Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему
Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.
Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при составлении комплексной программы по профориентации в ОУ .
Планирование внеурочной деятельности по профориентационной работе со старшеклассниками в ОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТАМИ
ГОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ
«ОБЛАСТНАЯ КАДЕТСКАЯ
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ МЧС»
Автор - составитель: педагог-психолог
Е.А. Мешкова
1.Создание системы диагностик, направленной на выявление склонностей и способностей обучающихся.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Выявление склонностей и способностей обучающихся 10 -11 х классов | Сроки согласно перспективного плана | Зам. директора по научно - методической работе, педагог-психолог. |
Анкетирование обучающихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметные кружки. Оказание помощи обучающимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей. | Май- сентябрь (ежегодно) | Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор, воспитатели. |
Знакомство с результатами диагностики при приеме в учреждение 1-й год обучения. | Август - сентябрь | Зам. директора УР, зам. директора по физической культуре, педагог – психолог, классные руководители, педагог – организатор, офицеры – воспитатели, воспитатели. |
- Осуществление профориентации через систему обучения.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Изучение учителями-предмет-никами индивидуальной про-граммы допрофессионального развития обучающихся, корректив, внесенных в связи с переходом обучающихся в следующих класс и на основании проведенных в классе дополнительных исследований. | Ежегодно | Заместитель директора по УР, зам. директора по научно - методической работе. |
Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития обучающихся и планирование деятельности. | Ежегодно | Учителя – предметники, Классные руководители, воспитатели. |
3.Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организация факультативных занятий и работы предметных кружков | Сентябрь (ежегодно) | Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР. |
Проведение школьных олимпиад, конференций. | Ноябрь (ежегодно) | Заместитель директора по УР, зам. директора по научно - методической деятельности. |
Проведение предметных недель. | По школьному плану | Зам. директора по научно - методической деятельности, Зам. директора по УР, Руководители М/О, |
Вовлечение обучающихся в деятельность творческих групп. | Ежегодно | Педагог - организатор, Педагоги дополни-тельного образования, кл. руководи-тели, воспитатели. |
Научно-исследовательская работа обучающихся | В течение года | Зам. директора по научно – методической деятельности, зам. директора по УР, руководители МО, Руководитель научного общества учащихся. |
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей обучающихся | Ежегодно | Зам. директора по УР, учителя-предметники, кл. руководители. |
Проведение научно-исследова-тельских конференций 10-11-х классов | Ежегодно | Зам. директора по научно – методической деятельности, зам. директора по УР, Руководитель научного общества учащихся |
Участие в районных и других научно-исследовательских конференциях | Ежегодно | Зам. директора по научно – методической деятельности, зам. директора по УР, учителя предметники. |
Репетиция единого государственного экзамена (пробные сдача ЕГЭ) - география, русский язык - биология, химия -математика, физика -русский язык, математика, физика, химия, география, биология. | Ноябрь-апрель. | «Областной центр мониторинга качества образования» («ГУ ОЦМКО»), Зам. директора по УР, Учителя-предметники, Педагог – психолог. |
4. Работа классных руководителей, воспитателей по профориентации обучающихся
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Работа по индивидуальной программе допрофессионального развития обучающихся (вовлечение в кружки, факультативы, секции) | В течение года | Классные руководители, воспитатели, педагог – организатор. |
Организация тематических классных часов, праздников. Например: «Мир профессий» | Ежегодно | Классные руководители, воспитатели, педагог - организатор. |
Проведение классных мероприятий: «Профессии моей семьи» | Ежегодно | Классные руководители, воспитатели. |
Оформление стендов о профессии. | В течение года | Классные руководители, воспитатели, педагог - психолог. |
Организация и проведение встреч с людьми различных профессий. Например: «Мое место в государстве» | 1-е полугодие | Заместитель директора по ВР, педагог - психолог, классные руководители, воспитатели, педагог - организатор. |
5. Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Проведение конкурсных (спортивных) программ: - «Юные спасатели», - «Школа выживания», - «Школа безопасности» и др. | Ежегодно | Зам. директора по ВР, Начальник отдела по организации учебного процесса, офицеры - воспитатели. |
Беседы для 10- классов: -Правила и ошибки выбора профессии; - Многообразие мира профессий, типы профессий; -Региональный рынок труда и образовательных услуг; - Положение молодежи на рынке труда; -Возможности непрерывного образования; -Требования работодателя к молодым специалистам. | Октябрь | Педагог – психолог, кл. руководители, воспитатели, педагог - организатор. |
«День профессии» | Март – апрель | Зам. директора по ВР, Начальник отдела по орга-низации учебного процесса, педагоги-организаторы, вожатая, кл. руководители, воспитатели, офицеры-воспитатели. |
Конкурс: «Профессии моей семьи» - «Лучшая письменная работа» (сочинение, эссе); - «Лучшая творческая работа» (фоторепортаж, плакат и др,) - «Лучший мультимедийный проект» (мультимедиа презентация, видеоматериал) | Ежегодно Октябрь | Классные руководители, педагог – организатор, воспитатели, преподаватель русского языка, преподаватель информатики. |
«День выпускника» | Май | «Молодежная биржа труда» г. Кемерово. |
Знакомство с образовательными услугами района и округа: -участие в «Ярмарке ученических мест». | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, «Молодежная биржа труда» г. Кемерово. |
- Встречи с преподавателями ВВУ, ВУ, ССУ - зов и др. учреждений. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, педагог – психолог, социальный педагог. |
Круглый стол «Твой выбор сегодня» | Ежегодно | Зам. директора по ВР, социальный педагог, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, зам. директора по физической культуре, начальник медицинской службы, педагог – органи-затор, кл. руководители. |
Выпуск стенгазет к профессиональ-ным праздникам. | В течение года | Зам. директора по ВР, вожатая, педагог дополнительного образования ( ИЗО). |
Празднование «Дня учителя» -выпуск газет посвященных, «Дню учителя»; -конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»; -КВН «То ли еще будет» -праздничный концерт «Учитель! Как много в этом слове…»; -конкурс рисунков: «Моя школа» | Ежегодно | Заместитель директора по УР и зам. директора по ВР, кл. руководители, педагог-организатор, музыкальный руководитель, педагог до-полнительного образования (ИЗО). |
Встречи воспитанниками с выпускниками корпуса, представителями ВУЗ-ов. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР. |
Знакомство с жизнью и бытом офицеров, курсантов, солдат. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, педагог – организатор, офицеры – воспитатели. |
Спортивные соревнования (по графику): волейбол, баскетбол, лыжи, теннис и др. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, Зам. директора по физической культуре. |
Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных конфликтов и военной службы. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, педагог – организатор. |
Распространение, показ плакатов, буклетов, видеофильмов о военной службе и профессии офицера. | Зам. директора по ВР, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, педагог дополни-тельного образования (ИЗО). |
6. Работа педагога-психолога, социального педагога учреждения по профориентации обучающихся
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Профориентационная диагностика 11-х классов | Согласно плана педагога – психо-лога | Педагог-психолог |
Беседы с родителями обучающихся 11- х классов льготных категорий по вопросам оказания помощи в получении средне специального и высшего образования. | В течение года | Социальный педагог |
Индивидуальное консультирование обучающихся 10-11- х классов по выбору профессии. | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог. |
Сотрудничество с Центром занятости по трудоустройству обучающихся льготной категорий. | В течение года | Социальный педагог |
Организация консультаций при необходимости по трудоустройству обучающихся 11 – классов льготных категорий. | В течение года | Социальный педагог |
Взаимодействие с ССУ и ВУ, ВВУ- по вопросам оплаты учебы обучающихся льготных категорий. | По мере необходимости | Заместитель директора по ВР, социальный педагог. |
Создание и ведение картотеки по выбору профессии обучающихся льготных категорий обучающихся стоящими на учете. | Обновление ежегодно | Социальный педагог |
Индивидуальное консультирование обучающихся по выбору профессии. | В течение года | Социальный педагог, педагог- психолог |
Консультативная работа с родителями по дальнейшему обучению обучающихся 10-11-х классов. | В течение года | Социальный педагог, педагог-психолог |
Профориентационная диагностика обучающихся 10-11-х классов. | Согласно плана работы | Педагог-психолог |
7. Работа библиотеки по профориентации.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Оформление сменного и передвижного стенда: «Твой выбор» | В течение года | Библиотекарь |
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации. | В течение года | Библиотекарь |
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации. | В течение года | Библиотекарь |
Создание стенда: «Тебе, выпускник» | Ежегодно | Библиотекарь |
Создание картотеки «Образовательные услуги района, округа и др. регионов» | Ежегодно | Библиотекарь |
Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет» | Обновление ежегодно | Библиотекарь |
8. Совместная деятельность по профориентации обучающихся
с шефствующим учреждением
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Оформление в клубе сменного стенда «История МЧС» | В течение года | Начальник отдела по организации учебного процесса, зам. директора по ВР. |
Оформление стенда для шефов «Сотрудничество» о жизни ГОУ кадетская школа-интернат «Областная кадетская школа – интернат МЧС» | В течение года | Начальник отдела по организации учебного процесса, зам. директора по ВР, офицеры – воспитатели. |
Организация экскурсий: в музеи, организации МЧС | В течение года | Начальник отдела по организации учебного процесса, вожатая. |
Проведение классных часов и вечеров о профессиях. | В течение года | Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели, библиотекарь. |
Совместное празднование государственных и профес-сиональных праздников | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, Начальник отдела по организации учебного процесса. |
Совместные спортивные соревнования (по графику): волейбол, баскетбол, лыжи, теннис и др. | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, зам. директора по физической культуре. |
Занятия по ознакомлению с профессиями МЧС и офицера различного рода, и вида войск. | В течение года | Заместитель директора по ВР, Начальник отдела по организации учебного процесса, офицеры – воспитатели. |
Оказание помощи в решении социальных проблем разных категорий обучающихся (опекаемые, малообеспеченные и т.д.). | В течение года | Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог. |
Организация профессиональных проб (мужских дел: плановых мероприятиях боевой подготовки, участие кадет в полевых занятиях, парково-хозяйственных днях, тактических учениях и др.) | В течение года | Начальник отдела по организации учебного процесса, Зам. директора по ВР, офицеры – воспитате-ли, педагог-организатор, воспитатели. |
Проведение Дней воинской славы России, Дней видов и родов войск, выпуск специальных газет, военные игры, тематические вечера, викторины, конкурсы и спортивные праздники с военной тематикой. | В течение года | Заместитель директора по ВР, Начальник отдела по организации учебного процесса, Зам. директора по физической культуре, офицеры – воспитатели, педагог-организатор, |
9. Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей обучающегося и его профессиональному самоопределению
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Родительские собрания: - «Хочу, могу, надо». Изучение склонностей и способностей ребенка | Март | Заместитель директора по ВР., Зам. директора по УР, Начальник медицинско-го пункта, Начальник отдела по организации учебного процесса, Зам. директора по физической культуре, Педагог - психолог. |
- «Первые итоги» | Декабрь | Заместитель директора по ВР, Зам. директора по физической культуре, Педагоги дополнительного образования, Начальник отдела по организации учебного процесса. |
- «Развитие обучающегося во внеурочной деятельности» | В течение года | Заместитель директора по ВР, Зам. директора по физической культуре, педагоги дополнительного образования, воспитатели, офицеры – воспитатели, педагог - организатор. |
- Образовательные услуги, предоставляемые округом и др. регионами. | ||
Ознакомление родителей с исследованиями педагогов-психологов по выявлению склонностей и способностей обучающегося | Ежегодно | Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог. |
Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов обучающихся | В течение года | Заместитель директора По УР, Зам. директора по ВР, Начальник отдела по организации учебного процесса. |
Проведение родительских конференций: «Как я помогаю ребенку в выборе профессии» | Ежегодно | Заместитель директора по ВР, педагог – психолог, социальный педагог, кл. ру-ководители, педагог – организатор и др. специалисты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Доклад на пед совет "Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате"
Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся....
Система профориентационной работы в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской.
Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окруж...
Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»
Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...
Методические рекомендации по проведению утренней физической зарядки в кадетской школе.
Утренняя зарядка улучшает метаболизм, поможет зарядить энергией. Организм привыкнет к умеренной физической нагрузке и человек будет бодрым и активным весь день....