"Становление личности детей с особыми образовательными возможностями на уроках игротерапии."
статья на тему

Шатохина Оксана Викторовна

Дети с интеллектуальной недостаточностью очень плохо распознают социальные раздражители (мимику, жесты и т.п.), они неспособны расшифровать реакцию людей на свое поведение. Таким детям очень трудно держать дистанцию со взрослыми, контакты со сверстниками носят поверхностный характер. Поэтому особая роль отводится учителю коррекционных технологий в помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stanovlenie_lichnosti_detey_s_osobymi_obrazovatelnymi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Становление личности детей с особыми образовательными   возможностями на уроках игротерапии.

    Чешский психолог М. Вагнерова, описывая социальный портрет ребенка с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста, отмечает, что он «воспринимает социальный и материальный мир, окружающий его, несколько иным способом, неадекватно, часто инфантильно. Его внимание приковано к незначительным, непринципиальным деталям, он не различает важнейших черт межличностных взаимоотношений, направлен на определенное объяснение и решение социальных ситуаций, негибок и неспособен адаптироваться к изменениям окружающей среды. Он чаще испытывает страх, опасение и тревогу, так как ощущает неправильное, безрадостное, а иногда и негативное отношение родителей». Да и не только родители, но и окружающие его люди бывают весьма жестоки.

     Дети с интеллектуальной недостаточностью очень плохо распознают социальные раздражители (мимику, жесты и т.п.), они неспособны расшифровать реакцию людей на свое поведение. Таким детям очень трудно держать дистанцию со взрослыми, контакты со сверстниками носят поверхностный характер. Психологические исследования показывают, что у детей с интеллектуальной недостаточностью задерживается развитие операционального и мотивационного компонентов деятельности, эмоционально-волевой сферы, наблюдаются нарушения самоконтроля, агрессивность поведения, сопровождаемая чувством неуверенности, страха, одиночества. Интеллектуально-личностные особенности ребенка ярче всего проявляются в игровой деятельности.

    У всех детей с интеллектуальной недостаточностью в первую очередь резко снижена активность игрового поведения. Поэтому, формируя игровую деятельность и различные её структурные компоненты, я  корригирую на своих занятиях  не только усвоение знаний, умений и навыков, но и психические свойства и способности каждого ребёнка.

   Основная цель игротерапии в школе – помощь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии.

   Особая роль отводится педагогу, который руководит деятельностью детей и формирует речевое опосредование деятельности в процессе игры. Поэтому на уроках игротерапии дети, взаимодействуя, помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Далее они под руководством педагога переносят эти способы взаимодействия со сверстниками непосредственно за пределы группы.

    В связи с этим мною была разработана программа по игротерапии для детей с особыми образовательными возможностями школы VIII вида "Мир моими глазами». Эта программа направлена на обучение ребёнка игровой деятельности, использование игровых компонентов в коллективных и самостоятельных действиях.

    Материалы данной программы отображают активные методы работы психолога с детьми разных возрастов в условиях интернатной жизни. В них представлены общие принципы и подходы к работе педагога-психолога со школьниками. Так в своей работе с детьми младшего школьного возраста, я считаю, наиболее эффективной является групповая форма при внедрении развивающих программ. Где возможность групповых форм работы не исключает возможности индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку в процессе формирования игровой деятельности.

    Свою программу я разработала на основе уроков психологии для 1 – 4 классов О.В.Хухлаевой  «Тропинка к своему Я», элементов программ С.А.Левашовой «Коммуникативно-двигательный тренинг», Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой «Программы по сказкотерапии», А.А.Реана и Т.Г.Макеевой «Методики исследования свойств личности», игровой программы М.А.Бесова «Давайте играть!», Х.Баум «Крокодилопопугай», двигательного игротренинга  Т.С.Овчинниковой и А.А.Потапчук и др.

    Задачами данной программы являются:

-   максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся;

- обеспечение психологического здоровья и психологической готовности к жизненному самоопределению;

- осуществление профилактики и коррекции отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

      Цель программы рассчитана на все ступени начальной школы:

-  На основе создания оптимальных условий познания себя, своего мира чувств, ощущений и качеств, адаптировать ребёнка к окружающей действительности, посредством развития коммуникативных навыков, способствующих оптимизации социальных связей.

    Программа рассчитана на 34 часа в каждом классе (1час в неделю). Все темы разбиты на блоки. После каждого блока тем я провожу  исследование свойств личности (методики, тесты, анкетирование).

    Итак, вашему вниманию я хочу предложить следующие программы.

1 класс.

I. Захватывающие и забавные игры для развития и отдыха.

II. Я первоклассник.

III. Мир моих чувств.

Должны знать:

-что такое уроки психологии,

-какие ребята учатся в классе,

-зачем нужна школа,

-что такое успех и зачем нужны чувства.

Должны уметь: осознавать свою позицию школьника, формировать дружеские отношения в классе, развивать уверенность в себе, распознавать свои чувства и чувства других людей, снижать уровень страха.

2 класс.

I. Играя, отдыхаем.

II. В мире чувств.

III. Такие разные люди.

IV. Кто мы?

Должны знать:

-об эмоциональной сфере человека,

-понятие «качество людей»,

-свои особенности,

-разнообразные положительные качества.

Должны уметь: понимать чувства, качества свои и других людей; осознавать себя, свои трудности, как в школе, так и дома.

3 класс.

I. Играя, отдыхаем.

II. В мире фантазии и мечты.

III. Жизнь в моей школе.

IV. Моя семья.

V. Круг моих друзей.

VI. Я в школьном коллективе.

Должны знать:

-свои креативные способности,

-особенности позиции ученика,

-требования родителей и учителей,

-способы решения конфликтов,

-что такое сотрудничество.

Должны уметь: фантазировать, сочинять, мечтать. Справляться с «немогучками», просить прощение. Дружить, понимать другого, действовать сообща.

4 класс.

I. Захватывающие и забавные игры для развития и отдыха.

II. Познаю себя.

III. Хочу быть порядочным человеком.

IV. Мои права и обязанности.

Должны знать:

-свои способности и возможности,

-пути самоопределения,

-понятие «жизненный выбор» и «интеллигентный человек»;

-личную свободу и свободу других людей,

-свои обязанности,

-свои права и права других людей.

Должны уметь: определять свои способности, делать выбор, верить. Определять своё будущее, находить своё Я, быть свободным человеком. Разрешать конфликты.

   В ходе этих занятий дети учатся:

-самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью;

-уважать себя;

-понимать что их чувства могут быть приняты;

-управлять своими чувствами;

- принимать на себя ответственность;

-при столкновении с проблемами использовать свой внутренний потенциал к их решению;

-принимать себя на эмоциональном уровне.

    Анализ своей  работы с детьми, прошедшими все ступени начальной школы, за последние три года показал динамику уровня развития учащихся. Прошу Вас обратить внимание на представленную диаграмму.

                                                                                     

Мониторинг:

Если в 2009 учебном году

                                       уровень познавательной активности составлял -27%,

                                       уровень враждебности -69%,

                                       уровень воспитанности -11%,

то к концу 2011 учебного года

                                       уровень познавательной активности составил -66%,

                                       уровень враждебности -23%,

                                       уровень воспитанности -57%,

   Поэтому в результате проводимых занятий дети 1-го класса быстрее адаптируются к школьной и интернатной жизни. Значительно снизился уровень искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения во 2-4 классах.

   В процессе апробирования  программы я выяснила, что предложенные темы по игротерапии оказались наиболее эффективными при решении разнообразных проблем становления личности для ребёнка с особыми образовательными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями.

Урок – мастерская для здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными потребностями. Тема: «Красавица - зима» Цель: Приобщение здоровых детей, родителей и детей с особыми образовательными...

Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)

Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, ...

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры...

Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности

Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности...

«Роль патриотического воспитания в становлении личности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад на методическом объединении

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «РОЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...