Стресс и как с ним справляться
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Стресс и как с ним справляться.
Цель: Выявить причины, приводящие к стрессу и познакомить со способами и
методами снятия стресса.
Задачи: Научить учащихся находить пути выхода из стрессовых состояний.
Оборудование: Силуэт человека, карта, карточки «психические и физические симптомы стресса», корзина с фруктами, памятка стрессовых ситуаций ребенка.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!
- Сегодня на нашем занятие мы поговорим о стрессе.
- Как вы понимаете, что такое стресс? (ответы детей).
- Приведите примеры, когда у вас было стрессовое состояние?
- Изучение нового материала.
- Сейчас мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».
Вопросы:
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают
отвечать?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда
учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.
- Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.
Вывод:
Эта анкета помогла нам увидеть, что среди вас есть ученики, которые испытывают страх, тревогу в некоторых ситуациях.
а) Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не задумывается над тем, что же такое стресс. Есть несколько определений, мы рассмотрим вот эти:
Стресс – это реакция организма на любое повышенное требование предъявляемое к нему.
Стресс – это наш ответ на жизнь.
Стресс – это когда человек испытывает напряжение.
Он – часть нашей повседневной жизни. Факторы, вызывающие стресс различны.
Стресс может быть полезным и разрушительным.
Полезный – долгожданный успех, который сопровождается радостью. Он прибавляет энергии.
Разрушительный - это действие отрицательных эмоций, проявляется болью, и такими болезнями как гипертония, язвой или психическими расстройствами.
Информация: представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. Никаких забот, проблем, наслаждается жизнью и спокойствием, да и только. Правда, надо заготовить пропитание, но это можно отложить на завтра. И вдруг он услышал, какие то звуки, которые напоминают рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку или камень и насторожился.
У него участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. И он увидел приближающего зверя – это был медведь большой и грозный.
И тут в его душе началась борьба:
- с одной стороны, страх перед зверем;
- с другой, желание иметь запас еды.
Стоит на пути, что ему делать?
Броситься на медведя, ударить его. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом был современный врач, то он непременно бы установил, что у пациента – учащенный пульс, повышенное давление, а уровень «стрессовых веществ» в крови превышает норму.
И сказал бы он: «У тебя стресс». Конечно, первобытному человеку не до разговоров, т.к вероятнее всего он бросился бы на медведя. И победил.
И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, уровень стрессовых веществ, пришли в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход и не перешёл в дистресс.
Дистресс - отрицательное влияние на деятельность.
С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше. Стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утренней суматохи до самого сна.
б) Рассмотрим стрессовые ситуации в жизни ребёнка (памятка причин на каждом столе).
в) Вернемся в наше время – перед вами силуэт современного человека. Вам нужно сейчас с помощью данных карточек на доске распределить на этом силуэте симптомы, которые приводят человека к стрессовому состоянию:
Физические проявления стресса:
- Сердцебиение;
- отсутствие аппетита;
- постоянное переедание;
- частые расстройства пищеварения и изжога;
- бессонница;
- головные боли;
- повышенная потливость;
- покусывание ногтей;
- тошнота;
- головокружение;
- слезливость;
- мышечные судороги;
Психические проявления стресса:
- приступы гнева;
- раздражительность;
- страх заболеть;
- пониженное настроение;
- появление страхов;
- тревожность;
- чувство вины;
- сильный страх;
- чувство одиночества.
Может быть, вы уже сталкивались, испытывали на себе эти симптомы, чем больше симптомов в организме человека проявляется, тем выше индекс стресса, при условии, что выявленные симптомы не связаны с какими – то заболеваниями.
г) Распределим эти симптомы на психические и физические ( выполняют дети).
Вывод:
Проделав эту работу, мы видим, что эти симптомы окружают, окутывают человека, поэтому человек находится в напряжении – находится в стрессовом состоянии, организм подготавливается к борьбе с этими состояниями или к бегству из этого состояния.
Если человек справляется с этим напряжением, у него возникает фаза расслабления. А бывает так, что это перерастает в дистресс. То есть организм не восстановил свою энергию, фаза расслабления не произошла и это может привести к возникновению заболеваний:
- инфаркт миокарда;
- язвенная болезнь;
- гипертония;
- бронхиальная астма;
- расстройства желудочно – кишечного тракта;
- кожные болезни;
- психические расстройства.
Информация:
Учеными проводились исследования:
- если поместить клетку с кошкой вблизи от клетки с собакой и держать их так некоторое время, у кошки возникает гипертония;
- если вожака стаи обезьян, который обычно ест раньше всех, отделить и у него на глазах сначала покормить стаю, то у него возникает гипертония.
- эксперимент с крысами.
Вывод:
Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека.
3. Практическая часть.
- Мы познакомились с понятием стресс и выяснили причины возникновения этого состояния, рассмотрели симптомы, а теперь познакомимся с методами и способами снятия стресса.
- Какие методы, способы вы знаете и используете в своей жизни для снятия эмоционального напряжения.
Упражнения:
- Сейчас мы познакомимся с упражнениями, которые помогут вам быстро снять сильное эмоциональное напряжение.
Очень важно научиться управлять чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться.
Американский врач Джекобсон наблюдая за людьми, которые находились в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, заметил, что у них всегда отличается напряжение мышц.
Если мышцы расслаблены, то люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению.
Упражнение на мышечное расслабление: «Лимон».
- Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон, и вам необходимо напречь все свои силы, чтобы вытек сок у лимона. Для этого сожмите лимон в правой руке как можно сильнее. Разожми кулак и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство расслабления.
- Напряги мышцы ног, включая пальцы, затем колени, бедра. Расслабьте, потрясите и пошевелите пальцами.
- Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос не на долго.
Сожми и разожми зубы. Напрягите и расслабляйте разные части тела.
Всегда после фазы – напряжения, приходит фаза – расслабления.
Дыхательное упражнение «Узоры на стекле»
Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струиться, как – будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений.
Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы.
Повторить упражнение несколько раз.
Способы снятия стресса:
- Прогулки на свежем воздухе, в лесу – это поможет успокоиться и снять излишнее
напряжение;
- Можно громко крикнуть – выход отрицательной энергии;
- Ощущение свежести, бодрости вам подарит простейшая процедура, которую вы
без труда можете проделать дома – сильную струю холодной воды пустите так, чтобы она разбивалась о раковину, и сядьте в полуметре от неё. Вскоре воздух наполниться мельчайшими брызгами, подышав которыми в течение 5-7 минут, вы почувствуете, что боль отступила и усталость прошла;
- Классическая музыка Баха, Моцарта, Бетховена – оказывает антистрессовое воздействие.
- Достаточно несколько минут подышать ароматом сухих листьев шалфея, чтобы «отпугнуть стресс» (ароматерапия);
- Спортивные тренировки, занятия Физкультурой – это стресс, который не ослабляет здоровье, а укрепляет.
- Очень полезно использовать мягкие, сладкие, сочные плоды, которые имеют «веселящее воздействие». Это груши, айвы, бананы, базилика, сельдерея.
- Существует такое выражение:
«Если чувствуете, что стресс завладел вами – съешьте горсть изюма»
- Для успокоения и восстановления энергии, необходимо выпить на ночь стакан теплой воды с растворенной ложкой меда и сока половины лимона.
- Закрыть глаза и полежать.
4. Подведение итогов занятия.
- Ребята, мы сегодня с вами познакомились с понятием стресс, причинами стресса, способами снятия напряжения.
- Что же такое стресс?
- Какие способы, упражнения для снятия напряжения вы запомнили.
Задание на дом:
К следующему уроку нарисуйте человека или себя, а может быть и ситуацию, когда вы или человек испытывает стресс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Учимся справляться со стрессом"
quot;Учимся справляться со стрессом"...
Стресс. Как учить детей справляться с ним.
Ознакомить педагогов с понятием стресс, признаками стресса у детей, с практическими рекомендациями по профилактике симптомов стресса и первой психологической помощью в экстренных ситуациях....
Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 1
Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...
Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 2
Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...
Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 3
Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...
Как научить ребёнка справляться со стрессом.
Проект "Родителям о главном"....