Роль психологического сопровождения обучающихся среднего и старшего звена при реализации ФГОС во внеурочной деятельности
статья по психологии по теме
В статье раскрыта роль психологического сопровождения, рассмотрены цели и задачи психологического сопровождения обучающихся 5-11 классов с соблюдением преемственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Грешкина Я.В.
Педагог- психолог
МКС(К)ОУ «СКОШ-И VIII вида №13», г. Юрга
Роль психологического сопровождения обучающихся среднего и старшего звена при реализации ФГОС во внеурочной деятельности
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Важнейшей задачей модернизации можно считать обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях; квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка, начиная с раннего возраста; реализацию программ адаптации и преодоления трудностей в обучении.
В свете изменений системы образования встает вопрос об организации психологического сопровождения воспитательно - образовательного процесса. Методологическими основами системы психологического сопровождения выступают: личностно – ориентированный подход (К. Роджерс, И. С. Якиманская, Н. Ю. Синягина); антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, Б. С. Братусь); концепция психического и психологического здоровья детей (И. В. Дубровина); деятельностный подход (С.Я. Рубинштейн); теория педагогической поддержки (О. С. Газман, Н. Н. Михайлова).
Предмет сопровождения: ситуация развития обучающегося как система отношений с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Цель сопровождения: Создание психологических условий для социализации учащихся, комфорта ребенка в школе и его личностного и интеллектуального развития.
Задачи сопровождения: предупредить возникновение проблем развития обучающихся; оказать помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития; способствовать преодолению трудностей обучения: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута; содействовать социализации: нарушения эмоционально – волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; развивать психолого– педагогическую компетентность (психологическую культуру) учащихся, родителей, педагогов.
На целесообразность такого подхода к организации работы психолога в школе указывается в письме Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 года №28 – 51 – 513/16. Где говорится, что необходимый компонент школьной среды – «построение системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса». Формирование содержания психологического сопровождения происходит исходя из опыта участников психологических занятий, закономерностей возрастного развития детей, школьной и внутриклассной ситуации развития отношений и взаимоотношений, интереса детей и взрослых. Для реализации психологического сопровождения и с целью более эффективного отслеживания результатов, вся работа ведется по классам:
Целью психологического сопровождения обучающихся 5 класса является содействие адаптации пятиклассников к среднему звену обучения.
Задачи:
1. Поддержка учащихся в решении задач личностного самоопределения и саморазвития.
2. Подготовка учащихся к выбору дальнейшего маршрута обучения.
3. Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
4.Помощь в построении системы межличностных отношений со сверстниками и родителями.
5. Профилактика девиантного поведения.
6. Создание условий для развития эмоциональной сферы учащихся.
Целью психологического сопровождения обучающихся 6- 8 классов является формирование и развитие позитивного отношения к школе, что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Задачи:
1.Способствовать укреплению идентичности, определению границ своего «Я»;
2.Способствовать развитию внутренних критериев самооценки;
3.Создать условия для формирования интереса к себе и к другим;
4.Поддерживать и способствовать развитию творческого самовыражения;
5.Содействовать освоению участниками приёмов ауторелаксации;
6.Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов;
7.Способствовать развитию умения распознавать эмоции по внешним сигналам;
8.Создать условия для формирования адекватных форм поведения;
9.Способствовать осознанию своего поведения и регуляции его в коллективе.
Целью психологического сопровождения обучающихся 9- 11 классов является создание условий для повышения у учащихся старших классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Задачи:
1.Создать условия для формирования эмоционально положительного отношения к креативному процессу;
2.Способствовать активизация дивергентных функций интеллекта;
3.Содействовать развитию позитивного самоотношения;
4.Создать условия для актуализации таких личностных качеств, как уверенность в себе, независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску.
5.Расширить представление учащихся о современном мире профессий;
6.Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
7.Способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
8.Расширить представление о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную сферу профессиональной деятельности.
При переходе в следующий класс важно соблюдение преемственности, осуществление психологического сопровождения через взаимодействие с педагогами, родителями и другими специалистами школы. Исходя из особенностей развития учащихся, с каждым годом обучения психологическое сопровождение несколько усложняет задачи предыдущего года, т.е. задачи дублируются, дополняются, расширяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документы по ФГОС среднее и старшее звено
Документы по ФГОС среднее и старшее звено необходимые при составлении программ, конспектов уроков...
Анкеты для среднего и старшего звена, позволяющие определить отношение обучающихся к формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль жизни.
Анкеты предназначены для учащихся, участников воспитательного процесса, медицинского работника, родителей. Проводятся при наличии согласия респондентов на анкетирование, соблюдении конфиденциальности....

"Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности" (заочный этап конкурса "Учитель года России 2016")
Еще В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» говорил, что «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструмент...

Образовательное событие, как способ реализации ФГОС во внеурочной деятельности
Образовательное событие по английскому языку «Школа Хогвартс»...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Открытая физическая лаборатория, как пример реализации ФГОС во внеурочной деятельности учащихся
Целью статьи является описание методики «Открытой физической лаборатории», которая может быть использована при организации внеурочной деятельности по предмету физика в 7-10 классах для угл...

Воспитание нравственных чувств у младших школьников в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность
Внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с об...