"Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности" (заочный этап конкурса "Учитель года России 2016")
методическая разработка по теме

Мугаллимова Наталья Викторовна

Еще  В.А. Сухомлинский в  книге «Разговор с молодым директором школы» говорил, что  «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка51 КБ
Файл презентация2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

(заочный этап конкурса «Учитель года России – 2016»)

по теме:

«Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности»

                                 Задача современной образовательной системы—

                                 не напичкать ученика фундаментальными знаниями,

                                 а сформировать навыки успешной социальной адаптации,

                                 способности к самообразованию…

                                                                                            А.М.Кондаков

Еще  В.А. Сухомлинский в  книге «Разговор с молодым директором школы» говорил, что  «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.  

В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения.

В наше время педагогу предстоит работать в условиях: (3 слайд)

  •    расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
  •     плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
  •   резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
  •     ограниченности общения со сверстниками;
  •    неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;
  •    разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
  •      нарастания межнациональных, межконфессиональных и иного рода межгрупповых напряжений

 Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

 Конечно, внеурочная  деятельность имеет свои  плюсы: (4 слайд)

  • Широкий выбор кружков и студий
  • Бесплатные образовательные услуги
  • Удобное расписание
  • Развитие индивидуальных способностей, кругозора
  • Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях
  • Высокий педагогический уровень проведения занятий

 Однако опыт первых лет показал, что внеурочная деятельность имеет и свои  минусы: (5слайд)

  • Большая нагрузка на ребенка
  • Недостаток оборудования для проведения занятий
  • Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования
  • Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей)

 И все-таки   внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.  В нашей школе  в    реализации  внеурочной  деятельности  принимают  участие  все  педагогические  работники  нашего учреждения  на  основе оптимизации всех внутренних ресурсов.

 (6 слайд)

 Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

(слайд 7 - 8)

В своей педагогической деятельности придерживаюсь кредо «Каждый ученик – талантлив». Поэтому занимаюсь внеурочной деятельностью  по «Социальному» направлению, кружок «Страна мастеров».  

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.

 Являясь наиболее доступным для детей, прикладное искусство обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

(слайд 9)

Творчество – очень важный момент в развитии детей.

Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего нас мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. И пусть это будет всего лишь один цветок, но сделанный своими руками – это будет единственный и неповторимый в мире цветок.   «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик». (А.С. Макаренко).

(слайд 10)

Цель программы «Страна мастеров» – гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Ведущая идея данной программы – создание среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

(слайд 11)

Программа помогает решить следующие задачи:

- освоение основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные:

- формирование эстетического отношения  к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие:

-умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

-развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

(слайд 12)

В своей работе  на занятиях  я нахожу  индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход к учащимся связан с учетом большого круга их индивидуальных особенностей и взаимодействия между ними. При этом назначение такого подхода заключается не только в том, чтобы все учащиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и в том, чтобы у них реализовывались индивидуальные творческие возможности, у каждого учащегося выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности. Индивидуализация подхода не может быть сведена только к определенной системе воздействий со стороны педагога, ориентированных на особенности того или иного ученика (требования, инструктивные указания, поощрения и т.д.) Она должна стимулировать активность учащегося в овладении профессией.  На своих занятиях я этому уделяю особое внимание. С кружковцами мы побывали в гостях у художницы Пузенко Галины Ивановны. (слайд 13)

     Ребята познакомились с образовательными  учреждениями, где можно продолжить обучение творчеству. Один из них, это    "Кемеровский областной художественный колледж" Сегодня в колледже можно получить образование по трем специальностям на базе основного общего и полного среднего образования – «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». (слайды 14)

     Освоение детьми программы «Страна мастеров» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Занимаясь по данной программе младшие школьники получат возможность показать результаты :

1 уровень результатов

                Приобретение социальных знаний об искусстве, о творческой деятельности человека, умений и навыков творческого мастерства.

2 уровень результатов

    Формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного социального действия.

3 уровень результатов 

Получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

     

Мои  воспитанники постоянно принимают участие во  всероссийских и международных  заочных конкурсах  и олимпиадах и  являются призерами и дипломантами: (слайд 16)

-  Нагорная Юлиана - лауреат Всероссийского творчества «Пасхальные фантазии»;

- Нагорная Кристина - лауреат Всероссийского творчества «Цветочное настроение»;

- Филатов Илья – призер Всероссийского конкурса рисунков и прикладного творчества по Сибирскому федеральному округу «От Байкала до Амура» (2 место); (слайд 17)

-  Нагорная Юлиана – призовое место в финале пятнадцатой всероссийской олимпиады «Созвездие» в номинации «Конкурс изобразительного искусства», раздел «Прикладное творчество».(слайд 18)

    Также мои  ученики являются постоянными участниками муниципальных конкурсов и олимпиад:

-  Бычкова Ярославна – призер муниципального этапа  Всероссийской олимпиады школьников  по изобразительному искусству (3 место )

- Зарубина Валерия  и Задорина Алена – призеры муниципальной выставки «Новый год у ворот» в номинации «Панно, композиция, коллаж» (2 место);

- Ермалаева Ирина – лауреат первой степени  в номинации «Декоративно- прикладное искусство» открытого интерактивного конкурса «Одна на всех Победа»; (слайд 19)

- Моисеев Илья – победитель муниципальной выставки посвященной 70-ой годовщине со Дня Победы.(1 место);

-   Задорина Елена  – призер муниципальной выставки посвященной 70-ой годовщине со Дня Победы.(2 место).

(слайд 20)

   Своим опытом работы  я делюсь  с коллегами. Неоднократно представляла мастер-класс на заседании методического объединения учителей ИЗО и технологии:

- 2012 год – «Сказочные весенние цветы. Подснежник» ;

- 2012 год – «Волшебный квиллинг»;

 -2014 год – «Развитие творческих способностей  детей. Изготовление художественных рамок»;

- 2014 год – «Очаровательные барашки» (шитье из фетра);

- 2014 год – «Мир сказочных цветов» (техника канзаши);

-2015 год – «Весна идет! Весне дорогу» (декоративно-прикладное искусство).

В настоящее время реализую программу внеурочной деятельности «Страна мастеров» для учащихся основной школы.

(слайд 21)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача современной образовательной системы— не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию… А.М.Кондаков

Слайд 2

расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности; плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать,) и видео-аудио-компьютерной индустрии; резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; ограниченности общения со сверстниками; неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций; разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности; нарастания межнациональных, межконфессиональных,

Слайд 3

ПЛЮСЫ: Широкий выбор кружков и студий Бесплатные образовательные услуги Удобное расписание Развитие индивидуальных способностей, кругозора Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях Высокий педагогический уровень проведения занятий

Слайд 4

МИНУСЫ: Большая нагрузка на ребенка Недостаток оборудования для проведения занятий Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей)

Слайд 6

«Страна мастеров»

Слайд 7

Творчество – очень важный момент в развитии детей

Слайд 8

Цель программы «Страна мастеров» – гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Слайд 9

ЗАДАЧИ: - освоение основных правил изображения; -овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; - развитие стремления к общению с искусством; воспитательные: - формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; - развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; - формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие: - умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; - развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Слайд 10

В своей работе на занятиях я нахожу индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 11

В гостях у художницы Пузенко Г.И.

Слайд 12

«Кемеровский областной художественный колледж" Се годня в колледже можно получить образование по трем специальностям на базе основного общего и полного среднего образования – «Живопись», «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Слайд 13

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ

Слайд 14

Вс ероссийский конкурс декоративно – прикладного творчества « РЖД», посвященный 40-летию строительства БАМа

Слайд 15

Победители конкурсов и олимпиад

Слайд 17

Обобщение педагогического опыта: 2012 г. мастер - класс «Сказочные весенние цветы. Подснежник», «Волшебный квиллинг ». ( квиллинг ) 2013 г. мастер - класс «Сказочные цветы весны». ( квиллинг ) 2014 г. МО учителей ИЗО и технологии «Развитие творческих способностей детей в изготовлении художественных рамок». (холодный фарфор) 2014 г. МО учителей ИЗО и технологии мастер - класс «Очаровательные барашки». (техника шитье, фетр) 2014 г мастер - класс «Мир сказочных цветов». ( канзаши ) 2015 г мастер - класс «Весна идет! Весне дорогу!», (декоративное прикладное искусство)

Слайд 18

ЖЕЛАЮ творческих успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги реализации ФГОС ООО: трудности, удачи

«Первые шаги реализации ФГОС ООО: трудности, удачи» (из опыта работы)...

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"

Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016"...

Задание «Методический семинар» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Формат конкурсного задания: компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы Садовниковой Т.А. , описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализ...

Эссе на конкурс "Учитель года России - 2016"

Эссе учителя технологии на конкурс "Учитель года России-2016"....

Первые шаги компьютерной графики. Программа внеурочной деятельности .5 кл

Первые шаги компьютерной графики -  программа внеурочной деятельности .для 5 класса для обйчающихся с тяжёлой умственной отсталостью.  В программе предусмотрены часы на знакомство с компьюте...