К урокам психологии в 10-11 классах
учебно-методический материал по психологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Об эмоциях и чувствах.
Голод, любовь, гнев, бессилие, уверенность в себе, чувство юмора… Каждый человек испытывает эти чувства. Или эмоции? Тонкая грань между этими двумя понятиями едва различима, но всё-таки есть. Отчасти путаница возникла оттого, что изначально многие психологи рассматривали эмоции как широкое понятие, включающее в себя и сами эмоции, и чувства, а также аффекты, стресс и настроение. Но мы будем рассматривать эмоции и чувства как эмоциональные процессы. И попробуем разобраться, есть ли между ними отличия, и какие.
Механизм возникновения
Эмоции – это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизненных функций, связаны с нашими потребностями и их удовлетворением или неудовлетворением. Схему можно объяснить на простом примере: если вы голодны, желудок посылает сигналы мозгу, но в данный момент удовлетворить потребность в пище вы не можете, в мозгу созревает эмоциональная реакция, и вы испытываете голод. Допустим, голод мы удовлетворили, значит, эмоция сменится. Таким образом, делаем вывод, что эмоции ситуативны. Некоторые человеческие эмоции являются врождёнными, к ним относятся те, которые связаны с удовлетворением биологических потребностей.
А есть ли приобретённые эмоции? Вот как раз их мы и называем чувствами. На чувства влияет наш жизненный опыт и окружающая действительность. Они связаны с ассоциациями человека с определёнными предметами, ситуациями или людьми. Чувства ещё называют высшими эмоциями, а также вторичными, так как они формируются на основе простых эмоций.
Эмоция вполне осознанна. Чаще всего мы можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию, а вот описать словами, почему мы испытываем чувство, очень тяжело. Если человека спрашивают, почему он любит другого человека, он пускается в путанные и пространственные объяснения, и не может дать конкретный ответ. Чувства носят постоянный характер, некоторые могут сопровождать человека всю жизнь, но при этом вызывать разные эмоции в разных ситуациях. Например, в определённой ситуации любимый человек может вызвать раздражение или гнев, но даже это не убьёт чувство любви.
Способы выражения
Эмоции выражаются очень просто. Их отражение мы находим в мимике людей, жестах, манере разговаривать. Чувства мы чаще выражаем словами: «я тебя люблю», «я ненавижу лук» и т.п. Некоторые чувства мы скрываем, но они всё равно могут проявиться через определённые эмоции. Незаметно для нас, но вполне явно для окружающих. А всё дело в том, что человеческий опыт обобщил определённые мимические проявления, сделав их устойчивыми для выражения чувств. Например, когда мы удивляемся, мы приподнимаем брови, или есть такое устойчивое выражение «открыть рот от удивления». Легче всего отследить проявление эмоций у детей. Они ещё не научились скрывать свои чувства, отчего любое их проявление читается на лице. Со взрослыми всё несколько сложнее, умение скрывать свои чувства привело к тому, что появилось целое направление по изучению жестов, лиц, мимики. Это направление получило название физиогномика.
Основные отличия чувств от эмоций:
- Эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку или предмету.
- Приобретённые эмоции мы называем чувствами.
- Чувства формируются на основе простых эмоций.
- Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.
- Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.
- Чувства выражаются через эмоции.
- Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.
- Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.
Источник: TheDifference.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок психологии в 5 классе "Язык жестов. Можно ли общаться без слов?"
Вашему вниманию предлагаю урок психологии по экспериментальной программе факультативного курса "Учимся общаться"для учащихся 5 классов по теме "Язык жестов. Можно ли общаться без слов"...
Урок психологии "Что такое общениее" для учащихся 5 классов
Урок психологии для учащихся 5 классов по теме "Что такое общение"....
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)
НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...
Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...
Интегрированный урок психологии и обществознания. 5 класс
Цель урока: систематизировать представление учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице)....
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"...