Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе
статья
Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе.
Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы
Подготовила Пермина Ю.В., учитель МБОУ СОШ с. Кудеевский
2013г.
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.
Генри Адамс, американский писатель и историк.
Традиционная (так называемая «советская») система обучения была нацелена на передачу знаний от учителя ученику. Таким образом, существовала субъект-объектная схема обучения, которая формировала хороших исполнителей. Однако на сегодняшний день социальный заказ изменился (Слайд 3). В первую очередь, мне кажется, это связано с динамичностью современного рынка труда, что требует от человека мобильности, гибкости компетенций, готовности и умения учиться в течение всей жизни (Слайд 4). В связи с возрастанием роли предпринимательства в обществе России требуются активные, творческие люди, способные принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.
Проиллюстрировать сказанное поможет диаграмма, составленная по результатам Второго международного анализа прогресса в обучении, проведенного в 1991 году (Слайд 5).
Таким образом, главной задачей для нас, учителей, становится не передача знаний, а воспитание успешного в жизни человека. Для этого ребенок должен стать не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса.(Слайд 6) Именно на это и нацеливает нас ФГОС второго поколения.
ФГОС предлагает нам «портрет выпускника школы». Из перечисленных в Стандарте личностных качеств назову те, которые, как мне кажется, являются именно чертами личности как субъекта образовательного процесса:
- «креативный и творчески мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- подготовленный к осознанному выбору профессии …;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».
Логично теперь задать вопрос: как?
«Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: (Слайд 7)
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; (…)
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся…»
Фундаментальное ядро содержания общего образования включает следующие элементы (Слайд 8):
- базовые национальные ценности;
- основные элементы научного знания;
- универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия (ФГОС)
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды учебных действий:
- Личностные:
- историко-географический образ России и Башкортостана;
- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей;
- гражданский патриотизм, уважение к истории своей страны, культурным и историческим памятникам;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
2) Регулятивные:
Выпускник научится:
• целеполаганию;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять контроль своих действий;
• осуществлять адекватную самооценку и самокоррекцию;
3) Познавательные
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
4) Коммуникативные
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• работать в группе;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
УУД формируются в результате деятельности ученика.
В связи с этим считаю необходимым вернуться к понятию «деятельность». Леонтьев А.Н. в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева ≪Деятельность. Сознание. Личность≫. (Слайд 9.)
Рассмотрим модель деятельности (Слайд 10).
Именно на основе этой модели предлагает строить уроки Л.Г. Петерсон (Слайд 11).
Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка.
Сопоставим традиционный «знаниевый» подход и деятельностный. (Слайд 12)
Переходя непосредственно к нашему предмету, хочется сказать, что особыми возможностями для формирования УУД обладают задания по развитию речи. В современных условиях происходит изменение объемов текстов в сторону уменьшения – это связано в первую очередь с ГИА, где от учащихся требуется умение написать небольшое сочинение и сжатое изложение. Работа над изложением помогает овладеть основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом. Тексты для изложений обладают возможностями для реализации целей обучения русскому языку, обозначенным в ФГОС. Поэтому целесообразным является расширение работы с текстами, использование различных упражнений, чтобы эта работа была нескучной:
1) задания на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу: «Найди ошибку» (сопоставление исходного текста и изложения с ошибками, несоответствиями), «Реставрация текста», «Будь внимателен» (разделить два текста) и т.д.;
2) задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся: «Собери слова», «Кроссвордный диктант», «Переводчики» и др.;
3) задания для формирования познавательных УУД: «Составляем определения», «Ищем общее», «Ищем различия», «Мозаика» (восстановить текст из фрагментов), «Цепочка вопросов», «Текст наоборот» и др.;
4) задания коммуникативного характера на самостоятельное составление связного монологического высказывания: «Бусы», «Как ни крути…», «Кто короче?», «Если бы…»;
5) задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста: «Определяем стиль», «Исправляем стиль», «Нарушаем стиль» и др.
Подводя итог, хочется сказать, что идея сделать ученика субъектом образовательного процесса существует давно, но до ФГОС она считалась инновационной, а теперь становится обязательной.
Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Источники:
- ФГОС среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.
- www/standart.edu.ru
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Смысл. М.: Смысл, 2005.
- Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт. –сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...
Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык»в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и французского языков, ВКК. НОУ школа « Ксения» Старожук А.Л., учитель английского языка,...
Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС».
Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» Здоровьесберегающие образовательные технологии мож...
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО
Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и французского языков, ВКК. НОУ школа « Ксения» Старожук А.Л., учитель английского языка,...
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС
Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...
Программа повышения квалификации (обучения) педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы (в условиях внедрения и реализации ФГОС НОО 2021 и ФГОС ООО 2021 и реализации ФГОС СОО 2017)
laquo;Программа повышения квалификации педагогических кадров гимназии № 405 на 2022-2026 годы» является логическим продолжением и сохраняет преемственность методического подхода с программами 2...