Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)
статья по биологии на тему
Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
00014d18-b8969ccf.doc | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Система выявления и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности детей (из опыта работы)
Развитие, выявление, и поддержка одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных креативно решать поставленные задачи и формулировать новые.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
В основе ФГОС лежит системно-деятельный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает предмет - биология. Однако в школе должны быть созданы благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей всех детей. Такие условия возможно создать, осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные.
Талантливый ребенок, какой он?
Обладает:
- отличной памятью,
- высоким уровнем мышления и интеллекта,
- хорошо развитой речью и хорошим произношением
- большим словарным запасом.
- широким кругозором
- отличается любознательностью и наблюдательностью
- способен сосредоточиться на нескольких видах деятельности
- быстро схватывает новый материал
- самостоятельно достигает поставленной цели
- легко усваивает учебный материал и обладает коммуникативными умениями
- выполняет задания повышенной трудности
- умеет искать, анализировать, обобщать
Очень важно понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания.
В практике своей работы я пользуюсь разными технологиями. В работе с одаренными детьми часто использую проектные и информационно – коммуникативные технологии. Они делают процесс обучения интересным; расширяют познания за пределы темы; придают учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.
Дифференцированный подход
Способным детям не достает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий. Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям. Если не занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то такого ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо начинают рисовать, читать, или смотреть , что дальше будет в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять таких детей. И начинается творческий поиск учителя – осуществляется дифференцированный подход. Для таких детей, я использую на уроках следующие творческие задания:
- Придумать загадку;
- Составить тест по теме
- Объяснить материал отстающим
- Составить или решить кроссворд
- Выполнить задание повышенной сложности
- Придумать задание по теме в виде таблицы или схемы
- Оценить и дополнить ответы одноклассников
В своей работе в качестве дополнительного материала для учащихся с особыми образовательными потребностями использую банк творческих заданий и упражнений повышенной сложности (материалы прошлых олимпиад, интернет-ресурсы) и банк контрольно – измерительных материалов базового и повышенного уровня.
Внеурочная работа по предмету
Традиционно главными направлениями в такой работе являются проектная деятельность, работа с одарёнными учащимися по подготовке к олимпиадам и конкурсам и неделя химии и биологии. Широко использую такую форму, как тематический лекторий с медицинским уклоном, выпуск стенгазет, конкурс фотографий.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады.
Именно они во многом способствуют выявлению способных учащихся, для дальнейшей поддержки и развития их творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.
Портфолио школьника
Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания портфолио. Туда может входить подборка творческих работ и других свидетельств об успехах ученика в освоении предмета, проекты и другие письменные работы, компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома, сертификаты и грамоты.
Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников .На протяжении моей работы в школе ,я пытаюсь достичь этого .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие системы поддержки талантливых детей.
Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...
Система поддержки талантливых детей
одаренные дети...
Организация работы образовательного учреждения по поддержке талантливых детей
Настоящий материал раскрывает систему работы с одаренными детьми в ОУ. Вопрос был заслушан на совещании директоров района....
Организация городской «Школы исследователя», как средство поддержки талантливых детей (система работы)
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школы» говорится, что «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, у...
Система работы ШМО учителей истории и обществознания в гимназии № 38 г. Махачкалы по выявлению, развитию и поддержке талантливых детей в школе в рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа».
laquo;Нам нужно организовать масштабный и системный поиск талантов в России…»...
Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности
Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин...
«Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения»
Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение периода обучения...