Воспитание нравственных чувств у младших школьников в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность
статья
Внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с обществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_realizatsii_fgos.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных чувств у младших школьников
в контексте реализации ФГОС через внеурочную деятельность
Школа – это не только учеба, но и мир общения, игры, творчества.
И внеурочная деятельность в школе в первую очередь направлена на развитие личности обучающегося средствами нравственного воспитания, а также на расширение контактов со сверстниками и взаимодействие с обществом. Одним словом, внеурочная деятельность способствует социально-личностному развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей. Ну и конечно же, коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся.
В нашей школе работаю по следующим направлениям:
- Эстетическое (Программа «Саамская культура» в 1 (дополнительном классе) и социальное в 1 классе;
- Нравственное (Цикл классных часов «Уроки доброты»).
Задачи внеурочной деятельности:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- формирование у обучающихся моделей социально адаптированного поведения;
- приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества, расширение рамок общения в социуме.
Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Цель программы «Саамская культура» ориентирована на создание условий для художественно-эстетического воспитания:
- расширение возможностей для самореализации обучающихся;
- создание условий для разностороннего и свободного развития личности;
- формирование духовной культуры;
- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя.
Задачи:
- прививать интерес к культуре своей Родины, своего края, региона, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- понимать красоту и особенность народных ремесел;
- приобщение детей к саамскому искусству;
- использование досуговой деятельности как средства развитие эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с народной культурой Кольского Севера:
- беседы;
- классные часы;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства и народного быта, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- экскурсии (виртуальные), заочные путешествия;
- дидактические игры;
- весь спектр русского фольклора: песни, танцы, хороводы, игры, малый фольклор (заклички, попевки, пестушки и т.п.);
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки (в перспективе);
- изобразительная деятельность.
Планируемые результаты внеурочной деятельности:
В результате реализации программы внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию «Саамская культура» обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- приобретение социальных знаний (о малой родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества;
- элементарные представления об эстетических, этнических и художественных ценностях коренных жителях Кольского севера (саамской культуры);
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни коренных народов Кольского Севера.
Хочу заметить, что в этом направлении мы делаем только первые шаги, но первый опыт показывает, что заинтересованность у детей есть.
Началось наше знакомство с посещения музея истории города. Рассматривали экспонаты, знакомились с декоративно-прикладным искусством, саамским рукоделием, с элементами семантики саамских узоров, с фольклором.
Читали саамские сказки: «Сампо-лопаренок» и «Богатырь Ляйне». (Создали книжку со сказками).
Благо, что в школе еще сохранились национальные костюмы, обувь. Дети рассматривали их, надевали.
А также имеются эмблемы, с которыми старшие дети выступали на спортивных соревнованиях, защищали честь школы, города.
Затем дети воплощали увиденное в своих рисунках, поделках. Рисование, аппликация, лепка).
Ну и в перспективе у нас разучивание уже саамских игр, танцев.
И следующая программа, о которой я хотела бы рассказать это программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию цикл классных часов «Уроки доброты». Программа «Саамская культура» и «Уроки доброты» тесно переплетаются и дополняют друг друга.
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.
Задачи:
- формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
- воспитывать трудолюбие, доброжелательность, бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умения жить среди людей – эта задача выходит на первое место в педагогическом процессе.
Материалом для бесед с детьми служат факты из жизни детей, их поступки, произведения художественной литературы и народного творчества. Так, слушая произведения С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского, дети получают представления о доброте, справедливости, скромности, честности, трудолюбии.
Дети младшего школьного возраста отличаются подражательностью. Ребенок, копируя, вносит в свои действия моменты из прочитанного или услышанного. Поэтому на занятиях царит напряженная эмоциональная жизнь: общение с литературными героями, миром животных, растений. Занятия имеют яркую сюжетную канву (сказки, путешествия).
Некоторые элементы с предыдущего занятия переношу на следующее для напоминания о пережитых ранее чувств. Например, на занятие по теме «Что такое хорошо и что такое плохо» в гости приходила фея Здравствуйте. Целью этого занятия было формирование навыка вежливого обращения. Она приносила вежливые слова, дети разбирали их и пытались объяснить в каких случаях произносится то или иное слово.
На следующее занятие она принесла Цветик-семицветик. Дети отрывали лепестки, загадывали желания, что бы они пожелали друг другу.
Главным на занятии является распротиворечия внутри рассматриваемого явления, вечная борьба со злом. В основе этой борьбы лежит поиск путей разрешения конфликта, а результатом является желание ребят разрешить для самих себя нравственную ситуацию. А учится ребенок этому, когда «отправляется» путешествовать с любимыми героями сказок или детских мультфильмов, и в это время идет напряженный поиск путей решения нравственной проблемы. Постепенно у детей накапливается опыт разрешения нравственных конфликтов, помогающих в реальной жизни найти достойный выход из сложных ситуаций.
Играли с детьми в игру «Как поступить»?
Предлагаю набор фотографий. Дети рассматривают и выбирают из группы картинок правильный вариант, объясняют, почему выбрали именно эту картинку.
Дети младшего школьного возраста еще многого не знают, не умеют делать самостоятельно выводы, торопятся. В психологическом плане младшие школьники импульсивны, их чувства преобладают над разумом, недостаточно развита способность к волевым усилиям, самоконтролю. Основной вид их поступков – желание. Важнейший принцип организации и проведения занятий – взаимосвязь воспитания нравственных чувств, сознания и поведения детей.
Занятия с нравственной и этической направленностью создают благоприятные условия для изучения школьника. Как личность, ребенок еще формируется. Изучив его индивидуальные особенности, выявив положительные и отрицательные стороны в его развитии, можно ввести коррективы в воспитательный процесс в целом. И на основе доброжелательности и уважения заложить нравственные основы, которые сделают их устойчивыми к нежелательным влияниям.
Задачи на будущее:
- постепенно формировать привычку моральной оценки поступков, как своих, так и сверстников, с позиции доброжелательности и уважения к другим;
- накапливать опыт предотвращения конфликтных ситуаций и нравственного решения произошедших конфликтов;
- формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
в статье содержатсятся практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. Аннотация: В данной статье раскрывается процесс формирования ключевы...
Программа повышения квалификации педагогов "Возрастные особенности школьников в контексте реализации ФГОС"
Предлагаемая вашему вниманию программа была разработана для повышения квалификации педагогов.В основе реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС лежит системно-деятельностный подход, к...
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС...
ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»
quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...
Художественная литература (сказки) как средство воспитания нравственных качеств у младших школьников с нарушениями интеллекта
Младшие школьники с ОВЗ – особая категория учеников. В этом возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки окружающих люд...
- Мне нравится (1)