Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты
материал по психологии на тему

Крылова Елена Леонидовна

В данном материале  представлен опыт использования интерактивного оборудования и среды темной сенсорной комнаты в работе с членами замещающих семей. ПРедставленный материал может быть использован социальными педагогами и педагогами-психологами, взаимодействующими с данной категорией детей и взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование интерактивного оборудования в коррекции детско-родительских отношениях».

  • Методологической базой занятий в интерактивной среде, научным фундаментом коррекционно-реабилитационной работы с детьми, подростками и взрослыми стала гуманистическая психология, учение о зоне ближайшего развития ребенка Л.С.Выготского, теория дизонтогенеза, разработанная в отечественной психологии.
  • При подготовке к занятиям с членами замещающих семей, направленными на решение различных проблем, возникающих в них, мы отказались от традиционных помогающих, поддерживающих или обеспечивающих психолого-педагогических практик и обратились к концепции сопровождения, которая на наш взгляд, является сегодня одной из самых перспективных.

Оборудование темной сенсорной комнаты:

Настенное панно «млечный путь»-применяется при релаксации, развитию тактильно-визуальных ощущений. Восприятия, воображения, фантазии, концентрации внимания, работа по сюжетам сказок, рассказы на основе ощущений.

Звездная сеть с контролером – концентрация внимания, развитие воображения, пространственных представлений, позволяет снять напряжение, тревогу.

Детская пузырьковая колонна – основной элемент любой темной сенсорной комнаты, эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений (непосредственное тактильное и зрительное восприятие имеет благотворное терапевтическое воздействие: помогает успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

Светильник «Фонтан света» - стимуляция зрительных ощущений, концентрации внимания на объекте, развитие творческого воображения. Очень работающий прибор, хотя самый простой и доступный. Я использую на этапе входы и выхода, а также на этапе визуализации проблемы.

Проектор «Жар-птица» - дозированное его использование развивает воображение, формирует ирреальные образы-представления, стимулирует внимание, зрительное восприятие. Используется в процессе релаксаций, при использовании элементов сказкотерапии.

«Светлячок» - нити можно перебирать, держать, обматывать вокруг тела, рук, лежать на них. Изменяющиеся цвета стимулируют внимание, обладают успокаивающим эффектом.

БОС «Комфорт».

Диагностическая возможность (имеет широкие диагностические возможности, в частности используется методика ЦТО или Люшера.

Образовательно-профилактическая: обучение навыкам саморегуляции, повышение активности творческих функций и развитие волевого контроля поведения.

Коррекционно-развивающая работа:

Применяются программы:

«Повышение устойчивости внимания, работоспособности и произвольного контроля поведения» (для кого? Для СДВГ, агрессивных детей и т.п.).

«Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка на этапах возрастных кризисов» (7 лет, тут же адаптация в школе, подростковый, на этапе окончания школы и т.п.).

«Антистрессовая подготовка и профилактика дезадаптации»:(дезадаптация поведения и т.п.).

«Психопрофилактическая работа с педагогами».

Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Но это особая форма обучения. Ее специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые. И осуществляется это при помощи специализированных технических средств.

Тренажер функциональной активности мозга ТММ «Мираж» предназначен для воспроизведения звуковых записей с сопровождением их светозвуковыми эффектами.

Области применения светозвуковой стимуляции:

  • облегчение состояния при хроническом болевом синдроме;
  •  повышение умственной и физической работоспособности;
  • снижение стрессовых влияний;
  • снижение уровня тревожности;
  • повышение успеваемости;
  • нормализация сна;
  • тренировка мозга.

Исходя из исходных данных и показаний, в основном, мы применяем его в работе с детьми старше 10 лет и взрослыми.

Основные требования для выполнения релаксации:

  • Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.
  • Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно.
  • Учить ребенка и взрослого разпознавать ощущения напряженности и расслабленности.

Пример глазодвигательного упражнения.

Пример кинезиологического упражнения: «Колечко».

Игры, используемые в работе: игры на гармонизацию детско-родительских отношений, совместное творчество и т.п.

Основные требования к использованию музыкальных произведений:

  • На одном занятии рекомендуется использовать три произведения или небольших музыкальных отрывка (длительностью каждый  по 3-5 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей).
  • Первое произведение, как правило, задает определенную атмосферу для всего занятия. Это дающее заряд бодрости, оптимизма произведение (на этапе начала занятия).
  • Второе – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера (например, во время визуализации проблемы).
  • Задача третьего произведения – снять напряжение. Оно может быть спокойным, релаксирующим, успокаивающим (используется на этапе релаксации).

Использование в работе в интерактивной среде ароматерапии:

  • Механизм лечебного воздействия ароматических эфирных масел основан на их селективной стимуляции или торможении подкорковых структур головного мозга и передаче этих модуляций нервно-рефлекторной активности через ретикуляторную формацию на корковые структуры. Приятные запахи приносят успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в темной сенсорной комнате для детей средней группы с ограниченными возможностями "Путешествие воздушных шариков"

Данная разработка будет интересна психологам, педагогам-психологам и всем педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и умственно-отсталыми....

Использование интерактивной среды ЛогоМиры в проектной деятельности .

В условиях надомного обучения детей с ОВЗ, среда ЛогоМиры позволит реализовать коммуникативные, технические и эстетические способности учащихся в процессе проектно-творческой деятельности....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. ...

мастер класс - Использование интерактивной среды UCHI.RU

Использование интерактивной среды   UCHi.RU...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В СРЕДЕ ТЁМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ»

На данный момент сенсорные комнаты получают широкое распространение в различных образовательных учреждениях, мы предполагаем, что наш проект поможет специалистам-логопедам и дефектологам в коррекционн...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...