Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности
методическая разработка по психологии

Сысовская Наталья Николаевна

Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_vystuplenie.pptx466.38 КБ
Файл doklad_dlya_vystupleniya.docx20.58 КБ
Файл pamyatki_ovz.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности МАОУ СОШ №65 города Тюмени Педагог-психолог: Сысовская Наталья Николаевна

Слайд 2

Образовательное учреждение должно обязательно выполнить ФГОС. В настоящее время учитель-ученик-родитель - субъекты образовательного процесса. Родители должны быть включены в образовательный процесс. Основная проблема с которой сталкиваются педагоги заключается в том, что современный родитель не до конца понимает и принимает сложившуюся образовательную ситуацию , особенности своего ребенка.

Слайд 3

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития .

Слайд 4

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3 . Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; …

Слайд 5

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3 ) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности; 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся ; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Слайд 6

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 6 ) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 7) принимать участи е в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Слайд 7

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 4 . Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования ; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации , осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации , осуществляющей образовательную деятельность . Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Слайд 8

Категории детей и их особенности (дети с ОВЗ) Категории детей Психофизиологические особенности Трудности в обучении, вызванные психофизиологическими особенностями Дети с ОВЗ 1. Низкий уровень развития восприятия. Более длительное временя для приема и переработки информации, недостаток знаний об окружающем мире. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления Отсутствие возможности осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное. Трудности переключения с одной деятельности на другую. Слабое развитием интеллектуальной активности детей. Несовершенство навыков и умений самоконтроля, недостаточно развито чувство ответственности и интереса к учению. 4. Слабая память. Трудности с запоминанием учебного материала. 5. Снижена познавательная активность. Отсутствие понимания в необходимости получения новых знаний, умений и навыков.

Слайд 9

Категории детей и их особенности (дети с ОВЗ) Категории детей Психофизиологические особенности Трудности в обучении, вызванные психофизиологическими особенностями Дети с ОВЗ 6. Нарушение мышления. Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 7. Слабое развитие речи. Снижение потребности в общении. Затруднение в построении диалога, пользовании связанной речью. 8. Низкая работоспособность Быстрое уставание в результате повышенной истощаемости нервной системы ребенка с ОВЗ.

Слайд 10

Категории детей и их особенности ( низкомотивированные ) Категории детей Психофизиологические особенности Трудности в обучении, вызванные психофизиологическими особенностями Низкомоти-вированные дети 1. Слабая самоорганизация в процессе учения Отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. 2. Обучающиеся не умеют учиться. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти обучающиеся на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер. 3. Интеллектуальная недогрузка. Значительное снижение темпов умственного развития этих школьников.

Слайд 11

Категории детей и их особенности ( низкомотивированные ) Категории детей Психофизиологические особенности Трудности в обучении, вызванные психофизиологическими особенностями Низкомоти-вированные дети 4. Низкий уровень овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение. На уроках неуспевающие школьники невнимательны . Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин. 5. Нарушение поведения, вызванное не усваиванием учебной программы. Отвращение неуспевающего ребенка ко всякого рода учебной работе. Стойкие трудности в усвоении материала , постоянное чувство неуспеха естественно приводят к тому, что такие дети избегают самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия , дома лгать, обманывать , говорить, что “ничего не задано”, а в школе - что “забыл книги дома” и т.д. 6. Конфликтные отношения с учителем. Г рубость учителю, демонстративный уход с уроков, срыва учебного процесса. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

Слайд 12

Категории детей и их особенности (нарушение эмоционально – волевой сферы) Категории детей Психофизиологические особенности Трудности в обучении, вызванные психофизиологическими особенностями Дети с нарушением эмоционально –волевой сферы. 1. Агрессивные дети. Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. 2. Эмоционально - расторможенные дети.. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими 3. Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Слайд 13

Категории детей и их особенности (одаренные дети) Категории детей Психофизиологические особенности Трудности в обучении, вызванные психофизиологическими особенностями Одаренные дети 1. Ребенок считает себя умнее остальных в школе. Это приводит к тому, что остальные дети могут создать своему однокласснику своеобразный бойкот из-за его умственных способностей. 2. Неприязнь к самой школе... Это случается из-за того, что программа, которую проходят в школе, может казаться ребенку скучной и не интересной. Все то, что школьники должны проходить по программе, уникальные дети уже знают, а если и не знают, то очень быстро узнают. Те знания, которые предоставляют в средних школах, не соответствуют развитию одаренного ребенка . 3. Одаренные дети намного быстрее работают, чем другие дети. Им становится скучно на уроках. В период свободного времени ребенок просто не знает, чем себя еще занять и начитает отвлекаться и, соответственно, отвлекать и других детей. Учителем такое поведение расценивается как хулиганство, тут и начинаются конфликты.

Слайд 14

Категории родителей детей с особенностями и их характеристика Категории родителей Особенности восприятия образовательного процесса родителями. Родители детей с ОВЗ Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, слабо владеют информацией о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Задача родителей состоит в том, чтобы найти сильные стороны ребенка. Родители низко- мотивированных детей. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей («они плохо учат»), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат. Родители детей с нарушением эмоционально – волевой сферы Родители чаще всего не понимают проявлений эмоций ребенка в школе. Чаще всего жалобы педагогов на эмоциональные всплески детей подавляются с помощью агрессии со стороны родителей, физическим наказанием. Родители одаренных детей Высокая ценность образования. Родители этих детей проявляют особое внимание к школьному обучению ребенка. Правда, иногда это имеет и отрицательные стороны, когда они вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Слайд 15

Родители всех вышеуказанных категорий нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа детям с особенностями в развитии и их семьям.

Слайд 16

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка . Реализация индивидуальной программы и групповых занятий . Оказание необходимой помощи родителям. Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком . Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми. Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей . Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями, педагогическими работниками . 4. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. Этапы работы с родителями

Слайд 17

Деятельность педагогического коллектива по преодолению имеющихся трудностей Категории родителей Особенности восприятия образовательного процесса родителями. Практические советы, по преодолению имеющихся трудностей. Родители детей с ОВЗ Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, слабо владеют информацией о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Найти сильные стороны ребенка, которые помогут уравновесить неблагоприятные последствия заболевания и научить пользоваться ими. Выстраивание партнерства, учитывая страхи родителей : страх обострения или рецидива болезни, страх невозможности интеграции ребенка в социум, страх перед обучением ребенка в обычной школе из-за отсутствия четкого представления об инклюзии, страх вынести за пределы семьи свою проблему , страх перед сознанием кажущейся собственной неполноценности и беспомощности. в состав родительского комитета и т.д.

Слайд 18

Деятельность педагогического коллектива по преодолению имеющихся трудностей Категории родителей Особенности восприятия образовательного процесса родителями . Практические советы, по преодолению имеющихся трудностей. Родители низко- мотивирован- ных детей. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей (“они плохо учат”), учебную программу («она слишком тяжелая, кто ее придумал») Конфликтные отношения с учителями Работа с педагогами по использованию доступных методов обучения, позволяющих включить слабоуспевающих обучающихся в учебную работу. Работа с родителями низкомотивированных учащихся: индивидуальная беседа, разъяснение того, что и родитель является обязательным участником образовательного процесса и у него тоже есть часть обязанностей, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей-предметников. Незамедлительное, ежедневное информирование родителей о пропусках, отрицательных оценках, не выполнении домашнего задания . Использование доступных методов обучения, позволяющих включить слабоуспевающих учеников в учебную деятельность.

Слайд 19

Деятельность педагогического коллектива по преодолению имеющихся трудностей Категории родителей Особенности восприятия образовательного процесса родителями . Практические советы, по преодолению имеющихся трудностей. Родители детей с нарушением эмоционально – волевой сферы Родители чаще всего не понимают проявлений эмоций ребенка в школе , не способность контролировать и управлять своими эмоциями. Чаще всего жалобы педагогов на эмоциональные всплески детей подавляются с помощью агрессии со стороны родителей, физическим наказанием . Самые сложные родители, порой не знающие причину обращение, не умеющие ее высказать и сформулировать. Наиболее частые обращения по следующим причинам: поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, лживость, эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность, безволие, отсутствие целенаправленности , проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, неумение постоять за себя .

Слайд 20

Деятельность педагогического коллектива по преодолению имеющихся трудностей Категории родителей Особенности восприятия образовательного процесса родителями . Практические советы, по преодолению имеющихся трудностей. Родители одаренных детей Высокая ценность образования, особое внимание к школьному обучению ребенка. Не адекватная оценка поступков и успехов ребенка в школе, понимания его поведенческих проявлений. Диагностическая помощь родителя, направленная на выявления области одаренности ребенка и дальнейшем его развитии в этом направлении. Помочь понять родителям, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК. Обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Работа с родителями, направленная на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Подготовка родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно .

Слайд 21

Совместная с образовательным учреждением деятельность помогает преодолеть сопротивление, недоверие, нежелание сотрудничать со стороны родителей, постепенно повысить авторитет педагогов ОУ, родителям стать ближе к детям, найти свободную минутку для общения, повысить мотивацию участия в совместной работе путем нахождения общих интересов и реализации общих задач.

Слайд 22

В 2019 – 2020 учебном году планируется использование данных практических наработок в работе с родителями (законными представителями) различных категорий обучающихся. Для того, чтобы использование этих наработок было эффективным и способствовало повышению качества образования, будет разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) с учетом выявленных трудностей, возникающих при взаимодействии педагогического коллектива с родительской общественностью. Перспективы развития



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями и возможностями.

Слайд 2

На сегодняшний день в школе обучаются различные категории детей – это и дети с ОВЗ, одаренные дети, низко мотивированные дети и дети с нарушением эмоционально – волевого спектра. Образовательное учреждение должно выполнить ФГОС, а следовательно дать всем образование.

 В настоящее время учитель-ученик- родитель – субъекты образовательного процесса. Родители должны быть включены в образовательный процесс и обязательно обеспечивать:

  • Явку ребенка в ОУ,
  • Обеспечение канцелярскими школьными принадлежностями,
  • Соответствующий внешний вид,
  • Выполнение домашнего задания,
  • Соблюдение рекомендаций педагогического коллектива.

Основная проблема с которой сталкиваются педагоги- это то, что родитель не понимает и не принимает сложившуюся ситуацию, кто то смириться с тем, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а кто то адекватно воспринять ситуацию успеха своего одаренного ребенка.

.

Слайд 3 -7 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Слайд 8-13 Категории детей и их особенности

Слайд 14 Категории родителей детей с особенностями и их характеристика

Слайд 15

Родители всех вышеуказанных категорий нуждаются в психолого - педагогическом сопровождении.

Сопровождение – это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи – патронажа детям с нарушениями в развитии и их семьям.

Слайд 16

Этапы работы с родителями:

  1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  2. Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями ( консультирование, беседы, обсуждения). Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы. Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми. Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
  3. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями, педагогическими работниками.
  4. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Слайд 17-20

Деятельность педагогического коллектива по преодолению имеющихся трудностей с родителями детей различных категорий.

Слайд 21

Совместная с образовательным учреждением деятельность помогает преодолеть сопротивление, недоверие, нежелание сотрудничать со стороны родителей, постепенно повысить авторитет педагогов ОУ, родителям стать ближе к детям, найти свободную минутку для общения, повысить мотивацию участия в совместной работе путем нахождения общих интересов и реализации общих задач.

 



Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

 по работе  со страхами родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Объяснение  родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку (принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей, включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами, вовлечение ребенка в коллективные формы обучения, участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов и т.д.
  2. Совместная разработка общих единых требований учителя и родителей (в учебной и трудовой деятельности ребенка, общая система требований и поощрений, для нейтрализации манипуляторного поведения ребенка).
  3. Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям, введение родителей в состав родительского комитета и т.д.

Памятка для педагогов

 по работе  со страхами родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Объяснение  родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку (принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей, включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами, вовлечение ребенка в коллективные формы обучения, участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов и т.д.
  2. Совместная разработка общих единых требований учителя и родителей (в учебной и трудовой деятельности ребенка, общая система требований и поощрений, для нейтрализации манипуляторного поведения ребенка).
  3. Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям, введение родителей в состав родительского комитета и т.д.

Памятка для педагогов

 по работе  со страхами родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

  1. Объяснение  родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку (принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей, включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами, вовлечение ребенка в коллективные формы обучения, участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов и т.д.
  2. Совместная разработка общих единых требований учителя и родителей (в учебной и трудовой деятельности ребенка, общая система требований и поощрений, для нейтрализации манипуляторного поведения ребенка).
  3. Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям, введение родителей в состав родительского комитета и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса.  Понятие инклюзии...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении

Об организации доступности образования для  детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...