Пояснительная записка по использованию интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты
учебно-методический материал по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
26.10.2021 Для собрания МО
Пояснительная записка к коррекционно-развивающей программе по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по нормализации психоэмоционального состояния с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты.
Педагог-психолог Бутова С.В.
Первые сенсорные комнаты как средство психического оздоровления детей появились в 70-х годах 19 века в Голландии и в 80-х годах в Великобритании. Опыт их использования есть и в России: в 2004 году прошел 1 Международный семинар по применению сенсорных комнат для корригирования отклонений в эмоциональной и когнитивной сфере детей.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено Марией Монтессори. В ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми .
Среда сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность (от англ. interaction – взаимодействие) – понятие, описывающее характер взаимодействия между объектами. Интерактивность применительно к сенсорной комнате - это новый вид виртуальной реальности. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, ребенок «погружается» в ирреальной пространство.
Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему, является основным фактором, воздействующим на мозг ребенка. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
Основой комнаты релаксации является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Свет определенного цвета воздействует сразу на физическом и психологическом уровнях, гармонизирует состояние человека, способствует созданию чувства комфорта и уверенности, придает силы, исцеляет.
Спокойная, красивая музыка и необычные звуки, используемые на занятиях в сенсорной комнате обладают терапевтическим эффектом.
Одной из технологий оказания психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в школе является технология сенсорной коррекции, предполагающая организацию занятий с детьми в обогащенной мультисенсорной среде темной сенсорной комнаты.
Типы сенсорных комнат
Эффект восстановления гармонии с собой и с окружающим миром достигается использованием двух основных видов деятельности:
- Активной – стимуляция умственной, физической активности в обучении и играх, с использованием тонизирующих стимулов.
- Пассивной – нахождение в среде, стимулирующей кинестетическое восприятие – чувства, эмоции, тактильность, с использованием расслабляющих стимулов.
Зависимо от оборудования, материалов и преобладающего света, комнаты психологической нагрузки делятся на 3 типа: светлая активная, темная пассивная, игровая.
Темная (пассивная, релаксационная) комната
В темной сенсорной комнате оснащение способствует расслаблению, восстановлению психоэмоционального состояния, успокоению. Она снабжена световыми приборами, которых нет в светлой комнате – рассеянным светом, фибероптическими изделиями, создающими эффект звездного неба или звездного дождя. Дополнительными стимулами выступают: звуки природы, успокаивающая музыка, приятные запахи, проплывающий свет, нейтральные цвета. Комнаты расслабления являются неотъемлемой частью реабилитации у психологов при: неврозах, гиперактивности, тревожных состояниях, задержках психомоторного развития, проблемах речи, адаптационных расстройств.
Материально-техническое обеспечение программы по сенсорной интеграции в нашей школе.
Темная сенсорная комната в нашей школе — это помещение, оснащенное специально подобранным высококачественным оборудованием.
Для проведения релаксационный мероприятий собрана подборка дисков с релаксационными мелодиями, звуками живой природы.
-методическое пособие для обучения детей навыкам распознавания и выражения эмоций «Собери свою эмоцию» Ю.Б. Гиппенрейтер;
-стимульный материалы: «тактильное лото», «аудиальное лото», силиконовые игрушки с полусферами для нажатия пальцами рук со щёлкающим звуком pop-it («лопни это») и
simple dimple («простая впадина»), тактильные мягкие сенсорные кубы, набор из природных материалов;
-сенсорная тактильная дорожка для ног составная (8 элементов);
-полноразмерная проекция для сенсорной комнаты: ноутбук, ПО, проектор короткофокусный;
- потолок «звездное небо»;
-воздушно- пузырьковая панель с бегущим огнем (с сенсорным датчиком);
-интерактивная лестница света в металлическом корпусе;
-воздушно-пузырьковая колонна с рыбками (с сенсорным датчиком);
-полог «Фибероптический душ»;
-сенсорный куб с фибероптическими волокнами;
-пуфики -кресла с гранулами «Гигант»
-большое безопасное зеркальное панно.
Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:
- Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные и настенные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), установка для аромотерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. При необходимости, дополнительно, в такой обстановке можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом.
- Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки) и т.д. Дополнительно в него можно включить сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности [4,5].
Некоторые специалисты придерживаются следующего разделения сенсорной комнаты на блоки, в зависимости от чувств на которые воздействует оборудование:
- мягкая среда - обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной её целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому, все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах.
- зрительная и звуковая среда - спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.
- тактильная среда - позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
В зависимости от проблематики и возраста занимающихся мы используем разные приемы и методы работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.
Релаксационные упражнения - один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц [4]. Обучая детей методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться и тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Цель релаксационный упражнений - освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног. Релаксационные техники используются со специально подобранной музыкой. Примеры использования релаксационных упражнений представлены в приложениях 2,3.
Дыхательные техники. Дыхательные упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания, стимулирующие упражнения не только повышают энергетический потенциал, но и обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают. Дыхательные упражнения стимулируют движения диафрагмы, улучшают осанку, кровообращение, гармонизируют деятельность дыхательной, нервной и сердечно-сосудистых систем [5].
Музыкотерапия, активное слушание музыкальных произведений. Многогранность влияния музыки поможет подготовить ребенка к учебе, активизировать психические процессы и познавательную деятельность, сформировать нужный эмоциональный настрой, помочь расслабиться и отдохнуть. Музыка на занятиях дает возможность проводить обучение с учетом психофизиологии ребенка, интенсивно развивать головной мозг, активизировать компенсаторные механизмы, обеспечивает полисенсорную стимуляцию познавательной деятельности ребенка.
Коммуникативные упражнения. Беседы с детьми по итогам прослушивания музыки, воображаемых образов стимулируют речевую активность, развивают воображение, навыки сотрудничества.
Когнитивные (кинезиологические) упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. Под их влиянием в организме происходят положительные структурные изменения: совершенствуется регулирующая и координирующая функция нервной системы, гармонизируется работа головного мозга. Постепенно от занятия к занятию повышается сложность этих упражнений и увеличивается время их выполнения.
Все перечисленные приемы повторяются на каждом занятии, может меняться и усложняться содержание упражнений. При этом используются разные возможности интерактивного оборудования.
Что мы делаем в нашей сенсорной комнате?
Сенсорная комната – это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает.
Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования. Например, ладонями и стопами трогает разные по фактуре поверхности, играет в тактильное и аудиальное лото (учится дифференцировать звуки, голоса, промышленные и не промышленные шумы, развивает «эмоциональный слух»- опознавание интонаций) или «купается» в мягких пуфах, прислушиваясь к своим ощущениям. Один из основных методов, используемых в сенсорной комнате, релаксация (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»).
Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате воздействия спокойной музыки и приглушенного света. Все упражнения для младшей школы организованы в игровой форме.
Занятие в сенсорной комнате проводят клинические (медицинские) педагоги-психологи, или дефектологи, имеющие необходимые компетенции: владеющие знаниями об особенностях сенсорного восприятия, учитывающие медико-психолого-возрастные особенности развития детей.
Какие правила поведения для обучающихся в сенсорной комнате?
Для получения максимальной пользы от пребывания в «волшебной комнате» нужно соблюдать правила: (будут вывешены в наглядных картинках)
1.При входе снимать обувь.
4.«Говорим тихо».
5.Самостоятельно не включать и не выключать оборудование.
6.Выполнять инструкции психолога во время занятий.
7.Бережно относиться к оборудованию сенсорной комнаты.
8.Входить и выходить из комнаты с разрешения психолога.
Организационные условия проведения занятий.
Темная сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию или активизацию психической деятельности детей и взрослых, является одним из важнейших средств коррекции и реабилитации.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Режим занятий - один- два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 15-20 минут, что определяется тяжестью состояния, индивидуальными и возрастными особенностями детей. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной коррекции или проведение занятий индивидуально.
Программа носит коррекционный характер, т.к. специальное оборудование темной сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.
Программа является развивающим инструментом работы, т.к. интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики. Спокойная, доброжелательная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием интерактивного оборудования способствует появлению у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности, стимулируется интерес к познавательной деятельности детей.
Занятия по программе служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей. Наработанный опыт работы показывает, что занятия в темной сенсорной комнате способствуют повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации их внимания, уменьшению эмоционального напряжения, нормализации тормозных процессов, что дает ребенку возможность управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева.
Важное преимущество программы занятий в сенсорной комнате состоит в возможности проведения комплексной коррекционно-развивающей работы. На одном и том же занятии можно снизить эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику, используя игры, например с фиброоптическими волокнами, формировать устойчивость внимания при наблюдении за цветными пузырьками.
Занятия в сенсорной комнате могут быть как основным, так и дополнительным методом коррекционно-развивающей работы, в зависимости от того, какая задача выдвигается на первый план.
Цель занятий - частичное устранение, коррекция дефицита сенсорных ощущений и обретение учащимися компетенций, обеспечивающих максимальное включение в образовательный процесс и облегчение усвоения учебной программы.
В программу входят пять основных блоков направленных на коррекцию основных видов нарушений восприятия сенсорных стимулов и формирование базовых навыков психической саморегуляции.
Занятия в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
- активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
- стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
- развитие двигательных функций;
- создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к учебе.
Принципы реализации программы
Программа проводится с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка, индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
- Принцип единства диагностики и коррекции. До проведения занятий
в темной сенсорной комнате педагог-психолог должен иметь сведения об особенностях каждого ребенка, а также его медицинских показаниях и противопоказаниях. Такие сведения можно получить с помощью разных методов диагностик: наблюдения, проективных методик, социометрической пробы, педагогической диагностики и т. д. Сбор анамнестических данных и выявление актуального уровня развития познавательной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка и зоны его ближайшего развития важен для правильного подбора оборудования. Полученные диагностические данные после проведения коррекционной работы позволят определить результативность занятий, спрогнозировать дальнейшую работу в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.
- Принципы последовательности и постепенности введения интерактивного оборудования. Дидактические игрушки ярких, привлекательных цветов вызывают у ребенка желание совершать различные действия: приближение, прикосновение, захват, раскачивание, исследование и т. д.
- Для достижения максимального эффекта оказания помощи детям с ОВЗ необходим командный подход специалистов, который предполагает одновременную слаженную работу с ребенком врачей, специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, инструкторов ЛФК и учителей по плаванию). Подобная организация сопровождения детей с ОВЗ позволяет в едином ключе проанализировать выявленные особенности ребенка, принять решение о стратегии и последовательности сопровождения ребенка, обеспечить системность и взаимодополняемость деятельности в процессе реабилитации ребенка.
Показаниями к включению занятий детей в темной сенсорной комнате могут являться:
- различные психоневрологические проблемы (неврозы и неврозоподобные состояния; задержки психомоторного и речевого развития; резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т. п.; аутизм; адаптационные расстройства; школьные проблемы;
- все формы детского церебрального паралича;
- нарушения зрения, слуха, речи;
- нарушения эмоционально-волевой сферы (тревожность, замкнутость);
- трудности в поведении (разные формы отклоняющегося поведения).
Для кого в первую очередь предназначена сенсорная комната в нашей школе?
Занятия в сенсорной комнате в первую очередь показаны для детей с РАС в начальной школе. Форма проведения занятий: индивидуальная. Занятия по продолжительности от 15 до 20 минут.
Возраст обучающихся: 5 - 12 лет
Противопоказаниями для занятий в сенсорной
комнате являются:
- психиатрические и соматические заболевания в стадии обострения;
- ГТР, ТФР, ОКР;
Методы определения результативности программы
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом занятий и по их завершении, по результатам анкетирования родителей (законных представителей), наблюдений за детьми на каждом занятии.
Качественные показатели эффективности реализации программы:
- снижение уровня тревожности;
- способность воспитанников к саморегуляции;
- обогащение эмоционального фона.
Количественные показатели эффективности реализации программы отражаются через следующие диагностические методики:
- цветовой тест М.Люшера,
- методика измерения самооценки В.Г. Щур «Лесенка»,
- методика изучения тревожности Д.Амена (для детей дошкольного возраста), Прихожан (для детей школьного возраста),
- методика экспресс-диагностики самоидентичности «Дерево» (интерпретация разработана ПономаренкоЛ.П.).
Рекомендации по использованию оборудования темной сенсорной комнаты с отдельными категориями детей в темной сенсорной комнате
Крайне осторожно следует подходить к занятиям в сенсорной комнате с детьми, имеющими следующие проблемы:
Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности в интерактивной среде часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступит спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время пребывания в сенсорной комнате людей необходимо наращивать от занятия к занятию (от 7 до 15-20 мин после полугода занятий).
Коммуникативные нарушения. При работе с данной категорией рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
Синдром гиперактивности. Для занятий с гиперактивными и гипервозбудимыми детьми необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители. Занятие проводится не более 15 минут. Световые эффекты до 5 минут. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:
- восполнение сенсорного голода (в зависимости от ведущего сенсорного дефицита по системно: зрительного, аудиального, тактильного, вестибулярного и проприоцептивного);
- улучшение настроения - появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
- получение положительных эмоций;
- нормализация сна;
- снижение тревожности и беспокойства;
- уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
- отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
- ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
- ускорение процессов мозговой активности;
- стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.
Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным, гармоничным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Интегрированные уроки с использованием интерактивного оборудования как одно из средств привития интереса к предмету «Технология»."
Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами баз...
Презентация на тему "Использование интерактивного оборудования в ходе исследовательской работы учащихся
Одной из эффективной форм организации исследовательской деятельности на наш взгляд является - экологический мониторинг, как комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменени...
Проект: "Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка и литературы".
Инновационный проект....
Занятие в темной сенсорной комнате для детей средней группы с ограниченными возможностями "Путешествие воздушных шариков"
Данная разработка будет интересна психологам, педагогам-психологам и всем педагогам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и умственно-отсталыми....
Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты
В данном материале представлен опыт использования интерактивного оборудования и среды темной сенсорной комнаты в работе с членами замещающих семей. ПРедставленный материал может быть использован...
Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты
Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...
Использование интерактивного оборудования в работе с дошкольниками. Интерактивный пол – «чудо из чудес»
Использование интерактивного оборудованияв работе с дошкольниками.Интерактивный пол – «чудо из чудес»...