ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"
проект

Соловьева Ольга Владимировна

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.  

Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

« Белозерский детский  сад № 2»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2016-2020 учебный год

Тема: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                          Разработала:

                                                                                                     учитель-логопед:

                                                                                               О.В. Соловьева

с. Белозерское

2016г.

Индивидуальный план самообразования

учителя – логопеда Ольги Владимировны Соловьевой

Тема самообразования: "Использование интерактивной среды в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика.

Для повышения качества развития артикуляционной моторики и выработки правильного артикуляционного уклада возникла необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество коррекционного процесса, повысить мотивацию детей к формированию артикуляционной моторики, ускорить процесс автоматизации нормативного звукопроизношения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме  повысить качество и результативность коррекционно-образовательного        процесса.
        В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста

2. Цель и задачи  

2.1 Цель

Разработать и внедрить электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, ориентированный на повышение эффективности процессов выработки правильного артикуляционного уклада.

2.2 Задачи:

 1. Изучить требования ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы  по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

2. Разработать комплект презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

3. Реализовать комплект презентаций на практике для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

4. Оценить эффективность применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.

        Для реализации поставленных задач я овладела навыками работы с компьютерной техникой (имею свидетельство оператора ЭВМ),  накопила личный опыт по практическому использованию (ИКТ), научилась применять их в учебном процессе, регулярно знакомлюсь с материалами, помещенными на специальных сайтах в Интернете.

2.3 Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

2.4 Объект исследования интерактивная среда

2.5 Предмет исследования использование интерактивной среды в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста при формировании артикуляционной моторики

3. Проектное решение

В связи с тем, что использование ИКТ в ДОУ является новой и только внедряемой инновационной технологией, разработанных и широко используемых презентаций по формированию артикуляционной моторики еще недостаточно. Поэтому перед нами встал вопрос разработать комплект электронных презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

4. Этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта 09.2016г.-06.2020г.

4.2 Этапы реализации проекта

  • Подготовительный (с 09.2016г. по 08.2016г.)
  • Основной (с 09.2017г. по 05.2020г.)
  • заключительный (с 05.2020г. по 06.2020г.)

       4.3 Программа проектных мероприятий

Содержание работы

Место проведения

Срок проведения

Подготовительный этап

Изучение требований ФГОС к использованию ИКТ на логопедических занятиях и актуальные методические материалы  по применению электронного комплекта презентаций при организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

МКДОУ

09.2016г. 08.2016г.

Обработка имеющейся по данному вопросу литературы и методических пособий.

МКДОУ

09.2016г.-

08.2017г.

Создание комплекта презентаций в компьютерной программе Microsoft Office PowerPoint к упражнениям по разделам: свистящие, шипящие, сонорные звуки.

МКДОУ

11.2016г.-

08.2017г.

Основной этап

Использование разработанного комплекта электронных презентаций

МКДОУ

с 09.2016г. по 05.2020г.

Распространение педагогического опыта:

- в сети интернет;

- консультация для воспитателей: «Использование современных образовательных технологий в коррекции звукопроизношения»;

- «Создание педагогических пособий»

-Мастер-класс для родителей и воспитателей «Как правильно произносить звуки»

МКДОУ

Сеть интернет

2015-2020 г.

Эффективность работы с родителями воспитанников:

- консультации по профилактике  речевых нарушений детей

- консультации для родителей: « Артикуляционная гимнастика в домашних условиях».

- «Сказки весёлого язычка», «Игры и упражнения по автоматизации поставленных звуков»,  

- методических рекомендаций по обогащению словарного запаса и развитию грамматического строя речи дошкольников

-  индивидуальные консультации

МКДОУ

2015-2020 г.

Заключительный этап

Оценка эффективности применения комплекта презентаций для выработки правильного артикуляционного уклада.

МКДОУ

с 05.2020г. по 06.2020г.

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

1 Повысить эффективность правильной выработки артикуляционного уклада.

2 Повысить мотивацию детей к правильному выполнению артикуляционных упражнений.

3 Увеличить качество выполнения артикуляционных упражнений, для облегчения этапа постановки свистящих, шипящих, сонорных звуков.

4 Ускорить этап автоматизации нормативного звукопроизношения.

7. Заключение

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.  

Разработанный и внедренный электронный комплект презентаций для организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями повышает эффективность процессов выработки правильного артикуляционного уклада для произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Список использованных документов и источников информации

1. Буденная Т. В. –  Логопедическая гимнастика. –  Детство-Пресс. – 2009

2. Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012 г.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – ГНОМ и Д. – 2011

4. http://shel-mkdoy19.moy.su АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ

5. http://www.myshared.ru Артикуляционная гимнастика Автор: учитель- логопед Савченко С.Г.

6. http://sad2542.mirastem.ru Артикуляционная гимнастика

        7.  Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
       
8.  Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
       
9.  Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

     В работе использую различные программы:
Мicrosoft Word. - работа с документами;
Мicrosoft Роint - - работа с изображениями;
Мicrosoft Роwег Роint - презентации (педагогические советы, семинары, проекты)
Мicrosoft Оffice Publisher -информация для всех участников педагогического процесса и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Проблема постановки  певческого  голоса ребенка–дошкольника – одна из наибо...

Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста

Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубок...

Коррекционно –развивающее занятие с использованием арт-терапии «По дорожкам доброты» для детей среднего дошкольного возраста

Расширять представления детей о моральных человеческих качествах, формировать оптимистическое, радостное мировосприятие, положительный образа Я, развивать навыки позитивной коммуникации, вызвать чувст...

Презентация к выпускной аттестационной работе на тему: «Технологии формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста»

      В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...

«Использование интерактивной среды в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

В приказе Министерства образования и науки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена совокупность обязательных т...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие рекомендовано для использования в работе воспитателя, педагога, логопеда, педагога дополнительного образования. В данном методическом пособии раскрывается уровень развития мелкой ...