Стресс. Как учить детей справляться с ним.
методическая разработка по психологии на тему
Ознакомить педагогов с понятием стресс, признаками стресса у детей, с практическими рекомендациями по профилактике симптомов стресса и первой психологической помощью в экстренных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_stress_i_deti.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Стресс. Как учить детей справляться с ним.
Цель: Ознакомить педагогов с понятием стресс, признаками стресса у детей, с практическими рекомендациями по профилактике симптомов стресса и первой психологической помощью в экстренных ситуациях.
Упражнение «Желание»
Уважаемые коллеги, загадайте, пожалуйста, желание, которое хотелось бы осуществить в ближайшее время.
Сейчас я подойду к каждому из вас и вы положите (выдохните, сделаете символическое движение руками) свое желание в этот пластиковый стакан. Готово.
Ведущий комкает стакан.
- Какие чувства Вы испытываете сейчас?
- Мы всегда стараемся смотреть в будущее с надеждой, но под давлением реальности рушатся множество наших планов и ожиданий. И для кого-то это становится стрессом.
Известный исследователь стресса Ганс Селье (его называют «родителем» теории стресса) отметил, что имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Стресс иногда является необходимым явлением в жизни человека. Он помогает приспособиться к новым условиям, влияет на работоспособность и творчество. Стресс учит нас преодолевать преграды на жизненном пути, мобилизовать собственные силы и становиться уверенными в себе. Но в то же время, стресс, если он действует долго, может стать разрушительным для человека, от него страдают наиболее ослабленные органы. Так что же такое стресс?
Информационный блок. «Стресс. Эустресс и дистресс»
Стресс (от англ.stress- давление, напряжение) – состояние напряжения, которое возникает в организме в результате сильного влияния разнообразных показателей.
Различают:
1. Эвстресс (позитивный стресс) дает возможность мобилизовать организм на выполнение каких-то заданий, на решение проблем. Это совокупность физиологических защитных реакций, которые обеспечивают осуществление целенаправленной деятельности. Например, игра в шахматы, страстные объятия, занятия спортом могут вызвать стресс, но он не вредный для организма, а наоборот, позитивный.
2.Дистресс (от англ. Distress – негативный: горе, истощение, болезнь). Это выход организма за пределы допустимых перегрузок. Дистресс могут вызвать неудачи, неудовлетворенность жизнью, непризнание успехов, разрушенные надежды..
3.Травматический стресс (болезни, развод, инвалидность, катастрофы, войны, революции, школьный и рабочий стресса, смерть родственников, родителей, друзей, домашних животных и т.д.) — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997)
Очень часто способные, одаренные дети, оказываются в ситуации, когда необходимо демонстрировать свои способности, достижения. И это для них становится действительно стрессовой ситуацией.
У ребенка легко сформировать стрессовую реакцию в хронический стресс.
Как же выглядит ребенок в состоянии стресса?
Признаки стресса у ребенка:
- усиление тревоги без видимых причин;
- невозможность сосредоточиться на чем-то;
- ухудшение памяти;
- частые ошибки в работе;
- частое чувство усталости;
- чувство потери контроля над собой;
- частые боли (голова, спина, желудок)
-повышенная возбудимость, раздражительность;
- утрата чувства юмора;
- потеря аппетита;
-никакая работа не приносит удовлетворения;
- может появиться зависимость от табака или алкоголя.
Ребенок не может изменить ситуацию самостоятельно уйти из школы, перейти в другую школу, поменять родителей, учителя.
В случае неадекватной и несвоевременной помощи окружения стресс оказывают сильное воздействие на развитие ребенка,
Дети нуждаются в защите и понимании взрослых. В ситуации стресса первое, в чем нуждаются дети – это в том, чтобы им дали возможность выражать свои чувства. Чтобы родители и учителя могли их услышать и дать пространство для выражения.
Именно поддержка, исходящая от родителей, учителей во время и после стресса, является основным фактором ее успешного преодоления. Поэтому очень важно, чтобы вы внимательно следили за проявлением у ребенка любых симптомов подавленности и стресса и всегда были рядом с ним в это трудное время.
Следите за собственной реакцией на происшедшее. Дети вырабатывают собственную модель поведения, наблюдая за взрослыми, которые играют важную роль в их жизни (родители, учителя). Поэтому старайтесь сохранять спокойствие и внушать его ребенку.
Уделяйте ребенку больше внимания. Чуткость и внимание с вашей стороны позволят ребенку выразить свои мысли и почувствовать собственную защищенность. Если ребенок хочет поговорить с вами о своих чувствах, поощрите его к разговору. Объясните, что такие чувства, как страх, гнев и вина, являются вполне нормальной реакцией на события.
Говорите с ребенком на понятном ему языке. Любая информация должна быть рассказана ребенку в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Важно поощрять ребенка к беседе, но если он этого не хочет, никогда не настаивайте.
Не забывайте о собственном душевном состоянии. Поскольку вы являетесь главным источником помощи и поддержки ребенка, вы должны заботиться о себе. Общайтесь с семьей и друзьями, делитесь своими чувствами и переживаниями с другими взрослыми, Старайтесь придерживаться сбалансированного режима питания. Высыпайтесь, занимайтесь спортом и не забывайте о развлечениях.
Практические рекомендации,
Как снять симптомы стресса.
Стресс по-разному проявляется в мимике, жестах, речи, движениях человека. Путем влияния на тело можно снять симптомы стресса. Для профилактики стресса ребенка необходимо учить осознавать симптомы стресса и обучить приемам, которые их снимают.
Проявления | Стресс | Антистресс |
Голос | Высокий, часто срывается на фальцет. Внезапные спазмы, легкое заикание, скрежетание зубами, резкий, неуместный смех. | Активно помассируйте большой палец. Он связан с мозговым центром речи. |
Речь | Темп ускоряется, паузы между предложениями отсутствуют. Повторяются отдельные слова и даже целые предложения. Стремление исправить только что высказанную фразу. | 1.Вдохните полную грудь воздуха и на выдохе мысленно скажите себе: «Говорить спокойно…». 2.Сделайте глубокий выдох и трижды улыбнитесь. 3.Соедините мизинец левой руки с большим пальцем. Слегка сожму их, скомандовав: «Как только я начну говорить взволновано, я сожму пальцы и сразу успокоюсь». Каждое упражнение выполняйте трижды. |
Мимика | Брови насуплены, глаза широко раскрыты, частые моргания. Лицо покраснело или, наоборот, побледнело. Громкое, прерывистое дыхание через нос, пот, нервный тик. | Закройте глаза и расслабьте мышцы лица. Опустите челюсть и подержите ее в таком положении 6-7 секунд. Резко закройте рот и выдохните рывками через нос. |
Жесты | Мышцы тела напряжены до предела, движения рук хаотичные, жестикуляция чрезмерная. Чтобы занять руки, в них вертят бумагу, ручку. Дрожь в руках, Пальцы сцеплены. | Поможет йоговское упражнение. Станьте прямо, руки сцепите за спиной в «замок».Вытяните их назад сводя лопатки. Сильно напрягите мышцы рук и замрите в таком положении на 5 секунд. Потом медленно откиньте голову назад и задержите еще на 5 секунд. Медленно вернитесь в исходное положение – сначала руки, потом голова. |
Поза | Тело буквально втискивается в кресло, руки вцепляются в быльца или колени. Ноги напряженно упираются в землю. Руки. То нервно переплетаются, то активно жестикулируют. | Напрягайте и расслабляйте по очереди мышцы ног. Спины, туловища, рук. Если тело начнет приятно покалывать. Не волнуйтесь, это лишь игра вегето-сосудистой системы – сигнал того, что вы справились со стрессом. |
Первая психологическая помощь в экстремальной ситуации.
Истероидная реакция (истерика)
Это активная энергозатратная поведенческая реакция человека. Так бурно выражает свои эмоции, выплескивая их на окружающих.
Проявления: кричит, размахивает руками, плачет.
Условие протекания: зритель.
Помощь пострадавшему:
1. Сократите свою вербальную реакцию(через 10-15 мин будет спад).
2. После истерики дать возможность отдохнуть.
Недопустимые действия:
1. Не совершайте неожиданные действия (обливать водой, дать пощечину, потрясти).
2. Не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.
3. Не нужно считать , что ребенок это делает преднамеренно, чтобы привлечь внимание.
ГНЕВ.
Помощь:
- Разговаривайте спокойно, снижая темп и громкость речи.
- Обращайтесь по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации.
Недопустимые действия:
- Не нужно считать, что этот человек злой.
- Не старайтесь переспорить или переубедить.
- Не угрожайте и не запугивайте
АПАТИЯ
Реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека.
Человек не сразу может осознать ситуацию, и апатия в данном случае выступает как психологическая анастезия.
Помощь :
- Дать такой реакции состояться (обеспечить условия отдыха).
- Стакан сладкого крепкого чая.
- Умеренная физическая нагрузка (пройтись)
- Самомассаж биологических зон (мочек ушей, пальцев рук).
- Задавайте простые вопросы «как тебя зовут?», «как ты себя чувствуешь?»
- Объясните ему, что такая реакция – это нормально.
Недопустимые действия:
- Не «выдергивайте» человека из этого состояния без крайней нужды.
- Не призывайте «взять себя в руки», «ты сейчас должен».
СТРАХ
Эмоция, которая оберегает нас от рискованных, опасных поступков.
Это состояние время от времени испытывает каждый, в том числе страх самовыражения, страх не оправдать ожидания окружающих
Опасным страх становится, когда он неоправдан или силен настолько, что лишает человека способности думать и действовать. Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться.
Чем быстрее справиться, тем меньше вероятность, что это превратиться в проблему.
Помощь:
- Не оставляйте одного.
- Снять мышечные зажимы: подвигаться (походить по ступенькам вверх-вниз), сильно напрячься(на вдохе), а затем расслабиться(на выдохе).
- Предложите интеллектуальное действие: отнимайте от 100 число 7.
- Вообразить, что находишься:
- в детском саду в качестве воспитателя;
- в цирке в качестве дрессировщика;
- В больнице в качестве доктора,
А страхи это детишки, подопечные звери, пациенты.
3.Скажите ему, что это нормальная реакция.
Недопустимые действия:
Не говорите:
«Не думай об этом!»
«Это ерунда!»
ПЛАЧ
Это реакция, которая позволяет в сложной ситуации выразить переполняющие человека эмоции.
Она приносит облегчение.
Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека
Помощь пострадавшему:
- Дать состояться этой реакции.
- Просто находиться рядом, дать ему почувствовать, что вы с ним вместе сочувствуете и сопереживаете.
- Можно просто подержать за руку.
- Если плач затягивается дать воды.
- Предложить подышать ровным дыханием.
Недопустимые действия:
- Не стоит останавливать реакцию.
- Убеждать его не плакать
- Не стоит считать, что слезы являются проявлением слабости.
НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ НЕРВНАЯ ДРОЖЬ
- Выглядит, как будто человек замерз (не может по своему желанию остановить эту реакцию)
- Если эту реакцию остановить, то напряжение внутри может привести к соматическим заболеваниям
Помощь :
1. Усилить дрожь
2. Возьмите его за плечи и сильно потрясите его, 10-15 сек, при этом нужно спокойно разговаривать с ним, иначе он может воспринять эти действия как нападение.
3. После необходимо дать пострадавшему возможность отдохнут
Р.S.
- Не забывайте хвалить ребенка всякий раз, когда ему удается справиться с волнением.
- Улыбайтесь сами и побуждайте улыбаться ваших учеников. Смех позитивно влияет на иммунную систему.
- Употребляйте витамин Е. Он повышает иммунитет и устойчивость к стрессу.
(картофель, соя, кукуруза, морковь, ежевика, орехи)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей рассказывать
В статье дается описание тех приёмов и методов, которыми могут воспользоваться родители в домашних условиях для того, чтобы научить своего ребёнка выражать свои мысли и составлять рассказы....
Мы учим детей - дети учат нас.
Удивительно, как многому могут научить нас наши ученики! В прошлом году приняла классное руководство 5 класса, можно сказать из рук в руки от старшей сестры (учителя начальных ...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет
Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...
Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 1
Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...
Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 2
Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...
Стресс. Как учить детей справляться с ним. Часть 3
Практические рекомендации в помощь взрослым, как учить справляться детей с стрессовыми ситуациями...
- Мне нравится (1)