Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты
методическая разработка по психологии (6 класс)
Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sensorna_yakomnata.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты
Участники: учащиеся 5-9 классов.
Цель программы: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- обучение приемам саморегуляции;
- развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Занятие №1.
Цель занятия: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, обучение приемам саморегуляции.
Ход занятия.
- Знакомство. Имя-прилагательное (5 минут).
Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какое-нибудь прилагательное. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и его имя, позитивным образом характеризовать человека, возможно, содержать преувеличение.
- Учимся расслабляться. Упражнения на мышечное расслабление (10 минут).
- Сожми руки в кулаки как можно сильнее. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство расслабления.
- Напряги мышцы ног, включая пальцы. Затем икры, колени, бедра, всю ногу. Расслабь. Потряси и пошевели пальцами.
- Напряги туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Расслабь живот, а потом грудь. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу.
- Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это ощущение.
- Релаксация, цветотерапия «Я спокоен» (10 минут).
Цель: устранение состояния психомышечного напряжения.
Процедура проведения. Удобное расположение в креслах «Трансформерах». Можно включить источник светоэффектов. Общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит спокойная музыка, записи шума моря, пения птиц. Психолог произносит релаксационный текст: «Сделайте три глубоких вдоха и три выдоха. Вдох старайтесь делать так, чтобы в нем активно участвовали мышцы груди и живота. А теперь представьте, что вы находитесь в лесу. Слушайте мои слова. Я хочу успокоиться. Я очень хочу успокоиться. Я успокаиваюсь. Я отвлекаюсь от всего окружающего. Ничто не мешает мне погружаться в полный покой. Посторонние звуки не мешают мне... я отдыхаю...
В моей правой руке появляется приятное ощущение тепла. Начинает теплеть моя левая рука. В моих руках струится приятное тепло. Мои руки теплые. Теплеют и мои ноги. Ноги теплеют все больше и больше. Приятное тепло окутывает все мое тело. Я все больше погружаюсь в состояние покоя. Но не сплю. Я лишь полностью отдыхаю. Мои мысли меня не беспокоят. Мышцы тела расслабились и отдыхают. Мое сердце бьется спокойно и ровно. Отдыхает каждая клеточка моего тела.
Я отдохнул и успокоился, я бодр, полон сил. Я чувствую прилив сил и энергии. Мне дышится легко и свободно, теперь сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза, потянитесь, хорошо потянитесь».
- Упражнение «Коса» (10 минут) Упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон с использованием музыкального сопровождения (музыка для релаксации).
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.
- Круг обратной связи (5 минут).
Цель: узнать мнение учащихся о проведенном занятии.
• Что понравилось в сегодняшнем занятии?
• Какие задания выполнил без затруднений?
• Какие задания вызвали затруднения?
• Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
- Ритуал прощания.
Занятие №2
Цель занятия: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, обучение приемам саморегуляции.
- Упражнение «Приветствия разных народов» (5 минут).
Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.
Техника проведения: подросткам предлагается поздороваться необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.
Инструкция: давайте поприветствуем друг друга необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала – пожмем друг другу руки, как это делают европейцы, затем поклонимся, как японцы, коснемся ногами друг друга, как африканцы.
Анализ:
- Понравилось ли упражнение?
- Какое приветствие показалось необычным?
- Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?
- Учимся расслабляться. Растягивание (10 минут).
1) Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, макушкой тебя притягивает к солнцу.
2) Глубоко вздохни. Сосредоточь внимание на точке перед собой.
3) Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни к потолку. Сосредоточься на дыхании.
4) Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.
5) Плавно опусти руки.
6) Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если не можешь этого сделать, наклоняйся не так низко.
7) Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны. Руки в это время в сторону и за голову. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.
3. Дыхательное упражнение «Лифт» (5 минут).
Цель: обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания.
Инструкция:
- Делая вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Вдыхая, почувствуй, как воздух наполняет твои легкие, начиная с нижних отделов (живота) и поднимаясь все выше, полностью наполняет легкие. При этом моно считать, на сколько «этажей» поднялся лифт. Можно помочь себе руками, изображая движение лифта.
- Выдыхая, опусти лифт на большее количество этажей. Когда выдохнешь, почувствуешь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.
4. «Писатели звездных историй» (15 минут). Выполняется с использованием панно «Звездное небо».
Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.
Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив Панно «Звездное небо», и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальнейшем развитии событий элементов, изображенных на панно или представив себя «внутри» картины, при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями?
5. Круг обратной связи (5 минут).
Цель: узнать мнение учащихся о проведенном занятии.
• Что понравилось в сегодняшнем занятии?
• Какие задания выполнила без затруднений?
• Какие задания вызвали затруднения?
• Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
6. Ритуал прощания.
Занятие №3
Цель занятия: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, обучение приемам саморегуляции.
- Приветствие «Вы еще не знаете, что я люблю» (5 минут). По кругу предается мячик. Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю…» (называется какой-либо факт о себе, который неизвестен большинству.
- Учимся расслабляться. «Морщинки» (5 минут).
1) Несколько раз вдохни и выдохни.
2) Широко улыбнись (можно своему отражению в зеркале).
3) Наморщи лицо начина со лба, затем брови, нос, щеки. Подними плечи.
4) Опусти плечи.
5) Расслабь мышцы лица.
Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокойно» и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.
«Что нам делать с этим чувством?» (5 минут).
- Вспомни ситуацию, когда ты очень сильно разозлился.
- Представь, что ты можешь сделать с этим чувством, чтобы оно больше не могло помешать тебе.
- Например, можно выбросить злость в мусорное ведро, или нарисовать портрет собственной злости и разорвать его потом, или надуть воздушный шар из злости и хлопнуть его. Какой вариант ты можешь придумать сам?
- Теперь представь себе, как ты расправился со своей злостью. Стало тебе легче на душе? Постарайся почувствовать спокойствие внутри себя. Запомни это чувство и постарайся вызывать его всякий раз, когда испытываешь негативные переживания.
- «Что я чувствую, когда слушаю музыку» (5 минут).
Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.
Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.
Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.
- «Солнечные зайчики» (5 минут).
Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона.
Ход упражнения: включается зеркальный шар, который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Находящимся в комнате, предлагается понаблюдать за бликами. Упражнение сопровождаются легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма. Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.
- Релаксация с применением пучка фибероптических волокон «Я самый(ая)…» (10 минут). Перебирая нити по одной, учащийся завершает фразу «Я самый…», отмечая свои имеющиеся позитивные качества либо придумывая желаемые для значимой ситуации.
- Круг обратной связи (5 минут).
Цель: узнать мнение учащихся о проведенном занятии.
• Что понравилось в сегодняшнем занятии?
• Какие задания выполнила без затруднений?
• Какие задания вызвали затруднения?
• Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?
- Ритуал прощания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей среднего школьного возраста 5-8 класса "Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее»)
Задачей занятия является знакомство учащихся с различными проблемами, связанными с отходами и мусором.Внеклассное занятие проводится с целью формирования представления учащихся о проблеме тверды...
Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».
В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...
Учебная ( корррекционно-развивающая) программа занятий с детьми среднего школьного возраста по коррекции дизорфографии.
Данная корекционно-развивающая программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма у учащихся 5-6 классов в норме и особенностей его усвоения детьми, по...
Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры
работработа имеет практическое значение для учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...
Использование специальных средств физического воспитания для борьбы с излишним весом учащихся среднего школьного возраста.
В данной статье вы найдете информацию о борьбе с излишним весом. Здесь, вы найдете примерный комплес физических упражнений, который сможите использовать не только на уроках физической культуры но и в ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ
В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...
Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"
В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...