Программа повышения квалификации (обучения) педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы (в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021 и реализации ФГОС СОО 2017)
методическая разработка

Черкасова Елена Владимировна

«Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» является логическим продолжением и сохраняет преемственность методического подхода с программами 2011-2016, 2017-2021 года. Результаты реализации программ показали, что освоение педагогами и применение технологий деятельностного типа создает условия для внедрения системно-деятельностного подхода в обучение как технологической основы реализации личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности. По итогам реализации программ в основном решены задачи системного применения педагогическим коллективом технологий деятельностного типа в предметном обучении, использования их для формирования предметных и метапредметных планируемых результатов. «Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» ориентирована в соответствии с требованиями Обновленных ФГОС на переход к комплексной реализации системно-деятельностного подхода через применение деятельностных технологий в обучении и воспитании. В основу положена система методической работы в школе при освоении дидактической системы деятельностного метода, разработанная авторами Т.В. Текнеджян и Л.А. Аверкиевой под руководством Л.Г. Петерсон. Принципы работы с педагогами распространены на весь педагогический коллектив, в том числе, на педагогов, осваивающих другие технологии деятельностного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_povysheniya_kvalifikatsii_pedagogov_2022-2026.docx67.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 405

Принято решением «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогического совета

Государственного бюджетного Директор ГБОУ гимназии № 405

общеобразовательного

учреждения гимназии № 405 ______________ И.В. Зарецкая

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга Приказ № 90/4 от

Протокол № 2 от

Программа повышения квалификации (обучения) педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы

(в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021 и реализации ФГОС СОО 2017)

Авторы-составители:

Директор ГБОУ гимназии № 405 Зарецкая И.В.

Заместитель директора по ИД, руководитель Методической службы, Черкасова Е.В.

Заместитель директора по УВР начальной школы Лыскова Е.В.

Заместитель директора по УВР основной школы Левченко О.А.

Заместитель директора по УВР средней школы Метлина В.В.

Санкт-Петербург

2021

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность Программы 3
  2. Цели и задачи Программы 16
  3. Инновации в системе повышения квалификации 16
  4. Сроки и этапы реализации Программы 18
  1. Организационно-мотивационный этап (2022 год) 18
  2. Технологический этап (2023-2025 годы) 19
  3. Рефлексивно-обобщающий этап (2026 год) 22
  1. Традиционные формы повышения квалификации педагогов 22
  2. Материально-техническое обеспечение 23
  3. Ожидаемые результаты 24
  4. Оценка эффективности Программы 24
  5. Список литературы 25

  1. Актуальность программы

В основе ФГОС третьего поколения лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС 2021 Основная образовательная программа общего образования образовательной организации должна быть направлена на формирование общей культуры, личностное развитие обучающихся, их саморазвитие, формирование самостоятельности и самосовершенствование; развитие творческих (в том числе художественных, математических, конструктивно-технических) и физических способностей, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования призван обеспечить:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации доступности и равных возможностей получения качественного общего образования;
  • преемственность образовательных программ дошкольного, начального, основного, среднего общего, профессионального образования;
  • вариативность содержания образовательных программ общего образования, возможность формирования программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ);
  • государственные гарантии обеспечения получения качественного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ общего образования и результатам их освоения;
  • личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, воспитание ценности научного познания, формирование российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире;
  • благоприятные условия воспитания и обучения, формирование здорового образа жизни, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья; формирование навыков оказания первой помощи;
  • освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;
  • уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе;
  • формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни;
  • разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование;
  • формирование у обучающихся системных знаний о месте Российской Федерации в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее;
  • развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности;
  • освоение и применение обучающимися технологий совместной/коллективной командной работы на основе осознания личной ответственности, их личного вклада в решение общих задач, объективной оценки своих и командных возможностей;
  • условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности;
  • специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей;
  • сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможности получения общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации;
  • развитие государственно-общественного управления на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление;
  • взаимодействие организации, реализующей программы общего образования, с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями;
  • расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний, использование различных форм организации образовательной деятельности обучающихся;
  • развитие культуры образовательной среды организаций, реализующих программы общего образования;
  • реализацию бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность (ФГОС СОО).

Единство обязательных требований к результатам освоения программ общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне общего образования, а также в течение жизни.

Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся.

ФГОС устанавливает требования к достижению обучающимися на уровне ключевых понятий личностных результатов, сформированных в систему ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательной деятельности, самой образовательной деятельности и ее результатам:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
  • ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам:

  • обеспечивающей получение качественного общего образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, воспитание обучающихся;
  • гарантирующей безопасность, охрану и укрепление физического, психического здоровья и социального благополучия обучающихся.

Таким образом, стандарты третьего поколения в качестве приоритета нацеливают образовательную деятельность на развитие личности и индивидуальных возможностей каждого обучающегося, личностные результаты дифференцируются по группам, что повышает значимость воспитательной составляющей процесса обучения.

Требования к условиям реализации Основной образовательной программы, в том числе адаптированной, включают:

  • общесистемные требования;
  • требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению;
  • требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

В соответствии с требованиями к кадровым условиям реализация Основной образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, модулей, практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации программ общего образования, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ общего образования.

В соответствии с требованиями ФГОС ведущей потребностью обучающегося как результат образования остается потребность в саморазвитии, центральным качеством личности - способность самостоятельно ставить цель и действовать в соответствии с ней, в том числе осуществлять самодеятельность по саморазвитию.

Реализовывать эту сложную задачу необходимо современному педагогу, для чего ему требуется согласование и расстановка личных и профессиональных приоритетов, а также развитие соответствующих способностей, поскольку процесс обучения предполагает передачу умения от учителя обучаемому. Все это нацеливает педагога на активизацию профессиональной позиции и интенсивное совершенствование профессионального мастерства.

Чтобы ориентировать, мотивировать и включить педагога в деятельность по активному саморазвитию, требуется построение системы методической работы, как и образовательной деятельности в целом, на принципах системно-деятельностного подхода с акцентом на организации самостоятельной деятельности педагога по самоопределению, планированию и реализации развития своей профессиональной компетентности.

Результаты реализации «Программы повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2011-2016 годы» и «Программы повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2017-2021 годы» показывают, что освоение педагогами и применение технологий деятельностного типа создает условия для внедрения системно-деятельностного подхода в обучение как технологической основы реализации личностно-ориентированного подхода в образовательной деятельности.

С сентября 2011 года Гимназия приступила к введению ФГОС НОО и одновременно стала участником федерального эксперимента «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа».

В августе 2011 года в гимназии была разработана «Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2011-2016 годы», одной из основных задач которой являлось освоение педагогами технологий деятельностного типа. В основу была положена система методической работы в школе при освоении дидактической системы деятельностного метода, разработанная авторами Т.В. Текнеджян и Л.А. Аверкиевой под руководством Л.Г. Петерсон. Принципы работы с педагогами были распространены на весь педагогический коллектив, в том числе, на педагогов, осваивающих другие технологии деятельностного типа.

Поскольку включение всего педагогического коллектива в работу по освоению и реализации технологий в обучении представляет собой достаточно длительный и многоступенчатый процесс, наряду с инновационными активно использовались традиционные формы повышения квалификации педагогов.

С 2010 по 2021 годы в гимназии проводились следующие мероприятия: обучающие педсоветы «Стандарты второго поколения. Содержание. Основные направления развития. Условия реализации», «Реализация стандартов второго поколения. Внедрение программ гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, формирования здорового образа жизни», «Современный урок: способы формирования универсальных учебных действий», «Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника как форма прохождения аттестации», «Построение образовательной среды на принципах системно-деятельностного подхода на основе использования технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон», «Структура и содержание стандартов второго поколения основного – среднего образования», «Современные образовательные технологии. Освоение технологий деятельностного типа», «Основная образовательная программа основного общего образования. Рабочие программы по предметам в соответствии с требованиями ФГОС», «Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Проектная деятельность школьников», «Профессиональный стандарт педагога», «Проектная технология в урочной и внеурочной деятельности», «Преемственность способов формирования УУД на этапе перехода начальная – основная школа», «Технологический подход к формированию УУД», «Основная образовательная программа основного общего образования и программа развития гимназии», «Профессиональный стандарт педагога. Психологическая и ИКТ-компетентность учителя», «Построение технологии формирования УУД на основе применения образовательных технологий деятельностного типа», «Профессиональный стандарт педагога. Введение и оценка требований, предъявляемых к педагогу», «Итоговый индивидуальный проект как форма ГИА: целеполагание и формы организации», «Система оценки качества образования гимназии», «Примерная программа среднего общего образования. Структура и содержание. Горизонтальная форма повышения квалификации», «Проект Основной образовательной программы среднего общего образования гимназии», «Индивидуальный проект как форма итоговой аттестации обучающихся на уровне среднего общего образования», «Цифровая трансформация профессиональных качеств педагога», «ФГОС третьего поколения»; внутришкольные семинары: «Освоение ТДМ как средство реализации ФГОС. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя», «ТРКМ и проектная технологии как средства внедрения и реализации стандартов второго поколения», «ТРКМ на уроках гуманитарных и естественнонаучных дисциплин»; школьные конференции по проектной деятельности обучающихся; районные семинары «Служба здоровья как важнейшее условие функционирования ОУ в рамках реализации стратегии «Наша новая школа», «Формирование метапредметных и личностных УУД через надпредметный курс «Мир деятельности» в начальной школе», «Организация проектной деятельности младших школьников с использованием технологии деятельностного метода и надпредметного курса «Мир деятельности», городской семинар «Роль курса «Мир деятельности» в системе предметов начальной школы при формировании УУД».

С января 2012 года на параллели первых классов в качестве внеурочных занятий был введен надпредметный курс «Мир деятельности», созданный авторским коллективом под руководством Л.Г. Петерсон.

Содержание курса определяют 4 основные линии: познавательная, коммуникативная, регулятивная и ценностная, что соответствует основным видам УУД. Внедрение и последовательная реализация курса позволили учителям приобрести знания об УУД, первичный опыт их формирования и диагностики, познакомиться с планируемыми результатами освоения ООП НОО, подготовиться к их достижению на основе ДСДМ Л.Г. Петерсон. Рост учебной мотивации, познавательного интереса, развитие метапредметных умений в результате преподавания курса, повышение активности и результативности обучения по основным предметам стали дополнительным стимулом для освоения программы педагогами. В последующие годы курс продолжал поэтапно внедряться одновременно с введением ФГОС.

В 2012-2013 годах в основной школе на параллелях 5-6-ых классов была введена программа «Математика» Л.Г. Петерсон.

С сентября 2015 года гимназия приступила к введению ФГОС ООО. В 2015-2019 годах ФГОС ООО введен на параллелях 5-9-ых классах в сопровождении надпредметного курса «Мир деятельности».

С марта 2015 года гимназия включена в состав соисполнителей федерального инновационного проекта «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДО – НОО – ООО)». Участниками площадки стали 28 педагогов. В рамках проекта гимназии присвоен статус Регионального информационного центра по соответствующей тематике.

В течение 2015-2019 лет педагоги приняли участие в работе трех лабораторий: «Формирование метапредметных и личностных результатов ФГОС НОО на основе реализации надпредметного курса «Мир деятельности» (1–4 классы)», «Надпредметный курс «Мир деятельности» как основа реализации ФГОС ООО в работе педагога основной школы (5–9 классы)», «Реализация дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон как возможность соответствия требованиям профессионального стандарта педагога».

В декабре 2016 года решением Общего собрания работников ГБОУ гимназии № 405 принята и утверждена приказом директора «Программа развития гимназии на 2017-2021 годы», одним из отдельных проектов которой стала «Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2017-2021 годы». В качестве новой методической темы гимназии, как наиболее актуальную на соответствующий период, было принято решение утвердить тему «Технологический подход при формировании УУД в образовательной деятельности».

С сентября 2017-2018 учебного года гимназия стала соисполнителем Всероссийского исследовательского проекта (ВИП) «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон (инновационная методическая сеть «Учусь учиться»). 29 педагогов стали участниками ВИП (Подпрограмма «Развитие механизмов и технологий повышения качества общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон»).

В течение 2017-2021 годов 36 педагогов приняли активное участие в работе трех лабораторий: «Методологическая школа», «Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ), «Надпредметный курс «Мир деятельности».

С декабря 2019 года гимназия в сотрудничестве с ГБДОУ детский сад № 92 Красногвардейского района Санкт-Петербурга включена в состав соисполнителей Федеральной инновационной площадки «Механизмы сохранения лидирующих позиций РФ в области качества математического образования (Инновационная методическая сеть «Учусь учиться»). Участниками площадки стали 33 педагога гимназии и 10 воспитателей и методист детского сада.

С сентября 2020 года гимназия приступила к введению ФГОС СОО. В 2020-2021 годах ФГОС СОО введен в 10-11 классах.

В 2020-2021 годах гимназия продолжила работу по программам ФИП - лаборатории: «Методологическая школа», «Дидактическая системно-деятельностного метода обучения (ДСДМ), «Надпредметный курс «Мир деятельности») и МИП (ВИП): Подпрограмма «Развитие механизмов и технологий повышения качества общего образования на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон». Активное участие в работе приняли 36 педагогов.

В течение всего периода реализации программ педагоги повышали свою квалификацию в форме курсовой подготовки.

На конец 2011-2012 учебного года курсы в форме вебинаров «Формирование универсальных учебных действий на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС», 72 ч, окончили 15 педагогов.

В июне 2012 года 7 педагогов окончили курсы повышения квалификации «Реализация системно-деятельностного подхода во ФГОС в УМК Л.Г. Петерсон», 72 ч, организованные совместно СПбАППО и АПКиППРО (г. Москва).

В январе 2013 года 4 педагога окончили курсы «Реализация системно-деятельностного подхода во ФГОС в УМК Л.Г. Петерсон», 72 ч, организованные совместно СПбАППО и АПКиППРО (г. Москва). В феврале завуч и методист окончили курсы повышения квалификации «Построение системы методической работы в школе в условиях перехода к реализации ФГОС второго поколения на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон», АПКиППРО (г. Москва), 144 ч. В конце 2013 года на базе гимназии прошли обучение 24 педагога по курсу «Использование интерактивных систем в образовательном процессе (интерактивные доски)», ИМЦ Красногвардейского района, 36 ч.

В январе - марте 2015 года на базе гимназии по программе «ФГОС основного общего образования: технологии реализации», СПбАППО, 72 ч, были обучены 30 педагогов.

В 2015-2016 учебном году курсы повышения квалификации, в том числе по ФГОС, предметные курсы и курсы по повышению ИКТ-компетентности окончил 21 педагог; в 2016-2017 учебном году – 36 педагогов; в 2017-2018 году – 33 педагога; в 2018-2019 году – 42 педагога; в 2019-2020 – 30 педагогов; в 2020-2021 году – 44 педагога, в том числе курсы «Формы дистанционного обучения: практические решения педагога» окончило 28 педагогов.

В марте 2014 года 6 педагогов начальной школы приняли участие во всероссийском педагогическом конкурсе методических разработок уроков «Учу учиться» в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон. По итогам конкурса двое педагогов награждены дипломом I степени и двое – дипломом III степени.

В последующие годы по результатам участия в ежегодном Международном педагогическом конкурсе «Учу учиться» награждены: в мае 2015 года двое педагогов начальной школы - дипломами финалиста; в мае 2017 года учитель начальных классов - дипломом III степени в номинации «Урок в ТДМ образовательной области «Математика и информатика» с учащимися начальной школы»; в мае 2019 года учитель технологии - дипломом II степени в номинации «Сценарий предметного урока в ТДМ с учащимися основной школы» и сертификатом на бесплатное прохождение очных курсов НОУ ДПО «Институт СДП»; в мае 2020 года - учитель начальных классов - дипломом финалиста в номинации «Сценарий урока в ТДМ образовательных областей «Обществознание и естествознание», «ОРКСЭ», «Технология», «Искусство», «Физическая культура» с учащимися начальной школы»; в июне 2021 года двое учителей начальных классов - дипломом III степени в номинации «Сценарий урока в ТДМ образовательных областей «Обществознание и естествознание», «ОРКСЭ», «Технология», «Искусство», «Физическая культура» и сертификатом на бесплатное прохождение очных курсов НОУ ДПО «Институт СДП».

Ежегодно в период реализации программ педагоги-участники ФИП и МИП участвовали в вебинарах, организованных СДП АПКиППРО г. Москва по применению технологии деятельностного метода в урочной и внеурочной деятельности и реализации надпредметного курса «Мир деятельности», участвовали в дистанционных консультациях по обмену опытом.

За время реализации программ педагоги и администрация гимназии многократно выступали на семинарах и конференциях различного уровня, курсах повышения квалификации с целью распространения опыта по темам «Организация работы по развитию общей и предметной одаренности обучающихся в рамках опытно-экспериментальной деятельности федеральной инновационной площадки «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования (ДОО – НОО – ООО)»; «Система оценки результатов обучения в рамках внутренней системы оценки качества образования гимназии»; «Организация проектной деятельности обучающихся на уроке с использованием технологии деятельностного метода»; «Оценка проектных умений обучающихся в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»; «Организация проектной деятельности обучающихся при переходе в основную школу с использованием надпредметного курса «Мир деятельности»; «Организация проектной деятельности младших школьников в рамках программы внеурочной деятельности «Радуга карнавала»; «Построение проекта как форма внеклассной работы с обучающимися»; «Формирование проектных знаний и умений младших школьников в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»; «Внеурочная деятельность как средство адаптации младших школьников».

В течение последних двух лет гимназия многократно участвовала в сетевых событиях, организованных в рамках ЦСДП АПКиППРО, г. Москва.

В ноябре 2019, 2020, 2021 лет гимназия принимала участие во Всероссийском фестивале «Один день в ТДМ», в рамках которого педагоги начальной школы, учителя математики, английского языка и истории проводили уроки и занятия внеурочной деятельности в технологии деятельностного метода.

В декабре 2019, 2020 года в гимназии проводился флэшмоб «Задача дня», в котором под руководством педагогов начальной школы и учителей математики принимали участие обучающиеся 1-7 классов. По результатам участия гимназия награждена дипломом в номинации «Самое дружное решение».

В апреле 2019 и марте 2020 года дистанционно под руководством педагогов все классы начальной школы, учителя и родители принимали активное участие в Международной математической обучающей «Олимпиаде Тест-драйв Петерсон», 2019 и «ОЛИМПИАДЕ ПЕТЕРСОН», 2020.

В течение четырех последних учебных лет в рамках работы ФИП и МИП проводилась работа с педагогическим коллективом по освоению словаря системно-деятельностного подхода, продолжалась апробация диагностического инструментария сформированности метапредметных УУД у обучающихся 1-9 классов. Учителя начальной школы приняли участие в апробации автоматизированной системы мониторинга метапредметных УУД в начальной школе. Работая над групповыми и индивидуальными методическими темами, все педагоги принимали участие в инновационной деятельности, разрабатывая сценарии уроков с использованием технологий деятельностного типа и в соответствии с планами работы методических объединений в утвержденные сроки проводили открытые уроки. С целью повышения качества преподавания и обмена опытом, коллеги посещали открытые уроки и по результатам посещений проводили анализ, предоставляли необходимые рекомендации. В результате работы на основе анализа формирования УУД при реализации технологий деятельностного типа: ТДМ, проектной, проблемно-поисковой, ТРКМ педагогами были систематизированы знания по формированию УУД в соответствии с основными этапами и общей структурой урока при применении технологий деятельностного типа; разработаны основы технологических карт уроков с применением различных технологий деятельностного типа; проведен анализ наиболее проблемных моментов в ходе урока: создание проблемной ситуации, работа с мотивацией и вниманием; разработана Карта Индивидуальной траектории развития педагога; организована работа в стажерских и совместных парах; сформирована база электронных образовательных ресурсов и платформ для организации дистанционного обучения.

Методические разработки уроков, материалы, статьи с обобщением опыта работы публиковались учителями в сборниках научно-практических материалов, на педагогических порталах и в интернет-изданиях с целью распространения опыта.

Полученные результаты подтверждают высокую эффективность реализации программ за период 2011-2021 годы.

В итоге результативность применяемой методической системы получила свое подтверждение как эффективный инструмент развития и повышения профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Дополнительным приращением продвижения учителя становится активная трансляция опыта и присвоение обучающимися ценностных приоритетов современного образования и как следствие повышение качества обучения.

«Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» является логическим продолжением и сохраняет преемственность методического подхода с программами 2011-2016, 2017-2021 лет. По итогам реализации программ в основном решены задачи системного применения педагогическим коллективом технологий деятельностного типа в предметном обучении, использования их для формирования предметных и метапредметных планируемых результатов. «Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» ориентирована в соответствии с требованиями Обновленных ФГОС на переход к комплексной реализации системно-деятельностного подхода через применение деятельностных технологий в обучении и воспитании.

Деятельностный подход в воспитании в современной педагогике реализуется в русле ключевой идеи о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса преимущественно в субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности». Суть воспитания заключается в том, что в центре внимания стоит не любая деятельность, а деятельность, направленная на развитие личности, на ее взросление. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты. Таким образом, деятельностный подход в воспитании это субъектно-деятельностный подход.

В центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми по реализации вместе выработанных целей и задач. Содержание воспитательного процесса составляет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности. Базовой категорией выступает ситуация деятельности, которая является модификацией понятия педагогическая ситуация.

Воспитательный процесс исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуации воспитательной деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания в единые воспитательные комплексы, стимулирующие разностороннюю деятельность современного человека.

Ситуация воспитывающей деятельности должна содержать в себе:

  • социальные факторы, инициирующие возникновение разнообразных духовных потребностей и формирование мотивов общественно полезной и личностно значимой созидательной деятельности, требующей непрерывного рефлексии;
  • возможность и необходимость осуществления различных видов подобной деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых актов, общения, активной жизненной позиции, принципиальности в отстаивании своих взглядов, сверхнормативной активности, готовности следовать к намеченной цели, конструировать новые, более интересные и продуктивные цели и смыслы уже в процессе деятельности.

Деятельность воспитателя, управляющего и организующего деятельность

воспитанников, относится к категории «метадеятельность», или «непредметная деятельность». Педагог как бы поднимается над всеми доступными ему и его воспитанникам видами и формами деятельности, усваивает их на профессиональном уровне с целью эффективного использования в интересах воспитания субъектов в деятельности и жизнедеятельности в целом. Таким образом, воспитание предстает как деятельность по организации других видов деятельности, в которых не в меньшей степени воспитывается и сам педагог.

  1. Цели и задачи Программы

Цель Программы: создание условий для повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов на основе реализации системно-деятельностного подхода в обучении педагогических кадров в рамках обеспечения введения и реализации ФГОС третьего поколения.

Задачи Программы:

  • развитие мотивации педагогического коллектива к инновационной деятельности;
  • создание условий для повышения квалификации педагогов по построению образовательной деятельности на основе комплексной реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения;
  • повышение квалификации педагогов по применению деятельностных технологий для формирования планируемых результатов обучения;
  • повышение информационной компетентности педагогов, в том числе по применению в образовательной деятельности дистанционных форм обучения;
  • обеспечение гимназии высококвалифицированными педагогическими кадрами;
  • совершенствование технологической основы внедрения и реализации ФГОС;
  • повышение эффективности реализации ФГОС.

  1. Инновации в системе повышения квалификации

Система методической работы в школе при освоении дидактической системы

деятельностного метода, разработанная авторами Т.В. Текнеджян и Л.А. Аверкиевой под руководством Л.Г. Петерсон основывается на принципиальных положениях Дидактической системы деятельностного метода. Системное обучение педагога предполагает освоение технологии ТДМ на трех уровнях: базовом, технологическом и методическом. В период между курсами повышения квалификации источниками профессионального роста педагога являются педагогическая практика, профессиональное общение и самообразование. В своем развитии учитель проходит последовательные этапы, которые обозначаются условными статусами: учитель – «стажер», учитель – «практик», учитель – «технолог», учитель – «мастер». Каждый статус характеризуется определенным уровнем мотивации, знаний и умений.

Характеристика условных статусов учителей

при освоении ДСДМ

Параметр сравнения

Учитель-«стажер»

Учитель-«практик»

Учитель-«технолог»

Учитель-«мастер»

Мотивация

«Понимаю и хочу»

«Знаю и могу»

«Знаю, хочу и могу»

«Знаю, хочу и умею»

Представления и знания о ТДМ

Представления о ТДМ

Знания реализации ТДМ:

дидактических принципов,

средств их реализации,

технологии деятельностного метода обучения

Умения

Опыт реализации ТДМ на базовом уровне

Опыт реализации ТДМ на технологическом или системно-технологическом уровне

Соответственно в коллективе выделяется 4 группы учителей: неработающие в технологии, использующие учебники и программы Л.Г. Петерсон, работающие на технологическом уровне и реализующие технологию системно.

Таким образом, в основе методической работы по повышению педагогической компетентности коллектива лежит дифференцированный подход. Выделяются две основные задачи: мотивировать к освоению технологии и создать условия для профессионального становления. Методическая работа состоит из последовательных этапов: мотивационный, мотивационно-практический, практический. Каждый этап характеризуется определенными задачами, направлениями деятельности, средствами.

Основные положения Системы методической работы в школе при освоении дидактической системы деятельностного метода положены в основу построения методической работы с педагогами гимназии по повышению профессиональной компетентности в области комплексного применения технологий деятельностного типа в образовательной деятельности, обучении и воспитании, и использования их для формирования планируемых результатов обучения.

  1. Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на период 2022-2026 годы.

Общее руководство и ответственность за реализацию программы в соответствии с планируемыми сроками осуществляют заместитель директора по инновационной деятельности, руководитель Методической службы гимназии, заместитель директора по УВР начальной школы, заместитель директора по УВР основной школы, заместитель директора по УВР средней школы.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (2022 год)

Основное содержание этапа составляют внедрение новой программы повышения квалификации педагогических кадров, реализация мотивационного этапа в организации методической работы по повышению квалификации педагогов.

Главной целью мотивационного этапа является формирование группы учителей с уровнем мотивации «Понимаю и хочу». Во многом созданию такой группы способствуют результаты программ повышения квалификации педагогических кадров, реализованных за период 2011-2020 годы, в течение которого все педагоги, неоднократно окончив курсы повышения квалификации, повысили свою профессиональную компетентность, большинство проходили курсы неоднократно по различным тематикам и направлениям: по методике преподавания, по освоению и реализации ФГОС, по применению в обучении технологий деятельностного типа, по повышению ИКТ-компетентности.

Большинство учителей начальной школы и учителей математики основной школы окончили курсы технологического уровня по освоению технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон, методист и завуч основной школы окончили курсы методического уровня.

На параллелях 5-6-ых классов введена программа «Математика» Л.Г. Петерсон. В 1-9-ых классах внедрен и реализуется надпредметный курс «Мир деятельности». Большинство учителей начальной школы и учителей математики основной школы применяют ТДМ на технологическом – системно-технологическом уровне, учителя основной и средней школы по другим предметам в большинстве системно применяют в обучении технологии деятельностного типа: ТРКМ, проектная, проблемно-поисковая и др.

По результатам работы в гимназии проводились районные и городские семинары. Педагоги и администрация принимали участие и выступали с докладами на районных, городских и всероссийских научно-практических семинарах и конференциях.

Основным результатом реализации этапа к концу 2022 года должно стать создание условий для частичного перехода к мотивационно-практическому этапу в организации методической работы с педагогами по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП (2023-2025 годы)

Содержание этапа составляет реализация программы повышения квалификации педагогических кадров.

ПОДЭТАП 1 Мотивационный - Мотивационно-практический (2023 год).

Подэтап включает реализацию мотивационно-практического этапа в организации методической работы с педагогами начальной школы и мотивационного этапа в организации методической работы с педагогами основной - средней школы по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.

Как приоритетная сохраняется задача мотивировать педагогический коллектив на комплексное применение деятельностных технологий в обучении и воспитании, растет значимость использования деятельностных технологий для формирования планируемых результатов обучения.

Содержание подэтапа:

  1. Обеспечение курсовой подготовки педагогов по применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.
  2. Проведение для учителей кафедры начальной школы обучающего семинара с целью разработки каждым педагогом индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции учителя на основе диагностики уровня освоения деятельностных технологий, применения их в обучении и воспитании, использования для формирования планируемых результатов обучения.
  3. Консультирование педагогов начальной школы руководителями и учителями-мастерами с целью уточнения индивидуального маршрута, а также включения в работу стажерской, совместной пары.

«Стажерская пара – это единица методической службы, направленная на освоение ДСДМ в условиях разноуровневого развития мотивации и профессиональной компетенции педагогов». Различают стажерские пары двух видов: учитель-«стажер» - учитель-«практик» и учитель-«технолог» - учитель-«мастер». Позиции в парах, выраженные в условных статусах, различаются минимально и располагаются на соседних уровнях. Основная задача стажерской пары – создание ситуации успеха для ее членов. Формы взаимодействия: конструирование уроков; анализ взаимопосещенных уроков; анализ конспектов уроков разной целевой направленности на соответствие требованиям; разработка дидактического и раздаточного материала. В результате деятельности стажерской пары учитель-«стажер» повышает свою профессиональную компетентность и приобретает статус учитель-«практик», учитель-«практик», в свою очередь, повышает свое методическое мастерство и мотивируется к прохождению курсов технологического уровня. Аналогичное развитие происходит в паре учитель-«технолог» - учитель-«мастер».

  1. Разработка графика и проведение открытых уроков и занятий с использованием деятельностных технологий. Анализ уроков, занятий с точки зрения применения и использования технологий для формирования планируемых результатов обучения.
  2. Проведение педсоветов по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.

ПОДЭТАП 2 Мотивационно-практический (2024 год).

Подэтап включает переход к реализации практического этапа в организации методической работы с педагогами начальной школы и реализацию мотивационно-практического этапа в организации методической работы с педагогами основной - средней школы по применению деятельностных технологий в обучении и воспитании и использованию их для формирования планируемых результатов обучения.

Растет значимость практической реализации деятельностных технологий в обучении и воспитании, сохраняется задача мотивирования педагогического коллектива на комплексное применение деятельностных технологий в обучении и воспитании, использование их для формирования планируемых результатов обучения.

Содержание подэтапа:

  1. Обеспечение курсовой подготовки педагогов по применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.
  2. Проведение для учителей предметных кафедр обучающих семинаров с целью разработки каждым педагогом индивидуальной траектории развития профессиональной компетенции учителя на основе диагностики уровня освоения деятельностных технологий, применения их в обучении и воспитании, использования для формирования планируемых результатов обучения.
  3. Консультирование педагогов руководителями и учителями-мастерами с целью уточнения индивидуального маршрута, а также включения в работу стажерской, совместной пары.
  4. Разработка графика и проведение открытых уроков и занятий с использованием деятельностных технологий. Анализ уроков, занятий с точки зрения применения технологий, использования для формирования планируемых результатов обучения.
  5. Проведение педсоветов по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.
  6. Участие в научно-практических семинарах и конференциях, публикация статей и методических материалов.

ПОДЭТАП 3 Мотивационно-практический - Практический (2025 год).

Подэтап включает реализацию практического этапа в организации методической работы с педагогами начальной школы и мотивационно-практического этапа в организации методической работы с педагогами основной - средней школы по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.

Приоритетной задачей становится практическая реализация деятельностных технологий на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении воспитательных мероприятий и занятий, использование их для формирования планируемых результатов обучения.

Содержание подэтапа:

  1. Обеспечение курсовой подготовки педагогов по применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.
  2. Разработка графика и проведение открытых уроков и занятий с использованием деятельностных технологий. Анализ уроков, занятий с точки зрения применения технологий и использования их для формирования планируемых результатов обучения.
  3. Консультирование педагогов руководителями и учителями-мастерами с целью коррекции индивидуального маршрута, а также контроля и повышения эффективности работы стажерской, совместной пары.
  4. Проведение педсоветов по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения.
  5. Участие в научно-практических семинарах и конференциях, публикация статей и методических материалов, участие в профессиональных конкурсах.

  1. РЕФЛЕКСИВНО-ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (2026 год)

Содержание этапа составляет реализация практического этапа в организации методической работы с педагогами гимназии по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании, использованию их для формирования планируемых результатов обучения. Анализ результатов и оценка эффективности реализации программы, перспективное планирование деятельности гимназии по повышению квалификации педагогических кадров на следующий период.

  1. Традиционные формы повышения квалификации педагогов

Инновационные направления повышения квалификации педагогов подкрепляется традиционными формами и методами, практикуемыми в организации методической работы с педагогами.

  1. Дополнительное профессиональное образование (ДПО).

Основные направления ДПО:

- программы по внедрению и реализации ФГОС;

- программы по методическому обеспечению преподаваемых дисциплин;

- программы по повышению ИКТ-компетентности.

Формы ДПО: программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогических кадров образовательных организаций , находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов г. Санкт-Петербурга на бюджетной и хозрасчетной основе, в том числе по персонифицированной модели.

Виды программ по продолжительности:

- краткосрочные курсы 16-72 ч;

- курсы 72-100 ч;

- длительные курсы 100-250 ч;

- профессиональная переподготовка >250 ч.

Курсовая подготовка педагога осуществляется не реже, чем 1 раз в 3 года в соответствии своими должностными обязанностями. Минимальный допустимый объем программ определяется законодательными актами Российской Федерации. План-график курсовой подготовки разрабатывают и осуществляют контроль за его исполнением руководитель Методической службы гимназии и руководители МО.

  1. Наставничество опытных педагогов над молодыми специалистами и педагогами, переведенными на новую должность без опыта работы.
  2. Работа педагогов в парах.
  3. Разработка конспектов уроков и занятий.
  4. Открытые уроки и занятия.
  5. Выступления на семинарах, круглых столах, конференциях.
  6. Публикации в сборниках научно-практических материалов, на педагогических порталах и в интернет-изданиях.
  7. Участие в профессиональных конкурсах.

  1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы требует материально-технического обеспечения основных направлений деятельности:

  1. Финансирование курсов повышения квалификации педагогов.
  2. Информационно-методическое обеспечение развития профессиональной компетентности педагогов.
  3. Материально-техническое обеспечение предметных кабинетов.
  4. Финансирование участия педагогов в научно-практических семинарах и конференциях, проводимых за пределами г. Санкт-Петербурга и размещения в научно-практических изданиях публикаций по соответствующей тематике.
  5. Материальное стимулирование педагогических работников по результатам педагогического труда.

Материально-техническое обеспечение программы предусмотрено в рамках реализации Основной образовательной программы гимназии в соответствии с требованиями ФГОС.

  1. Ожидаемые результаты

Основным результатом внедрения программы является укомплектованность гимназии педагогическими кадрами соответствующей квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности.

Итогом реализации программы должны стать следующие ожидаемые результаты:

  • качественный рост профессиональной активности педагогов;
  • развитие непрерывного образования педагогических кадров;
  • повышение квалификации педагогов по комплексному применению деятельностных технологий в обучении и воспитании и использованию их для формирования планируемых результатов обучения;
  • совершенствование ИКТ–компетентности педагогов, в том числе по применению в образовательной деятельности дистанционных форм обучения;
  • использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогических кадров;
  • совершенствование технологической основы внедрения и реализации ФГОС.

  1. Оценка эффективности программы

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • организация тематических педсоветов, научно-методических и научно-практических семинаров в гимназии;
  • количество аттестовавшихся педагогов;
  • количество педагогов, повысивших квалификацию в форме курсовой подготовки, в том числе по ФГОС;
  • количество педагогов, владеющих современными образовательными технологиями, методами и формами обучения, комплексно применяющих деятельностные технологии в обучении и воспитании, использующих их для формирования планируемых результатов обучения;
  • количество педагогов, принимающих участие в инновационной деятельности;
  • количество педагогов, представляющих свой опыт в форме открытых уроков, занятий, проводимых с применением деятельностных технологий;
  • количество педагогов, представляющих свой опыт в форме выступлений на научно-практических семинарах и конференциях, публикаций в научно-практических изданиях, участвующих в профессиональных конкурсах.

  1. Список литературы
  1. Агапова Н.Н. Деятельностный подход в педагогике [Электронный ресурс] // Образовательный портал Инфоурок. 2014. - URL:
  2. Петерсон Л.Г., Аверкиева Л.А., Гусева Е.А., Кубышева М.А., Текнеджян Т.В. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2010.
  3. Петерсон Л.Г. Построение системы непрерывного образования на основе системно-деятельностного подхода. – М., АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2012.
  4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. 2021. - URL:
  5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. 2021. - URL:
  6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования // Реестр примерных основных образовательных программ Министерства Просвещения Российской Федерации. 2016. URL:
  7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - Москва, 2002
  8. Текнеджян Т.В., Аверкиева Л.А. Методическая работа в школе при освоении дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000 …». – М., АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2008.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. 2021. - URL: .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе

Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией....

Проект урока в рамках программы повышения квалификации «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС: теория и практика»

Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом специфики данного предмета, целью которой является формирование универсальных учебных действий (УУД). Использование системн...

Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Технология формирования информационно-образовательной среды педагога в условиях реализации ФГОС»

Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышен...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...