Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
статья по теме
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kupriyashina_na_ekspertizu.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
И.В. Куприяшина, воспитатель
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №1»
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, через которую возможно решение задач воспитания и социализации младших школьников, формирования универсальных учебных действий. Особенностями данного компонента является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе. Материалы Стандарта подводят к выводу: внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, помогает сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Внеурочная деятельность является обязательной частью адаптированной основной образовательной программы образовательной организации, организуется по направлениям (коррекционно-развивающее, спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время – это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально. Внеурочная деятельность в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются как собственные ресурсы (учителя, воспитатели ГПД, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог), так и внешние ресурсы.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав и структуру направлений, формы, объем внеурочной деятельности обучающихся с учетом их интересов и возможностей образовательной организации. В учебном плане определено количество часов в неделю и год, отводимых на внеурочную деятельность. Объём внеурочной деятельности на одного обучающегося составляет не более 10 часов в неделю. Продолжительность занятий - 40 минут. Но есть занятия и по 20 минут, потому что отличительной особенностью внеурочной работы нашей образовательной организации является включение в неё коррекционно-развивающей области.
Большую роль в освоении социального опыта обучающимися с нарушениями слуха играют различные виды деятельности, проводимые воспитателями ГПД во внеурочное время и отраженные в рабочих программах, которые разработаны в соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Рабочая программа внеурочной деятельности коррекционно- развивающей области (музыкально-ритмические занятия)
- Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы»
- Рабочая программа по социальному направлению
- «Жестовая речь»
- Рабочая программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
- Рабочая программа по общекультурному направлению
- «Культурный калейдоскоп»
- Рабочая программа по интеллектуальному направлению
- «Почемучка»
- Рабочая программа по духовно-нравственному направлению
- «Этика взаимоотношений в окружающем мире»
- Рабочая программа по социальному направлению
- «Социально-бытовая ориентировка»
- Рабочая программа по социальному направлению
- «Я и моя безопасность»
Остановлюсь подробнее на каждом из направлений.
Общеинтеллектуальное направление. Цель: создание условий для расширения интеллектуальных возможностей обучающихся с нарушениями слуха средствами познавательной деятельности. Представлено занятиями «Почемучка» и «Шахматы». Дети наблюдают и оценивают явления природы и общественной жизни; знакомятся с растениями и животными, выполняют практические работы и опыты, занимаются проектной деятельностью, выполняют различные творческие задания; учатся уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа, игре в шахматы.
Духовно-нравственное направление. Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания и освоение обучающимися с нарушением слуха норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе. Представлено занятием «Этика взаимоотношений в окружающем мире». Дети знакомятся с моральными нормами и правилами нравственного поведения, учатся быть неравнодушными к жизненным проблемам других людей, сочувствию к человеку, находящемуся в трудной ситуации; уважительно относиться к родителям, к старшим, к младшим; получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Спортивно-оздоровительное направление. Цель: формирование основ здорового образа жизни и выполнение элементарных правил здоровьесбережения. Представлено занятием «Здоровейка». Школьники приобретают знания о нормах гигиены; правильном питании, технике безопасности при занятии спортом; играх разных народов, развивают ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, применяют на практике приобретенные знаний о правилах ведения здорового образа жизни.
Общекультурное направление. Цель: приобщение к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре народов России; развитие эстетического и нравственного восприятия мира. Представлено занятием «Культурный калейдоскоп». Обучающиеся знакомятся с названиями и назначением материалов, инструментов, с правилами безопасности труда, учатся изготавливать поделки и сувениры, правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; анализировать изделие, самостоятельно выполнять все этапы изготовления поделки.
Социальное направление. Целью данного направления является развитие социальной компетентности школьников с нарушениями слуха и подготовка их к самостоятельной жизни. Представлено занятиями «Социально-бытовая ориентировка», «Жестовая речь», «Я и моя безопасность». Обучающиеся учатся безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, дома; выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой; правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора; знать правила посадки и высадки из транспортного средства; учатся правильно вести себя в общественных местах, знакомятся с профессиями.
Контроль результативности и эффективности внеурочной деятельности осуществляется через проведение мониторинговых исследований, диагностику обучающихся, которая проводится через наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием воспитанников в повседневной жизни; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам, раскрывающим качественную сторону личностного развития детей. Мониторинг проводится воспитателями ГПД три раза в год (сентябрь, декабрь, май).
Результаты заносятся в технологическую карту оценки эффективности каждого направления внеурочной деятельности.
По результатам мониторинга определяется средний показатель, который позволяет сделать анализ эффективности работы педагога и вовремя внести нужные коррективы.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется на основе «Программы организации внеурочной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся», разработанной педагогами образовательной организации и имеющей внешнюю рецензию.
Одним из важных условий формирования социальной компетентности обучающихся с нарушениями слуха является проведение экскурсий. Список объектов велик и разнообразен - это профессиональные учреждения, библиотеки, кинотеатры, кафе, парикмахерские, магазины, музеи, стационарные и передвижные выставки, школы искусств и многие другие. Экскурсионная деятельность способствует расширению культурно-речевой среды детей с нарушениями слуха, взаимодействию и сотрудничеству со слышащими сверстниками и взрослыми. Дети осваивают правила, законы социального поведения, что ведёт к более успешной их адаптации в обществе.
Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки – это непосредственная подготовка к дальнейшей жизни, а вся внеурочная деятельность - это некая модель самой жизни. Ученик, выйдя из стен школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью деятельности всех педагогов нашей образовательной организации.
Список литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (для I-III (IV) классов).
2.Проект Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
3.Проект примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
4.Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Издательство: Просвещение, 2010г.
5.Богуславская, Н.И. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.И. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. – 192 с.
6.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
7.Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. – М., 1994.
8.Положение об оценке эффективности деятельности по направлениям внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС""
Презентация инновационного педагогического проекта...
Проект "Формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Инновационный педагогический проект с разработанными учебным и внеурочным занятиями...
Модель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО в МОУ СОШ №2 г.Переславля-Залесского
Разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целос...
Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС начальной и основной школы
Михайлова Татьяна Сергеевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии 209 “ Павловская гимназия”, Центрального района г. Санкт-Петербурга. Внеурочная деятельность обучающихся – условие...
Программа организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся (с внешней рецензией).
Данный материал содержит титульный лист, паспорт и внешнюю рецензию на "Программу организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающи...
Материалы семинара для учителей иностранного языка по проблеме: «Внеурочная деятельность обучающихся – условие реализации ФГОС»
В рамках единой методической недели иностранного языка в Высокогорском муниципальном районе 26 января 2017 года состоялся семинар на базе МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высоко...
Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет
Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...