Программа по развитию интеллектуальных способностей "Создаем игру вместе"
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме
Основная идея данной программы – развитие интеллектуального и личностного потенциала младших подростков, а также формирование у них навыков проектной деятельности посредством игровой деятельности, представленной различными формами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_intellektualnogo_razvitiya.rar | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
СОЗДАЕМ ИГРУ ВМЕСТЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ГУБКИНСКИЙ
Автор-составитель:
Д.Ч. Халитова,
педагог-психолог
МБОУ «ООШ №1»
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра ребенка – это жизненная лаборатория
С.Т. Шацкий
Основная идея данной программы – развитие интеллектуального и личностного потенциала младших подростков, а также формирование у них навыков проектной деятельности посредством игровой деятельности, представленной различными формами.
Задача развития интеллекта становится особенно актуальной для детей младшего подросткового возраста. Данный возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Стремление к самообразованию – характерная особенность подросткового возраста.
С другой стороны, развитие интеллектуальных способностей тесно связано с развитием личности ребенка, эти процессы безусловно взаимосвязаны и неразрывны между собой. Поэтому, определяя для себя задачу – развитие интеллекта – мы несомненно решаем параллельную ей, не менее важную, - развитие личностных качеств обучающихся. Актуальность решения данной задачи в условиях современного образования обуславливается, прежде всего, требованиями ФГОС, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, таких как любовь к своему и краю и Отечеству, ценность человеческой жизни и семьи, познание мира, умение учиться, социальная активность, стремление к здоровому образу жизни и т.д. Все эти параметры личностного становления школьника нашли свое отражение в работе Степанова П.В. «Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания», которую мы брали за основу при разработке отдельных разделов данной программы.
Все выше сказанное, по нашему мнению, призвана решать интеллектуальная игра.
Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Причем в отличии от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки.
Разработанная нами программа также ставит своей целью развитие у обучающихся навыков проектной деятельности. Данный вид деятельности является сегодня наиболее востребованным в школе и становится уместным не только на уроке, но и во внеурочной работе с детьми. Научить детей играть – это всего лишь один шаг на пути к успеху. Главная цель – научить их самих создавать игру. А это требует наличие определенных навыков, в том числе и навыков создания проекта.
Таким образом, играя с младшими школьниками в различные интеллектуальные игры, обучая их приемам создания новых игр, мы предполагаем развивать у них интеллектуальные способности, личностный потенциал и навыки проектной деятельности.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего подросткового возраста, их личностного потенциала и навыков проектной деятельности.
Исходя из поставленной цели, мы определили ряд задач, решение которых необходимо для реализации программы.
Задачи:
- Образовательные:
- создание банка интеллектуальных игр для младших подростков, способствующих развитию у них интеллекта, и применение их на практике;
- формирование навыков проектной деятельности через обучение созданию интеллектуальных игр;
- Развивающие: развитие личностных свойств обучающихся: самостоятельности, ответственности, активности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
- Воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Возрастная группа детей, которой адресована программа
Данная программа разработана для учащихся 5-х классов. Занятия проводятся один раз в неделю на протяжении всего учебного года.
Предполагается, что в рамках реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие результаты:
- повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- получение школьниками опыта самостоятельного создания проектов.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей будет представлено по окончанию I и II полугодий в виде творческих работ, самостоятельных проектов, созданных участниками программы, а также в форме различных мероприятий.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Содержание | Сроки проведения |
5 класс | |||
1 | Вводное занятие | Знакомство детей с программой, постановка целей и задач на учебный год | Сентябрь |
2 | «Увлекательный мир игры» | Знакомство с различными видами интеллектуальных игр | |
3 | «Быстрее, выше, умнее!» | Подготовка к участию в спортивно-интеллектуальной игре, посвященной ЗОЖ детей в семье | |
4 | «Быстрее, выше, умнее!» | Организация и проведение спортивно-интеллектуальной игры, посвященной ЗОЖ детей в семье | |
5 | Познавательные игры | Знакомство детей с различными видами познавательных игр | Октябрь |
6 | Как играть с пословицами и поговорками | Обучение приемам игры с пословицами и поговорками. Знакомство с играми: «Соберем пословицу», «Сочиним пословицу», «Сходные пословицы», «Аукцион пословиц и поговорок», «Узнай пословицу по рисунку», и т.д. | |
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | Как играть с загадками | Обучение приемам игры с загадками. Знакомство с различными видами загадок: народные загадки, числовые загадки, загадки-добавлялки, кроссворды, ребусы и т.д. Обучение приемам составления загадок | Ноябрь |
11 | |||
12 | Как играть со словами | Обучение приемам игры с со словами. Знакомство с играми «первая и последняя», «Новые слова», «Стоп!», «Наборщик» и т.д. | |
13 | «Умные игры» | Итоговое занятие по знакомству с загадками, пословицами и поговорками, играми со словами. Организация мини-конкурса на лучшую игру, придуманную ребятами | |
14 | «Праздник загадки» | Подготовка и организация игрового классного часа для учащихся начальной школы, подбор материала, оформление мероприятия | Декабрь |
15 | |||
16 | |||
17 | Итоговое занятие за полугодие | Организация чаепития, обсуждение проделанной работы, выявление и награждение самых активных и творческих участников | |
18 | Игры с предметами | Обучение приемам интеллектуальной игры с предметами. Знакомство с играми «Комната находок», «Колесо», «Часы», «Узнай по описанию» и т.д. Создание с детьми новых игр с предметами, применение их на практике, отбор наиболее удачных вариантов игр для игры с младшими школьниками на переменах | Январь |
19 | |||
20 | |||
21 | «Покорение вершины» | Знакомство учащихся с комплексной интеллектуальной игрой «Покорение вершины». Применение игры на практике. Разбор игры (особенности построения заданий, наличие разнообразный игровых приемов) | Февраль |
22 | Подбор детьми заданий для игры «Покорение вершины» с учащимися начальной школы, разработка плана игры, подготовка к проведению | ||
23 | Организация и проведение игры «Покорение вершины» для участников параллельной группы | ||
24 | |||
25 | «Цветная викторина» | Организация и проведение веселых викторин с участниками программы. Подготовка учащихся к разработке викторин для других учащихся школ | Март |
26 | Викторина «Самый, самая, самое» | ||
27 | Викторина «Наши превращения» | ||
28 | Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» | Знакомство участников программы с особенностями интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», просмотр фрагментов телепередач | Апрель |
29 | Подготовка игры «Что? Где? Когда?» для учащихся 4-х классов. Подбор вопросов, назначение ответственных за организацию и проведение игры. Подготовка аудитории | ||
30 | |||
31 | Организация игры «Что? Где? Когда?» для учащихся 4-х классов | ||
32 | «Эти загадочные ребусы» | Обучение детей разгадыванию ребусов различной сложности | Май |
33 | «Блеф-клуб» | Знакомство учащихся с особым видом викторины, вопросы которой начинаются со слов «Верите ли вы, что…» | |
34 | Игра «Кто хочет стать миллионером?» | Знакомство детей с игрой «Кто хочет стать миллионером?» Организация и проведение игры с участниками программы | |
35 | Итоговое занятие | Организация чаепития, обсуждение проделанной работы, выявление и награждение самых активных и творческих участников. Обсуждение планов и предложений работы группы на следующий год |
Список литературы
- Баландин Б.Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц. М., 2008.
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2008.
- Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. Изд. АРКТИ, 2008.
- Саблина Е.С. Интеллектуальные игры. Архангельск, Поморский университет, 2004.
- Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. М., Академия, 2003.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра. Вместе к Лермонтову
Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учащихся ( 8 -9 классы) Цель: расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова; - воспитание любви к русской литер...
Интеллектуальна игра"Вместе к Лермонтову".
(Игра рассчитана на участие 3 команд по 3 – 5 учеников)Цели: - расширить представления учеников о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова; — воспитание любви к русской литературе, к творчеству М.Ю.Л...
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"
Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...
Играем вместе "Игры, игровые упражнения для развития речи детей дошкольников в домашних условиях"
игры, игровые упражнения на развитие мелкой моторики и закрепление различных речевых навыков...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей
В программе приводится психолого-педагогическок и методико-психологическое обоснование темы. Предложены механизмы реализации направлений развития интеллектуальных способностей при изучении математики....
Командная интеллектуально-творческая игра «Мы вместе» (развиваем навыки будущего)
Командная интеллектуально-творческая игра «Мы вместе» (развиваем навыки будущего)...