Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты
методическая разработка по психологии (6 класс)

Разорёнова Дарья Владимировна

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sensorna_yakomnata.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Участники: учащиеся 5-9 классов.

Цель программы: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

  • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • обучение приемам саморегуляции;
  • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

Занятие №1.

Цель занятия: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, обучение приемам саморегуляции.

Ход занятия.

  1. Знакомство. Имя-прилагательное (5 минут).

Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какое-нибудь прилагательное. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и его имя, позитивным образом характеризовать человека, возможно, содержать преувеличение.

  1. Учимся расслабляться. Упражнения на мышечное расслабление (10 минут).
  1. Сожми руки в кулаки как можно сильнее. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство расслабления.
  2. Напряги мышцы ног, включая пальцы. Затем икры, колени, бедра, всю ногу. Расслабь. Потряси и пошевели пальцами.
  3. Напряги туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Расслабь живот, а потом грудь. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу.
  4. Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это ощущение.
  1. Релаксация, цветотерапия «Я спокоен» (10 минут). 

Цель: устранение состояния психомышечного напряжения.

Процедура проведения. Удобное расположение в креслах «Трансформерах». Можно включить источник светоэффектов. Общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит спокойная музыка, записи шума моря, пения птиц. Психолог произносит релаксационный текст: «Сделайте три глубоких вдоха и три выдоха. Вдох старайтесь делать так, чтобы в нем активно участвовали мышцы груди и живота. А теперь представьте, что вы находитесь в лесу. Слушайте мои слова. Я хочу успокоиться. Я очень хочу успокоиться. Я успокаиваюсь. Я отвлекаюсь от всего окружающего. Ничто не мешает мне погружаться в полный покой. Посторонние звуки не мешают мне... я отдыхаю...

В моей правой руке появляется приятное ощущение тепла. Начинает теплеть моя левая рука. В моих руках струится приятное тепло. Мои руки теплые. Теплеют и мои ноги. Ноги теплеют все больше и больше. Приятное тепло окутывает все мое тело. Я все больше погружаюсь в состояние покоя. Но не сплю. Я лишь полностью отдыхаю. Мои мысли меня не беспокоят. Мышцы тела расслабились и отдыхают. Мое сердце бьется спокойно и ровно. Отдыхает каждая клеточка моего тела.

Я отдохнул и успокоился, я бодр, полон сил. Я чувствую прилив сил и энергии. Мне дышится легко и свободно, теперь сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза, потянитесь, хорошо потянитесь».

  1. Упражнение «Коса» (10 минут) Упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон с использованием музыкального сопровождения (музыка для релаксации).

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

  1. Круг обратной связи (5 минут).

Цель: узнать мнение учащихся о проведенном занятии.

•        Что понравилось в сегодняшнем занятии?

•        Какие задания выполнил без затруднений?

•        Какие задания вызвали затруднения?

•        Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

  1. Ритуал прощания.

Занятие №2

Цель занятия: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, обучение приемам саморегуляции.

  1. Упражнение «Приветствия разных народов» (5 минут).

Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.

Техника проведения: подросткам предлагается поздороваться необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.

Инструкция: давайте поприветствуем друг друга необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала – пожмем друг другу руки, как это делают европейцы, затем поклонимся, как японцы, коснемся ногами друг друга, как африканцы.

Анализ:

  • Понравилось ли упражнение?
  • Какое приветствие показалось необычным?
  • Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?
  1. Учимся расслабляться. Растягивание (10 минут).

1) Встань прямо. Представь, что ты тянешься вверх, макушкой тебя притягивает к солнцу.

2) Глубоко вздохни. Сосредоточь внимание на точке перед собой.

3) Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни к потолку. Сосредоточься на дыхании.

4) Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.

5) Плавно опусти руки.

6) Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если не можешь этого сделать, наклоняйся не так низко.

7) Выпрямись и сделай несколько наклонов в стороны. Руки в это время в сторону и за голову. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.

3.  Дыхательное упражнение «Лифт» (5 минут).

Цель: обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания.

Инструкция:

  • Делая вдох носом, мы начинаем поездку на лифте. Вдыхая, почувствуй, как воздух наполняет твои легкие, начиная с нижних отделов (живота) и поднимаясь все выше, полностью наполняет легкие. При этом моно считать, на сколько «этажей» поднялся лифт. Можно помочь себе руками, изображая движение лифта.
  • Выдыхая, опусти лифт на большее количество этажей. Когда выдохнешь, почувствуешь, что все напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.

4.  «Писатели звездных историй» (15 минут). Выполняется с использованием панно «Звездное небо».

Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.

Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив Панно «Звездное небо», и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальнейшем развитии событий элементов, изображенных на панно или представив себя «внутри» картины, при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? 

5.        Круг обратной связи (5 минут).

Цель: узнать мнение учащихся о проведенном занятии.

•        Что понравилось в сегодняшнем занятии?

•        Какие задания выполнила без затруднений?

•        Какие задания вызвали затруднения?

•        Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

6.        Ритуал прощания.

Занятие №3

Цель занятия: профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок, создание положительного эмоционального состояния, обучение приемам саморегуляции.

  1. Приветствие «Вы еще не знаете, что я люблю» (5 минут). По кругу предается мячик. Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю…» (называется какой-либо факт о себе, который неизвестен большинству.
  2. Учимся расслабляться. «Морщинки» (5 минут).

1) Несколько раз вдохни и выдохни.

2) Широко улыбнись (можно своему отражению в зеркале).

3) Наморщи лицо начина со лба, затем брови, нос, щеки. Подними плечи.

4) Опусти плечи.

5) Расслабь мышцы лица.

Если чувствуешь напряжение, скажи себе: «Спокойно» и успокойся. Расслабь мышцы шеи и плеч.

«Что нам делать с этим чувством?» (5 минут).

  1. Вспомни ситуацию, когда ты очень сильно разозлился.
  2. Представь, что ты можешь сделать с этим чувством, чтобы оно больше не могло помешать тебе.
  3. Например, можно выбросить злость в мусорное ведро, или нарисовать портрет собственной злости и разорвать его потом, или надуть воздушный шар из злости и хлопнуть его. Какой вариант ты можешь придумать сам?
  4. Теперь представь себе, как ты расправился со своей злостью. Стало тебе легче на душе? Постарайся почувствовать спокойствие внутри себя. Запомни это чувство и постарайся вызывать его всякий раз, когда испытываешь негативные переживания.
  1. «Что я чувствую, когда слушаю музыку» (5 минут).

Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.

  1. «Солнечные зайчики» (5 минут).

Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона.

Ход упражнения: включается зеркальный шар, который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Находящимся в комнате, предлагается понаблюдать за бликами. Упражнение сопровождаются легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма. Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

  1.  Релаксация с применением пучка фибероптических волокон «Я самый(ая)…» (10 минут). Перебирая нити по одной, учащийся завершает фразу «Я самый…», отмечая свои имеющиеся позитивные качества либо придумывая желаемые для значимой ситуации.
  2. Круг обратной связи (5 минут). 

Цель: узнать мнение учащихся о проведенном занятии.

•        Что понравилось в сегодняшнем занятии?

•        Какие задания выполнила без затруднений?

•        Какие задания вызвали затруднения?

•        Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

  1. Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей среднего школьного возраста 5-8 класса "Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее»)

Задачей занятия является знакомство учащихся с различными проблемами, связанными с отходами и мусором.Внеклассное занятие проводится с целью формирования представления учащихся о проблеме тверды...

Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».

В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...

Учебная ( корррекционно-развивающая) программа занятий с детьми среднего школьного возраста по коррекции дизорфографии.

Данная корекционно-развивающая программа  опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса письма у учащихся 5-6 классов в норме  и особенностей его усвоения детьми, по...

Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры

работработа имеет практическое значение для  учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...

Использование специальных средств физического воспитания для борьбы с излишним весом учащихся среднего школьного возраста.

В данной статье вы найдете информацию о борьбе с излишним весом. Здесь, вы найдете примерный комплес физических упражнений, который сможите использовать не только на уроках физической культуры но и в ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ ИКТ

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы физического воспитания, которая направлена на формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый о...

Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"

В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...