Стресс и как с ним справляться
план-конспект занятия по психологии (5 класс) по теме

рекомендации для учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stress_i_kak_s_nim_spravlyatsya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                               Стресс и как с ним справляться.

Цель:        Выявить причины, приводящие к стрессу и познакомить со способами и    

                   методами снятия стресса.

Задачи:     Научить учащихся находить пути выхода из стрессовых состояний.

Оборудование: Силуэт человека,  карта, карточки «психические и физические симптомы стресса», корзина с фруктами, памятка стрессовых ситуаций ребенка.

                                                Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости!

- Сегодня на нашем занятие  мы поговорим о стрессе.

- Как вы понимаете, что такое стресс? (ответы детей).

          - Приведите примеры, когда у вас было стрессовое состояние?

     

  1. Изучение нового материала.

- Сейчас мы проведем небольшое устное анкетирование. Перед вами лежат карточки, на одной стороне – красный цвет (ответ «да»); Зеленый цвет на другой стороне означает ответ «нет».

Вопросы:

- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают

  отвечать?

- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда    

   учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

- Я легко раздражаюсь, и обижаюсь.

- Я сильно переживаю и виню себя, если совершаю ошибку.

Вывод:

Эта анкета помогла нам увидеть, что среди вас есть ученики, которые испытывают страх, тревогу в некоторых ситуациях.

а)  Каждый человек испытывал стресс, все говорят о нем, но почти никто не задумывается над тем, что же такое стресс. Есть несколько определений, мы рассмотрим вот эти:

Стресс – это реакция организма на любое повышенное требование предъявляемое к нему.

Стресс – это наш ответ на жизнь.

Стресс – это когда человек испытывает напряжение.

   

   Он – часть нашей повседневной жизни.  Факторы, вызывающие стресс различны.

           

                Стресс может быть полезным и разрушительным.

Полезный – долгожданный успех, который сопровождается радостью. Он прибавляет энергии.

Разрушительный - это действие отрицательных эмоций, проявляется болью, и такими болезнями как гипертония, язвой или психическими расстройствами.

 

Информация: представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. Никаких забот, проблем, наслаждается жизнью и спокойствием, да и только. Правда, надо заготовить пропитание, но это можно отложить на завтра. И вдруг он  услышал,  какие то звуки, которые напоминают рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку испугался, схватил палку или камень и насторожился.

У него участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. И он увидел приближающего зверя – это был медведь большой и грозный.

И тут в его душе началась борьба:

- с одной стороны, страх перед зверем;

- с другой, желание иметь запас еды.

Стоит на пути, что ему делать?

Броситься на медведя, ударить его. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если бы рядом был современный врач, то он непременно бы установил, что у пациента – учащенный пульс, повышенное давление, а уровень «стрессовых веществ» в крови превышает норму.

И сказал бы он:  «У тебя стресс». Конечно, первобытному человеку не до разговоров, т.к вероятнее всего он бросился бы на медведя. И победил.

 

И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился, успокоилась психика, уровень стрессовых веществ,  пришли в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка, то есть стресс нашел выход и не перешёл в дистресс.

 

Дистресс  - отрицательное влияние на деятельность.

   С тех далеких времен многое изменилось. Причин, вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше. Стресс воздействует на человека в течение дня, начиная с утренней суматохи до самого сна.

 

б)   Рассмотрим стрессовые ситуации в жизни ребёнка (памятка причин на каждом столе). 

в)    Вернемся в наше время – перед вами силуэт современного человека. Вам нужно сейчас с помощью данных карточек на доске распределить на этом силуэте симптомы, которые приводят человека к стрессовому состоянию:

 

   Физические проявления стресса:

- Сердцебиение;

- отсутствие аппетита;

- постоянное переедание;

- частые расстройства пищеварения и изжога;

- бессонница;

- головные боли;

- повышенная потливость;

- покусывание ногтей;

- тошнота;

- головокружение;

- слезливость;

- мышечные судороги;

Психические проявления стресса:

- приступы гнева;

- раздражительность;

- страх заболеть;

- пониженное настроение;

- появление страхов;

- тревожность;

- чувство вины;

- сильный страх;

- чувство одиночества.

Может быть, вы уже сталкивались, испытывали на себе эти симптомы, чем больше симптомов в организме человека проявляется, тем выше индекс стресса, при условии, что выявленные симптомы не связаны с какими – то заболеваниями.

г)     Распределим эти симптомы на психические и физические ( выполняют дети).

Вывод:

Проделав эту работу, мы видим, что эти симптомы окружают, окутывают человека, поэтому человек находится в напряжении – находится в стрессовом состоянии, организм подготавливается к борьбе с этими состояниями или  к бегству из этого состояния.

Если человек справляется с этим напряжением, у него возникает фаза расслабления. А бывает так, что это перерастает в дистресс. То есть организм не восстановил свою энергию, фаза расслабления не произошла и это может привести к возникновению заболеваний:

- инфаркт миокарда;

- язвенная болезнь;

- гипертония;

- бронхиальная астма;

- расстройства желудочно – кишечного тракта;

- кожные болезни;

- психические расстройства.

Информация:

Учеными проводились исследования:

- если поместить клетку с кошкой  вблизи от клетки с собакой и держать их так некоторое время, у кошки возникает гипертония;

- если вожака стаи обезьян, который обычно ест раньше всех, отделить и у него на глазах сначала покормить стаю, то у него возникает гипертония.

- эксперимент с крысами.

Вывод:

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека.

      3. Практическая часть.

- Мы познакомились с понятием стресс и выяснили причины возникновения этого состояния, рассмотрели симптомы, а теперь познакомимся с методами и способами снятия стресса.

- Какие методы, способы вы знаете и используете  в своей жизни для снятия эмоционального напряжения.

Упражнения:

 - Сейчас мы познакомимся с упражнениями, которые помогут вам быстро снять сильное эмоциональное напряжение.

Очень важно научиться управлять чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние, уметь расслабляться.

Американский врач Джекобсон наблюдая за людьми, которые находились в состоянии умственного напряжения или душевного волнения, заметил, что у них всегда отличается напряжение мышц.

Если мышцы расслаблены,  то люди в это время находились в состоянии полного душевного покоя. Отсюда родилась мысль прибегнуть к мышечному расслаблению.

Упражнение на мышечное расслабление: «Лимон».

- Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон, и вам необходимо напречь все свои силы, чтобы вытек сок у лимона. Для этого сожмите лимон в правой руке как можно сильнее. Разожми кулак и пошевели пальцами. Встряхни их. Испытай чувство расслабления.

- Напряги мышцы ног, включая пальцы, затем колени, бедра. Расслабьте, потрясите и пошевелите пальцами.

- Наморщи лоб, плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос не на долго.

Сожми и разожми зубы. Напрягите и расслабляйте разные части тела.

Всегда после фазы – напряжения, приходит фаза – расслабления.

Дыхательное упражнение «Узоры на стекле»

Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струиться, как – будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений.

Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы.

Повторить упражнение несколько раз.  

 

Способы снятия стресса:

- Прогулки на свежем воздухе, в лесу – это поможет успокоиться и снять излишнее    

   напряжение;

- Можно громко крикнуть – выход отрицательной энергии;

- Ощущение свежести, бодрости вам подарит простейшая процедура, которую вы

без труда можете проделать дома – сильную струю холодной воды пустите так,   чтобы она разбивалась о раковину, и сядьте в полуметре от неё. Вскоре воздух наполниться мельчайшими брызгами, подышав которыми в течение 5-7 минут, вы почувствуете, что боль отступила и усталость прошла;

- Классическая музыка Баха, Моцарта, Бетховена – оказывает антистрессовое воздействие.

- Достаточно несколько минут подышать ароматом сухих листьев шалфея, чтобы «отпугнуть стресс» (ароматерапия);

- Спортивные тренировки, занятия Физкультурой – это стресс, который не ослабляет здоровье, а укрепляет.

- Очень полезно использовать мягкие, сладкие, сочные плоды, которые имеют «веселящее воздействие».  Это  груши,  айвы,  бананы,  базилика,  сельдерея.  

- Существует такое выражение:

«Если чувствуете, что стресс завладел вами – съешьте горсть изюма»

- Для успокоения и восстановления энергии, необходимо выпить на ночь стакан теплой воды с растворенной ложкой меда и сока половины лимона.

- Закрыть глаза и полежать.

   4. Подведение итогов занятия.

- Ребята, мы сегодня с вами познакомились с понятием стресс, причинами стресса, способами снятия напряжения.

- Что же такое стресс?

- Какие способы, упражнения для снятия напряжения вы запомнили.

 

   Задание на дом:

К следующему уроку нарисуйте человека или себя, а может быть и ситуацию, когда вы или человек испытывает стресс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа "Учимся справляться со стрессом"

quot;Учимся справляться со стрессом"...

Стресс. Как учить детей справляться с ним.

Ознакомить педагогов с понятием стресс, признаками стресса у детей, с практическими рекомендациями по профилактике симптомов стресса и первой психологической помощью в экстренных ситуациях....

Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 1

Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...

Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 2

Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...

Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 3

Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...

Как научить ребёнка справляться со стрессом.

Проект "Родителям о главном"....