Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Мешкова Елена Анатольевна

Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.

Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при составлении комплексной программы по профориентации  в ОУ .

Планирование внеурочной деятельности по профориентационной работе со старшеклассниками в ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ  

РАБОТЫ   СПЕЦИАЛИСТАМИ

ГОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ

«ОБЛАСТНАЯ КАДЕТСКАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ МЧС»

                                                        Автор - составитель: педагог-психолог

                                                                                 Е.А. Мешкова

1.Создание системы диагностик, направленной на выявление   склонностей и    способностей  обучающихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выявление склонностей и способностей обучающихся 10 -11 х классов

Сроки согласно перспективного

плана

Зам. директора по научно - методической работе, педагог-психолог.

Анкетирование обучающихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметные кружки. Оказание помощи обучающимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости   от   их склонностей и способностей.

Май- сентябрь

(ежегодно)

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор, воспитатели.

Знакомство с результатами диагностики при приеме в учреждение 1-й год обучения.

Август - сентябрь

Зам. директора УР, зам. директора по физической культуре, педагог – психолог, классные руководители, педагог – организатор, офицеры – воспитатели, воспитатели.

  1. Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение учителями-предмет-никами  индивидуальной  про-граммы  допрофессионального   развития  обучающихся, корректив, внесенных  в  связи  с  переходом  обучающихся  в  следующих  класс и  на  основании  проведенных  в  классе  дополнительных  исследований.

Ежегодно

Заместитель директора по  УР, зам. директора по научно - методической работе.

Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития обучающихся и планирование деятельности.

Ежегодно

Учителя – предметники,

Классные руководители,

воспитатели.

3.Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий и работы предметных кружков

Сентябрь

(ежегодно)

Заместитель директора по УР, заместитель директора по ВР.

Проведение школьных олимпиад, конференций.

Ноябрь

(ежегодно)

Заместитель директора по УР, зам. директора по научно - методической деятельности.

Проведение предметных недель.

По школьному плану

Зам. директора по научно - методической деятельности, Зам. директора по УР, Руководители М/О,

Вовлечение обучающихся в деятельность творческих групп.

Ежегодно

Педагог - организатор, Педагоги дополни-тельного образования, кл. руководи-тели, воспитатели.

Научно-исследовательская работа обучающихся

В течение года

Зам. директора по научно – методической деятельности, зам. директора по УР, руководители МО, Руководитель научного общества учащихся.

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей обучающихся

Ежегодно

Зам. директора по УР,

учителя-предметники,

кл. руководители.

Проведение научно-исследова-тельских конференций 10-11-х классов

Ежегодно

Зам. директора по научно – методической деятельности, зам. директора по УР,

Руководитель научного общества учащихся

Участие в районных и других   научно-исследовательских конференциях

Ежегодно

Зам. директора по научно – методической деятельности, зам. директора по УР, учителя предметники.

Репетиция единого государственного экзамена (пробные сдача ЕГЭ)

- география, русский язык

- биология, химия

-математика, физика  

-русский  язык, математика, физика,    

  химия, география, биология.

Ноябрь-апрель.

«Областной центр мониторинга качества образования» («ГУ ОЦМКО»),

Зам. директора по УР,

Учителя-предметники,

Педагог – психолог.

4. Работа классных руководителей, воспитателей по профориентации обучающихся

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по индивидуальной программе допрофессионального развития обучающихся (вовлечение в кружки, факультативы, секции)

В течение года

Классные  руководители, воспитатели, педагог – организатор.

Организация тематических классных часов, праздников. Например: «Мир профессий»

Ежегодно

Классные руководители, воспитатели, педагог - организатор.

Проведение классных мероприятий: «Профессии моей семьи»

Ежегодно

Классные руководители, воспитатели.

Оформление стендов о профессии.

В течение года

Классные руководители, воспитатели, педагог - психолог.  

Организация и проведение встреч с людьми различных профессий.

Например: «Мое место в государстве»

1-е полугодие

Заместитель директора по  ВР, педагог - психолог, классные  руководители, воспитатели, педагог - организатор.

5. Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Проведение конкурсных (спортивных) программ:

- «Юные спасатели»,

- «Школа выживания»,

- «Школа безопасности» и др.

Ежегодно

Зам. директора по ВР, Начальник   отдела по организации учебного процесса, офицеры - воспитатели.

Беседы для 10- классов:

-Правила и ошибки выбора профессии;

- Многообразие мира профессий, типы   профессий;

-Региональный рынок труда и образовательных услуг;

- Положение молодежи на рынке труда;

-Возможности непрерывного образования;

-Требования работодателя к молодым специалистам.

Октябрь

Педагог – психолог,

кл. руководители,

воспитатели, педагог - организатор.

«День профессии»

Март – апрель

Зам. директора по ВР, Начальник отдела по орга-низации учебного процесса, педагоги-организаторы, вожатая, кл. руководители, воспитатели, офицеры-воспитатели.

Конкурс: «Профессии моей семьи»

- «Лучшая письменная работа» (сочинение, эссе);

- «Лучшая творческая работа» (фоторепортаж, плакат и др,)

- «Лучший мультимедийный проект» (мультимедиа презентация, видеоматериал)

Ежегодно

Октябрь

Классные руководители,

педагог – организатор,  воспитатели, преподаватель русского языка, преподаватель информатики.

«День выпускника»

Май

«Молодежная биржа труда» г. Кемерово.

Знакомство с образовательными услугами района и округа:

-участие в «Ярмарке ученических мест».

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, социальный педагог, «Молодежная биржа труда»

г. Кемерово.

- Встречи с преподавателями ВВУ, ВУ, ССУ - зов и  др.  учреждений.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, педагог – психолог, социальный педагог.

Круглый стол

«Твой выбор сегодня»

Ежегодно

Зам. директора по  ВР,  социальный  педагог, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, зам. директора по физической культуре, начальник медицинской службы, педагог – органи-затор, кл. руководители.

Выпуск стенгазет к профессиональ-ным праздникам.

В течение года

Зам. директора по ВР,

вожатая, педагог дополнительного образования ( ИЗО).

Празднование «Дня учителя»

-выпуск газет посвященных, «Дню учителя»;

-конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»;

-КВН «То ли еще будет»

-праздничный концерт «Учитель! Как много в этом слове…»;

-конкурс рисунков:

«Моя школа»

Ежегодно

Заместитель директора по  УР и зам. директора по ВР, кл. руководители, педагог-организатор, музыкальный руководитель, педагог до-полнительного образования

(ИЗО).

Встречи воспитанниками с выпускниками корпуса, представителями ВУЗ-ов.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР.

Знакомство с жизнью и бытом офицеров, курсантов, солдат.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, педагог – организатор, офицеры – воспитатели.

Спортивные соревнования (по графику): волейбол, баскетбол, лыжи, теннис и др.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, Зам. директора по физической культуре.

Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных    конфликтов и военной службы.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, педагог – организатор.

Распространение, показ плакатов, буклетов, видеофильмов о военной службе и профессии офицера.

Зам. директора по ВР, зам. начальника отдела по обеспечению учебного процесса, педагог дополни-тельного образования

(ИЗО).

6. Работа педагога-психолога, социального педагога    учреждения по профориентации обучающихся

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Профориентационная диагностика

11-х классов

Согласно плана педагога – психо-лога

Педагог-психолог

Беседы с родителями обучающихся 11- х классов   льготных категорий по вопросам оказания помощи в получении средне специального и высшего образования.

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальное консультирование обучающихся 10-11- х классов по выбору профессии.

В течение года

Педагог-психолог,

социальный педагог.

Сотрудничество с Центром занятости по трудоустройству обучающихся льготной категорий.

В течение года

Социальный педагог

Организация консультаций при необходимости по трудоустройству обучающихся 11 – классов льготных категорий.

В течение года

Социальный педагог

Взаимодействие с ССУ и ВУ, ВВУ-   по вопросам оплаты учебы обучающихся льготных категорий.

По мере необходимости

Заместитель директора по ВР, социальный педагог.

Создание и ведение картотеки по выбору профессии обучающихся льготных категорий обучающихся стоящими на учете.

Обновление ежегодно

Социальный педагог

Индивидуальное консультирование обучающихся   по выбору профессии.

В течение года

Социальный педагог,

педагог- психолог

Консультативная работа с родителями по дальнейшему обучению обучающихся 10-11-х классов.

В течение года

Социальный педагог,

педагог-психолог

Профориентационная диагностика   обучающихся 10-11-х классов.

Согласно

плана работы

Педагог-психолог

7. Работа библиотеки по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда:

«Твой выбор»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.

В течение года

Библиотекарь

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации.

В течение года

Библиотекарь

Создание стенда:

«Тебе, выпускник»

Ежегодно

Библиотекарь

Создание картотеки «Образовательные услуги района, округа и др. регионов»

Ежегодно

Библиотекарь

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

Библиотекарь

8. Совместная деятельность по профориентации обучающихся

с шефствующим  учреждением

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление в клубе сменного стенда «История МЧС»

В течение года

Начальник отдела   по организации учебного процесса, зам. директора по ВР.

Оформление стенда для шефов «Сотрудничество» о жизни ГОУ кадетская школа-интернат «Областная кадетская школа – интернат МЧС»

В течение года

Начальник отдела   по организации учебного процесса, зам. директора по ВР, офицеры – воспитатели.

Организация экскурсий: в музеи, организации МЧС

В течение года

Начальник отдела   по организации учебного процесса, вожатая.

Проведение классных часов и вечеров о профессиях.

В течение года

Заместитель директора по ВР, кл. руководители, воспитатели, библиотекарь.

Совместное празднование государственных и  профес-сиональных  праздников

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, Начальник отдела   по организации учебного процесса.

Совместные спортивные соревнования (по графику): волейбол, баскетбол, лыжи, теннис и др.

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, зам. директора по физической культуре.

Занятия по ознакомлению с профессиями МЧС и офицера различного рода, и вида войск.  

В течение года

Заместитель директора по ВР, Начальник отдела   по организации учебного процесса, офицеры – воспитатели.

Оказание помощи в решении социальных проблем разных категорий обучающихся

(опекаемые, малообеспеченные и т.д.).

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог.

Организация профессиональных проб (мужских дел: плановых мероприятиях боевой подготовки, участие кадет в полевых занятиях, парково-хозяйственных днях, тактических учениях и др.)

В течение года

Начальник отдела   по организации учебного процесса, Зам. директора по ВР, офицеры – воспитате-ли, педагог-организатор, воспитатели.

Проведение Дней воинской славы России, Дней видов и родов войск, выпуск специальных газет, военные игры, тематические вечера, викторины, конкурсы и спортивные   праздники с военной тематикой.

В течение года

Заместитель директора по ВР, Начальник отдела   по организации учебного процесса, Зам. директора по физической культуре, офицеры – воспитатели, педагог-организатор,

9. Оказание помощи родителям по выявлению склонностей и способностей обучающегося и его профессиональному самоопределению

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Родительские собрания:

- «Хочу, могу, надо».

Изучение склонностей и способностей ребенка

Март

Заместитель директора

по ВР., Зам. директора по УР, Начальник медицинско-го пункта, Начальник отдела   по организации учебного процесса, Зам. директора по физической культуре, Педагог - психолог.

- «Первые итоги»

Декабрь

Заместитель директора по ВР, Зам. директора по физической культуре, Педагоги дополнительного образования,

Начальник отдела   по организации учебного процесса.

- «Развитие обучающегося во внеурочной деятельности»

В течение года

Заместитель директора по ВР, Зам. директора по физической культуре, педагоги дополнительного образования, воспитатели,

 офицеры – воспитатели, педагог - организатор.

- Образовательные услуги, предоставляемые округом и др. регионами.

Ознакомление родителей с исследованиями педагогов-психологов по выявлению склонностей и способностей обучающегося

Ежегодно

Социальный педагог, классные руководители, педагог-психолог.

Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов обучающихся

В течение года

Заместитель директора

По УР, Зам. директора по ВР, Начальник отдела   по организации учебного процесса.

Проведение родительских конференций:

«Как я помогаю ребенку в выборе профессии»

Ежегодно

Заместитель директора

по ВР, педагог – психолог, социальный педагог, кл. ру-ководители, педагог – организатор и др. специалисты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ" Составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Курс "Человек и профессия" позволяет учащимся изучить свои возможности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей ш...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Доклад на пед совет "Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате"

Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся....

Система профориентационной работы в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской.

      Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окруж...

Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»

Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...

Методические рекомендации по проведению утренней физической зарядки в кадетской школе.

Утренняя зарядка улучшает метаболизм, поможет зарядить энергией. Организм привыкнет к умеренной физической нагрузке и человек будет бодрым и активным весь день....