществляемой нами работы заключаются в достижении студентами высокого уровня сформированности экологической компетентности. Понимая особую в настоящее время значимость и актуальность подготовки экологически компетентных выпускников в связи со стремительно ухудшающейся экологической ситуацией, мы считаем целесообразным осуществление экологически ориентированного образовательного процесса и организацию активного участия в экологической деятельности всех студентов вуза независимо от профиля и направления обучения. Данная точка зрения основывается на ключевых положениях государственной политики РФ в области осуществления экологического образования [4].

В контексте формирования экологической компетентности будущих специалистов психолого-педагогические условия могут быть реализованы в ходе учебно-воспитательного процесса и направлены непосредственно на его оптимизацию и повышение эффективности. Следовательно, выделенные нами условия определяются совокупностью следующих объективных и субъективных характеристик педагогической системы:

  • целями и задачами;
  • особенностями самих субъектов-участников учебно-воспитательного процесса и спецификой их взаимодействия;

Организация социально-культурной деятельности

  • факторами и принципами организации планирования и осуществления работы;
  • содержательными и методическими методами;
  • формами управления и контроля;
  • средствами оценки полученных результатов и их коррекции [1].

Выделенные нами психолого-педагогические условия были реализованы в рамках обеспечения тьюторского сопровождения, которое, на наш взгляд, позволяет в максимальной степени обеспечить вариативность, персонализацию и практико-ориентированный характер формирования экологической компетентности будущих специалистов [2; 6].

Общими психолого-педагогическими условиями формирования экологической компетентности студентов вуза являются следующие.

  1. Вовлечение обучающихся в деятельность экологической школы, представляющей собой научное и творческое объединение субъектов эколого-ориентированной деятельности. Основная цель – решение актуальных социально значимых проблем экологического характера на основе сотрудничества, диалога и сетевого взаимодействия с общественными и образовательными организациями.
  2. Обеспечение ярко выраженной практико-ориентированной направленности реализации тьюторского сопровождения в рамках формирования экологической компетентности студентов за счет введения персональной траектории развития будущего специалиста, которая предусматривает его активное профессиональное и личностное становление путем поддержания особого взаимодействия в системе «человек – природный мир – социальный мир» и осуществления широкого спектра различных видов и форм экологической деятельности.
  3. Организация системы повышения квалификации педагогических работников вуза с целью проведения целенаправленной теоретической и практической подготовки и развития у них готовности к продуктивному формированию экологической компетентности будущих специалистов средствами тьюторского сопровождения в современном вузовском пространстве на протяжении всего обучения.

Выделенные педагогические условия способствуют повышению эффективности деятельности, направленной на формирование экологической компетентности студентов в условиях современной высшей школы. Посредством их

Socio-cultural activities

внедрения в образовательный процесс у будущих специалистов как самостоятельных субъектов собственного профессионального и личностного развития появляется возможность активного усвоения и выполнения различных форм индивидуальной и групповой экологической деятельности путем практической реализации собственного внутреннего потенциала и интеллектуальных, социальных, коммуникативных, волевых, инициативных, творческих, нравственных и иных индивидуально-личностных качеств.

Литература

  1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский; сост. М.Ю. Бабанский, авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов и др. – М. : Педагогика, 1989. – 558 с.
  2. Базаров, Е.Л. Экологическая компетентность будущих специалистов: психолого-акмеологические условия и факторы развития / Е.Л. Базаров // Акмеология. – 2009. – № 2. – С. 33–38.
  3. Леванова, Е.А. Образовательная среда вуза / Е.А. Леванова, А.Б. Серых, Т.В. Пушкарева, Л.В. Трегубова // Глобальный научный потенциал. – СПб. : ТМБпринт. – 2012. – № 19. – С. 212–213.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823.
  5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
  6. Чеканушкина, Е.Н. Стратегия метапредметности в формировании экологической компетентности студентов / Е.Н. Чеканушкина, Е.Н. Рябинова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2018. – № 1(37). – С. 163–172.

References

  1. Babanskiy, YU.K. Izbrannye pedagogicheskie trudy / YU.K. Babanskiy; sost. M.YU. Babanskiy, avt. vstup. st. G.N. Filonov i dr. – M. : Pedagogika, 1989. – 558 s.
  2. Bazarov, E.L. Ekologicheskaya kompetentnost budushchikh spetsialistov: psikhologoakmeologicheskie usloviya i faktory razvitiya / E.L. Bazarov // Akmeologiya. – 2009. – № 2. – S. 33–38.
  3. Levanova, E.A. Obrazovatelnaya sreda vuza / E.A. Levanova, A.B. Serykh, T.V. Pushkareva,

L.V. Tregubova // Globalnyy nauchnyy potentsial. – SPb. : TMBprint. – 2012. – № 19. – S. 212–213.

  1. Federalnyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10.01.2002 № 7-FZ № 122-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob okhrane okruzhayushchey sredy» [Electronic resource]. – Access mode : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34823.
  2. KHutorskoy, A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya / A.V. KHutorskoy // Narodnoe obrazovanie. – 2003. – № 2. – S. 58–64.
  3. CHekanushkina, E.N. Strategiya metapredmetnosti v formirovanii ekologicheskoy kompetentnosti studentov / E.N. CHekanushkina, E.N. Ryabinova // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. – 2018. – № 1(37). – S. 163–172.

© А.Е. Чувилина, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор отмечает актуальность проблемы воспитания и развития социально-трудовой компетентности старшеклассников.  Анализирует психолого - педагогические условия  формирования  социал...

Психолого-педагогические условия формирования межкультурной компетентности в школе

Статья, посвященная проблемам формирования межкультурной компетентности в школе....

Педагогическое общение преподавателя как метод формирования коммуникативной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа

Формирование коммуникативной компетентности будущих медицинских работников среднего звена необходимо в связи с недостаточной теоретической разработанностью критериев ее формирования, фрагментарным уче...

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС

Проектная деятельность как один из способов формирования экологической компетентности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС. Отчет по работе над мето...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Формы и средства этнокультурного образования нацелены на освоение учащимися тех национально культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно- нравственные ценности,  как отдельных этносов,...

Информатика как инструмент формирования экологической компетентности студентов

Информатика как инструмент формирования экологической компетентности студентов...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В данной статье поясняется актуальность формирования экологически-компетентных студентов и обращения к поиску эффективных инновационных технологий организации экологизированного учебно-воспитательного...