План-конспект урока психологии в 11 классе на тему "Психологическая культура"
план-конспект урока по психологии (11 класс) по теме

Цыганкова Наталья Юрьевна

Урок составлен в рамках программы преподавания курса психологии в 11 классе. Включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части рассматривается понятие психологической культуры, ее структура и особенности проявления. В практической части предлагается пройти диагностику О.И. Моткова на определение психологической культуры личности, а также проводятся упражнения на развитие понимания эмоций и их контролем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-tsennostnyy_potentsial.docx46.17 КБ
Файл urok_psikhologicheskaya_kultura.docx59.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА  ЛИЧНОСТИ" (1998-2001) О. И. МОТКОВ

        Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

        Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное  функционирование  проявляется  в:

       -    преобладающем ХОРОШЕМ САМОЧУВСТВИИ;

  1. глубоком ПОНИМАНИИ  И  ПРИНЯТИИ СЕБЯ;
  2. ПОЗИТИВНЫХ  ГАРМОНИЗИРУЮЩИХ ОРИЕНТАЦИЯХ на конструктивное общение и ведение дел, на  творческую  игру,  и т.д.;
  3. высокой УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;
  4.  ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОМ УРОВНЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ (но не слишком высоком!) своими желаниями,  эмоциями  и  действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений «хорошей жизни»,  она  является синтетической, целостной  характеристикой  и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в  эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. «Хорошая жизнь»  человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных  стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными,  гармоничным функционированием в целом.

        Психологическая культура высокого уровня включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений (тенденций, потребностей, ориентаций),  изначально присущих человеку, и обеспечивающих их реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям  прижизненно развитых умений  и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов  поведения.

 К  культурно-психологическим ПОВЕДЕНЧЕСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ относятся:

1 - регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально  помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;  

2 - конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;  

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.;  

4 - достаточно гармонично организованное творчество - наличие  своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности);  

5 - конструктивное ведение своих  дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и  сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним,  улучшающих весь наш образ жизни.

Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Общая культура жизнедеятельности личности в свою очередь состоит из шести видов процессуально-личностных  культур человека, таких как нравственная, эстетическая, психологическая, физическая, познавательно-творческая и общегармонизирующая. Общекультурные побуждения входят в набор базовых, природных культурологических тенденций и имеют в этом наборе и противоположно направленные акультурные эквиваленты, как правило, более слабые по степени своей выраженности в личности испытуемых (см. нашу методику "Культурологические тенденции").

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к   жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни,  научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно гармонично, гибко, творчески и полно.

        Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, "саногенных" личностных установок, "позитивного мышления" и поведения.

        Предлагаемая вниманию читателя методика является  последним вариантом более ранней методики "Культурно-психологический потенциал" (см. Мотков О. И. Психология самопознания личности: Практ. пособие. М., 1993). Сохранены шкала возможных ответов и те же вопросы, однако они касаются в новом варианте культурно-психологических  стремлений и их осуществления - мотивационной, собственно личностной составляющей ПСИХИКИ,  а не соответствующих способностей, которые относятся уже к исполнительной ее стороне. Существенно изменена и обработка данных, введены новые интегральные показатели гармоничности (оптимальности) выраженности культурно-психологических стремлений, их поведенческой реализации и психологической культуры в целом.

КЛЮЧ

№№

Виды  культурно-психологических стремлений

Вопросы №№

I

 К  самопознанию, глубокому  самоанализу

1, 7, 13

II

К  конструктивному общению

2, 8, 14

III

К психической саморегуляции

3, 9, 15

IY

К  творчеству

4, 10, 16

Y

К  конструктивному  ведению дел

5, 11, 17

YI

К гармонизирующему саморазвитию

6, 12, 18

I - YI

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  В  ЦЕЛОМ

1 - 18

        Изучаются сила и степень осуществления в поведении шести видов культурно-психологических стремлений, составляющих психологическую культуру человека. Приоритетными  являются показатели степени осуществления психологического стремления, психологической культуры в целом (по шкале Б).

ОБРАБОТКА  РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Определяем показатели  выраженность вида психологического  стремления - Ср IА

(Ср IIА, Ср ША ...)и обобщенный показатель выраженность стремлений психологической культуры в целом (Ср пкА). Сначала по шкале А подсчитываем среднее арифметическое ответов, соответствующих вопросам по  стремлению вида I – Ср IА (см. Ключ), затем среднее вида II - Ср IIА, среднее вида III - Ср ША, и так далее. После этого вычисляем среднее арифметическое ответов по шкале А на все вопросы 1- 18, определяя таким образом среднюю выраженность у испытуемого всех стремлений психологической культуры в целом (среднюю силу стремления к  психологической культуре) - Ср пкА.

2. Аналогично по шкале Б вычисляем показатель  степени осуществления вида психологического стремления - вида I, затем вида  II, вида III и так далее (Ср IБ, Cp IIБ, ...). Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем - вида II, и так далее. Затем вычисляем среднюю по  показателю психологической культуры в целом (Ср пкБ) - т.е. показателю итоговой степени реализации всех видов  стремлений психологической культуры - суммируем по шкале Б  ответы по всем вопросам и делим сумму на 18.

3. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности выраженности каждого вида психологических стремлений (Г IA, Г IIA ... ) и уровень гармоничности стремления к психологической культуре в целом  (Г пкА).

4. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности осуществления каждого вида психологических стремлений (Г IБ, Г IIБ, ...) и уровень гармоничности осуществления всех стремлений  психологической  культуры  (ГпкБ).

5. Определяем по таблице 2 результирующие показатели: уровни гармоничности каждого  вида психологической культуры (Г пкI, Г пкII, Г пкIII, ...) и обобщенный показатель -  уровень гармоничности  психологической культуры  личности в целом (Гпк) - путем соотнесения полученных уровней по шкалам А и Б между собой. Предпочтение отдается уровням гармоничности осуществления изучаемых стремлений - по шкале Б (по сравнению с уровнями гармоничности их силы определяемой по шкале А).

При  ранжировании групповых данных - если у нескольких человек уровни Гпк или уровни по отдельным видам психологической культуры оказались одинаковыми - лучший ранг присваивается тому, у кого выше гармоничность осуществления психологических  стремлений  (по шкале Б).

        

Таблица 1.   Примерные  уровни  гармоничности  характеристик   

                           психологической   культуры   (балльные   показатели)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                        Гармоничность                % от  max        Гармоничность       % от max  балла 5,

УРОВЕНЬ        силы психол-их                      балла 5,            осуществления            принимаемого

    стремлений                                                  психологических                за 100 %

                 (при 3,59  Х ср  4,31)          принимаемого          стремлений              

                (Хср  3,95 балла)                      за 100 %        (Хср  3,25  балла)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

высокий                4,31 - 4,65                 82,51 - 91,00          3,61 - 4,50                   65,01 - 87,50

псевдовысокий        4,66 - 5,00                      91,01 - 100,0           4,51 - 5,00                  87,51 - 100,0

средний                3,60 - 4,30                     47,51 - 65,0           2,91 - 3,60                      47,51 - 65,00

низкий                            1,00 - 3, 59                    0,00 - 47,5           1,00 - 2,90                    0,00 -  47,50

.         Примечание: Как видно из таблицы, уровни  гармоничности  осуществления культурно-психологических стремлений   несколько ниже (Хср = 3,25), чем уровни  гармоничности  их силы (Хср = 3,95), что соответствует средним данным большинства обследованных нами  групп.

Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе,  в проценты:

балл  1,0   1,1   1,2   1,3   1,4   1,5   1,6   1,7   1,8   1,9   2,0   2,1    2,2   2,3     2,4    2,5     2,6   2,7      

 %      0,0   2,5    5      7,5    10  12,5  15   17,5  20  22,5   25   27,5   30   32,5    35   37,5     40   42,5

 балл  2,8   2,9    3,0   3,1   3,2   3,3   3,4   3,5   3,6   3,7   3,8   3,9   4,0   4,1   4,2   4,3   4,4   4,5    4,6      

 %       45   47,5    50  52,5   55  57,5   60  62,5   65   67,5   70  72,5   75  77,5  80   82,5   85   87,5   90

балл   4,7    4,8   4,9    5,00

%      92,5   95   97,5  100,0

Средние  данные 4  групп -    старшеклассники, взрослые туристы  и  начинающие туристы,  педагоги. На 15.05.2001 - 202 человека. Данные будут обновляться.

Группа

I - Самопоз

II - Кон. общ

III - Саморег

IV - Творч

V - Кон. дел

VI - саморазв

ПК

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

А

Б

Леракт

75 чел

3.95

3.07

4.22

3.45

4.05

3.33

4.19

3.23

4.30

3.44

3.80

3.17

4.09

3.28

Ср взв

10 кл

53 чел

4.03  

3.58

4.03

3.59

4.08

3.61

3.98

3.44

4.21

3.76

3.90

3.63

4.04

3.61

11-гум

18 чел

3.40

3.35

3.26

3.29

3.14

2.96

3.50

3.24

3.53

3.52

2.96

2.87

3.32

3.20

11-мат

15 чел

3.89

3.47

4.31

3.64

3.95

3.33

3.98

3.55

4.04

3.95

3.93

3.13

4.04

3.48

Сотр-ки Гимн 1

41 чел

4.12

2.91

4.28

2.82

4.17

2.73

4.13

2.58

4.35

2.99

4.11

2.89

4.14

2.81

ВСЕ

Ср взв

202 ч

3,95

3,23

4,10

3,36

3,99

3.25

4,05

3.18

4,20

3.48

3,83

3,20

4.02

3.28

Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности психологической                       культуры (Гпк) или отдельных ее  видов с учетом уровней        гармоничности стремлений (шкала А) и их осуществления (шкала Б)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

№№      Уровень Г                                   Уровень Г                         Уровень Гпк или

           (по шкале А)                        (по шкале Б)                           ГпкI, ГпкI, ...ГпкYI

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1                В                                В                                В

2                ПВ                                В                                В

3                С                                В                                В

4                В                                ПВ                                ПВ

5                ПВ                                ПВ                                ПВ

6                С                                ПВ                                ПВ

7                В                                С                                С

8                ПВ                                С                                С

9                С                                С                                С

10                Н                                В                                С

11                Н                                ПВ                                С

12                Н                                С                                С

13                В                                Н                                Н

14                ПВ                                Н                                Н

15                С                                Н                                Н

16                Н                                Н                                Н

----------------------------------------------------------------------------------------------------------                

        Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень, С - средний уровень,

                         Н - низкий уровень гармоничности результатов по методике.

        

Таким образом, уровень гармоничности психологической культуры или ее отдельного видаа выражается только  собственно уровнем, а не числом. Из таблицы 2 видно, что этот уровень чаще всего  соответствует уровню по шкале Б (и среднему по Б), кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и  "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к среднему уровню Гпк).

В Шкале определения уровня Гпк (таблица 2) соотносимые уровни  расположены в порядке предпочтения. Это сделано для облегчения последующей процедуры ранжирования данных   группы испытуемых.

Более надежным является анализ целостного уровня гармоничности психологической культуры отдельного лица или группы обследуемых (по всем 18 пунктам). Анализ по видам психологических стремлений дает ориентировочные результаты.

ПРАВИЛА  РАНЖИРОВАНИЯ

- Ранг 1 присваивается лучшему результату , т.е. с В уровнем Гпк, полученном из соотношения уровней Г по шкалам А и Б - "В - В" (первая строка в таблице 2). Если таких случаев "В - В" несколько, то ранг 1 присваиваем случаю с  лучшим результатом  по шкале Б. Если обнаруживаются и такие одинаковые случаи, то присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале А. Если  и здесь все оказалось одинаковым, то присваиваем каждому из них средний ранг, вычисленный по стандартным правилам любого ранжирования  одинаковых данных (среднеарифметический ранг).

- После ранжирования случаев В уровня Гпк с соотношением "В - В" переходим ко второму типу выраженности В уровня Гпк - с соотношением "ПВ - В", и т.д. сверху вниз, вплоть до самого нижнего Н уровня Гпк с соотношением уровней  "Н - Н".

ИНСТРУКЦИЯ

(возможно как индивидуальное, так и  групповое предъявление)

Вам предлагается оценить силу своих психологических стремлений (по пятибалльной шкале А) и  степень полноты их осуществления в каждодневной жизни (по пятибалльной шкале Б). Всего нужно ответить на 18  пунктов. Свой ответ выбирайте по шкалам  возможных ответов А и Б.

Шкала А (оценка силы культурно-психологических стремлений)

      1                           2                       3                               4                             5

           очень слабая           слабая             средняя                высокая                 очень высокая

        Шкала Б (оценка степени осуществления  психологических  стремлений в  поведении)

               1                         2                               3                         4                        5

          очень слабая           слабая                   средняя               высокая                 очень высокая

        На опросном бланке укажите имя и фамилию, дату рождения, пол, род занятий, место учебы или работы, дату обследования. Затем напротив каждого пункта поставьте два крестика в тех клеточках, которые соответствуют силе вашего психологического стремления и степени его осуществления. Например, первый пункт - "Стремление четко осознавать и понимать себя, свои желания, характер и состояние". Если по отношению к данной потребности вы выбрали ответы "высокая" и "средняя", то напротив пункта 1 поставьте крестики под цифрой 4 в шкале А и под цифрой 3 в шкале Б. И   так далее по всем пунктам методики.

        Не пропускайте ни  одного пункта и ни одного ответа!

ОПРОСНЫЙ  БЛАНК

фамилия и имя ___________________________  Дата обследования____________________________

Дата рождения___________________________   Пол_________________________________________

Должность ______________________________  Место учебы или работы_______________________

  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  СТРЕМЛЕНИЕ

Шкала А

Сила  стремления

    1    2     3    4     5

Шкала Б

Степень осуществления стремления

1     2     3    4     5

1. Четко осознавать и понимать себя, свои желания,

свой  характер ……………………………..

2. Внимательно слушать другого, не теряя нити его

  размышлений ……………………………………….

3. Гибко управлять своим настроением, желаниями

     и       действиями …………………………………….

4.   Смело пробовать себя в новом деле, в новых

      ситуациях ……………………………………………

5.   Разумно планировать свое время, работу с учетом

      условий  и   возможностей ….

6.   Регулярно  заниматься самовоспитанием …………

7.   Находить психологические причины своего

      настроения, своих  ошибок …………………………………

8.   Сохранять спокойную речь и ясную голову в

      конфликтных ситуациях … ……… ………………..

9.   Культурно, приемлемо для других людей, выражать

      свои "отрицательные"  стремления  и  эмоции

       (например, агрессию  и  т.п.)…..

10. Создавать  оригинальные идеи, необычные образы…

11. Точно выполнять обещания и  деловые соглашения

12. Поддерживать  развитие своей  личности,  своих

      душевных и  физических сил ……………..

13. Осознавать свое предназначение, жизненный путь…

14. Ясно и уверенно высказывать свои мысли ……..

15. Быстро реагировать на свое плохое состояние и

      находить способы его улучшения ………………..

16. Практически осуществлять свои новые идеи,

      создавать новые приемы работы …………………

17. Доводить важное дело до конца, отдавать силы в

      основном главным целям ………………………….

18. Самостоятельно преодолевать свои вредные

      привычки и развивать положительные ………….

        

ПСИХОЛОГУ  И  ПЕДАГОГУ

        Участие в психологических развивающих занятиях показано в случаях, когда самооценка степени осуществления хотя бы одного типа психологических потребностей ниже 4 баллов или когда сила хотя бы двух  потребностей равна 3 баллам или еще ниже. Чем больше культурно-психологические потребности не реализуются, тем больше данному испытуемому нужно работать над собой, больше гармонизировать свои эмоции, мысли и действия. Иначе постепенная суммация негативных переживаний, отношений и конфликтов может привести к срыву, к серьезному заболеванию.

        Исследования показали, что чем больше у клиента обнаруживается дисгармоний в реализации природных базовых стремлений (см. методику "Базовые стремления"), а также между ними, тем выше и дисгармонии в его психологической культуре. Поэтому полезно соотносить данные по этой методике с результатами по методикам "Базовые стремления" и "Образ жизни".

        После проведения цикла психологических занятий с учащимися (или педагогами) рекомендуется повторное обследование по той же методике с целью выявления характера сдвигов в уровне гармоничности характеристик их  психологической культуры.

Данные психологической службы гимназии № 1 г. Ангарска показывают,  что после проведения тренингов личностного роста с педагогами гимназии их повторные результаты по методике «Психологическая культура» улучшаются  на 23%. Это указывает  на тонкую чувствительность методики к личностным изменениям испытуемых. В ходе занятий полезно обращаться к выдающимся примерам работы над собой - спортсменов Ю. Власова и В. Брумеля, врача Х. Линдемана, автора книги "Аутогенная тренировка", дневникам Льва Толстого и др.

Источник: Статья Психологическая культура в мозаике личности (О.И. Мотков) http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskaya_kultura_v_mozaike_lichnosti_o.i._motkov/



Предварительный просмотр:

Раздел «Психологическая культура как часть общей культуры» (6 часов)

Учебник для 11 класса: Андреева А.Д. Психология. XI класс. Гриф Российской Академии образования. Издатель: Московский психолого-социальный институт (МПСИ). 2008

План-конспект урока психологии

на тему  «Психологическая культура»

11 класс

Цель: раскрыть роль психологии в современной духовной жизни общества.

Основные понятия: психологическая культура, интеллигентность, гуманистические ценности.

Практическая часть. Диагностика психологической культуры личности по О.И.Моткову.

Для того, чтобы начать изучать новую тему, я предлагаю определить ваш уровень психологической культуры на данный момент. Зная свои особенности развития психологической культуры, вам будет интереснее воспринимать новый материал, а также иметь возможность скорректировать свой культурный уровень.

На отдельных бланках обучающимся предлагается пройти тест на оценку стремлений и их осуществления.

Теоретическая часть.

Психологическая культура является одним из аспектов личности человека, поэтому сначала кратко опишем наш подход к пониманию сущности личности. Личность - это управляющий центр психики, ее командная часть, побуждающая, направляющая, организующая и регулирующая поведение по осуществлению потребностей и целей. Это управляющая программа жизни и развития, способная организовать саморазвитие личности и организма в целом. Личность, как показали психогенетические и нейрофизиологические исследования, имеет биокультурную природу, ею и рождаются, и становятся (Мотков О.И., 2007; 2008).

Психологическая культура (ПК) (по ходу объяснения рисуется схема) – наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Конечно, имеют значение и знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях (Колмогорова Л.С., 1998, 2002). Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии!) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Психологическую культуру можно считать важным аспектом гармоничности личности и ее общей конструктивности, одним из факторов высокой жизненной самореализации и удовлетворенности, психологического здоровья.

Характеристика высокого уровня психологической культуры: чем выше у испытуемых выражены темп деятельности, лабильность (как гибкость переключения), экстраверсия, сознательность (самодисциплина), спонтанность, и чем слабее проявляются эмоциональность (социальная и предметная), нейротизм и интроверсия, тем выше их психологическая культура.

Психологическая культура - развитость таких качеств и умений, как:

Основа (необходимая предпосылка) психологической культуры - душевное здоровье.

Конкретные проявления психологической культуры разнообразны. Это умение слушать и слышать, привычка соглашаться с разумным (Тотальное ДА), умение управлять эмоциями, дипломатичность, тактичность и т.д.

Значение.

Психологическая культура, при ее оптимальной выраженности, становится стержнем более широкой характеристики человека - личностной гармонии, которая включает в себя еще и гармоничный образ жизни.

Схема «Составляющие психологической культуры личности»

Практическая часть.

А сейчас попробуем поупражняться над пониманием эмоций и их контролем. Как чуть ранее говорилось, что контроль над эмоциями – это одна из важных составляющих психологической культуры человека.

В нашей культуре не принято открыто выражать свои эмоции. Человек, который сдерживает как положительные, так и отрицательные эмоции, считается воспитанным. Мы должны научиться сдерживать свои эмоции.

1. Упражнение «Покажи эмоцию».

Каждому участнику достаются карточки, на которых написаны названия эмоций, после чего каждый участник поочередно должен выйти в центр класса и показать эмоцию при помощи мимики и жестов. Остальные участники отгадывают, подняв руку.

(Название эмоций: Сочувствие, удивление положительное, удивление негативное, уныние, страх, гнев, стыд, презрение, неуважение, радость, горе, вина, страдания, депрессия, раскаяние).

2. Упражнение «Эмоция по кругу».

Один из участников показывает соседу какую-то гримасу. Тот как можно точнее ее копирует и передает дальше. Гримаса должна передаваться по кругу и вернуться к «автору». Он должен сказать, какую эмоцию хотел передать, и какую получил.

Обсуждение. Давайте подумаем, почему нас часто неправильно понимают?

Вывод.

Психологическая культура  — это часть общей культуры. В ней сконцентрирован  общественно выработанный опыт постижения человека как субъекта и личности. Именно в психологической культуре содержатся ответы на следующие фундаментальные вопросы: что такое человек, как следует обращаться с ним и как надо относиться к нему.

Результатом формирования психологической культуры личности является положительная динамика развития личности, конструктивность отношений и поведения, гуманизация ценностных ориентаций, актуализация личностных ресурсов.

Развивать свою Психологическую культуру - можно и нужно.

Домашнее задание: параграф 3, ответить на вопросы 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока истории, интегрированного с мировой художественной культурой в 9 "А" классе по теме "Серебряный век русской культуры. Пути гармонии души и тела."

На данном уроке гармонично интегрируется исторические и искусствоведческие факты, раскрывающие один из интереснийших периодов истории Отчества - Серебряный век русской культуры....

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока

План-конспект открытого урока в 4 классе по теме "Сезоны и погода" и самоанализ урока. На уроке учащиеся систематизируют свои знания по теме, выполняя различные виды заданий, просматривая фрагменты из...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

План-конспект открытого урока в 3 классе. школы с углубленным изучением английского языка. УМК И.Н.Верещагина, Т.А.Притыкина. Тема урока «Одежда. Времена года».

Урок разработан с целью повторить и закрепить слова по пройденной теме "Одежда", ввести новую тему «Времена года» и новые слова,  организовать их первичную тренировку, ...

План-конспект открытого урока в 6 классе «Миногонты дзырдарæзт фалхат кæныны урок.»

laquo;Нæртон дзырдтæн сæ фæлмæдæр у Мад!»                                         ...