Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе
материал на тему
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_yavlyaetsya_sostavnoy_chastyu_uchebno.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е.
Профориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе.
В её содержание входит:
- изучение и развитие интересов, склонностей, способностей учащихся к определённым видам деятельности;
- ознакомление учащихся с наиболее распространенными профессиями и воспитание у них профессиональных намерений, соответствующих потребностям общества;
- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и устойчивой профессиональной направленности;
- педагогическая консультация учащихся по вопросам выбора профессии;
Профессиональная ориентация проводится в соответствии с возрастом учащихся.
В 5-6 классах стараемся развивать у детей способности и творческое мышление, развивать любовь и уважение к труду и людям труда, расширять их общий и политехнический кругозор и любознательность, закладывать основы научного мировоззрения и общую готовность к труду.
В 7-8 классах возможности ознакомления воспитанников с разнообразными профессиями значительно расширяется. Стараемся активно вовлекать учащихся в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия. Побуждаем их самовоспитанию и поиску своего призвания. Оказываем помощь в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.
В 9 классе занимаемся уже углублённым изучением конкретных профессий. Усиливаем работу по воспитанию у них профессиональных интересов чувства ответственности за правильный выбор профессии. Говорим о реальных возможностях трудоустройства, поступлении в специальные учебные заведения. Знакомим с требованиями разных профессий к качествам человека.
Любая трудовая деятельность может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если индивидуальные качества человека соответствуют требованиям, которые предъявляет какая-либо профессия к человеку. С этой целью мы проводим следующую работу: анкетирование, беседы, наблюдения, анализируем сочинения учащихся, медицинское обследование.
При анкетировании учащихся необходимо соблюдать следующие правила:
- Вопросы должны быть конкретными, ясными и четкими.
- Необходимо предлагать несколько взаимно контролирующих вопросов
- Кроме вопросов профессиональных интересов, должны быть вопросы об учебных и других увлечениях, чтобы судить об общей направленности личности ученика
- Необходимо предоставлять учащимся достаточное время на обдумывание ответов во избежание их поспешности (Приложение №1)
При изучении учащихся необходимо учитывать следующие данные о них:
- Общие сведения об учащихся, образование, род занятий родителей, здоровье школьника, воспитательное влияние родителей на ребёнка и их помощь в выборе профессии
- Направленность личности учащегося. Интерес к учебным предметам, видам деятельности и профессиям; участия в общественной жизни и общественно полезной труде (степень активности, виды работ); внеурочные занятия (факультативная, кружкой, групповая и индивидуальная работа по интересам); моральные качества (дисциплинированность, трудолюбие и др.); кем хочет быть и т.п.
- Способности и достижения воспитанников. Оценка результатов обучения в целом и по отдельным предметам, самостоятельности, сообразительность, умение глубоко понять связи между фактами, идеями, творческое использование знаний.
- Наличие выраженных специальных способностей: организаторских, педагогических, математических, технических, художественных, музыкальных, вокальных, артистических, литературных, исследовательских и других. Практические успехи по развитию интересов, психологические качества, черты характера.
- Профессиональное самоопределение. Выбрал ли профессию, обосновал ли выбор, его мотивы, подготовленность воспитанника к работе или обучению.
Проведение бесед или лекций о профессии.
- Беседа или лекция должны проводиться специалистами, хорошо знающими своё дело.
- Можно использовать факты биографии своей или других специалистов для того, чтобы рассказать о причинах успехов и неудач на пути к овладению профессией и т.д.
- Беседа не должна быть декларативной. Каждое положение необходимо подкрепить примерами, фактами. Не следует придавать ей и агитационную направленность.
Вопросы:
- Значение правильного выбора профессии.
- Наиболее типичные ошибки при выборе профессии.
- Единство личных и общественных интересов при выборе профессии.
- Общие сведения о профессии:
- место профессии в технологическом процессе производства;
- предмет, средства и результат труда;
- содержание и характер деятельности. Что должен знать и уметь специалист.
5. Условия работы и требования, предъявляемые к специалисту:
- гигиенические условия;
- психологическая характеристика труда;
- социальные условия;
- экономические условия.
6. Система подготовки:
- пути получения профессии;
- связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
- уровень и объём профессиональных знаний, навыков и умений.
- перспективы профессионального роста;
- где можно продолжить ознакомление с профессией, что читать о ней.
Проведение экскурсий на предприятии.
Примерный перечень вопросов для воспитанников при проведении экскурсии на предприятии.
- Как строится технологический процесс данного предприятия.
- Какая техника используется на предприятии.
- Основные профессии на предприятии.
- Требуемое образование для работы по профессии.
- Какие знания и умения, получаемые в школе, особенно необходимы при работе по профессии.
- Какие требования к личным качествам работника предъявляются профессией
- Характер творчества и встречающиеся трудности в работе.
- Какие возможности имеются на предприятии для овладения профессией
Приложение №1
АНКЕТА
Опроса учащихся 5 -6 классов.
Класс __________ Дата заполнения____________________
- В каком кружке или секции ты занимаешься? Где и в какое время?
- В каком кружке или секции ты думаешь заниматься в новом (этом) учебном году?
- Назови самые интересные, по твоему мнению, дела, которые проводились в классе и в школе в этом (прошлом) учебном году.
- Почему они тебе понравились?
- Назови своё любимое занятие в свободное время.
- Укажи, какие книги, журналы и газеты ты любишь читать.
- Что ты предлагаешь провести в классе и в школе в этом (будущем) учебном году?
- Что, по твоему мнению, нужно сделать; чтобы школьная жизнь стала интереснее?
- Назови профессии, которые тебе нравится.
- Кратко расскажи, что ты знаешь о своей любимой профессии.
- Откуда ты узнал о своей любимой профессии?
- Какую профессию тебе советуют избрать твои родители?
- Чем они объясняют?
- Какие у тебя обязанности по дому и как ты их выполняешь?
- Сведения о родителях (образование, место работы, кем работают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...
Опыт работы "Организация профориентационной работы в школе"
Данная работа знакомит с определением "профориентации", целями, направлениями и формами профориентационной работы в школе....
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся старшей школы по английскому языку...
Организация профориентационной работы в школе.
Презентация разработана для выступления на районной конференции по обмену опытом в работе по профориентации....
Методические рекомендации по организации профориентационной работы с подростками на занятиях по программе «Основы вождения»
Методические рекомендации по организациии профориентационной работы с подростками на занятиях по программе "Основы вождения"...
Методические рекомендации по организации профориентационной диагностики и профессионального консультирования подростков с ограниченными возможностями
Методические рекомендации по организации профориентационной диагностики и профессионального консультирования подростков с ограниченными возможностями предназначены для специалистов и руководителей учр...