ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
проект
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Белозерский детский сад № 2»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2016-2020 учебный год
Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Разработала:
учитель-логопед:
О.В. Соловьева
с. Белозерское
2016г.
Индивидуальный план самообразования
учителя – логопеда Ольги Владимировны Соловьевой
Тема самообразования: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика.
Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество коррекционного процесса, повысить мотивацию детей к формированию артикуляционной моторики, ускорить процесс автоматизации нормативного звукопроизношения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме повысить качество и результативность коррекционно-образовательного процесса.
В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста
2. Цель и задачи
2.1 Цель
Разработать и внедрить электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного артикуляционного уклада.
2.2 Задачи:
1. Изучить требования ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Разработать комплект презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
3. Реализовать комплект презентаций на практике для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Оценить эффективность применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.
Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой (имею свидетельство оператора ЭВМ), накопила личный опыт по практическому использованию (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете.
2.3 Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
2.4 Объект исследования интерактивная среда
2.5 Предмет исследования использование интерактивной среды в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста при формировании артикуляционной моторики
3. Проектное решение
В связи с тем, что использование ИКТ в ДОУ является новой и только внедряемой инновационной технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию артикуляционной моторики еще недостаточно. Поэтому перед нами встал вопрос разработать комплект электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.
4. Этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта 09.2016г.-06.2020г.
4.2 Этапы реализации проекта
- Подготовительный (с 09.2016г. по 08.2016г.)
- Основной (с 09.2017г. по 05.2020г.)
- заключительный (с 05.2020г. по 06.2020г.)
4.3 Программа проектных мероприятий
№ | Содержание работы | Место проведения | Срок проведения |
Подготовительный этап | |||
Изучение требований ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. | МКДОУ | 09.2016г. 08.2016г. | |
Обработка имеющейся по данному вопросу литературы и методических пособий. | МКДОУ | 09.2016г.- 08.2017г. | |
Создание комплекта презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки. | МКДОУ | 11.2016г.- 08.2017г. | |
Основной этап | |||
Использование разработанного комплекта электронных презентаций | МКДОУ | с 09.2016г. по 05.2020г. | |
Распространение педагогического опыта: - в сети интернет; - консультация для воспитателей: «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»; - «Создание педагогических пособий» -Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки» | МКДОУ Сеть интернет | 2015-2020 г. | |
Эффективность работы с родителями воспитанников: - консультации по профилактике речевых нарушений детей - консультации для родителей: « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях». - «Сказки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков», - методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников - индивидуальные консультации | МКДОУ | 2015-2020 г. | |
Заключительный этап | |||
Оценка эффективности применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада. | МКДОУ | с 05.2020г. по 06.2020г. |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1 Повысить эффективность правильной выработки артикуляционного уклада.
2 Повысить мотивацию детей к правильному выполнению артикуляционных упражнений.
3 Увеличить качество выполнения артикуляционных упражнений, для облегчения этапа постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.
4 Ускорить этап автоматизации нормативного звукопроизношения.
7. Заключение
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Список использованных документов и источников информации
1. Буденная Т. В. – Логопедическая гимнастика. – Детство-Пресс. – 2009
2. Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012 г.
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – ГНОМ и Д. – 2011
4. http://shel-mkdoy19.moy.su АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ
5. http://www.myshared.ru Артикуляционная гимнастика Автор: учитель- логопед Савченко С.Г.
6. http://sad2542.mirastem.ru Артикуляционная гимнастика
7. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
8. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
9. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
В работе использую различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...
Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста
Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубок...
Коррекционно –развивающее занятие с использованием арт-терапии «По дорожкам доброты» для детей среднего дошкольного возраста
Расширять представления детей о моральных человеческих качествах, формировать оптимистическое, радостное мировосприятие, положительный образа Я, развивать навыки позитивной коммуникации, вызвать чувст...
Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...
План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»
Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...
«Использование интерактивной среды в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
В приказе Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена совокупность обязательных т...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
Методическое пособие рекомендовано для использования в работе воспитателя, педагога, логопеда, педагога дополнительного образования. В данном методическом пособии раскрывается уровень развития мелкой ...