ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО
статья на тему

В статье раскрывается суть проблем, с которыми сталкивается педагог в условиях перехода на ФГОС ООО: проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП, проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП, личностные проблемы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost_pedagoga.docx16.12 КБ
Файл doklad_kompetentnost.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Заместитель директора по УВР МКОУ«Калтукская СОШ» Орлова Е.К.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

При переходе к ФГОС  нового поколения в начальной школе мы уже столкнулись с множеством проблем. Эти же проблемы перешли и на вторую ступень.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:

- планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

- синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

- изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

- недостаточность опыта проектной и исследовательской  деятельности;

- слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

- неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

     Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

-  сложности при формировании  и реализации  программы  духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

- сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде,  как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки,  под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия с логопедом.  А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»;  «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

     Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

 - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением  в силу возраста или профессиональной усталости  и др.;

- дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений  в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной  и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы  с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

- профессиональная, определяемая неготовностью учителя  к реализации  в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому,  что учитель не хочет перестроиться, а потому,  что ТРУДНО перестроиться.

Учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной и основной школы к ФГОС второго поколения.  Это был обзорный блок тем.

Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д.)

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

 - организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

 - проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

 - организовать работу по мониторингу формирования УУД;

 - отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

 - может быть,  создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

  - организовать психологическое сопровождение в начальной школе:

* организация психолого-педагогической диагностики  и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся,

* получать консультации психолога для коррекции работы в целях повышения эффективности урока (формирование мотивации, рекомендации по развитию психических процессов – внимания, мышления, памяти  младших школьников) и т. д.

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным)  и способность  видеть проблемы, а не их следствия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

Слайд 3

Система условий реализации основной образовательной программы Кадровые условия Психолого-педагогические условия Финансовое обеспечение Материально-технические условия Информационно-методические условия Организационные условия

Слайд 4

Приведены в соответствие с новым Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет Особенности требований к кадровым условиям

Слайд 5

Формирование профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Слайд 6

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Слайд 7

Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь « сценировать » учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Слайд 9

Специфические свойства личности учителя Организаторские Экспрессивные Перцептивно - гностические Коммуникативные Профессиональная работоспособность Физическое и психологическое здоровье

Слайд 10

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление методики Чему учить? Изменение содержания Зачем учить? Ценности образования Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Слайд 11

NỘI DUNG 1 Ф ормировать и развивать УУД – значит:

Слайд 12

Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем; Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам. Мелочных правил и инструкций.

Слайд 13

Готовность педагогов к реализации ФГОС - обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Слайд 14

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты? Решение за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях Энгельсского политехникума

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Лат.: prpfessio - официально указанное занятие, профессия; competentia - согласованность, соразмерность частей целого; competo - совпадать, соответствовать, подходить, ...

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования"

Справка об осуществлении инновационной деятельности по теме: "Формирование профессиональных компетенций учителей в условиях реализации ФГОС как фактор повышения качества образования" на базе...

Формирование профессиональной компетенции учителей в условиях реализации ФГОС ОО как фактор повышения качества образования

Региональная инновационная площадка ГАПОУ "Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля"...

Сертификат за проведение семинара – практикума по теме: «формирование профессиональной компетенции педагога в условиях введения обновленных стандартов ФГОС -2023: проблемы и решения», г.п. Пойковский, 2023 г.

Сертификат за проведение семинара – практикума по теме: «формирование профессиональной компетенции педагога в условиях введения обновленных стандартов ФГОС -2023: проблемы и решения»...